Методическая разработка внеклассного мероприятия «В гостях у сказки» (посвящённого 110-летию со дня рождения А.Роу)
материал на тему
Открытое внеклассное мероприятие «В гостях у сказки» проводится в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году Кино в России и в связи со 110-летием известного режиссёра-сказочника Александра Артуровича Роу. Мероприятие проводится в кабинете литературы для аудитории 1 курса.
Цели и задачи:
- обучающая: знакомство с биографией режиссёра, первооткрывателя в кино русской народной сказки, Александра Роу; знакомство с историей отечественного кинематографа, его популяризация.
- развивающая: приобщить учащихся к сказкам как к жанру фольклора и литературы, показать уникальность и самобытность русских народных сказок
-воспитывающая: воспитание патриотизма, гуманности, лучших положительных качеств на примере сказок А.Роу.
Оборудование: портрет А.А. Роу, презентация, отрывки из сказок. Морозко», «Василиса Прекрасная», «Финист Ясный Сокол», «Королевство кривых зеркал», «Кащей Бессмертный»
Данную разработку можно использовать на уроках истории и литературы на 1 курсе колледжа, а также во внеклассной работе: на историко-литературных вечерах, классных и информационных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
государственное бюджетное профессионально учреждение
Московской области
«Краснозаводский колледж»
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии гуманитарных дисциплин
Протокол № _______________
«____»______________2016г.
Председатель комиссии
____________С.В. Колосова
УТВЕРЖДАЮ
____________С.В. Тринитатова
«_____»_____________2016г.
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«В гостях у сказки»
(посвящённого 110-летию со дня рождения А.Роу)
Разработала:
Преподаватель русского языка
и литературы
____________С.В. Колосова
г. Краснозаводск, 2016 г.
Пояснительная записка.
Открытое внеклассное мероприятие «В гостях у сказки» проводится в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году Кино в России и в связи со 110-летием известного режиссёра-сказочника Александра Артуровича Роу. Мероприятие проводится в кабинете литературы для аудитории 1 курса.
Цели и задачи:
- обучающая: знакомство с биографией режиссёра, первооткрывателя в кино русской народной сказки, Александра Роу; знакомство с историей отечественного кинематографа, его популяризация.
- развивающая: приобщить учащихся к сказкам как к жанру фольклора и литературы, показать уникальность и самобытность русских народных сказок
-воспитывающая: воспитание патриотизма, гуманности, лучших положительных качеств на примере сказок А.Роу.
Оборудование: портрет А.А. Роу, презентация, отрывки из сказок. Морозко», «Василиса Прекрасная», «Финист Ясный Сокол», «Королевство кривых зеркал», «Кащей Бессмертный»
Данную разработку можно использовать на уроках истории и литературы на 1 курсе колледжа, а также во внеклассной работе: на историко-литературных вечерах, классных и информационных часах.
Ход мероприятия.
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки»
Вступительное слово учителя:
8 марта 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения известного режиссера – сказочника Александра Артуровича Роу.
Всем нам впервые пришлось столкнуться с творчеством Александра Роу еще в детстве. В памяти до сих пор всплывают кадры из таких волшебных сказок, как «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Кащей Бессмертный» и т.д. Однако мы никогда не задумывались над тем, кто же стоит за камерой и воплощает в жизнь столь любимый нами всеми волшебный мир сказки.
Итак, давайте сегодня приоткроем занавес и посмотрим, кто же всё-таки тот волшебник, сделавший сказку былью…
А зовут этого Гудвина, как ни странно, совсем не Гудвин, а Роу Александр Артурович. Место рождения будущего сказочника доподлинно неизвестно. Одни считают, что он родился в Москве, другие думают, что в Сергиевом Посаде, а третьи убеждены, что родиной его является старинный город Юрьевец. Дата рождения, наоборот, не вызывает никаких споров.
Выхолят ведушие.
Ведущий 1.
Александр Роу родился 8 марта 1906 года, или же 23 февраля по старому стилю. Интересной предстает информация о происхождении Александра. Человек, посвятивший всю свою жизнь русским народным сказкам, русскому фольклору, русским, в общем-то, не являлся. Действительно, отец Александра – Артур Говард Роу – ирландец, а мать – гречанка по происхождению. Однако сам Александр вырос в России, и был воспитан в русских народных традициях. Как признается сам режиссер, в детстве он очень любил слушать волшебные истории. Он буквально переносился в мир чудес и фантазий. Видимо, интерес к русскому фольклору и определил его дальнейшую судьбу.
