РОЛЬ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
статья
В данной статье рассмотрено значение эстрадного танца в танцевальном мире и в системе сценического искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_estradnogo_tantsa_v_sisteme_stsenicheskogo_iskusstva.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Мухитова Анжелика Андреевна
Преподаватель, ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций», г. Томск
В системе зрелищных искусств эстрада в настоящее время прочно занимает обособленное место, представляя собой самостоятельное явление художественной культуры. В ней объединены: вокальное искусство, инструментальная музыка, речевые жанры, живопись, хореография. На сегодняшний день в системе сценического искусства большой популярностью обладает эстрадный танец, требующий от исполнителей высокого уровня физической подготовки и синтезирующий многообразие хореографических направлений, спортивных элементов, а также высокий уровень актерского мастерства. Однако же, несмотря на то, что эстрадный танец - одна из наиболее популярных форм хореографического искусства, она и наименее изучена [1].
Актуальность исследования заключается в том, что наряду с основными танцевальными направлениями, имеющими так называемую «школу» и богатую методическую базу, эстрадный танец, прочно занимающий ведущее и обособленное место в системе сценического искусства, зачастую не имеет признания в танцевальном мире.
Сложность изучения эстрадного танцевального направления, а также разработка методологических подходов обусловлена тем, что явление эстрадного танца в целом представляет собой конгломерат различных направлений и вспомогательных средств.
Эстрадный танец - это групповой или сольный танцевальный номер, представленный в эстрадных концертах, шоу-программах, мюзик-холлах, постановках в театрах и кино. Зачастую данное направление является неотъемлемой частью вокальных или инструментальных номеров, а также номеров речевых и оригинальных жанров. Танец на эстраде в своем многообразии сочетает в себе движения современных танцевальных направлений, элементы народного танца, танцевальные фигуры бального танца, лексику классического балета, элементы спортивной гимнастики и акробатики. Особенности танцевальной пластики определяются потребностями современного общества и формируются под влиянием смежных искусств: театра, живописи, цирка, пантомимы и музыкального искусства. Для того, чтобы определить, какова роль эстрадного танца, необходимо обратиться к истории развития данного направления.
Начальные проявления эстрадного танца в России принято относить к середине XIX века - это представления плясунов в русских и цыганских хорах на народных гуляньях. Позднее, к окончанию XIX века стали проводиться сборные концерты на эстрадах, где исполнялись танцевальные номера.
Начало XX века – время возникновения сценического жанра лубка, который сформировался благодаря выступлениям сатириков-куплетистов и танцовщиков.
Перед Первой мировой войной популяризировались "салонные" или "декадентские" танцы. Они совмещали в себе движения модных в то время бальных танцев, которые были усложнены элементами акробатических поддержек. В это же время особую популярность имела и чечётка.
Наконец, в Америке в начале века зародилось еще одно танцевальное веяние. Американская танцовщица Айседора Дункан стала пропагандировать "свободный танец", олицетворявший возврат к естественным формам жизни на природе [1]. Танцы последовательниц А. Дункан также распространялись в массовую культуру, имея популярность.
В танцевальном мире XX века становятся популярными танцы «герлс», которые заключались в синхронном повторении движений группой девушек. Данное направление вызвало интерес и в России. Движения исполнительниц были несложными, но ритмически четкими, слаженными и синхронными. И благодаря этому приобретали особую выразительность, сливались в пластический орнамент. Чуть позднее появились дуэтно-акробатические номера.
Великая Отечественная война (1941-1945) также внесла свои коррективы в развитие эстрадного искусства. Особое значение в то время приобрела военная пляска – одна из разновидностей массового танца, входивших в репертуар фронтовых ансамблей.
В 60-е годы XX века развитие эстрадного танца вышло на новую ступень. Были основаны учебные заведения для подготовки эстрадных танцовщиков (Киевская студия эстрадного и циркового искусств, Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства). Был возрожден жанр мюзик-холла, его главной составляющей стал танец.
Эстрада развивалась все стремительнее. И ко второй половине 70-х годов на танцевальной эстраде создавались и имели популярность концертные многожанровые танцевальные коллективы, у которых был свой репертуар, индивидуальные особенности. Эстрадные танцы того времени были основаны преимущественно на лексике чарльстона, рок-н-ролла, твиста и степа. Исполнялись они под джазовую музыку.
