Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы социально-экономического профиля в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 100401 «Туризм». Обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям изучают дисциплину в объеме 64 часа.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ud_russkiy_yazyk_i_kultura_rechi.docx | 65 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора № 01-7/70-1
от «5»сентября 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
Уровень основной образовательной программы базовый
Специальность 100401 «Туризм», 101101 «Гостиничный сервис»
Профиль социально-экономический
Форма обучения очная
Срок освоения ОПОП 2 года и 10 мес.
Улан-Удэ 2013
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ФГОС СПО по специальности 100401 «Туризм», утвержденный Министерством образования и науки РФ «2» апреля 2010 г. №256.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании
ПЦК ОГСЭ от «05» сентября 2013г., протокол № 1
Председатель ПЦК: /С.А.Тютрина/
Методист: /Т.В.Эрдынеева/
Согласовано:
Заместитель директора по организации УМР: /Т.А.Бадлуева/
Разработчик:
Преподаватель русского языка и литературы: /С. Т. Леонова/
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам. директора по организации учебной, методической работы
/ Т.А. Бадлуева/ 03 сентября 2013г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2013 – 2014 учебном году на заседании ПЦК ОГСЭ
Протокол от « »сентября 2013 г.
Председатель ПЦК ОГСЭ: /С.А.Тютрина/
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы социально-экономического профиля в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 100401 «Туризм». Обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям изучают дисциплину в объеме 64 часа.
Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т. д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского народа.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью;
- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка;
- специфику устной и письменной речи;
- правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
Контрольные работы | 4 |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
Домашняя работа – выполнение упражнений, решение лингвистических задач, оформление таблиц, составление деловой документации, словарная работа, написание сочинений, подготовка справочного материала. Выполнение исследовательских работ по темам: - Речевая культура – часть общечеловеческой культуры - Языковая норма как историческая категория - Качества хорошей речи Выполнение подготовительных вариантов экзаменационных тестов | 14 6 12 |
Итоговая аттестация другие формы контроля экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
Значимость речевой культуры для духовной жизни общества. Речевая культура как проявление личности. Предмет культуры речи как лингвистической единицы. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | ||||
Раздел 1. Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи. | 9 | ||||
Тема 1.1. Язык и речь | Содержание учебного материала | ||||
1 | Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке. Языковая норма. Типы нормы. Словари русского языка. | 4 | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||
Тема 1.2. Культура речи | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). | 1 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение исследовательской работы | 1 | ||||
Раздел 2. Лексикология и фразеология. Лексические нормы | 18 | ||||
Тема 2.1. Лексические и фразеологические единицы русского языка | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Слово, его лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение исследовательской работы | 1 | ||||
Тема 2.2. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Лексические ошибки и их исправление. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Изобразительно- выразительные возможности лексики и фразеологии. | 2 | 1 | ||
2 | Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Афоризмы. | 2 | |||
3 | Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. | 2 | |||
4 | Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправления. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольная работа. Лексические ошибки и их исправление. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Написание сочинения | 5 | ||||
Раздел 3. Акцентология и орфоэпия. Акцентологические и орфоэпические нормы. | 11 | ||||
Тема 3.1.Фонетика | Содержание учебного материала | ||||
1 | Фонетические единицы языка (фонемы). Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. | 2 | 1 | ||
2 | Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений. | 2 | ||||
Тема 3.2. Орфоэпия | Содержание учебного материала | ||||
1 | Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Варианты русского литературного произношения. | 2 | 2 | ||
2 | Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности | 2 | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение лингвистических задач | 2 | ||||
Раздел 4. Словообразование. Словообразовательные нормы | 6 | ||||
Тема 4.1. Способы словообразования | Содержание учебного материала | ||||
1 | Способы словообразования. | 1 | 1 | ||
2 | Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 1 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление таблиц | 1 | ||||
Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования | Содержание учебного материала | ||||
1 | Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 2 | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление деловой документации | 1 | ||||
Раздел 5. Морфология. Морфологические нормы. | 9 | ||||
Тема 5.1.Части речи | Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Самостоятельные и служебные части речи. | 2 | |||
2 | Морфологические нормы русского языка. Нормативное употребление форм слова. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Словарная работа | 2 | ||||
Тема 5.2. Речевые ошибки | Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Ошибки в речи. Стилистика частей речи. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка справочного материала | 1 | ||||
Раздел 6. Синтаксис. Синтаксические нормы | 12 | ||||
Тема 6.1. Словосочетание и предложение | Содержание учебного материала | ||||
1 | Основные синтаксические единицы: словосочетание. | 2 | 1 | ||
2 | Предложение. Простое, осложненное, сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка справочного материала | 2 | ||||
Тема 6.2. Выразительные возможности русского языка. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи. | 2 | 11 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение подготовительных экзаменационных тестов. | 1 | ||||
Тема 6.3. Синтаксическая синонимия. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 2 | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение подготовительных экзаменационных тестов. | 1 | ||||
Раздел 7. Орфографические и пунктуационные нормы. | 15 | ||||
Тема 7.1. Принципы русской орфографии | Содержание учебного материала | ||||
1 | Типы и виды орфограмм. | 2 | 2 | ||
2 | Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. | 2 | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольная работа. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение подготовительных экзаменационных тестов. | 3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 7.2. Принципы русской пунктуации. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. | 2 | 1 | ||
2 | Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская пунктуация в аспекте речевой выразительности. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||
Раздел 8. Лингвистика текста. | 13 | ||||
Тема 8.1. Текст. Типы речи. Функциональные стили литературного языка. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Текст и его структура. Функционально- смысловые типы речи. | 2 | 1 | ||
2 | Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текстов разных стилей. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольная работа: Текст и его структура. Функционально- смысловые типы речи. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение подготовительных экзаменационных тестов. | 3 | ||||
Тема 8.2. Жанры деловой и учебно- научной речи. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Жанры деловой речи: договор, деловое письмо, доверенность, служебная записка. Жанры учебно-научной речи: лекция, доклад, курсовая работа, реферат. | 2 | |||
Лабораторные работы | 0 | ||||
Практические занятия | 0 | ||||
Контрольные работы | 0 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение подготовительных экзаменационных тестов. | 2 | ||||
Всего: | 96 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и культуры речи.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места студентов по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- схемы-фолио;
- таблицы демонстрационные.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- лицензионное программное обеспечение;
- мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
1. Власенков А. И., «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи»: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учр. М.: Просвещение, 2010. -350 с.
2. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
3. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Интернет-ресурсы:
1.Электронный учебник по русскому языку «Доцент»
2. http://language.institute.sfu-kras.ru/russian_langua
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
| Фронтальный опрос, Самоконтроль, взаимоконтроль, Оценка уровня овладения речевыми навыками по 5-балльной системе. |
Знания:
| Фронтальный опрос, Самоконтроль, взаимоконтроль, Оценка уровня овладения речевыми навыками по 5-балльной системе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...
Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности 030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...
Программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"
Программа составлена для специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Программа опирается на знания студентов, полученные на занятиях по учебному предмету "Русский ...