Открытое внеклассное мероприятие по "Искусство (МХК)" по истории современного искусства "Русский рок"
методическая разработка на тему
Открытое мероприятие, направленное на расширение кругозора обучающихся в области современного искусства и отечественной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul_rok.doc | 20.5 КБ |
p_zapiska_rok.doc | 23 КБ |
russkiy_rok.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОБПОУ «Усманский педагогический колледж»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого мероприятия по учебным дисциплинам
«Мировая художественная культура» и «Искусство (МХК)»
по разделу «История современного искусства».
Тема: «Русский рок»
Разработал:
преподаватель МХК
ГОБПОУ УПК
Брыкин Д.В.
2015
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Мероприятие разработано на базе образовательно-досугового объединения «Киноклуб» ГОБПОУ «Усманский педагогический колледж» с целью частичного анализа явлений современной отечественной культуры и развития уважения к традициям российского искусства.
Данная разработка является авторской попыткой через открытие и систематизацию знаний в определенной области культуры активизировать у учащихся процесс познания современного искусства, установить определенные ориентиры в возможности самовыражения молодежи, расширения кругозора и эмоциональной отзывчивости подрастающего поколения.
Основные цели мероприятия:
- ознакомление с ведущими направлениями в современной отечественной и мировой музыкальной практике, рассмотрение развития советской рок-музыки в ретроспективном изучении;
- выявить связь истории развития отечественной рок-музыки советского периода в связи с развитием общего музыкального процесса и общественно-политической обстановкой в стране в 60-80-е годы, влияние рока на отечественную эстраду, театр, кинематограф.
Основные задачи мероприятия:
- дать представление о истории возникновения и развитии рок-музыки в СССР и творчестве некоторых отечественных рок-групп;
- познакомить зрителей и слушателей с музыкальными произведениями отечественных рок-музыкантов на основе видео- и фотоматериалов, аудиозаписей и выступлении современных самодеятельных исполнителей;
- вызвать эмоциональную реакцию и живую заинтересованность у аудитории.
В рекомендациях по подготовке к реализации данного культурно просветительного мероприятия возможно упомянуть такие формы активизации аудитории как участие слушателей в изложении материала, привлечение рок-группы или самодеятельного музыкального коллектива, письменные работы на типу эссе или доклада на схожие темы, небольшие домашние задания и т. д.
Оборудование:
- мультимедийная установка с презентацией;
- демонстрационный зал;
- аудиоустановка;
Предварительный просмотр:
Но- рок-н-ролл мертв,
А я еще нет….
Б.Гребенщиков.
Величайшая польза,
которую можно извлечь
из жизни – потратить
жизнь на то, что
переживет нас.
У.Джеймс.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня, наконец, наступил долгожданный вечер, когда мы, ОДО «Киноклуб» и рок-группа Усманского педагогического колледжа «29 секунд до Луны» встретились с вами вновь. И сегодня состоится давно обещанный рассказ о русском роке – славной странице отечественного искусства, ярчайшем явлении нашей музыкальной культуры последних десятилетий.
Мы уже неоднократно поднимали вопрос развития современной молодежной (и не очень) субкультуры – вспомним вечера, посвященные зарождению и развитию зарубежной рок- культуры, вечер, посвященный памяти В.Цоя, кинопросмотры ОДО «Киноклуб», связанные с фильмами Г.Сукачева, тематикой движения хиппи 70-х годов (х/ф «Дом Солнца») и пр. Еще год назад нами была обещана встреча с советским роком, его историей. И сегодня мы начнем с первой страницы нашего рок- повествования: расскажем о зарождении отечественного рока в 60-е годы, его развитии в годы 70-е, «золотом веке» отечественной рок- музыки в 80-е годы.
Сегодня нам в этом помогут наши музыканты:
Сергей Шевченко – гитара, вокал, ударные,
Олег Смольянинов – клавишные,
Илья Политов – гитара, вокал,
Вероника Никульшина – вокал.
Заранее им благодарны!
Итак, мы начинаем….
Часть I. «Ты помнишь, как все начиналось…»
(60-е годы).
В Советский Союз рок-н-ролл пришел на волне хрущевской оттепели, после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Тогда, чуть приоткрыв «железный занавес», вместе с широкими пиджаками и цветастыми галстуками в нашей стране появились записи западных музыкантов Чака Берри, Чеби Чекера, Элвиса Пресли, обрушившие на головы отечественных меломанов новые звуки, мелодии, аранжировки, казавшиеся пришедшими с других планет.
