Методическое сообщение "Метод вариантов- как способ работы над вариациями"
учебно-методический материал
эта методическая работа будет актуальна всегда, потому что она представляет собой комплекс знаний, умений и навыков баяниста, при помощи которых можно добиться нужного художественного, звукового результата. Соотношение музыкальных и технических задач в работе баяниста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы к более высокому пониманию музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое сообщение | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Пикалевская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Метод вариантов - как способ работы над вариациями»
Преподаватель Бойцова Е.С.
Пикалево
2018год
I. Пояснительная записка.
Моя методическая разработка посвящена технической стороне обучения игре на баяне: методе вариантов, как способе работы над вариациями. Это обобщение моего педагогического опыта. В работе я раскрываю наиболее приемлемые способы решения технических проблем, которые нашли применение именно в моей педагогической практике. Уделила внимание и некоторым ошибкам, встречающимся на практике. Материал может быть полезен как начинающим преподавателям, так и тем, у кого уже есть свой опыт преподавания для расширения кругозора.
Цель: раскрыть значение работы над техническими формулами при игре на баяне, понятия развития совокупности игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой работы исполнителя.
Актуальность: эта методическая работа будет актуальна всегда, потому что она представляет собой комплекс знаний, умений и навыков баяниста, при помощи которых можно добиться нужного художественного, звукового результата. Соотношение музыкальных и технических задач в работе баяниста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы к более высокому пониманию музыки.
II. Введение.
Музыкальная педагогика как искусство.
К.Д. Ушинский называет педагогику (как практическую, педагогическую работу, а не теорию) искусством «самым высоким и необходимым из всех искусств». Общение и занятие с педагогом в классе и вне класса способствуют не только приобретению учащимися знаний, профессиональных навыков; способствуют гармоничному всестороннему развитию их способностей, но и формированию их отношения к труду, творчеству, восприятию этических норм взаимоотношений между людьми, восприятию способов обучения и воспитания, что, конечно, окажет благотворное влияние на их будущую деятельность.
Педагог должен быть артистом в работе с учеником, должен всегда находиться в творческом поиске наиболее ярких и красочных образов, должен добиваться наиболее простых, разумных способов решения сложных художественных задач; его требовательность, доброжелательность, творческое горение должны зарождать в ученике любовь к музыке, к искусству; укреплять волю к преодолению трудностей, желание овладеть всеми техническими и выразительными средствами исполнения.
И. Лесман писал: «Музыканта нельзя принуждать – его можно увлекать творческим горением и высокими общественными идеалами, любовью к искусству и к педагогической работе, убеждать художественно оправданной трактовкой произведений и разумностью методов развития исполнительского мастерства, привлекать чуткостью подхода к индивидуальным особенностям дарования и склада характера, покорять высокой принципиальностью и подлинной гуманностью» [10. с. 15]. Во всём вышесказанном и состоит смысл понятия «искусство» в применении к науке – музыкальной педагогике.
«Разучивая только художественный материал, и не занимаясь технической работой, ученик будет отставать в технической стороне исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определенных хорошо отработанных двигательных навыков». (В. Демченко).
Когда говорят о баянной технике, то имеют в виду быстроту движения пальцев по клавишам, совершенное владение мехом, тонкость и яркость нюансировки, точность и ясность штрихов, а также свободу исполнительского аппарата, умения рационально использовать мышечную энергию. Но вне музыкальной задачи техника не может существовать. Техника включает в себя все, чем должен обладать баянист, стремящийся к содержательному исполнению.
III. Общие принципы воспитания техники игры на баяне.
Техническое развитие в классе баяна.