Ведущий 2.
Однако детство Александра проходило не самым чудесным образом. Можно сказать, что его детство прошло без отца, так как Артур Говард Роу сбежал на родину в Ирландию во время первой мировой войны, бросив семью в России без средств к существованию. И Александру с детских лет пришлось не только ухаживать за больной матерью, но и самостоятельно зарабатывать деньги. Юноша начал торговать спичками, которыми его снабжали ремесленники-кустари. К одиннадцати годам он уже закончил семилетку, и у него было достаточно денег, чтобы продолжать образование. Александр послушался совета матери и поступил в промышленно-экономический техникум. Но тяга к искусству давала о себе знать, и уже с 1921 года Роу начинает выступать в агитационном театре «Синяя блуза», показывавшем маленькие пьесы о советской власти. В театре творческая жизнь буквально била ключом: актеры выступали на улицах, сочиняли веселые стихи, импровизировали и перевоплощались в разных героев. Театральное искусство настолько увлекло будущего киносказочника, что он решил продолжить актерское образование сначала в киношколе Б.В. Чайковского, а затем в Драматическом техникуме имени Ермоловой.
Ведущий 1.
Некоторое время Роу работает ассистентом режиссера на киностудии «Межрабпомфильм», которая позже преобразуется в «Союздетфильм». И именно в киностудии «Союздетфильм» Александр становится самостоятельным режиссером и начинает творческую деятельность по созданию фильмов-сказок.
Стоит также отметить, что никто из режиссеров до него не решался снимать волшебное кино: все сказки либо создавались с помощью кукольной мультипликации, либо рисовались. Именно Александр Роу первый позволил реальным людям изображать сказочных героев.
Ведущий 2.
Дебютом режиссера стал фильм «По щучьему веленью». Роу признается, что он слишком долго готовился к съемкам и, когда всё было готово, зима взяла да и закончилась – снег растаял. Но и тут режиссер не растерялся и нашел выход: вписал в сценарий фразу «Обернись, зима лютая, летом красным!».
Отрывок сказки «По щучьему велению»
Ведущий 1.
Александр Роу всегда отличался виртуозностью в создании своих фильмов. Во время съемок «Василисы Прекрасной», который был вторым в его кинотворчестве, понадобился огромный Змей Горыныч. Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею – настолько тот был страшен))) Видимо, Горыныч получился настолько «великим и ужасным», что богатырская лошадь Иванушки просто боялась к нему приблизиться…
Давайте посмотрим на этого страшного змея.
Отрывок сказки «Василиса Прекрасная»
Ведущий 1.
«Конёк-Горбунок», вышедший на киноэкраны в 1941 году, был уже цветным фильмом. Пётр Алейников сыграл Иванушку, Марина Ковалёва — Зарю-Заряницу, Вениамин Гут — царя Афрона, Георгий Милляр — царского спальника Чихиря.
"Кащей Бессмертный" (1944) - был снят в войну, был опять черно-белым, что понятно. Фильм в сказочной иносказательной форме описывает события Великой Отечественной Войны: «Как гром с ясного неба упал на Русь Кощей Бессмертный, поджег наши дома и хлеба, людей повырубил и жен живыми угнал многие тысячи». Сергей Столяров сыграл Никиту Кожемяку, Галина Григорьева — Марью Моревну, Георгий Милляр — Кащея Бессмертного и Волшебника.
Ведущий 2.
Ну и конечно, все мы помним сказку "Новые похождения Кота в сапогах", которая вышла на киноэкраны в 1958 голу. Это необычная версия сказок Шарля Перро «Кот в сапогах » и Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам». В ролях снова лучшие актёры: Мария Барабанова, Вячеслав Жариков, Георгий Милляр .
Ведуший 1.
Продолжением экранизаций сказок стала "Марья-искусница" - сказка, по пьесе Евгения Шварца., которая порадовала своим появлением любителей этого волшебного жанра в 1959 году. В ролях: Михаил Кузнецов — отставной солдат, Нинель Мышкова — Марья-искусница, Георгий Милляр — Квак.
Ведущий 2.
Александр Роу экранизировал и произведения русских классиков, в частности Николая Васильевича Гоголя. Два его фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» и "Майская ночь, или Утопленница» также очень популярны среди зрителей.
