История гримировального искусства
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История гримерного искусства Гримерное искусство прошло длинный путь развития. Зародившись в первобытной общине в виде "магической" и "религиозной" раскраски тела, оно постоянно изменялось в зависимости от развития культуры в обществе. С появлением театральных представлений гримерное искусство из росписи лица и тела преобразовалось в театральную маску (полумаску). На протяжении веков грим то уступал место декоративной косметике и полумаскам, то опять возвращался на сцену. На его эволюцию оказывали влияние как игра актеров, так и краски, которые применялись. В древности использовали земляные красители, естественные соки и плоды, позднее появились красящие вещества с вредными компонентами, такими как ртуть, цинк.
В театрах Древней Греции, Рима женские роли исполняли мужчины, в театрах Востока (Китая, Японии) актерские труппы также полностью состояли из мужчин, поэтому грим должен был кардинально изменить внешность и "приукрасить" лицо. Со временем грим, только "приукрашивающий" лицо, был вытеснен со сцены, и в конце 18 века была проведена театральная реформа, по которой костюм, грим и прически стали историческими, т.е. достоверно отражать эпоху и этнические черты персонажей.
Грим — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.
Первоначально грим был довольно схематичным и плоским, передавал лишь одну конкретную эмоцию или главную характеристику героев пьес, не раскрывая их индивидуальности. Эта особенность касалась всех первых театров во всех культурах мира. В Киевской Руси уличные артисты-скоморохи для сатирических спектаклей разукрашивали свои лица сажей, глиной и соком растений, к слову, самой что ни есть органической косметикой. В китайском классическом театре Лиюань грим был более авангардным - в его основе лежала цветовая кодировка, и каждый цвет нес в себе определенный собирательный образ. Белый символизировал злого и коварного героя, красный - честного, синий - деспотичного, а золото и серебро - богов и сверхъестественные силы.
В индийском театре мистерий Катакали лицо актера покрывали специальным раствором и превращали в статичную маску, на которую затем наносили символические рисунки. А в Древней Греции, Древнем Риме, Индонезии и Малайзии грим и вовсе заменяли маски. Нечто похожее на привычный для нас современный реалистичный грим появилось в ХV-ХVI веках в европейских театрах. Для создания органичных образов участникам мистерий и моралите пришлось поближе познакомиться с собственной анатомией. Нанося грим, они отталкивались теперь не только от характеристик персонажей, но и от особенностей своего лица и мимики. Хотя даже при этом грим все еще оставался условным и довольно примитивным. Настоящий расцвет гримерного мастерства начался лишь в XIX столетии - с развитием реализма в искусстве. Причем происходило это на территории нынешних России и Украины. Реализм ставил перед актером непростую задачу: изобразить человека во всей полноте его духовной и социальной жизни. Артисты стремились передать тончайшие индивидуальные черты своих персонажей, в чем, разумеется, им должен был помочь грим.
В XIX веке роль гримеров продолжали выполнять сами актеры, настоящими корифеями в этом мастерстве стали великие русские лицедеи Василий Самойлов, Владимир Давыдов, Александр Ленский и оперные певцы Федор Шаляпин и Иван Ершов. Однако именно в тот период в театрах появилась и должность художника-гримера. По свидетельству искусствоведов, нововведение было заслугой Станиславского, который считал продуманный и талантливо исполненный грим мощным толчком, который помогает актеру быстро вжиться в образ и поверить в те самые «предлагаемые обстоятельства».
Реалистичный грим сегодня практически вытеснил так называемый условный. Исключение составляют разного рода стилизации, фантазийные и некоторые исторические образы. И, что интересно, реализм почти не коснулся обликов персонажей в музыкальных и детских театрах. Для классических оперных, опереточных, балетных и сказочных постановок и по сей день используется более утрированный схематичный грим. Музыкальные произведения и сказки изначально более экспрессивны и аллегоричны, потому и образы в них - нагляднее и выразительнее. А вот в драматических театрах, в кино и на телевидении нынче стремятся к максимальной натуралистичности. И для образов, не требующих от артистов радикальных изменений во внешности, грим заменяется макияжем. Благо современные марки профессиональной косметики (к примеру, Make-up Atelier Paris , Kryolan , Paris Berlin , Make Up for Ever , M.A.C. и прочие) предлагают широчайший ассортимент продукции, которая прилежно себя ведет под лучами осветительных приборов и прицелами объективов, обладает богатой цветовой палитрой, разнообразными текстурами, идеальной покрывающей способностью и отличной стойкостью. Но для спецзадач - характерного, национального, исторического и возрастного образов - без реалистичного грима не обойтись.
Театральный грим (как и макияж) ярче и грубее, чем в кино и на телевидении. Лица героев должны «читаться» всеми зрителями спектакля - и в первом, и в последнем ряду, притом что отдельные детали внешности персонажа не видны. Именно поэтому в театре по-прежнему обходятся традиционными материалами. Создание образа «на камеру» же требует, естественно, более тонкой, деликатной и детальной работы, поскольку камера «видит» все мелочи, особенно при крупных планах: рельеф кожи, каждое пятнышко на ней и каждый волосок. Вот тут от гримера требуется не только чутье художника и стилиста, но знания анатома и мастерство скульптора. Ну и, конечно, современные материалы. Для объемного пластического грима - изменений черт лица, создания морщин, лысины, эффектов ранения и ожогов - кинематограф наряду с классическими гримерными инструментами давно использует накладки из латекса и полупрозрачный силикон, максимально похожие на человеческую плоть (их делают такие марки, как Kryolan ). Мастера «лепят» образ настолько реалистичный, что в него верят с первого взгляда - и зрители, и сами актеры.
Разумеется , сегодня практически во всех зрелищных кинолентах для процесса преображения применяются компьютерные технологии, но для создания максимально правдивого драматического образа ничто не заменит искусного грима. Вспомним сложнейшую работу гримеров в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона », где персонажи Брэда Питта и Кейт Бланшетт проживают перед камерой почти всю жизнь. В фильме, завязанном на чувствах и переживаниях героев, - огромное количество крупных планов, на которых видны каждая морщинка на лице и других открытых участках тела персонажа, движения каждой мышцы. За виртуозные эффекты омоложения и состаривания гримеров картины заслуженно наградили «Оскаром».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."
Это помощь преподавателя для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА для специальности: «Парикмахерское искусство»
СОДЕРЖАНИЕ ...
Тестовые задания по дисциплине «История изобразительного искусства» для специальности «Парикмахерское искусство»
Раздел IИстория изобразительного искусства. 1. Живопись бывает:(А) 3 видов(В) 4 видов(С) 2 видов2.Парикмахерское искусство относится к:(А) скульптуре(В) живописи(С) декоративно-прикладному ...
Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).
Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...
Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)
Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...
Открытое внеклассное мероприятие по "Искусство (МХК)" по истории современного искусства "Русский рок"
Открытое мероприятие, направленное на расширение кругозора обучающихся в области современного искусства и отечественной культуры....
Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "Прекрасная красотами Атона" предмет(история изобразительного искусства)
Культ солнца всегда занимал важное место в религии древних египтян. Солнцу строили храмы, слагали гимны, приносили жертвы, но никогда культ солнца не достигал такого размаха, как в начале XIV века до ...