В музыкально-исполнительском искусстве имеются особые трудности – это трудности моторики, т.е. той части техники, которая относится к игровым движениям. Работа над ними занимает огромную часть времени и сил исполнителя. Они требуют, чтобы обучение начиналось с раннего детства. С этого же возраста становится необходимой ежедневная тренировка. Ни один музыкант-исполнитель не может обойтись без глубокого всестороннего знания секретов своего мастерства. Еще более важно это знание музыкантам-педагогам, каждому из которых приходится сталкиваться с учениками самых разнообразных музыкально-творческих и технических способностей. Проблемы у учеников бывают совершенно разные – постановка рук, слабый слуховой контроль, либо слабое внимание, не понимание музыкальной графики и многие другие. Но независимо от трудностей, исполнительской техникой баяниста необходимо заниматься в раннем возрасте, не нужно ждать, что техника появится вместе с музыкальной зрелостью.
Техника – предельная точность и быстрота пальцевых движений. Это важное средство передачи художественного содержания произведения.
Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить о главных технических элементах, к которым относятся: посадка, постановка инструмента и рук, техника ведения меха, аппликатура, координация движений правой и левой руки, темп, штрихи.
IV. Метод вариантов - как способ работы над вариациями.
При работе над преодолением различных технических сложностей часто пользуются методом вычленения, то есть выучиванием отдельно взятых эпизодов. В учебной практике этот метод получил название - метод вариантов. В моей педагогической практике нашли применение наиболее доступные, простые и понятные детям способы. Применять метод вариантов вначале нужно в медленном темпе. Рассмотрим некоторые из них.
Изменения штриха:
Полезно применять при проработке эпизодов в пьесах и этюдах на «мелкую технику». Большую пользу приносит сочетание штрихов легато и стаккато. Игра таким приемом развивает двигательную смелость и активизирует внимание исполнителя. Штрих стаккато очень эффективен в мелкой технике. Он исполняется молниеносным пальцевым ударом без лишних движений. Если требуется острый, чёткий, упругий штрих, то пальцы следует слегка подогнуть, округлить, работать они будут в этом случае как «молоточки».
Изменение силы звука предполагает игру на различных динамических уровнях. Громкая игра дает возможность более полно воспринимать гармоническую фактуру произведения. При игре тихим звуком у баяниста активизируется слуховое восприятие, так как ему приходится вслушиваться в свое исполнение.
Изменения регистра предполагает перенос технически трудного отрывка из верхнего регистра в нижний. Исполнитель ярче воспринимает звучание и исполняет в более удобном положении руки.
Изменение метроритма может осуществляться несколькими приемами:
- метрическое акцентирование.
Польза этого приема в том, сто обостряется чувство метрической пульсации, укрепляются кисть и пальцы.
- игра с намеренными остановками.
Смысл этого приема состоит в том, что остановка позволяет спокойно окинуть мысленным взором следующее звено звуков и сыграть более правильно.
- членение одинаковых длительностей на разные дробные доли (пунктирный ритм).
Применяется для развития беглости пальцев.
Изменение тональности заключается в транспонировании разучиваемого отрывка вверх и вниз на полтора тонна (при сохранении выбранной аппликатуры). Транспортирование активизирует слуховое восприятие технически трудного эпизода (пассажа), заставляет заново осознавать гармонию, интервальное соотношение.
Собирание мелодической линии в аккордовые построения заключается в том, что арпеджированная фактура играется аккордами. Это способствует быстрому запоминанию гармонических последовательностей произведения и нахождению игрового положения кисти, удобного для извлечения сразу нескольких звуков.
Суть способа арпеджирования аккордовых построений состоит в том, что произносимое созвучие как бы «развертывается» в равномерной последовательности. Играется в спокойном темпе, что дает возможность проконтролировать все моменты перехода и соединений аккордов, четко представить изменение игровых положений руки, кисти и продумать детали нотного текста.