И конечно, все мы помним увлекательные путешествия двух девочек из фильма-сказки «Королевство кривых зеркал».
Ведущий 1.
Лучшей работой Александра Роу по праву считается фильм «Морозко».
Вспомним избушку на курьих ножках из сказки «Морозко». Оказывается, передвигающиеся апартаменты Бабы-Яги приводились в движение с помощью специальных рычагов, находившихся внутри избушки. А «живые пеньки»? Это тоже одно из чудес волшебника Роу. Только в сказках Александр Роу ведра оживают и бегут самостоятельно домой, а печь рассекает средь лесных массивов, как легковушка на дорогах. Секрет всех этих чудес состоит только в одном волшебном методе, который называется просто – обратная съемка.Именно этот сказочный фильм покорил зрителей многих стран и получил приз «Лев Сан-Марко» на Венецианском кинофестивале. Все полюбили, а американцы осудили. В 1998 году фильм «Морозко» показали в рамках американского телешоу Mystery Science Theater 3000, где просто-напросто юмористы-телеведущие вывернули фильм наизнанку, исказив первоначальный смысл.
Но мы русские, эту сказку любим и передаем из поколения в поколение.
Отрывок сказки «Морозко»
Ведущий 2.
Ведущий 1.
Роу всегда был очень избирательным в плане подбора актеров. У него имелся свой постоянный актерский состав, а к новичкам Роу относился довольно подозрительно. Многих актеров он находил совершенно случайно. Например, актрису Наталью Седых, сыгравшую роль Настеньки в сказке «Морозко», он нашел на стадионе. Режиссеру было достаточно увидеть «Умирающего лебедя» Наташи, чтобы окончательно убедиться в том, кто ему нужен на лавную роль. Алексей Катышев вообще был техником звукозаписи на киностудии и даже не метил в актеры, однако Александр Роу, встретив его в коридоре, заявил о его «великолепных глазах, которые явно созданы для сказки». Вот так Алексей и очутился на съемочной площадке. А самая знаменитая Бабка Ёжка – Георгий Милляр – буквально выпрашивала себе роль лесной бабули. Ее усилия не были напрасными: Роу был настолько поражен игрой Милляра, что ни одна сказка не обходилась без веселой лесной бабули. Более того, Милляр иногда получал несколько ролей сразу.
Ведущий 2.
Но даже имея постоянный набор актеров, Александр не особо их щадил. Роу никогда не объяснял актерам, как надо играть и что нужно делать на съемочной площадке. Он просто говорил: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». Снимая «Василису Прекрасную» в жарком павильоне Бабе Яге пришлось двадцать пять дублей подряд скатываться по желобу из печки. А Инну Чурикову, игравшую роль Марфушеньки в сказке «Морозко», заставляли грызть луковицу, вместо яблока. На Наталью Седых тоже выпала нелегкая доля: сначала она мерзла под заснеженной ёлкой, а потом была вынуждена прыгать в пруд с пиявками.
Ведуший 2.
С выходом в 1944 году фильма «Кощей Бессмертный» режиссера отлучили от съемок почти на десять лет, так как считали, что людям сейчас не до «легкомысленного жанра». Хотя сказка — это вовсе не «легкомысленный жанр». «Сказка вымысел, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Тот самый «урок», который так необходим всему человечеству и который Александр Роу смог донести своим творчеством до людей. Стивен Спилберг отзывался о творчестве российского сказочника следующими словами: «Сказки Роу – самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось!»
Ведущий 1.
Действительно, не удалось. Александр Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки. Он старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции. Этим и цепляло, этим и помнится до сих пор. И делал это сын ирландца и гречанки очень по-русски и с большой любовью. Роу сделал огромный вклад в развитие российской киноиндустрии. Его фильмы-сказки наполнены необычными героями, музыкой, чудесами… Сам режиссер считает, что "народная сказка сильна именно своей верой в чудеса, правдивостью человеческих взаимоотношений и в сказке всегда добро побеждает зло".
Ведущий 2.
Последние сказки Александра Роу: "Огонь, вода и… медные трубы" (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1970), и "Золотые рога" (1972).
