Тайны воздействия музыки Моцарта
статья
В статье рассматриваются характерные стилевые особенности музыки Моцарта. Опера "Дон Жуан" - как вершина проявления таланта гения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
don_zhuan.doc | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тайны воздействия музыки Моцарта
Моцарт — это молодость музыки,
это вечно юный родник, несущий человечеству
радость весеннего обновления и душевной гармонии».
Д.Д. Шостакович
…«Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение»
В. А. Моцарт
Это то знаменитое изречение композитора-виртуоза, которое стало лейтмотивом всего его творческого пути.
Дарование Моцарта-композитора и его музыку иначе как чудом не назовёшь. Такая невероятная совершенная космическая стройность, красота и прозрачность присуща его музыкальному стилю. Вся биография композитора овеяна чудом: детство вундеркинда, короткий, но невероятно насыщенный творческий и жизненный путь (по количеству написанных произведений его можно сравнить с Й. Гайдном), ранний конец и мистическая история с Реквиемом. Лёгкость, с которой композитор сочинял свои произведения, давно стала именем нарицательным. Такой тип гениальности был свойственен А. С. Пушкину, который описал его в рассказе «Моцарт и Сальери» в своих «Маленьких трагедиях».
Период жизни Моцарта с 1756 по 1791 год – кульминация развития галантного стиля. Бурный взлёт искусства. Моцарт работает в гомофонно-гармоническом стиле, как и большинство композиторов того времени, не чурается даже прямых заимствований. При этом у любой его музыки есть особый Моцартовский «отпечаток», который не поддаётся аналитическому исследованию. Й. Гайдн говорил: «Он в совершенстве владеет композицией и обладает отличным музыкальным вкусом». Искусство Моцарта не в изобретательности и не в новаторстве, а в умении особым образом расставить уже существующие элементы, в их комбинировании.
Моцарт обладал необычайно щедрой композиторской фантазией. Материал просто лился из него. Поэтому, часто темы, имеющие в форме произведения эпизодическое проходное значение, могут отличаться невероятной красотой. Кроме того, Моцарт вообще больше был склонен дать новую тему, чем развивать уже имеющуюся.
Фактура выписывается композитором очень тщательно. В его оркестровых произведениях нет лёгких партий для инструментов. Особенно славится моцартовская музыка своим голосоведением. Причём второй план неменее интересен, чем первый.
Моцарт творит во всех жанрах того времени: сонаты, симфонии, инструментальные квинтеты, духовные произведения, оперы и даже жанр уходящей эпохи – мотет. Говорят, что его любимым жанром был фортепианный концерт, но, несмотря на личные предпочтения, художественный уровень его сочинений во всех жанрах одинаково высок.
Фантастическая скорость письма. Творческий процесс, вероятно, идёт в голове постоянно и на бумагу переносится уже в готовом варианте. Поэтому Моцарт всегда пишет произведение от начала и до конца.
У Моцарта нет тяготения к определённой образной сфере. Он отдаёт предпочтение свету, но порой очень сильно играет на выразительности тени. И очень любит играть с силами зла. Чем старше Моцарт становился, тем больше он заглядывал в бездну.
Одним из таких произведений является его опера «Дон Жуан», премьера которой состоялась 29 октября 1787 года в Пражском Национальном театре. Сюжет был хорошо известен. Истоки его в испанской легенде о «наказанном развратнике», обольстителе женщин Дон Жуане обработанной Тирсо де Молина. На этот сюжет и во времена Моцарта и после него написано много литературных и музыкальных произведений. Например, балет К.-В. Глюка «Дон Жуан». В русской музыке – это прежде всего опера «Каменный гость» А. Даргомыжского.
В опере Моцарта игра света и тени, а также появление инфернальных сил и серьёзное отношение к ним композитора отражено в полной мере. В каталоге своих произведений Моцарт характеризует оперу «Дон Жуан» как drama giocoso («весёлая драма»). Эту оперу нельзя однозначно отнести ни к одному известному в 18 веке оперному жанру. В ней собраны и скомпанованы черты различных жанров.
Хотя основа взята из комической оперы-buffa: двухактная композиция, номерная структура с речитативами secco. Но мы видим реальное драматическое действие, особенно очевидно сквозное в финалах. Персонажи оперы явно тяготеют к различным сферам: Донна Анна и Дон Оттавио с их клятвой мести – представители героической оперы-seria; Донна Эльвира – покинутая женщина, мечтающая спасти своего возлюбленного от кары Высших сил – героиня semiseria; Лепорелло, Церлина и Мазетто – герои оперы-buffa. Но у Моцарта это уже не просто типы, а характеры. Глюк пытался добиться этого силами поэзии. Моцарт считал, что «В опере поэзия должна быть послушной дочерью музыке». У каждого героя есть множество музыкальных характеристик, которые сменяют друг друга с колоссальной скоростью. Порой эти характеристики звучат в арии другого персонажа, как например характеристика характера Дон Жуана даётся в «арии Лепорелло со списком». У каждого героя есть своя интонационная сфера. Иногда тональность. Например D-dur явно является тональностью Дон Жуана. В этом Моцарт как бы намечает будущую систему лейтмотивов. Хочется отметить роль оркестра, который у Моцарта часто выполняет роль подтекста. И совсем не свойственно для жанра оперы-buffa вмешательство потусторонних сил, которые олицетворяет Командор. Эту сферу Моцарт характеризует тональностью d-moll (тональностью своего Реквиема). Голос Командора – низкий бас усилен двумя трамбонами. Ритмическая формула шагов командора также производит жутоватое впечатление. Противостояние двух сфер заложенное уже в Увертюре получает своё развитие в Финале. Эта сцена имеет много общего со сценой в Аду из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Но Моцарт – мастер контрастных сопоставлений ещё и готовит слушателя к смене действия.
Моцарт не был бы Моцартом, если бы так закончил свою оперу. В финале все действующие лица вновь появляются на сцене и подводят моральный итог произошедему. Звучит тема церковной фуги. Как пишет Г. Аберт «…если Моцарт после ночи демонической борьбы снова позволяет засиять милому солнцу будней, то он делает это со всем присущим его драматургии своеобразным ироническим юмором».
Список использованной литературы:
- Аберт Г. В. А. Моцарт часть 2 книга 2 М. : Музыка, 1990.
- Ферман В. Э. «Оперный театр» статьи и исследования Государственное музыкальное издательство М. 1961
- Д. Кирнарская Классическая музыка для всех. Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. М.:Музыка, 1997
- Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Г. В. Келдыша.
М.: Советская энциклопедия 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе...
План урока-беседы по литературе на тему "Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе..."...
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В.А.МОЦАРТА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
В работе описываются методы работы над артикуляцией, штриахми, динамикой, педалью при исполнении произведения В. Моцарта....
Моцарт - вечный солнечный свет в музыке! Презентация для начального и среднеспециального звена образования.
Моцарт - вечный солнечный свет в музыке! Презентация для начального и среднеспециального звена образования. Содержит большое число иллюстраций....
В.А. Моцарт. "Реквием"
В.А. Моцарт. "Реквием"...
Методическая разработка интеллектуальной игры "260 лет со дна рождения В,А,Моцарта"
Знакомство с творчеством великих композиторов, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач образовательной программы. Поиск новых форм детского творчества – отправная то...
Интерактивное обучение дошкольников с помощью компьютерной программы Софт Моцарт
Опыт и результаты работы по программе Софт Моцарт с детьми дошкольного возраста....
технологическая карта урока музыки 5 класс "Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь"
В карте указаны подробное описание урока музыки для обучающихся 5 класса по правилам ФГОС....