Методическое сообщение "О методах воспитания техники у музыканта-исполнителя"
методическая разработка на тему
Методическое сообщение
«О методе воспитания техники у музыканта – исполнителя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_olya.doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Техника и стиль связаны неразрывно.»
Маргарита Лонг.
Технические упражнения, а также работа над гаммами и арпеджио имеют своё определённое значение в музыкальном обучении, поскольку они способствуют освоению тональностей, аппликатуры и выработке приёмов, необходимых для достижения в технике высокого качества ровности, беглости и ловкости.
О красочной выразительности звука в технике.
Как в кантилене, так и в технических пассажах красочность звука имеет решающее выразительное значение. При подчинении качества звука художественным задачам необходимо владение его красочной выразительностью, которая включает в себя тончайшие нюансы, разнообразнейшие оттенки как в «p», так и в «f».
В таком владении не только необходима техническая «сноровка», но существенную роль играет тонкий, развитый тембровый слух, музыкальное представление, воображение, память, образное мышление. Владение выразительными красочными средствами требует большой работы над своими приёмами звукоизвлечения и, поэтому с первых этапов обучения от учеников следует добиваться внимательного вслушивания в качество звука, связывая это качество не только с характеристиками музыкальных образов, но и с соответствующими движениями.
Виды исполнительской техники.
Установившееся традиционное подразделение техники на мелкую (пальцевую) и крупную в общем сохраняет своё значение и в настоящее время. К мелкой технике относятся: группы, охватывающие не более пяти нот, без перемены позиций, гаммы и гаммаобразные пассажи, арпеджио, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции.
К крупной технике – тремоло, октавы, аккорды и скачки. Конечно такая классификация не может охватить всего неисчислимого богатства фактурных приёмов. Поскольку в педагогической практике больше всего ошибок происходит в результате непонимания характерных особенностей мелкой техники, она на редко рассматривается узко, только как умение быстро и чисто играть гаммаобразные и арпеджированные пассажи, без учёта их выразительных качеств. В зависимости от стиля и содержания музыкального произведения пальцевая техника весьма разнообразна по характеру звука и тембра, и поэтому её подразделяют: жемчужная (martellato), мелодическое, пальцевое glissando.
Для достижения необходимой беглости в «жемчужной» технике снятие нагрузки с пальцев обязательна.
Нередко ученики для освоения данного вида пальцевой техники ошибочно применяют приём «кистевого» стаккато, не понимая нецелесообразности мелких движений кисти на каждую ноту. Здесь снова следует напомнить о неприспособленности кисти быстрым повторным движениям.
Для достижения качества нежна неустанная слуховая проверка ровности слуха и ритма , а также наблюдение за тем, чтобы высота подъёма пальцев была примерно одинаковой. Работая над усвоением этого вида техники, большое внимание следует уделять свободе и гибкости запястья, следя за тем, чтобы звук «переливался» из ноты в ноту.
Арпеджио.
Арпеджио имеют свои характерные особенности, связанные с широким расположением, с необходимой ловкостью, либо переносов руки, либо подкладывания первого пальца при перемене позиций. Виртуозное исполнение арпеджио требует плавного, гибкого переносов руки из позиции в позицию с минимальным поворотом локтя. Подготовка таких волнообразных движений начинается с первых этапов обучения при тренировке переменных позиций.
Известную трудность для исполнителя представляют двойные ноты .Сложность владения техникой двойных нот заключается в одновременном проведении двух голосов разными по строению и силе пальцами. Аппликатура двойных нот не позволяет играть без перемены позиций одновременно оба голоса legato и в зависимости от того, какой голос является мелодическим, или в каком направлении течёт пассаж (вверх или вниз) legato сохраняется в одном из голосов. Это обеспечивается аппликатурой, использующей скользящие движения.
Трель.
Трель можно отнести к мелкой пальцевой технике. Она выполняется быстрыми ударами пальцев при вспомогательных колебательных движениях кисти, на поддержке веса руки крупными мышцами. В зависимости от требований звука или длительности исполнения трели аппликатуру в ней можно менять. При усилении звука до «forte» трель целесообразно играть более сильными пальцами (1,3), не играть 3 или 4 пальцами, а также 4,5. можно посоветовать учить её в разных темпах, изменением силы звука от пиано к форте. Полезно учит трель с акцентом через ноту.