Александр Артурович Роу считал, что человек в душе всегда остается ребенком. Да и в самом режиссере до конца жизни присутствовала доброта и наивность маленького ребенка. Был даже случай, когда он попросил художника в прихожие его квартиры нарисовать лес, солнышко, грибочки. Истинная душа сказочного волшебника…Стоит также сказать, что Александр Роу был человеком, полностью отдавшим свою жизнь искусству. Семейная жизнь у него так и не сложилась. У него не было ни жены, ни детей. Скончался Александр Роу 28 декабря 1973 года в Москве.
Преподаватель.
А сейчас я предлагаю вам вспомнить лучшие сказки Александра Роу. Давайте мы проведём с вами небольшую викторину.
1 вопрос.
Сколько раз в киносказках Александра Роу, Бабу Ягу играл актёр Гиоргий Милляр?
(ответ - 4 раза – в сказках «По щучьему велению», «Морозко», Огонь, вода и медные трубы» и «Золотые рога»)
2 вопрос.
Как звали героинь сказок А.Роу в исполнении Натальи Седых?
(ответ – Настенька и Алёнушка)
3 вопрос.
В какой киносказке Александра Роу имена героев нужно читать в зеркальном отражении?
(ответ – «Королевство кривых зеркал»)
4 вопрос.
«Расшифруйте» имена героев сказки «Королевство кривых зеркал»- Абаж, Нушрок, Иагупоп.
( Жаба, Коршун, Попугай)
5 вопрос.
Опишите, как выглядел Конек - Горбунок.
(ответ -Маленький пони, с длинными ушами и золотой гривой.)
6 вопрос.
Сколько времени провёл Иван в дороге, выполняя приказы царя?
(ответ-6 недель и 3 дня)
7 вопрос.
Какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царем?
(ответ- Смекалка, честность, настойчивость, упорство, терпение.)
8 вопрос.
Зачем были нужны кривые зеркала в стеклянном городе в сказке «Королевство кривых зеркал»?
(ответ- Чтобы обманывать людей.)
9 вопрос.
Назовите арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах?
( ответ- Умножение.)
10 вопрос.
Кто в сказке «Морозко» превратил Ивана в оборотня с медвежьей мордой?
(ответ – старичок- боровичок)
11 вопрос.
Чем наградил Морозко Настю?
(ответ - Подарил сани, тройку белых лошадей, ларец с самоцветами и нарядную одежду.)
12 вопрос.
На чем приехала Марфутка из леса?
(ответ – на санях со свиньями)
13 вопрос.
Какую роль сыграл в фильме «Морозко» Георгий Милляр?
(ответ – Баба Яга)
14 вопрос.
Сколько раз Морозко задавал вопрос бедной падчерице «Тепло ли тебе, девица?»
Три раза.
15 вопрос.
Какие предметы помогли Марьюшке освободить Финиста - Ясна Сокола?
(ответ - Волшебный клубок, серебряное блюдце, золотое яичко, серебряные пяльца и золотая игла.)
Слово преподавателя.
Не знаю, как вы, ребята, а лично для себя я решила, что как только у меня появится свободное время, я обязательно пересмотрю все сказки Роу, тем более, что я последний раз смотрела их в далёком детстве.
Кто-то из мудрых сказал: «если взрослый человек не утерял детскость, то он – личность».
Сказочного вам настроения и по-детски радостных эмоций!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого ...
Внеклассное мероприятие, посвящённое 125-летию со дня рождения основоположника мордовской литературы, поэта Захара Федоровича Дорофеева
Захар Фёдорович Дорофеев останется в нашей памяти сыном мордовской земли, который положил начало мордовской поэзии, Учителем с большой буквы, который сделал очень много для того, чтобы Россия и весь м...
Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике «Учебная конференция, посвящённая 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского»
Представлена разработка внеклассного занятия по педагогике, основанного на внеаудиторной маостоятельной работе студенов....
Мероприятие "В гостях у сказки"
Мероприятие «В гостях у сказки»...
Методическая разработка к открытому уроку «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…», посвящённого 190-летию со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-лети...
Методическая разработка к открытому уроку по литературе, посвящённому 145-летию со дня рождения А.И.Куприна «Гимн торжествующей любви»»
Открытый урок по литературе по теме «Этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»» проводится в рамках Года литературы в России и к 145-лети...
ВЕЧЕР ПАМЯТИ Верный сын России (посвящённый 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза А.Г. Рыбина)
ВЕЧЕР ПАМЯТИВерный сын России(посвящённый 100-летиюсо дня рождения Героя Советского СоюзаА.Г. Рыбина)...