Дополнительная образовательная программа работы театральной студии «ВМЕСТЕ»
рабочая программа

Алена Юрьевна Лошкова

Содержание программы.

 

  1. Пояснительная записка:
    • Образовательная область и предмет изучения;
    • Цели и задачи образовательной программы;
    • Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы;
    • Продолжительность реализации программы;
    • Методы работы и педагогической деятельности;
    • Формы и режим занятий;
    • Ожидаемые результаты;
    • Формы подведения итогов.

 

  1. Условия реализации программы:
    • Материально-техническое оснащение и его формирование;
    • Требования к помещению, материалам.

 

     III.    Учебно-тематический план:

  • Перечень разделов, тем;
  • Количество часов по каждой теме

 

     IV.  Содержание изучаемого курса:

  • Описание этапов занятий по программе;
  • Краткая характеристика тем занятий;
  • Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.

 

    V. Литература.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatralnoy_studii_vmeste.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное специальное реабилитационное

образовательное учреждение среднего профессионального

образования – техникум для инвалидов

«Профессионально – реабилитационный центр»

Дополнительная образовательная

программа работы театральной студии

«ВМЕСТЕ»

Возраст обучающихся: от 18 до 55 лет.

Программа рассчитана на 3 года

Составитель программы:

Бобров Вячеслав Михайлович

педагог-организатор

Лошкова Алена Юрьевна

Педагог-организатор

Санкт-Петербург

2017


        Рассмотрено и одобрено

           Методической комиссией

           Отделением социально – психологической

           реабилитации и медицинского сопровождения

           Председатель методической комиссии

                                                             А.Д. Павлушкова

           Протокол № ____  от________________20__г.

Авторы:                  Бобров В.М., педагог-организатор.

                          Лошкова А.Ю., педагог-организатор

Рецензент:             Местников В.Г., старший методист.

         

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка:
  • Образовательная область и предмет изучения;
  • Цели и задачи образовательной программы;
  • Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы;
  • Продолжительность реализации программы;
  • Методы работы и педагогической деятельности;
  • Формы и режим занятий;
  • Ожидаемые результаты;
  • Формы подведения итогов.

  1. Условия реализации программы:
  • Материально-техническое оснащение и его формирование;
  • Требования к помещению, материалам.

     III.    Учебно-тематический план:

  • Перечень разделов, тем;
  • Количество часов по каждой теме

     IV.  Содержание изучаемого курса:

  • Описание этапов занятий по программе;
  • Краткая характеристика тем занятий;
  • Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.

    V. Литература.


I.  Пояснительная записка:

  • Образовательная область и предмет изучения:

В наше трудное время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть для государства приоритетными. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасное то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить учащихся отличить одно от другого, сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы.
Путь через игру, сочинительство, фантазирование – это самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучение чувствованию слова и художественному воображению. Все это может дать театрализованная деятельность.

Работа со студийцами проводится по развивающим и обучающим программам, которые      отличаются друг от друга прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающих программах оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающих программах оценивается по абсолютным критериям овладения предметом.

  • Цели и задачи образовательной программы.

В театральной студии «ВМЕСТЕ»  занимаются учащиеся в возрасте от 18 до 55 лет.  И для студийцев особое значение приобретает их дальнейшая профессиональная ориентация. Театральная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в театральные ВУЗы, но дает учащимся возможность познакомиться с профессией актера, получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском театре на высоком уровне, продолжить образование в высшем учебном заведении или использовать полученные знания и навыки в рамках других профессий. Также старшие по возрасту студийцы привлекаются к работе с более младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы. Поэтому основной целью работы с обучающими  является следующая:

            Организация коллективной и индивидуальной творческой работы.

 

Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:

Развивающие:

  • Развитие и реализация творческих способностей учащихся;
  • Снятие внутренних зажимов.

Образовательные:

  • Приобретение профессиональных актерских навыков;
  • Приобретение навыков педагогической работы;

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
  • Воспитание ответственного отношения к работе с младшими студийцами;
  • Воспитание зрительской культуры.

  • Продолжительность реализации программы.

Программа рассчитана на три года.

  • Методы работы и педагогической деятельности

В основе занятий лежат принципы  обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с инвалидами и лицами с ослабленным здоровьем: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения обучающимися увлекательных творческих задач.