Вся работа над освоением технических трудностей на баяне - средство для раскрытия художественного содержания музыкального произведения. Теоретики музыкально- исполнительского искусства единодушны в том отношении, что нельзя бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься техникой рук в отрыве от конкретных художественно- исполнительских задач. Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего - лишь о быстроте пальцев, тогда как всё, чем занимается музыкант- исполнитель, есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая техника, крупная и т.д. для совершенствования техники в большей степени помогает ясное представление звукового результата: «Добейтесь того, чтобы мысленная звуковая картина стала отчётливой, пальцы должны и будут ей повиноваться» - писал известный пианист И. Гофман. Необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники – репетиции, гамма - и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные фигурации, требующие специальных, дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод – кратчайший путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, безумно гоняет его в быстром темпе, а качества всё нет. В технически трудных местах всегда важно осознать: что именно не получается? В таких, например, случаях известный пианист А.Корто советовал: «Вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения».
При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрыванию в медленных темпах. Такие занятия полезны для выработки автоматизированных движений пальцев. Однако механическое отстукивание каждой ноты пассажа в медленном темпе вряд ли принесёт ощутимую пользу. Ритмическая сторона, фразировка, нюансировка обязательно должны соответствовать исполняемому произведению, как в быстром, так и в медленном темпе. При этом в замедленном темпе нельзя мыслить отдельными нотами: каждый тон должен соотноситься с предыдущим и последующим звуком. Главную функцию выполняют активные пальцы, а не кисть.
Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть её различными фигурами, в том числе пунктирными. При такой игре каждый палец поочерёдно как бы фиксируется на нужной клавише.
В репертуаре баянистов и аккордеонистов всегда найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время. Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приёмом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь, кроме выносливости, требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому учению расслабляться, надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Помогает также небольшая смена положения рук, корпуса и т.п.
«Максимальную пользу ученику приносит тот учитель, который не столько говорит, сколько хорошо играет на данном инструменте. Отсюда понятие «школа», то есть передача лучших исполнительских традиций от поколения к поколению».
Этот иллюстрационный метод работы педагога с учеником стимулирует художественное мышление учащегося и служит отправным началом в домашней проработке материала самим учеником.
Понятие «школа педагога» многогранно. К примеру, Ю.И. Янкелевич видел основы «школы педагога» в культуре звучания, в совершенных навыках, в красоте звука, а не во внешней форме постановки, стиле и прочее. А. И. Ямпольский, продолжая и развивая традиции школы Леопольда Ауэра, видел основу «школы педагога» в техническом развитии ученика. Основным постулатом в своей практической и методической работе Ямпольский ставил большую работу над техническим материалом. Успеваемость учащихся – процесс, протекающий в основном всегда с известными колебаниями, что связано с такими жизненными проблемами, как болезнь, колеблющаяся активность в работе, разная степень потенциальных возможностей учащихся и разное время их проявления, возникающие учебные проблемы в общеобразовательных классах, разные сроки накопления исполнительских навыков, а значит и разное время для качественного скачка у каждого ребёнка индивидуально.
В книге «Техническое развитие музыканта-исполнителя» О. Шульпяков предлагает деление учащихся в зависимости от их музыкальных и моторных данных на следующие категории:
1. «музыкально и моторно одарённые ученики; техника у них развивается преимущественно на естественной, благоприятной основе, нередко отпадает необходимость в постоянном двигательном контроле»;
2. «моторно одарённые ученики, при средней музыкальности и такой же способности к слуховым представлениям; первостепенное значение приобретает развитие слуховой сферы ученика, обогащение его эмоционального мира»;
3. «музыкально одарённые ученики со средними и плохими моторными данными – легко решается проблема музыкально-слуховых представлений, техническая сторона требует специального внимания»;
4. «ученики со средними музыкальными и моторными данными. В таких случаях развитие слуховых и двигательных компонентов исполнительского процесса затруднено, так как отсутствуют опоры на яркие слуховые представления. Единственно целесообразный путь – комбинированное использование слухового и двигательного метода. Необходима специальная работа по активизации музыкально-слуховых представлений; воспитанию культуры мышечных ощущений и объединение обоих слагаемых в звуко - двигательный комплекс». [24; с. 64]
В связи с наличием индивидуальных особенностей учащихся; разными жизненными условиями, со спецификой занятий на струнном инструменте и т.д. диктуется и основная форма проведения урока по специальности – индивидуальная.