Редкие, через дипломатов и моряков попадавшие в СССР пластинки, подпольно тиражируемые на пластике рентгеновских снимков (так называемый «рок на костях»), давали возможность познакомиться с западной музыкальной культурой. В первую очередь это был джаз- рок и американский ритм-энд-блюз.
А потом, в начале 60-х, пришел британский биг-бит, пришли великие «Биттлз», перевернувшие сознание своего поколения…
В середине 60-х годов в СССР появляются первые подражатели западной рок- музыки: «Славяне» (основатель легендарный Александр Градский) – англоязычный ансамбль, чьи первые записи не сохранились, «Мифы» - команда, принесшая элементы этнофольклора в отечественное подпольное движение хиппи, московская самодеятельная рок- группа «Скоморохи» (основанная тем же Градским и Александром Буйновым), знаменитые «Песняры» из Минска, окрасившие фольклорными тонами отечественные рок- композиции и первые вышедшие с балладами на отечественную официальную сцену.
Необходимость доступа к широкой аудитории, возможность гастролировать по стране, покупать относительно качественную аппаратуру и инструменты, организовывать концерты в разных городах заставляла маскироваться первые советские рок-группы под «исполнителей советской эстрады» - так называемые «ВИА» (вокально- инструментальные ансамбли». Так возникли легендарные «Веселые ребята» (где под управлением гениального Павла Слободкина в разные годы работали Градский и Буйнов, Барыкин, Глызин, Алла Пугачева), ансамбль «Поющие гитары» (пожалуй, наиболее «битловские» на советской эстраде), джаз- роковые «Арсенал», «Синяя птица». Возникло множество подражателей западных исполнителей, групп, применяющих роковые приемы и аранжировки («Голубые гитары», «Аргонафты» и другие). Большинство из этих ранних ВИА и становятся позднее, в 70-е годы, лицом отечественной эстрады, породив особое оркестровое звучание и официально допущенное осовременивание музыкального процесса.
Однако, в конце 60-х годов, наряду с увлечением советской молодежью англо- американской рок- музыкой (прежде всего «Роллинг Стоунз», «Биттлз», «Энималз», позднее «Шокинг Блю», культивируемые на западных радиостанциях, «антисоветских голосах»), развивается и самостоятельный процесс организации самодеятельных ансамблей в ДК предприятий, в школах и институтах. Это, как правило, уже не ВИА, а самые настоящие рок-группы; преимущественно это квартеты – 3 гитары и ударные, «как у настоящих Биттлз». Исполняются не только западные хиты, но и «самопальные» песни, распространяющиеся между ценителей на первых отечественных катушечных магнитофонах. Особое влияние на подпольный, неофициальный рок конца 60-х – начала 70-х годов оказывает и фольклорная составляющая; наряду с этнозвучанием группы «Ариэль» (Челябинск), «Аракс» (Москва), «Садко» (Ленинград») и других команд, использовавших народное наследие, ранний рок заимствует и более современное, «дворовое», максимально самодеятельное звучание, где наивные романтические образы пересекаются с злободневно- политическими и откровенно пародийными, сатирическими текстами. Например, знаменитую песню «Фантом», армейский отклик на вьетнамо- американскую войну, в события которой вмешался и СССР, на полузапрещенных концертах исполняли многие отечественные группы.
Параллельно с настоящим, как правило, подпольным рок- процессом официальная советская эстрада 60-х годов представляет рок-н-ролл в облегченной, зачастую танцевальной версии – твистовые хиты «Черный кот», «Королева красоты», «Где-то на белом свете…» и другими произведениями членов Союза композиторов СССР. Однако и это, вегетарианское использование западных стандартов, подмывало стену неприятия зарубежной музыки, подготавливая отечественную сцену к следующему периоду развития рока.
Часть II. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир…»
(70-е годы).
В СССР рок продолжает оставаться отторгаемым официальными кругами, маргинальным явлением советской музыкальной культуры на протяжении всех 70-х годов. Наряду с творчеством Александра Галича, Булата Окуджавы, Юлия Кима, Владимира Высоцкого рок занимает нишу запретного феномена. Несмотря на некоторые, видимо случайно пропущенные отечественной цензурой мероприятия (Ереванские фестивали конца 60-х, первый в истории СССР рок-фестиваль в 1971 году в г. Горький), публичные выступления рок- групп 70-х – начала 80-х годов проводились почти подпольно: дома или на дачах (так называемые «квартирники»), в актовых залах столичных ВУЗов и ПТУ. Именно так, неофициальными концертами, и стали известны группы «Рубиновая атака», «Цветы», «Аракс», «Високосное лето»; исполнялись англоязычные кавер- версии и, реже, песни собственного сочинения.