Значимым моментом при работе в студии является воспитательная работа, главным звеном которой является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому, но и формирование нравственных качеств воспитанников, обучает нормам достойного поведения.
Одна из задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает студийцам обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. 
Большое значение на занятиях придается играм. В игре нередко возникают сложные ситуации, требующие от воспитанников нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, в игре недопустимы оскорбления, грубость, нечестность. Всегда ценится взаимопомощь, доброта, честность, внимание, чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры – физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от студийцев активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности обучающего, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в воспитанниках самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в их деятельности, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия смогут получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

         

  • Формы и режим занятий

Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями физического здоровья обучающихся ПРЦ, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Основными формы проведения занятий:

- игра,

- беседа,

- инсценировка,

- спектакль,

Особое внимание необходимо уделить технике безопасности при работе с звуковоспроизводящим оборудованием.

  • Ожидаемые результаты.

Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить обучающих к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик обучающего, его творческих способностей.

  • Формы подведения итогов.

Результаты, достигаемые обучающимися на занятиях, демонстрируются ими как во время контрольных уроков и класс-концертов по каждому предмету, так и в процессе работы в театре-студии «ВМЕСТЕ», то есть при создании и исполнении спектакля.

II. Условия реализации программы:

Количество обучающих.

 Количество занимающихся не должно превышать 10-12 человек, так как ориентация на предпрофессиональную подготовку требует особого внимания педагога к работе с обучающимися.

Материально-техническое оснащение.

Для полноценных занятий и проведения мероприятий студии необходимы:

  1. Зал -  актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий.
  2. Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.
  3. Декорационно-костюмерная  – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии.

III. Учебно-тематический план:

1 год обучения – 162 часа

Актерский тренинг (54 часа)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Упражнения на развитие сценического внимания.

-

4

4

Тема 2

Упражнения на освобождение мышц.

-

2

2

Тема 3

Упражнения на развитие фантазии и воображения.

-

8

8

Тема 4

Предлагаемые обстоятельства. Логика действия.

2

-

2

Тема 5

Оправдание места действия.

-

4

4

Тема 6

Упражнения на память физических действий.

-

4

4

Тема 7

Физическое самочувствие.

-

2

2

Тема 8

Эмоциональная память.

-

2

2

Тема 9

Упражнения на перемену отношения к предмету.

-

4

4

Тема 10

Упражнения на перемену отношения к месту действия.

-

4

4

Тема 11

Отношение к событию (оценка факта).

2

6

8

Тема 12

Перемена отношения к партнеру.

-

2

2

Тема 13

Посещение спектаклей.

8

-

8

Итого:

12

42

54

Сценическое движение (36 часов)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Координация движений

-

12

12

1.1

Движение каждой части тела по отдельности и в разных  плоскостях

-

4

4

1.2

Движение в пространстве

-

4

4

1.3

Взаимодействие с партнером

-

4

4

Тема 2

Акробатика

-

12

12

2.1

Кувырки

-

6

6

2.2

Падения

-

6

6

Тема 3

Работа с предметом

-

12

12

3.1

Стул

-

6

6

3.2

Трость

-

6

6

Итого:

-

36

36

Сценическая речь (36 часов)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ и языка

-

2

2

Тема 2

Артикуляция гласных. Звукоряд гласных.

-

2

2

Тема 3

Артикуляция согласных в парах (глухой-звонкий)

-

4

4

Тема 4

Тренировка артикуляции гласных и согласных звуков в сочетаниях

-

4

4

Тема 5

Орфоэпия гласных и согласных.

2

-

2

Тема 6

Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц.

-

6

6

Тема 7

Массаж и резонирование.

-

4

4

Тема8

Упражнения на развитие речевого голоса.

-

4

4

Тема 9

Анализ  художественных произведений.

2

6

8

Итого:

4

36

Сценический бой (36 часов)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Понятие сценического боя, история боевых искусств.

2

-

2

Тема 2

Фехтование, современные виды фехтования.

2

2

4

Тема 3

Специфика сценического фехтования.

-

6

6

Тема 4

Темпоритм боя, индивидуальность темпоритма.

2

4

6

Тема 5

Развитие ритмики движения, работа под музыку.

-

6

6

Тема 6

Основы изготовления театрального оружия.

2

-

2

Тема 7

Специфика сценического рукопашного боя.

-

6

6

Тема 8

Сценический  бой как актерское мастерство.

-

4

4

Итого:

8

28

36

2 год обучения – 162 часа

Актерский тренинг (54 часа)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Действия для достижения поставленной цели.

-

2

2

Тема 2

«Я» в предлагаемых обстоятельствах.

-

2

2

Тема 3

Упражнения на взаимодействие с партнером.

-

4

4

Тема 4

Этюды на общение в условиях оправданного молчания.

-

8

8

Тема 5

Этюды с импровизированным текстом.

-

8

8

Тема 6

Наблюдения.

-

8

8

Тема 7

Приспособление.

-

4

4

Тема 8

Сверхзадача и сквозное действие.

2

4

6

Тема 9

Посещение спектаклей.