Именно в классе педагог применяет те способы работы над произведениями, которые становятся впоследствии способами самостоятельной работы ученика; а именно: работа левой и правой руки, их координация; способ работы без инструмента и работа в замедленных темпах; способы повторения и проигрывания; работа над кантиленой и всеми основными средствами выражения исполнительского искусства.
V. Развитие музыкально-исполнительской самостоятельности, самоконтроля.
Плодотворность, продуктивность в индивидуальных домашних занятиях учащегося-баяниста ощущается только при наличии у него таких компонентов, как целенаправленность занятий, музыкально-исполнительская самостоятельность, умение контролировать себя, заинтересованность в работе, сосредоточенность внимания и, если это всё объединить, - активное участие сознания в работе ученика.
Развитие у учащегося музыкально-исполнительской самостоятельности – основная задача педагога. Ещё замечательный критик Г.А. Ларош писал: «Самая важная задача школы – возбудить и разумно направить самодеятельность ученика». Видный русский скрипач Л.Ф. Львов в работе «Советы начинающему играть на скрипке» (1859 г.) писал: «Дело учителя показать удобнейший путь к достижению цели, но ученик должен идти сам».
Музыкально-исполнительская самостоятельность, самоконтроль – такие категории возникают только на основе творческой инициативы учащегося.
Для того, чтобы пробудить творческую инициативу учащегося, необходимо, чтобы ученик видел поставленную перед ним педагогом ясную цель, чтобы педагог конкретно определил круг задач. Ясно понятные задачи лежат в основе анализа учеником своих действий, поисков способов и приёмов для лучшего решения этих задач, то есть, являются отправной точкой, от которой развивается творческая самостоятельность ученика. Л. Ауэр в работе «Моя школа игры на скрипке» даёт совет: «Вслушайтесь в собственное исполнение. Играйте фразу или пассаж различными способами, делайте переходы, меняйте выражение, играйте то громче, то тише, пока не найдёте естественной интерпретации. Исходите из вашего собственного инстинкта, одновременно руководствуясь указаниями других». [1; c. 88].
В чём и когда может проявляться творческая инициатива учащегося?
Это самостоятельный подбор вспомогательного технического материала.
В процессе работы над музыкальным произведением на определённом этапе возникают необходимые связи между слуховыми представлениями и мышечными ощущениями, а тем самым и двигательными навыками. В этот период работы у учащегося обостряется способность к самоконтролю и творчеству. В основном учащийся вспоминает те навыки, которые приобретались и применялись им при изучении предыдущего музыкального материала. «Багаж» этот ещё не велик, но цепкость умений играет важную роль для накопления опыта в самостоятельной работе. Самым ценным является не столько предложение вспомнившихся учеником уже изученных вариантов, сколько предложение собственных, только что придуманных в результате подготовки к уроку различных вариантов. Именно такие счастливые моменты и являются основой творчества ученика, они формируют его творческое начало. Ученика, конечно, надо приучать к самостоятельному анализу исполняемого музыкального произведения. Сначала ученик очень робко пытается рассказать о своих недостатках в исполнении того или иного произведения. Но в дальнейшем, если этот метод будет применяться из урока в урок, то учащийся всё лучше будет слушать свою игру, анализировать её и его требования к качеству игры будут заставлять его искать новые пути, способы, методы исправления недостатков и достижения конечной цели высококачественного исполнения.
«Прислушайся, как ты играешь», «тебе понравилась эта фраза вот сейчас тобой сыгранная? А что тебе не понравилось?» - такие вопросы педагога должны быть постоянными на уроках по специальности с учащимися-скрипачами.
Важным моментом для дальнейшей самостоятельной работы учащегося является подытоживание результатов каждого урока. Если ученик правильно осознаёт итог классной работы на каждом уроке, ясно представляет цели и задачи, методы и приёмы усвоения материала, это облегчает его домашнюю работу, быстрее двигает ученика в его развитии. После окончания занятий уже дома учащийся должен как бы по следам прошедшего урока проиграть по нотам изучаемые произведения и вспомнить все указания педагога. Этот метод активизирует самоконтроль и память учащегося, способствует лучшему планированию его домашней работы.