В 70-е годы расцветает «магнитиздат» - уникальное явление русской музыкальной культуры, когда в кустарных условиях изготавливались и «между своими» распространялись копии альбомов самодеятельных ансамблей. Именно в это время и проявляются основные черты русского рока: искренние, честные тексты (их все- равно не принимает официальная культура), высокоинтеллектуальные мысли и художественные образы (большинство советских рокеров с престижным высшим образованием и широчайшим кругозором), равнодушие к сложным акустическим экспериментам (сказалось отсутствие профессиональных студий и качественных инструментов). Зато вырабатывается привычка слушателей к своеобразному музыкальному минимализму и, в отличии от западного рока, глубокому сопереживанию текстовой составляющей. Иносказательность, использование двусмысленных намеков и сложных образов (зачастую отправляющих к экспериментам «Серебряного века» русской поэзии и романтиков века 19) наполняют стихи отечественных рок- поэтов 70-х годов социально- критическим и эмоционально- моралистическим содержанием. Наряду с этим некоторые группы с мягким юмором относились к собственному творчеству и отечественному рок- процессу вообще (первый полноценный магнитоальбом 1972 года записала группа «Оловянные солдатики», озвучившая, к примеру, и известный мультфильм «Ну, погоди!»).
С середины 70-х годов фаворитами отечественной рок- сцены становится группа «Машина времени» с бессменным лидером Андреем Макаревичем, определившая на многие годы основную линию русской рок- классики. Основанная еще в 1969 году, «Машина времени» развивается как максимально разноплановая группа: участие в подпольных, полных интеллектуального протеста концертах и записывание музыки для мультфильмов и кинокартин, создание застольных хитов («Я пью до дна…», «Поворот») и философских трактатов («Все очень просто…», «Костер»).
«Машина времени» становится не только бесспорным авторитетом в области отечественной рок- музыки, но и имеет возможность хоть как-то поддерживать и продвигать другие рок- группы сквозь идеологические барьеры и стилистические дебри (известные в узких кругах «Високосное лето», «Воскресенье», помогает «Автографу»). Для широкой публики отечественный рок приобретает «человеческое лицо» и потихоньку завоевывает все большую популярность.
Со второй половины 70-х годов западная, в том числе и рок- музыка, проникает в СССР вполне официально. Выпускаются фирмой «Мелодия» виниловые диски с шлягерами (в том числе и роковыми), приезжают на гастроли Клифф Ричард, Элтон Джон, транслируются фестивали поп-музыки из «стран социализма». Советской внешней политике необходимо опираться на молодежные антиправительственные движения в капиталистических странах и выступления западных участников протестного движения Дина Рида, Виктора Хары становятся оправданием для появления рока и на нашей молодежной эстраде. Некоторые новаторские музыкальные идеи начинают продвигаться в провинции, замаскированные под праздники молодежной песни или фольклорные фестивали. Для широкой публики отечественный рок приобретает «человеческое лицо» и потихоньку завоевывает все большую популярность.
Часть III. «Вот, новый поворот…»
(первая половина 80-х годов).
Олимпийские игры 1980 года в Москве, как когда то московский Фестиваль молодежи и студентов 1957 года, стали мощным толчком в легализации рок- музыки. Стремление официальных властей продемонстрировать некоторую открытость и гибкость делает возможным и проведение первого настоящего рок- фестиваля «Весенние ритмы», на всякий случай проводившийся в провинции, в Тбилиси. Этот фестиваль стал важнейшим событием для отечественного рока (и не только русскоязычного). Были допущены не только официально разрешенные команды («Автограф» - высокопрофессиональный арт- рок, «Интеграл» - попытка театрализации композиций, «ВИА – 75» - качественные джазовые аранжировки), но впервые на широкую сцену вышли и полуподпольные группы. Правда, не обошлось без скандала: выступление ленинградской группы «Аквариум» с песней «Козлы» местная партноменклатура болезненно приняла на свой счет.
