Музыкальное воспитание в пространстве массовой музыкальной культуры
статья
В статье раскрыты такие понятия как музыкальное воспитание и массовая музыкальная культура, раскрыты особенности и критика массовой музыкальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное воспитание в пространстве массовой музыкальной культуры
Аннотация: в статье раскрыты такие понятия как музыкальное воспитание и массовая музыкальная культура, раскрыты особенности и критика массовой музыкальной культуры.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, массовая музыкальная культура, семья.
В XXI веке массовая музыкальная культура является доминирующей. В мире происходят такие масштабные явления как глобализация, информатизация, технизация, дезидентификация и конечно, сильно влияющая на культуру массовизация. Музыковеды, педагоги и ученые давно бьют тревогу о засилье массовой музыкальной культуры. В современном социуме возникает много вопросов: Как сохранить и преумножить ценности, которые исторически заложены в нашей культуре? Как взаимодействовать с массовой музыкальной культурой в образовании и воспитании?
Для понимания термина «музыкальное воспитание» обратимся к словарю С. М. Вишняковой: «Музыкальное воспитание — процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества; цель музыкального воспитания — передача опыта музыкальной деятельности новому поколению. Оно предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на индивида и рассматривается как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетических чувств, идеалов, музыкального вкуса и потребностей; является областью эстетического воспитания»[1]. Музыкальное воспитание способствует высокому уровню развития: интеллекта, воображения, фантазии, внимания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Оно осуществляется в школе, детском саду, внешкольных учреждениях, а также, что самое важное, в семье. Хочется также отметить важную и актуальную в современной культуре компенсаторную функцию музыкального воспитания, что помогает выдерживать высокий темп жизни, стрессы, недостаток положительных эмоций. Но выполнять перечисленные задачи и функции сможет только высокохудожественный музыкальный материал, массовая музыкальная культура пока не приносит положительных результатов.
Современное образование как явление культуры предполагает становление личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде. Музыкальная среда является важным компонентом педагогической системы. Каждое звено образовательной системы имеет свою музыкальную среду. Наиболее проблемной является образовательная среда семьи. Свои первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому так важно, чтобы были созданы благоприятные условия для общения с музыкой. Важно взаимодействие педагога или музыкального руководителя с семьей: консультации родителей, предоставление рекомендованного музыкального материала. В результате тесного сотрудничества педагогов и родителей будет создана грамотная система музыкального воспитания ребенка. Но проблема становится все более актуальной в связи с широким распространением массовой музыкальной культуры, так как родители не считают нужным формирование музыкального пространства и домашняя музыкальная атмосфера отличается отсутствие произведений классической музыки. Засилье массовой музыкальной культуры может помешать хорошему музыкальному воспитанию и развитию хорошего музыкального вкуса.
XX столетие стало поистине веком тотального наступления музыки. Обретая все новые и новые виды, формы и жанры, получая в свое распоряжение все более совершенные, фантастические технические и технологические возможности современная музыкальная культура не отличается сложными гармоническими оборотами, богатством тембров музыкальных инструментов, а ведущую роль занимает синтетическое звучание и ритмическая основа. В сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная киноиндустрия, реклама, мода, СМИ и пр.) применяется искусство манипуляции элементарными реакциями и импульсами масс людей (подсознательные силы, инстинкты, желание господства, агрессия). Все это провоцирует формирование ряда проблем: эгоизм, потребленчество, падение этики и в целом обесценивания классических ценностей. В своей книге «Философия истории искусства» в специальной главе под названием «Бегство от действительности» венгерский философ Арнольд Хаузер пишет: «История современного массового (популярного) искусства начинается около середины XIX в. с возникновением идеи, что искусство означает отвлечение, с преобладанием желания найти в искусстве скорее средство рассеивания, чем концентрации, скорее развлечения, чем образования и углубленного анализа. Искусство всегда хотело радовать, обычно также развлекать. Сервантес, Вольтер и Свифт писали чрезвычайно забавные книги; Рубенс и Ватто рисовали картины, которые являются чистым наслаждением для глаз; Моцарт сочинял чарующую музыку, но никому из них не вздумалось бы выпускать произведения, предназначенные внушать людям слепое довольство. Серьезная сторона жизни никогда не исчезала полностью из их главных работ. Они забавляли себя и других, описывая странные особенности, повороты жизни, без какой-либо мысли о бегстве от действительности…»[2]. Другими словами, искусство XIX века выполняло развлекательную функцию, но и несло некие смыслы в отличие от современного.