Украшения.
Украшения (мелизмы) по характеру движений близки к мелкой пальцевой технике. Ученикам, ещё не владеющим мелкой пальцевой техникой, рекомендуется учить украшения отдельно, в медленном темпе, следя за точностью исполнения окончаний, так как очень часто «забалтываются» именно момент перехода от украшения к следующим нотам. При длительном исполнении трели, тремоло и репетиций моменты расслабления в работе мышц слишком кратковременны, чтобы дать им необходимый отдых. Поэтому у нетренированных исполнителей при длительной игре этих видов технике быстро возникает утомление, зажим.
Тремоло.
Тремоло, как и трели являются колебательными движениями кисти и предплечья, осуществляемые при поддержке руки сверху.
Октавы.
Октавы относятся к крупной технике. Они выполняются крепко поставленными пальцами, при сохранении в руке формы (свода). Кисть должна быть немного приподнята для передачи динамической нагрузки от верхней части руки на пальцы. Следует обратить внимание на то, чтобы в октавах пальцы ни в коем случае не прогибались и их концы не были расслабленными. Лёгкие октавы исполняются невысокими размаховыми движениями кисти с поддержкой руки в плече и плечевом поясе. Во избежании появлении зажимов положение кисти меняется с низкого на несколько более высокое и наоборот. Трудность при игре октав для исполнителей с маленькими руками заключается в том, что исполнение их требует некоторого растяжения. У учеников, не владеющих свободой исполнительского аппарата, такое положение руки может вызвать зажим. В этих случаях игра октав быстро приводит не только к утомлению, но даже к болевым ощущениям. Поэтому, играя октавные репетиции, следует менять положение кисти и предплечья с низкого на высокое, тем самым создавая смену работе мышц. Ученикам младших классов рекомендуется начинать подготовку к октавам с более удобных для них интервалов, например с секст. При этом с самого начала нужно неустанно следить за тем, чтобы концы пальцев слегка были загнуты, замах не был высоким, а локоть не приводился быстро к туловищу, что неизбежно вызывает скованность движений.
Аккорды.
В аккордах прежде всего необходимо добиваться одновременного звучания всех нот. Для достижения стройного звучания аккорда целесообразно придать руке форму свода, не прогибая пястных косточек и не опуская запястья, чтобы избежать перенапряжения. Очень часто ученики не прослушивают в аккордах басовые или средние голоса. Работа над скачками и переносами руки заключается в тренировке точных движений, объединяющих при скачке отправную точку и цель. Скачки выполняются сложным движением. Боязнь не попасть на цель нередко приводит к преждевременному перевозбуждению в нервной системе, что неизбежно проявляется в судорожности движения.
Развитие техники исполнителя должно быть разносторонним. Наряду с мелкой пальцевой техникой, следует вырабатывать и крупную (октавы, аккорды). Для этого, помимо специальных упражнений и этюдов, полезно использовать отдельные эпизоды из разучиваемого художественного репертуара. Важно, чтобы у ученика постоянно были в «руках» многие виды техники, независимо от того, что он учит в данный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Классификация методов воспитания"
Доклад для обсуждения на цикловой комиссии кураторов и цикловых предметных комиссий...
Стили и методы воспитания ребенка в семье
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайт...
Развитие волевых качеств музыканта- исполнителя
Для того,чтобы удачно выступить на концерте, или сыграть на экзамене и зачете, ученику-музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности, состоящее из трех параметров : физическо...
Классификация методов воспитания
Методы и предпосылки педагогики требуют анализа и оценки по существу,но лишь при учете исторических условий в их развитии можно правильно их оценить....
Методы и техники развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство».
Применение метапредметных и личностных компетенций по специальности "Парикмахерское искусство"....
"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"
Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Практика доказала, что одним из важных качеств музыканта является умение читать с листа, исполнять произведения в различных тональностях (быстро транспонировать нотный текст). Этот вид музыкального ис...