Пытаясь контролировать развитие рок- музыки власть дозировано пускает рок на отечественную сцену. В авангардных по тем временам кинофильмах (режиссеры А.Кончаловский и х/ф «Романс о влюбленных», И.Масленников и х/ф «Ярославна, королева Франции», Н. Михалков «Свой среди чужих, чужой среди своих» еще в 70-е использовали рок- мотивы), в новаторских театральных постановках становится модным использовать элементы рок- культуры, чья энергия придавала особую динамику сюжету. Конец 70-х – первая половина 80-х – «золотое время» для отечественных рок- опер, пусть неуклюжих, иногда откровенно и непрофессионально копирующих западные мюзиклы, но приоткрывавших запретную дверь в общемировое музыкальное пространство. Вслед за «Поющими гитарами» с первой отечественной рок- оперой «Орфей и Эвридика» грузинский ВИА «Иверия» ставит «Свадьбу соек» и «Арго», «Аракс» записывает «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». Одна из наиболее известных отечественных рок- опер – «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского вышла в виде легендарного фильма- спектакля Марка Захарова в 1983 году. Впрочем, масштабные постановки рок- опер, при всей популярности у интеллигентной публики, оказались слишком хлопотны и среди общей массы рок- меломанов не прижились.
После «Весенних ритмов – 80» рок, по крайней мере, его умеренные направления, получает профессиональный статус. Начинаются гастроли некоторых коллективов, осторожно записываются альбомы; однако власть быстро одумалась и ввела ограничения по репертуару и оплате, составила «черные списки» неугодных коллективов.
Однако власть начинает искать новые пути развития идеологии, пытается контролировать молодежную культуру. И даже организует в 1981 году в Ленинграде первый рок- клуб, ставший настоящей «кузницей рок- кадров» и отправной точкой «Золотого века» отечественной рок- музыки. 7 марта 1981 года в помещении Народного театра на ул. Рубинштейна–13 выступают группы «Мифы», «Пикник», «Зеркало», «Россияне»; этот день считается не только днем рождения Ленинградского рок- клуба, но и рождением явления «Русский рок».
Пройдемся по самым ярким питерским страницам истории рок- движения.
Одной из самых популярных среди ценителей западного образца отечественного рока принято считать группу «Зоопарк». «Настоящий рок-н-ролл», «американские классические традиции» - оценка современниками творчества лидера группы Майка (Михаила) Науменко. «Он сделал самую важную вещь из всех нас – он перевел то, что мы называли рок-н-роллом в доступную для людей форму» (БГ).
Майк Науменко умер 27 августа 1991 года в своей коммуналке, как бы обусловив этим окончание периода советского рока.
И хотя в Ленинградском рок- клубе работали истинные мыслители от рок-н-ролла Александр Башлачев, Янка Дягилева, Сергей Курехин, самым авторитетным интеллектуалом, философом, мастером стилизаций и тончайших образов и по сей день считается организатор и лидер культовой группы «Аквариум» Борис Гребенщиков или чаще просто «БГ».
Обладающий широчайшим культурным кругозором, БГ слывет настоящим гуру и бесспорным авторитетом отечественного рок- процесса. Безупречный вкус, образованность, умение организовать сложнейший коллектив, где используются не только элементы мирового музыкального наследия, но и сложнейшие оркестровки и уникальное для рока звучание. Пожалуй, умение работать со сложным материалом и прославили БГ.
В Ленинградском рок- клубе сформировался к середине 80-х настоящий центр отечественного рок- движения. Это группы «АВИА», «Аукцыон», «Джунгли», «Ноль», «Пикник», «Санкт- Петербург», «Секрет», «Странные игры», «Тамбурин», «Телевизор» и другие. Во многих городах страны стали возникать объединения, подобные рок- клубу Ленинграда.
Принятие в стране курса на гласность и перестройку подняло и новую волну интереса к рок- культуре с вечными для рок-н-ролла темами протеста против милитаризма, чудовищной военной конфронтацией, борьбой за мир на планете. Так, в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), еще одном центре рок- музыки работают «Агата Кристи», «Урфин Джюс», «Настя», легендарный «Наутилус Помпилиус» Вячеслава Бутусова. Там же, в Свердловском рок-клубе, появляется группа «Чайф», активно использующая «дворовые» фолк- роковые темы, стилистику рабочих городских окраин.
