Семантика музыкального языка эпохи барокко
статья

Селезнёва Светлана Александровна

В статье "Семантика музыкального языка эпохи барокко" на примере знаменитой кантаты Дж. Перголези "Stabat Mater" рассказывается о стилистических особенностях барочной музыки. Объясняется значение некоторых характерных музыкально-теологических символов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semantika.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семантика музыкального языка эпохи барокко

           (На примере Кантаты «Stabat Mater» Дж  Перголези)                                                         


На Голгофе, Матерь Божья,
Ты стояла у подножья
Древа Крестного, где был
Распят Сын Твой, и, разящий,
Душу Матери скорбящей
Смертной муки меч пронзил.
Как Он умер, Сын Твой нежный,
Одинокий, безнадежный,
Очи видели Твои...  

Не отринь меня, о Дева!  
Дай и мне стоять у Древа,  
Обагренного в крови,  
Ибо видишь — сердце жаждет  
Пострадать, как Сын Твой страждет.  
Дева дев, родник любви,  
Дай мне болью ран упиться,  
Крестной мукой насладиться,  
Мукой Сына Твоего;  
Чтоб, огнем любви сгорая,  
И томясь, и умирая,  
Мне увидеть славу рая  
В смерти Бога моего.

                       

                              Дмитрий Мережковский.

                              STABAT MATER

Эпоха барокко для современных слушателей ассоциируется, прежде всего, с великими именами Баха и Генделя. Перголези, их младший современник, удивительным образом объединил в своём творчестве величие полифонии и светлую жизнерадостность оперы.

Перголези Джованни Баттиста (р.1710 – 1736) – итальянский композитор, скрипач и органист (настоящая  фамилия Драги). Его перу принадлежат оперы, кантаты, оратории и инструментальные произведения. Перголези явился родоначальником оперы – буффа и выдающимся представителем неаполитанской оперной школы. Самая первая и известнейшая его опера «Служанка-госпожа» - 1733 г.

Кантата Stabat Mater – одно из самых знаментых духовных произведений композитора, написана незадолго до его смерти. Её первое исполнение состоялось зимой 1736.

Латинское «Stabat Mater dolorosa» («Стояла Матерь скорбящая»), или сокращенное «Stabat Mater», – начало одной из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы перед чтением евангелия). Сегодня относительно авторства этих текстов единой точки зрения не существует, но, согласно наиболее распространенной, автором считается итальянский поэт XIII века Якопоне да Тоди.    

Словесный корпус этой секвенции содержит два десятка терцин. Первая его часть повествует о страданиях Девы Марии во время распятия ее сына Иисуса Христа, вторая представляет собой неистовую мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. 

Во времена Перголези существовала уже целая традиция музыкальных переложений данной секвенции, восходящая к ХV веку для исполнения в церковных богослужениях (например, сочинение на этот текст есть у Палестрины). Музыка исполнялась в день Семи скорбей Богородицы и в Великую пятницу на Страстной неделе. «Stabat Mater» Перголези был написан в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти. Вскоре созданная кантата Перголези затмила свою предшественницу и стала самым часто издаваемым произведением в XVIII веке.

Кантата написана для сопрано, альта, струнных (в оригинале – 3 скрипки и виолончель) и органа. Исполняется либо в «барочной традиции» - с участием контртенора, - либо в «классицистической» - с участием альта или меццо-сопрано. Хотя Перголези изначально писал свое произведение не для хора, а для двух солистов. Однако существует традиция исполнения произведения с участием хора: наиболее значимые и обобщающие по смыслу номера поет хор, выражающий всеобщее единение. Более личностные номера, арии, выражающие сокровенные переживания, исполняются солистами.

Кантата состоит из 13 номеров, объединённых между собой мелодическими и драматургическими  связями. Её тональный план состоит преимущественно из бемольных минорных тональностей (f-moll, c-moll, g-moll). Тональности обозначающие в барочной музыке печаль, скорбь. С редким появлением Es-dur.

Начинается она хором Stabat Mater №1 (f-moll), который очень напоминает первый  хор e-moll из Matthaus Passion И.С. Баха

Stabat Mater dolorosa                
Juxta crucem lacrymosa,
Dum pendebat Filius,

Стоит Мать скорбящая
возле креста слезного,
где распят сын,

Неспешные шаги в басу. Использование полифонии, где тема появляется у голосов в секундовом соотношении, создавая напряжение. Интонации вздоха, мотив креста. Как будто все верующие души постепенно собираются вокруг Креста, где распят Спаситель.

Жанр полифонии также использован в № 8  (g-moll).

Fac, ut ardeat cor meum
In amando Christum Deum,
Ut sibi complaceam.

Сделай так, чтобы загорелось мое сердце
любовью к Господу Христу,
чтобы я был угоден Ему.