VI. Целенаправленность занятий учащегося.
Достижение конечной художественной цели – самое яркое воплощение художественных образов и наиболее полное раскрытие художественного содержания музыкального произведения – вот та цель, которую должен ставить перед собой учащийся (исполнитель) при изучении каждого музыкального произведения.
В каждом ребёнке заложена способность к логическому мышлению, однако детскому восприятию и представлению свойственны специфические особенности, ассоциации, образность. Каждый педагог должен это знать и использовать в обучении учащегося. Ещё Н.А. Добролюбов требовал, чтобы «в воспитании господствовала разумность и чтобы разумность эта ведома была не только учителю, но представлялась ясно самому ребёнку». [7; с. 24].
Любые специальные упражнения, будучи необходимыми в обучении, но неинтересными в начале, изучаются легче, охотнее, если ученику становится понятна необходимость и целесообразность их изучения, характер музыкально-художественных и технических задач. В изучении любого музыкального произведения выбор средств играет большую роль. Приступая к изучению произведения, особенно крупной формы (концерт, соната, вариации, фантазия и другие) ученик должен разобраться в стилевых, художественных и технических особенностях произведения, в особенностях его фразировки; знать задачи, встающие при изучении этого произведения; наметить план работа. Ясно осознанная художественная цель способствует успешной работе над произведением и меньшим затратам сил для достижения положительного результата.
Заключение.
Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта-исполнителя, о чем свидетельствует опыт лучших мастеров исполнительского искусства.
Ни один выдающийся исполнитель-инструменталист не достиг бы такого совершенного мастерства и убедительности в исполнении, не мог бы так глубоко волновать, восхищать слушателя, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей.
Если бы мастера не владели совершенной техникой, их способности и музыкальные возможности нечем было бы реализовать. Это относится в одинаковой мере к музыканту-исполнителю любой специальности, а значит и к баянисту.
Различны только пути формирования исполнительских навыков.
Одна из главных задач педагога – привить ученику самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называют зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство.
Список использованной литературы:
1. Пуриц Иосиф. Методические статьи по обучению игре на баяне.
2. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне.
3. Семенов В. Современная школа игры на баяне.
4. Мострас К. «Система домашних занятий скрипача».
5. Говорушко П. Основы игры на баяне.
6. Демченко В. Технические упражнения для баяна.
7. Шульпяков О.«Техническое развитие музыканта-исполнителя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором
В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...
Методическое сообщение "О методах воспитания техники у музыканта-исполнителя"
Методическое сообщение«О методе воспитания техники у музыканта – исполнителя»...
Методические указания и варианты домашних контрольных работ по профессиональному модулю 02.01 Финансы, налоги и налогообложение
Методические указания включают в себя: программу курса, рекомендуемую литературу, краткий курс лекций с необходимыми формулами и пояснениями, вопросы для самоконтроля, в том числе тестовые вопросы,...
Методические указания и варианты домашних контрольных работ по дисциплине Экономика организации для студентов заочного отделения
Методические указания разработаны для самостоятельной подготовки студентов к итоговому контролю - экзамену по дисциплине, а также в помощь при выполнении домашней контрольной работы. Содержат краткий ...
Методическое сообщение "Сценическое волнение исполнителя и способы его преодоления"
Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в муз...
Методические разработки «Методы проведения профессиональной ориентационной работы»
Консультация для профориентации.«Методы проведения профессиональной ориентационной работы в училище»...
План-конспект учебного занятия «Методы и способы расчета показателей вариации. Индексы и их применение в статистике»
Методы и способы расчета показателей вариации. Индексы и их применение в статистике Цель занятия: консультация по теме: Методы и способы расчета показателей вариации. Индексы и их применени...