Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
рабочая программа на тему

Сундупова Туяна Цыренжаповна

    Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной  программы социально-экономического профиля в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 100401  «Туризм». Обучающиеся в учреждении СПО по данным  профилям изучают дисциплину в объеме 64 часа.

   Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № 01-7/70-1

от «5»сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

Уровень основной образовательной программы базовый

Специальность 100401 «Туризм», 101101 «Гостиничный сервис»

Профиль социально-экономический

Форма обучения очная

Срок освоения ОПОП 2 года и 10 мес.

 

Улан-Удэ 2013

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ФГОС СПО по специальности 100401 «Туризм», утвержденный Министерством образования и науки РФ «2» апреля 2010 г. №256.

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании

ПЦК ОГСЭ от «05» сентября 2013г., протокол № 1

Председатель ПЦК:                                                  /С.А.Тютрина/

Методист:                                                                /Т.В.Эрдынеева/

Согласовано:

Заместитель директора по организации УМР:                             /Т.А.Бадлуева/

Разработчик:

Преподаватель русского языка и литературы:                            /С. Т. Леонова/


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам. директора по организации учебной, методической работы

                          / Т.А. Бадлуева/ 03 сентября 2013г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2013 – 2014 учебном году на заседании ПЦК ОГСЭ

Протокол от «   »сентября 2013 г.

Председатель ПЦК ОГСЭ:                                          /С.А.Тютрина/

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной  программы социально-экономического профиля в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 100401  «Туризм». Обучающиеся в учреждении СПО по данным  профилям изучают дисциплину в объеме 64 часа.

   Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т. д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского народа.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в  профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  •  анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
  • пользоваться словарями русского языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  знать:

  •  различия между языком и речью;
  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • нормы русского литературного языка;
  • специфику устной и письменной речи;
  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  64  часов;

самостоятельной работы обучающегося 32 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

Контрольные работы

4

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

Домашняя работа – выполнение упражнений, решение лингвистических задач, оформление таблиц, составление деловой документации, словарная работа, написание сочинений,  подготовка справочного материала.

Выполнение исследовательских работ по темам:

- Речевая культура – часть общечеловеческой культуры

- Языковая норма как историческая категория

- Качества хорошей речи

Выполнение подготовительных вариантов экзаменационных тестов

14

6





12

Итоговая аттестация другие формы контроля экзамена 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Значимость речевой культуры для духовной жизни общества. Речевая культура как проявление личности. Предмет культуры речи как лингвистической единицы.

Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение исследовательской работы

1

Раздел 1. Современный  русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи.

9

Тема 1.1. Язык и речь

Содержание учебного материала

1

Язык и речь. Основные единицы языка.  Понятие о  литературном языке. Языковая норма. Типы нормы. Словари русского языка.

4

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение исследовательской работы

2

Тема 1.2. Культура речи

Содержание учебного материала

2

1

Понятие культуры речи,  её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение исследовательской работы

1

Раздел 2.  Лексикология и фразеология. Лексические нормы

18

Тема 2.1. Лексические и фразеологические единицы русского языка

Содержание учебного материала

2

1

Слово, его лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение исследовательской работы

1

Тема 2.2. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Лексические ошибки и их исправление.

Содержание учебного материала

1

Изобразительно- выразительные возможности лексики и фразеологии.

2

1

2

Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Афоризмы.

2

3

 Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте.

2

4

Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправления.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольная работа. Лексические ошибки и их исправление.

        2

Самостоятельная работа обучающихся:

  Написание сочинения                                    

5

Раздел 3. Акцентология и орфоэпия. Акцентологические и орфоэпические нормы.

11

Тема 3.1.Фонетика

Содержание учебного материала

1

Фонетические единицы языка (фонемы). Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

2

1

2

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений.

2

Тема 3.2. Орфоэпия

Содержание учебного материала

1

Орфоэпические  нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Варианты русского литературного произношения.

2

2

2

Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности

2

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение лингвистических задач

2

Раздел 4. Словообразование. Словообразовательные нормы

6

Тема 4.1. Способы словообразования

Содержание учебного материала

1

Способы словообразования.

1

1

2

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Оформление таблиц 

1

Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования  

Содержание учебного материала

1

Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление деловой документации 

1

Раздел 5. Морфология. Морфологические нормы.

9

Тема 5.1.Части речи

Содержание учебного материала

1

1

Самостоятельные и служебные части речи.

2

2

Морфологические нормы русского языка. Нормативное употребление форм слова.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Словарная работа 

2

Тема 5.2. Речевые ошибки

Содержание учебного материала

1

1

Ошибки в речи. Стилистика частей речи.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:  Подготовка справочного материала

1

Раздел 6. Синтаксис. Синтаксические нормы

12

Тема 6.1. Словосочетание и предложение

Содержание учебного материала

1

Основные синтаксические единицы: словосочетание.

2

1

2

Предложение. Простое, осложненное, сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

  Подготовка справочного материала

2

Тема 6.2. Выразительные возможности русского языка.

Содержание учебного материала

1

Инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи.

2

11    1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение подготовительных экзаменационных тестов.

1

Тема 6.3. Синтаксическая синонимия.


Содержание учебного материала

1

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

2

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение подготовительных экзаменационных тестов.

1

Раздел 7. Орфографические и пунктуационные нормы.

15

Тема 7.1.

Принципы  русской орфографии

Содержание учебного материала

1

Типы и виды орфограмм.

2

2

2

Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

2

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольная работа.

2

Самостоятельная работа обучающихся:  Выполнение подготовительных экзаменационных тестов.

3

1

2

3

4

Тема 7.2. Принципы русской пунктуации.

Содержание учебного материала

1

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация.

2

1

2

Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская пунктуация в аспекте речевой выразительности.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение подготовительных экзаменационных тестов.

2

Раздел 8. Лингвистика текста.

13

Тема 8.1. Текст. Типы речи. Функциональные стили литературного языка.

Содержание учебного материала

1

Текст и его структура. Функционально- смысловые типы речи.

2

1

2

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые  признаки, особенности построения текстов разных стилей.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольная работа: Текст и его структура. Функционально- смысловые типы речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение подготовительных экзаменационных тестов.

3

Тема 8.2. Жанры деловой и учебно- научной речи.

Содержание учебного материала

2

1

Жанры деловой речи: договор, деловое письмо, доверенность, служебная записка.

Жанры учебно-научной речи: лекция, доклад, курсовая работа, реферат.

2

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение подготовительных экзаменационных тестов.

2

       Всего:

96



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и культуры речи.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие  места студентов по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • схемы-фолио;
  • таблицы демонстрационные.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • лицензионное программное обеспечение;
  • мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения:

1. Власенков А. И., «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи»: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учр. М.: Просвещение, 2010. -350 с.  

2. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

3. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

4. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

Интернет-ресурсы:

1.Электронный учебник по русскому языку «Доцент»

 2. http://language.institute.sfu-kras.ru/russian_langua

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  •  анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
  • пользоваться словарями русского языка.

Фронтальный опрос,

Самоконтроль, взаимоконтроль,

Оценка уровня овладения речевыми навыками по 5-балльной системе.

Знания:

  • различия между языком и речью;
  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • нормы русского литературного языка;
  • специфику устной и письменной речи;
  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

Фронтальный опрос,

Самоконтроль, взаимоконтроль,

Оценка уровня овладения речевыми навыками по 5-балльной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...

Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности  030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...

Программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"

Программа составлена для специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Программа опирается на знания студентов, полученные на занятиях по учебному предмету "Русский ...