Урок «Олимпийские игры в древности»
план-конспект занятия

Кунашова Татьяна Николаевна

Урок «Олимпийские игры в древности» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_olimpiyskie_igry_v_drevnosti.docx207.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:
1.Создать условия для понимания места Олимпийских игр в жизни древнегреческого обшества, формирования представлений о правилах проведения игр, видах спортивных состязаний, выдающихся достижениях олимпиоников ; о возобновлении традиций проведения Олимпийских игр

в наши дни;

2. Содействовать развитию


2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся , подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

4. Пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей , с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты:  В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих УДД (см приложение):

Регулятивные УУД 

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Сравнивать.

8. Анализировать – выделять главное.

9. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные УУД

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование:  мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь .

Ход урока:

I.     Организационный момент.

II. Этап мотивации и актуализации знаний. Повторяем то, что знаем (слайд 2).

1.Задание: начерти ленту времени в тетради и отметь  на ленте времени следующие события:

  1. Образование городов –государств в Греции.
  2. Гибель Критского царства
  3. Начало Троянской войны.
  4. Реформы Солона.

1. 2.  Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова? (слайд 3)

«Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня!» (Прометей) [1, с. 35]

«До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!» (Геракл) [1, с. 35]

«Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!» (Тесей) [1, с. 35]

«Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет сам, построивший лабиринт, не нашел бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат!» (Дедал) [1, с. 35]

1.3. Актуализация опорных знаний по теме : «Основание греческих колоний».

1. Работа с картой по вопросам (карта на слайде 4) [2]:

- Почему греки покидали свою родину?

- Используя карту, назови греческие колонии;

- Что привозили  купцы из Греции в колонию? Что вывозили из неё?

III. Определяем тему урока и цели урока

Переход к изучению новой темы и постановки темы и задач урока. (слайд  5).
Учитель: Древнегреческий  философ Пиндар много лет назад написал эти строки.  О каких соревнованиях он говорил? "Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,—   Олимпийские игры"[3]. Ребята, какая тема нашего урока?  Какие цели мы поставим к уроку?  (Запись темы и плана урока в тетрадь)

IV. Определяем проблему:  древние греки любили соревнования всех видов. Зачем греки проводили олимпийские игры?

V.Открытие нового знания.

Работа с картой: на слайде презентации № 7 [3]

1. Ребята, а где располагалась Олимпия? (Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

-Какому богу были посвящены эти игры?

   У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав  Миф об основании Олимпийских игр на  стр. 151.

Почему эти игры были посвящены именно Зевсу?  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с документом «Миф об основании Олимпийских игр» на странице 159 учебника.

Ребята ,  какие  версии вы знаете? (сообщения учащихся)

1 ученик:  Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В древние времена миром правил отец Зевса жестокий бог Крон. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания. [4]

2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге. [4]

3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз [4]. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры [4]. Олимпиадами называли четырехлетний промежуток времени - от одной олимпиады до другой олимпиады. Олимпийские игры проводились в первый год новой Олимпиады. В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Учитель: На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Древнегреческий автор Павсаний в книге "Описание Эллады" сообщал, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, с которой должны были сбрасывать женщин, проникших на священные Игры. Правда, это удалось только одной женщине. Речь идёт о легендарной Каллипатере или, как её многие называют, Ференике. Она, уроженка острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что юноша победит, Каллипатера хотела любой ценой увидеть его триумф. Облачившись в мужское платье, она смешалась с группой педотрибов (тренеры) и попала на стадион. Когда Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге потеряла мужской наряд. По закону, Каллипатеру следовало сбросить со скалы. Судьи помиловали женщину, поскольку она была дочерью олимпионика, сестрой олимпиоников и, наконец, матерью олимпионика. Дабы впредь подобное не повторилось, постановили: тренерам, находящимся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовать на Играх обнажёнными [5].

Учитель: Олимпийские игры длились 5 дней. Ребята, чему был посвящен первый день?

  1. Первый день – Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

А о том, что было дальше, мы узнаем после физкультминутки. Как утверждали древние греки, воспитанный человек должен быть не только умным, но и здоровым.

 (Физминутка 2  минуты: слайд презентации 9) упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями - "веселые человечки". На карточках, которые показывает учитель или на слайде презентации, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения).
    Учитель: Итак, продолжаем (слад 10 презентации). Во 2-й, 3-й и 4-й день игр проходили основные состязания: пятиборье, кулачный бой, бег с оружием и другие. Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний проходил на ипподроме – это гонки колесниц.

Работа с презентацией и текстом учебника.

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялось одному стадию - 191 м (отсюда наше слово -стадион) .Бегуны развивали невероятную скорость . Если верить древним писателям . один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой и сообщить о своей победе и вернуться в Олимпию чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал 100 км. [2, с. 35]

 2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка была обязательной для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.

3. Борьба - панкратион. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды противника бросал на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать, выбивать глаз.

-Почему , как вы думаете, греки боролись обнаженными?

Еще одна хитрость борцов, они старались вывалять в пыли  соперника, чтобы лучше обхватить его ведь перед схваткой они обмазывались оливковым маслом. Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача. [2, с. 35]

4. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.  

5. Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженное четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном ипподроме - лошадиный бег. По сигналу трубы колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать двенадцать кругов около 13 км. В двух местах ипподрома, имевшую овальную формы, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние  каждый стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев столб  переворачивалась , колесницы сталкивались возницы получали увечья и раны. Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей стоило очень дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять лошадьми в любом случае победа присуждалась ему, а не возничему. Но не меньшей славой пользовались и возницы. Возничий Полиамид мог удержать колесницу  и упряжку из четырех лошадей одной рукой т.к. у него другая рука была изувечена. И о нем слагали легенды как о победителе. [2, с. 35]

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывал кулачный бой, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение , а не грубую силу . Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы тоже получали серьезные увечья.

    Учитель:5-й день Олимпиады . В этот  день игр перед храмом Зевса, в котором находилась знаменитая статуя, признанная современниками одним из семи чудес света. Созданная великим греческим скульптором Фидием из слоновой кости и золота, она поражала величием и красотой. Перед храмом  ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Записываем в тетрадях: Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Назовите  виды соревнований, входивших в пятиборье.

Записываем в тетрадях схему : пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.

Учитель: Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 153 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах и узнаем о ком греки складывали легенды .

Дополнительный материал к пункту  4.

   О скорости греческих бегунов рассказывали невероятные истории: был атлет, которого видели только в начале и в конце дорожки, посередине его никто не успевал заметить. – так быстро он бежал; другой бегун мог обогнать зайца; третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

     Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона. В одной из Олимпиад он перенес 4-летнего быка весом в 500 кг с одного конца стадиона в другой. Он был увенчан олимпийским венком шесть раз. Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог [6].  Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен [6].

    Другой атлет, Полидамант, с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней. Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан [6].

 Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это значит, что у него было 1400 побежденных соперников, и все они ему завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе Феагена (всем олимпийским победителям ставили статуи) и хлестал ее бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно[6].

Участниками  Олимпийских   игр  были известные вам по учебникам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ, математик Пифагор…[7] Не нужно думать, что представители изящных искусств состязались только лишь в песнопениях и литературных сочинениях. Пифагор, например, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою!

Учитель: Итак, Олимпийские игры заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I.

Задание: реши задачку. (слайд 14)

- Когда же возродились вновь Олимпийские игры? (слайды презентации 15- 17)

-Кто изображен на фотографии ( слайд 15)?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В программу Первых Олимпийских игр 1896 года вошли 12 видов по легкой атлетике[8].

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

- Кто знает, что изображают эти кольца? А как переводится  девиз? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . “Быстрее, выше, сильнее”[9]. )

Открываем новые знания: олимпийские игры давали возможность гражданам греческих полисов проявлять свои возможности , почувствовать себя одним народом,  прославить свой полис.

-Ребята, давайте с вами вспомним, когда в нашей стране будут проходить  Олимпийские игры? (слайд презентации 19). Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 году выбран  город Сочи.  Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года [10].

VII. Применение новых знаний.

 (при наличии времени можно провести 1,2 задания по выбору учителя)

А)Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях? (можно использовать красные и зеленые карточки) (Слайд презентации 20)

1. Первые Олимпийские игры были в  750-й году  до нашей эры.

2. Олимпийские игры греки посвящают богине Гере .

3. С наступлением  ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

5. Купив билет в первом ряду  на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов  в пятиборье.

6. Так как в этот день было холодно, атлеты  были в белых  шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.

7. Впервые на соревнования в Олимпии  победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.

-Слайд 22 «Проверь себя»

VIII. Рефлексия. Ребята рассказывают о своих впечатлениях (слайд 22):

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

IX. Выставление оценок за урок

X. Домашнее задание ( слайд 23) : п. 33, пересказ; творческое задание по выбору: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154), составить  синквэйн «Олимпиада»

Учитель: Спасибо за урок, ребята. До свидания (слайд 24)

Использованная литература и ресурсы Интернета.

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. – М,: ВАКО, 2010.
  2. http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif
  3. http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry
  4. http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1
  5. http://www.olympic.kz/content.php?id=001
  6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Gasparov/_02.php- Библиотека Гумер. Гаспаров Михаил. Занимательная Греция
  7. http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html
  8. http://wordweb.ru/sto_arheology/46.htm
  9. http://www.olympic.kz/content.php?id=070
  10. http://2014sochi.ucoz.ru/
  11. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. М.,2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ :https://sites.google.com/site/razvitiekriticeskogomyslenia/_/rsrc/1345993622934/obrazovatelnye-rezultaty/uud.jpg

Взято с сайта  https://sites.google.com/site/mkiktkm/obrazovatelnye-rezultaty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские игры

межпредметное внеурочное мероприятие по истории, литературе,праву, русскому языку в форме олимпийских игр с презентацией....

Олимпийские игры

межпредметное внеурочное мероприятие по истории, литературе,праву, русскому языку в форме олимпийских игр с презентацией....

" Олимпийский дневник - от древности к современности".

Урок теоретический с просмотром призентаций об Олимпийских играх, проведением тестирования и работой в малых  группах, направлен на формировании  у студентов представления об Олимпийских игр...

олимпийские игры

данная разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия по английскому языку....

А.Гречко Математика и физика на олимпийских играх

А.Гречко Математика и физика на олимпийских играх...

Технологическая карта урока по истории древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности".

5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г. И. Годер....