Сейчас перед человеком огромный выбор, неограниченные возможности, любую информацию можно получить лишь одним кликом компьютерной мыши. Обратимся к высказыванию американского социолога Д. Макдональда, который называет «массовую культуру динамичной, революционной силой, сокрушающей барьеры классов, традиций, вкусов, растворяющей все культурные различия, ибо она все смешивает и взбалтывает, производя то, что может быть названо однообразной культурой. Процесс этот уничтожает все ценности, так как оценочные суждения подразумевают выявление различий»[3]. Таким образом, массовая музыкальная культура берет на себя «сглаживание общественной ценности музыкального искусства» и присвоение себе этой социальной функции. В академическом искусстве заметна тенденция приспособления, снижения ценностных критериев в угоду публики. Резюмируя выше сказанное, хочется отметить, что культура XXI века перегружена бытовым музыкальным фоном связанным с развитием средств массовой информации и обилием «механических», электронных звучаний окружающих детей, что замедляет развитие голосовых связок, и способствует ухудшению музыкального восприятия и замедлению процесса формирования слуха.
Как представляется противостоять сложившейся ситуации, тенденциям современного музыкального мира необходимо и возможно. Главной задачей современных педагогов является возрождение музыкального воспитания, тех его исторических форм, которые способствовали духовному оздоровлению нашего общества, на мой взгляд примером может служить музыкальное воспитание в царской России в которой были актуальны: семейное музицирование, народно-песенные традиции, сохранение и воспитание национальных педагогических традиций, обязательное преподавание пения и игры на фортепиано в Смольном институте. Перед современными педагогами и родителями стоит непростая задача сохранения этнической самобытности русской музыкальной культуры, что весьма не просто при популярности западной культуры. Тем не менее основой наследия общемировой культуры XXI века является европейская музыка с элементами национальной специфики, что не всегда выполняется современными композиторами.
Предмет культуры, получающий популярность — т. е. широкое распространение в массах, — может оставаться при этом элитарным, включая в свою структуру как уровни, общедоступные для понимания, так и воспринимаемые только специалистами. Такой популярностью пользуется музыка П. И. Чайковского, поэзия С. А. Есенина, живопись художников «передвижников» и т. п. Для того, чтобы было живо классическое музыкальное наследие, нужно быть подготовленным слушателем, иметь слуховой опыт и взять на вооружение сохранение и популяризацию исторических форм музыкального искусства. Главным фактором развития современного образования является преодоление пропасти между классической и массовой музыкальной культурой. Очень важны в данной проблеме механизмы взаимодействия классической и массовой музыки посредством интеграции массовой музыкальной культуры в музыку серьезную.
Список литературы
1. Hauser A. The Philosophy of Art History. Cleveland — New York, 1963, 411 p.
2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 c.
3. Кукаркин, А. В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. – 2-ое изд., дораб. и доп. – М.: Политиздат, 1985. – 399 c.
[1] Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — С. 267.
[2] Hauser A. The Philosophy of Art History. Cleveland — New York, 1963, p. 342.
[3] Кукаркин, А. В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. – 2-ое изд., дораб. и доп. – М.: Политиздат, 1985. – С. 59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"
"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...
"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"
"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...
«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
В данной методической работе рассмативаются вопросы музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....
Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образо...
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...
методические рекомендации "Ключевые принципы общего музыкального воспитания актёра-певца и воспитания народной манеры пения у ССЗ специальностей 51.02.01 театральное творчество и 52.02.04 актёрское искусство"
Музыкальное воспитание студентов актёров ирежиссёров совершенствуется в различных формах учебно-воспитательного процессаи предусматривает связь музыки как учебной дисциплины «Вокал» с друг...