С течением времени танцевальное искусство стремительно и прогрессивно развивалось. Танцевальные культуры народов мира постепенно проникали друг в друга, на суд зрителя представлялись номера, в которых органично сочеталось несколько направлений [5]. В процессе развития эстрадный танец стал оказывать влияние на всю советскую хореографию. На данный момент современный эстрадный танец представляет собой небольшой номер с использованием классической, бальной, народной хореографии разных стран мира, современных направлений и акробатических этюдов.
Можно отметить, что эстрадный танец как значимый элемент массовой культуры имеет определенные этапы развития, и на каждом этапе в эстрадном танце очень точно отражались особенности того или иного времени. На протяжении развития эстрадного танцевального направления формировалась совокупность отличительных признаков.
С первых же дней своего существования эстрада сложилась как близкое и понятное народу демократическое искусство, так как она возникла в недрах народа. Доступность художественного языка для понимания публикой – первостепенный критерий эстрадного танца.
Отсюда же истоки зрелищности эстрадного танца, его открытость и доверительность. Данному направлению во многом свойственны органическая склонность к преувеличению, ярким краскам и броским приемам. В этих характеристиках кроется одна из главных черт эстрадного танца - развлекательность. И это в первую очередь привлекает публику.
Ещё одно отличительное свойство эстрадного танца, как явления массовой культуры - её публицистичность, стремление активно участвовать в жизни страны, а иногда и прямая связь с политическим моментом. Злободневность эстрадного танца, острота затрагиваемых тем выражаются в танцевальном произведении. В нем можно разглядеть то, чем живёт в данный момент страна, что волнует людей. Современный эстрадный танец - мобильный вид сценического искусства. Он обладает способностью мгновенно отвечать «потребностям времени».
Кроме этого гибкость эстрадного танца обусловлена его способностью использовать лексику других разновидностей хореографии. Данный признак в идеале предопределяет универсальность профессионализма танцовщиков и балетмейстеров.
Непременным условием развития любого вида искусства является новаторство. Данное положение в полной мере относится и к эстрадному танцевальному направлению. Этот признак даёт возможность выработки собственного подчерка, обретения творческой свободы и индивидуального стиля. Неповторимость – вот одна из важнейших черт работы постановщика и исполнителя в эстрадном направлении.
Акцент на эмоциональную составляющую исполнения – еще одна отличительная черта. Сценический образ номера создается прежде всего средствами актерской выразительности. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декораций, костюмов, различных технических эффектов.
Помимо вышеперечисленных черт нужно отметить склонность к синтезу и так называемому «сотрудничеству» с жанрами других видов искусства (вокальными, инструментальными, цирковыми, речевыми, оригинальными жанрами и т.п.). Именно в данном аспекте наиболее ярко проявляется значение эстрадного танца в системе сценического искусства.
Сегодня представить мир без эстрадных танцев просто невозможно. Они являются неотъемлемой частью различных шоу, театральных постановок, кино, музыкальных концертов. Осваивается танец и вокалистами. Неподвижно стоявшие у микрофонной стойки исполнители эстрадных песен, они еще к 70-м годам XX века затанцевали. Эстрада обогатилась певцами, освоившими современную танцевальную пластику. Большинство эстрадных вокалистов стали выступать со своими танцевальными группами. Неожиданные, экстравагантные сочетания пластики и вокала демонстрируют на современной эстраде большинство исполнителей.
Не остались в стороне и разговорные жанры. Концертные программы многих артистов целиком построены на использовании танцевальных постановок эстрадного направления.
Но несмотря на все преимущества данного танцевального направления, проблема профессионализма в хореографическом пространстве эстрадного танца всегда стояла и стоит очень остро. Эстрадный танец не имеет прописанной методологии и сформированной системы подготовки исполнителей. Он функционирует по законам и правилам эстрадного жанра, поэтому может возникнуть в пространстве любого танцевального направления с применением всевозможной танцевальной лексики. Неискусное использование ресурсов этого богатого хореографического пространства приводит к непрофессиональным действиям руководителя в процессе воспитания исполнителей эстрадного хореографического коллектива. Танцовщику, помимо технических навыков, должна прививаться танцевальная культура. Хорошо, если это происходит посредством занятий классическим танцем.
Трудной задачей при создании танцевального эстрадного номера является музыкальное оформление. Часто хореографы-постановщики используют микширование частей разных музыкальных произведений, что не всегда выходит искусно. Характерной для творчества балетмейстеров стала тенденция обращения к песенному материалу: в хореографическую пластику воплощается не только музыка, но и текст песни, подтекст и смысл произведения. В данном направлении постановщику также необходимо работать очень тонко.