В Москве начинает работать «Рок- лаборатория» под руководством Стаса Намина, основателя ряда коллективов: группы «Цветы» и спродюсированные им «Парк Горького», «Калинов мост», «Бригада С» с бессмертным Гариком Сукачевым. Именно здесь в разные годы начинают работать «Черный обелиск», «Альянс», «Ва-банкъ», «Коррозия металла», «Крематорий», «Звуки Му», «Монгол Шуудан», «Центр», «Нюанс» и другие. Стилистическое разнообразие, обращение к многим направлениям в роке рождает и явление под названием группа «Браво» с, пожалуй самой необычной фигурой на рок- сцене Жанной Агузаровой.
Считается, что определенным мостиком между эстетствующим Ленинградским рок- клубом и энергичной московской Рок- лабораторией стала группа «Алиса». «Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой, я здесь чужой, я там чужой…»- пел лидер «Алисы» Константин Кинчев, настоящий Экспериментатор и бунтарь. Энергия и открытый вызов его песен заставлял воспрянуть ото сна его поколение…
Часть IV. «Нам свобода – награда!...»
(вторая половина 80-х годов).
Нарастающая в СССР необратимая волна Перестройки поднимает и темы острой социальной борьбы. Рок- движение, по сути, возглавляет это явление, вливая энергию молодежи в желание народа изменить сложившиеся порядки. Темы социального протеста, стремление к падению «железного занавеса» не только между народами, но и между людьми, моральные нормы как нормы жизни отразились в творчестве ленинградской рок- группы «Кино», где харизматичный лидер Виктор Цой открыто призывал к переменам в обществе и в нас самих.
Глубочайший кризис советского общества второй половины 80-х годов заставлял обращаться за ответами не к не оправдавшим себя лозунгам партноменклатуры, а к внутренним исканиям, к глубинам человеческой мудрости. Истинные ценности, идея противопоставления добра злу, возможности социального сопротивления становятся все более актуальными в рок- текстах. Группа «ДДТ», основанная в Уфе и переехавшая в Ленинград, в своих радикальных призывах зашедшая, пожалуй, дальше всех прямо призывала молодежь к изменению окружающего мира в композициях «Террорист», «Мальчики- мажоры», «Революция». Слова лидера группы Юрия Шевчука «…и что же нам делать? о чем же нам петь? над чьими плечами твоя голова? сколько афгани стоит смерть, если чья- то жизнь не права?»- читались современниками как открытый призыв к окончанию бездарной войны в Афганистане, унесшей сотни тысяч молодых жизней. И сейчас актуальна песня «ДДТ» «Не стреляй!» о вечной ценности человеческой жизни. К концу 80-х годов, на гребне Перестройки, рок- группы превращаются в коммерческие проекты; благодаря широчайшей популярности среди молодежи рок- команды собирают стадионы, выпускают диски, устраивают турне по зарубежным странам, записываются с зарубежными звездами. Уникальный феномен советского рока постепенно растворяется в поп- индустрии. Еще будут подъемы, еще будут всплески, еще придут молодые и талантливые… Но «Золотой век» отечественного рока, увы, видимо уже прошел…
На этом мы, пожалуй, закончим первую часть нашего повествования. О развитии отечественного рок-н-ролла в 90-е годы и по нынешнее время мы, надеемся, поговорим в следующий раз. А сегодня с нами были:
Сергей Шевченко – гитара, вокал, ударные,
Олег Смольянинов – клавишные,
Илья Политов – гитара, вокал,
Вероника Никульшина – вокал.
и я, ваш ведущий, Дмитрий Васильевич Брыкин.
Благодарим также группу технической поддержки и руководство Усманского педагогического колледжа за возможность провести наш вечер.
Спасибо, дорогие друзья, за внимание и живой интерес к нашему творчеству и отечественному искусству! До следующих встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник дидактических материалов (внеклассные мероприятия, игры на уроках истории и обществознания)
Сборник может быть полезен преподавателям истории и обществознания при проведении внеклассных мероприятий. Подобраны методические приёмы для активизации интереса обучающихся к изучению истории и...
Сценарий открытого внеклассного мероприятия "День Победы"
(звучат фанфары дня Победы; звучит песня «Журавли», по окончании на сцену выходят двое ведущих – юноша и девушка)Юноша: Со знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и ...
Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Расстрелянное детство или трагедия может повториться», посвященный жертвам террористического акта в Беслане.
Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Память о войне»» (классный час)
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов чувства патриотизма, воспитания ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего наро...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия в форме викторины «История в лицах» по дисциплине ОУД.б.04 История
Данная методическая разработка представляет собой опыт проведения внеклассного мероприятия по дисциплине ОУД.б.04 История в форме викторины, которая состоит из 3 разделов различной степени сложности: ...