12

-

12

Итого:

14

40

54

Сценическое движение (36 часов)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Пластика и дыхание

2

6

8

Тема 2

Органика и поиск собственных выразительных средств

-

16

16

2.1

Этюды

-

8

8

2.2

Импровизации

-

8

8

Тема 3

Внутреннее движение

6

6

12

3.1

Импульс

2

2

4

3.2

Образы движения

2

2

4

3.3

Внутренние движение

2

2

4

Итого:

6

18

36

Сценическая речь (36 часов)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Артикуляционная гимнастика

-

2

2

Тема 2

Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях

-

4

4

Тема 3

Орфоэпия гласных и согласных

2

2

4

Тема 4

Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе

-

4

4

Тема 5

Дыхательная гимнастика и движение.

2

4

6

Тема 6

Развитие речевого голоса.

-

4

4

Тема 7

Развитие силы звука.

-

4

4

Тема 8

Анализ художественного произведения на примере короткого рассказа, эпического стихотворения, баллады.

2

6

8

Итого:

6

30

36

Сценический бой (36 часов)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Общефизическая подготовка.

-

2

2

Тема 2

Общегрупповые тренировки (фехтование).

-

6

6

Тема 3

Общегрупповые тренировки (рукопашный бой).

-

6

6

Тема 4

История сценического боя и боевых искусств.

2

-

2

Тема 5

Репетиции боевых сцен в текущих спектаклях.

-

8

8

Тема 6

Ритмика.

-

4

4

Тема 7

Изготовление сценического оружия.

2

2

4

Тема 8

Показательные выступления.

-

4

4

Итого:

4

32

36

3 год обучения – 324 часа

Актерский тренинг (108 часов)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Работа актера над образом.

4

16

20

Тема 2

Метод физических действий.

3

12

15

Тема 3

Метод действенного анализа.

3

12

15

Тема 4

Сквозное действие роли.

4

6

10

Тема 5

Внешняя характерность.

6

14

20

Тема 6

Психофизический жест.

2

8

10

Тема 7

Посещение спектаклей.

18

-

18

Итого:

40

68

108

Сценическое движение (72 часа)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Особенности строения и движения человеческого тела

12

-

12

Тема 2

Акробатические поддержки

30

30

2.1

Поддержки на равновесие

12

12

2.2

Силовые

18

18

Тема 3

Органика и поиск собственных выразительных средств

-

30

30

3.1

Этюды

-

8

8

3.2

Импровизации

-

8

8

Итого:

12

60

72

Сценическая речь (72 часа )

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Артикуляционная гимнастика.

-

4

4

Тема 2

Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях.

-

8

8

Тема 3

Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе.

-

12

12

Тема 4

Дыхательная гимнастика и движение.

4

8

12

Тема 5

Развитие речевого голоса.

-

6

6

Тема 6

Развитие силы звука.

-

6

6

Тема 7

Анализ художественного произведения на примере лирического стихотворения, психологической прозы, произвольного отрывка.

6

18

24

Итого:

10

72

Сценический бой (72 часа)

Тема №

Название темы

Часы

теория

практика

всего

Тема 1

Сценический бой как актерское мастерство.

-

8

8

Тема 2

Индивидуальные тренировки.

-

12

12

Тема 3

Изготовление сценического оружия.

2

4

6

Тема 4

Общефизическая подготовка.

-

4

4

Тема 5

История сценического боя и боевых искусств.

8

-

8

Тема 6

Репетиции боевых сцен в текущих спектаклях.

-

10

10

Тема 7

Подготовка к показательным выступлениям.

-

16

16

Тема 8

Показательные выступления.

-

8

8

Итого:

10

62

72


IV. Содержание изучаемого курса:

  • Описание этапов занятий по программе;

Театральная студия не ставит своей целью подготовку к поступлению в театральные ВУЗы, но дает обучающимся возможность познакомиться с профессией актера, получить теоретическую и практическую подготовку и достаточный творческий опыт, который в дальнейшем позволит им работать в любительском театре на высоком уровне, продолжить образование в высшем учебном заведении или использовать полученные знания и навыки в рамках других профессий. Также старшие по возрасту студийцы привлекаются к работе с более младшими, что позволяет им приобрести опыт педагогической работы.

  • Краткая характеристика тем занятий;

На этом этапе студийцам предлагаются дисциплины по следующим направлениям:

  • Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
  • Актерский тренинг;
  • Сценическое движение;
  • Сценическая речь;
  • Сценический бой.
  • Изучение мира театра (обучающие занятия).
  • Посещение спектаклей.

  • Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.

На данном этапе программа является и обучающей, и развивающей. Главный результат – это спектакли и концерты, прокат уже готовых и создание новых. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе обучающих занятий, проводится в форме зачетов и показов.