Большое значение необходимо уделять созданию костюма, который, в первую очередь, должен соответствовать идее постановщика, эпохе времени, выраженной в танцевальном номере. Также он должен подчеркивать преимущества и скрывать недостатки, нравственно и этически соответствовать возрасту исполнителя. Постановщик должен иметь эстетический вкус, чтобы зритель мог наслаждаться эффектностью номера, а не вульгарностью.
Еще одна проблема зарождается в исходном отличительном критерии эстрадного танца – легкости и доступности. Постановщик должен разграничить легкость и легкомысленную пошлость. Необходимо помнить, что эстрада – массовое искусство. И легкость в данном случае - доступность в восприятии информации зрителем.
Итак, необходимо установить роль эстрадного танца и определить его место в системе сценического искусства.
Эстраде - многожанровому виду сценического искусства соответствует концертная форма. Она «объединяет музыку, танец, разговорные жанры, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры» [6, с. 767]. В данном аспекте эстрадный танец необходимо рассматривать как жанр эстрадного искусства. Он должен отвечать законам, которые позволяют ему функционировать не только в рамках определенного вида хореографии, но использовать элементы и приемы различных эстрадных жанров для усиления эффекта воздействия на зрителя. Однако в основе эстрадного танца лежит танцевальное движение, являясь основным средством выразительности. Поэтому эстрадный танец может по праву называться жанром хореографии. Итак, исходя из вышесказанного, можно заключить, что эстрадный танец, имея двойственную природу, относится к двум видам сценических искусств – хореографическому и эстрадному.
Особое значение эстрадного танца детерминируется сложным комплексом причин. Благоприятные предпосылки для развития эстрадного танца кроются в повышенном общественном интересе к эстрадному виду искусства, а также в поддержке государства и интенсивной трансляции эстрадного жанра в СМИ. Без эстрадных танцев в настоящее время не обходится ни одна концертная программа, музыкальный концерт, шоу. Эстрадный танец в системе сценического искусства – гарант зрелищности. Однако наряду с активным развитием эстрадного танцевального направления остро стоит необходимость профессионализации постановщиков и исполнителей данного направления, обеспечивающих плодотворность данного процесса. Также для качественного развития эстрадного танца следует обратить внимание на активизацию теоретических исследований и методических разработок в области эстрадного танца.
- Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. М., 1985
- Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде [Текст] / Н. Е. Шереметьевская. - Москва : Издательский дом "Один из лучших", 2006. - 277 с.
- Григорьева О.Р. Место эстрадного танца в системе сценического искусства // Перспективы науки. — 2017. — №8. — С.92.
- Григорьева О.Р. Проблема профессионализма в хореографическом пространстве эстрадного танца // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы международного научно-творческого форума, 31 октября–3 ноября 2016 г. / [сост. Е. В. Швачко]. – Челябинск: ЧГАКИ. - ISBN 978-5-94839-568-5.
- Захаров Р.В. Записки балетмейстера. - М.: Искусство, 1976. — 351 с.; 32 л. ил., портр.
- Уварова, Е.Д. Эстрада в России. XX век : энцикл. / отв. ред. Е.Д. Уварова. – М. : Олма-Пресс, 2004.
- Карчевская Н.В. Изменение структуры эстрадной хореографии в современных условиях // Вестник молодежного научного общества. — 2004. — No 2 (19). —С. 64 — 66
- Богданов, И. А. Постановка эстрадного номера: учеб.пособие/ И.А.Богданов. –СПб., 2013. –С.20–106.
- Клитин, С. История искусства эстрады: учеб.пособие/ С. Клитин. –СПб., 2008. –С.98–129.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль общественных дисциплин в системе среднего профессионального образования
Преподавание истории и обществознания в школе 2015, №7, с 47-50....
Конференция, посвященная Международному Дню хосписа и паллиативному лечению в рамках ПМ 04, 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих Тема: «Роль хосписов в современной системе паллиативной помощи»
Материалы сообщений:1. История создания хосписного движения в России2. Биоэтика и паллиативная помощь3. Паллиативная терапия пац...
РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья посвящена роли хореографического искусства в процессе воспитания патриотических ценностей в современном мире...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РОЛЬ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА"
Данная презентация - иллюстративный материал к одноименной статье...
Статья"Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта World Skills"
Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком. Соврем...
Программа. Сценическое искусство 6-11 класс.
Программа. Сценическое искусство 6-11 класс....