А также в экстатическом №13  «Amen» (f-moll) В этих номерах использован passus duriusculus, знаменитый хроматический ход музыкальной риторики того времени, получивший своё высшее воплощение в «Dies irae» из Реквиема Дж. Верди

Замечателен по своей изобразительности № 12

Quando corpus morietur,
Fac ut animae donetur
Paradisi gloria,

Когда тело мое умрет,
сделай так, чтобы душа пребывала
со славою в раю,

Здесь очень простыми средствами создан эффект бестелесности и парения. Отделение верующей души от бренного существа.

Арии в кантате написаны в духе традиций оперного жанра. В этом стиле также написан и  потрясающий по красоте  Дуэт № 9 (Es-dur) «Sancta Mater istud agas…», а также №11  «Inflammatus», который на фоне общего минорного контекста  выглядит как «луч солнца, озаряющий всё вокруг». Арии вполне могут быть исполнены самостоятельно и способны подчеркнуть вокально-технические возможности певца. Тем не менее Перголези остаётся внимателен к слову. Например в Арии альта №10

Fac ut portem Christi mortem,
Passionis fac consortem
Et plagas recolere.
Fас me plagis vulnerari,
Cruce hac inebriari
Ob amorem Filii.

Сделай так, чтобы я мог перенести смерть Христа,
разделить страдания
и оплакать его.
Дай мне плакать над ранами
здесь у креста
возлюбленного Сына.

В начале возникают два декломационных скачка (saltus duriusculus) на словах «portem» и  «mortem» (смерть Христа). Затем на словах «Et plagas recolere» возникает колоратура, подчёркивающая важность значения слов «оплакать его»

 

В Арии альта № 4 мы слышим почти танцевальную музыку в тональности  Es-dur, которая соответствует  следующему тексту:

Quae morebat et dolebat,         
Pia Mater сum videbat,

Et tremebat, сum videbat
Nati poenas inclyti.

Как горевала и печалилась,
Благая Мать, и содрогалась, видя
страшные муки Своего Сына.

 Как обычно в барочной музыке появление мажора не всегда говорит о радости.

Однако, Перголези также очень внимателен к словам. Например, в этой Арии он мелодически обыгрывает слово Et tremebat (содрогалась)

Практически изобразительным выглядит момент из Арии сопрано №6 «Vidit suum dulcem natum», когда на словах «Dum emisit spiritum» (когда он испустил дух) с помощью ровных стаккато и пауз показан последний выдох умирающего Христа.

Перголези одним из первых создал Stabat Mater как концертный жанр и поднял его на столь большую высоту. Вот почему впоследствие к тексту Stabat Mater обращались крупнейшие композиторы своего времени — Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пуленк, Пендерецкий. Используя выразительные средства своего времени, он смог создать такую музыку, которая по своему эмоциональному накалу соответствует скорее эпохе  романтизма, чем барокко, вызывая в воображении слушателей визуальный ряд образов. Поэтому в XXI веке уже существуют примеры театральной постановки кантаты с использованием современных технических возможностей: компьютерных технологий, средств 3D-анимации, видеографики.

Список использованной литературы:

  1. Левик, Б. В. История зарубежной музыки : учебник для консерваторий. В 5-ти вып. Вып. 2. Вторая половина XVIII века / Б. В. Левик. Изд. 4-е. -М. : Музыка, 1980.
  2. Д. Кирнарская Классическая музыка для всех. Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. М.:Музыка, 1997
  3. Друскин, М. С. Пассионы и мессы И. С. Баха / М. С. Друскин. Л. : Музыка : Ленингр. отд-ние, 1976.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Г. В. Келдыша.

     М.: Советская энциклопедия 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Статья "Сравнительный анализ характера обобщения в вербальном и музыкальном языках"

Об особенностях обобщения вербального и музыкального языкахОбобщение как процесс и результат познания отражается в интонации, совершается в речи и выражается в звуковых языках на основе общих закономе...

План урока- лекции "Путешествие по музыкальным эпохам"

Урок – ознакомление со стилями западноевропейской музыки для детей, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам в детских школах искусств. Урок помогает сформировать представление о...

Семантика и этимология слова "красный"

Семантическое развитие слова "красный" как имени цвета....

Доклад на тему: " Особенности исполнения вокальной музыки в эпоху Барокко"

ВведениеМузыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами[1]. ПроисхождениеБарочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и п...

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ ОБЩЕРУССКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В КАМЧАТСКИХ ГОВОРАХ

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ ОБЩЕРУССКИХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  В КАМЧАТСКИХ ГОВОРАХ...

Статья "БЕРЕЗА" Я. СИБЕЛИУСА в репертуаре старших классов ДМШ как образец импрессионистского музыкального языка (2022)

В статье, подготовленной для участия в научной-практической конференции в рамках IX открытого Всероссийского конкурса "Музыкальные диалоги. Impression. Под впечателением...." к 160-летию со ...