К концу первого года обучения учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

  • Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • Знать правила орфоэпии;
  • Знать основные виды театрального оружия и приемы работы с ним;

Умения:

  • Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
  • Уметь находить внутренний зажим;
  • Уметь определять недостатки дикции;
  • Уметь создать танцевальную импровизацию под заданную музыку, на заданную тему.

Навыки:

  • Включать в работу весь психофизический аппарат;
  • Владеть приемами разминки и разогрева тела;
  • Владеть приемами техники безопасности при работе с партнером, сценическим оружием, предметами и сценической конструкцией, индивидуально и в группе;
  • Владеть базовой техникой фехтования и рукопашного боя.

К концу второго года обучения учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

  • Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • Знать правила орфоэпии;
  • Знать законы логического построения речи;
  • Различать основные черты классического, народного и джазового танца;
  • Знать основные виды театрального оружия и приемы работы с ним;

Умения:

  • Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
  • Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа и самостоятельно устранять их;
  • Уметь устранять дефекты дикции;
  • Уметь выполнять базовые танцевальные движения;
  • Уметь исполнять групповой целостный танец;
  • Уметь создать танцевальную импровизацию под заданную музыку, на заданную тему, под незнакомую музыку, а также под самостоятельно выбранную музыку или на самостоятельно выбранную тему.

Навыки:

  • Включать в работу весь психофизический аппарат;
  • Находить элементы характерного поведения персонажа;
  • Владеть приемами разминки и разогрева тела;
  • Владеть приемами техники безопасности при работе с партнером, сценическим оружием, предметами и сценической конструкцией, индивидуально и в группе;
  • Создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом словесно-речевой образ;
  • Владеть базовой техникой фехтования и рукопашного боя.

К концу третьего года обучения учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

  • Различать компоненты актерской выразительности;
  • Знать комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • Знать правила орфоэпии;
  • Знать законы логического построения речи;
  • Различать основные черты классического, народного и джазового танца;
  • Знать основные виды театрального оружия и приемы работы с ним;

Умения:

  • Уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени занятий и репетиций;
  • Уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа и самостоятельно устранять их;
  • Уметь устранять дефекты дикции;
  • Уметь производить действенный анализ текста;
  • Уметь выполнять базовые танцевальные движения;
  • Уметь исполнять групповой целостный танец;
  • Уметь создать танцевальную импровизацию под заданную музыку, на заданную тему, под незнакомую музыку, а также под самостоятельно выбранную музыку или на самостоятельно выбранную тему, индивидуально и в группе;

Навыки:

  • Включать в работу весь психофизический аппарат;
  • Определять сквозное действие роли;
  • Раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
  • Находить элементы характерного поведения персонажа;
  • Владеть приемами разминки и разогрева тела;
  • Владеть приемами техники безопасности при работе с партнером, сценическим оружием, предметами и сценической конструкцией, индивидуально и в группе;
  • Создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом словесно-речевой образ;
  • Владеть базовой техникой фехтования и рукопашного боя.

        V. Литература

  1. Васильев Ю.А. «Сценическая речь, ритмы и вариации». СПбГАТИ, 2009г.
  2. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств, тренинг актёрского мастерства», 2010г.
  3. Ершова А.П. «Уроки театра на уроках в школе». М.,1998г.
  4. Коновалова Н.Ф. «Кукольный театр – наша игра». Проблемы школьного воспитания №4. 2007. С. 84.
  5. Кох И.Э. «Основы сценического движения», 2010г.
  6. Корогодский З.Я. «Ваш театр». М., Знание, 1984г.
  7. Логинов С.В. «Школьный театр миниатюр».
  8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». СПб., Каро, 2007г.
  9. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».
  10. Савкова З.В. «Техника звучащего слова» Методическое пособие. М., 1998г.
  11. Савкова З.В. «Искусство оратора».
  12. Смирнова М.В. «Скороговорки в речевом тренинге». СПб., учебное пособие, 2-е издание, изд-во СПбГАТИ, 2009г.
  13. Чистякова М.И. «Психогимнастика». М.,1995г.
  14. Шахматова Л.М. «Сценические этюды». Учебное пособие для театральных и               культурно – просветительных учебных заведений. М., 1966г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа работы вокального кружка

Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....

План работы отдельной дисциплины Дополнительных образовательных программ

План работы отдельной дисциплинв дополнительных образовательных программ на 2013-2014 учебный год....

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...

Дополнительная образовательная программа работы театральной студии «ВМЕСТЕ»

Содержание программы. Пояснительная записка:Образовательная область и предмет изучения;Цели и задачи образовательной программы;Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы;Продолжитель...