Методическая разработка к открытому мероприятию: « Моя душа настроена на осень » (к 70-летию со дня рождения Л.А.Рубальской)
методическая разработка на тему
Пояснительная записка.
Литературно-музыкальная композиция «Моя душа настроена на осень» проводится в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году литературы в России и к 70-летнему юбилею современной поэтессы-песенника Ларисы Алексеевны Рубальской, который состоялся 24 сентября 2015 года.
Мероприятие проводится в кабинете литературы, рассчитано на аудиторию 1 и 2 курсов.
Цели мероприятия:
- обучающая: знакомство с биографией поэтессы, интересной судьбой её творчества;
- развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения;
-воспитывающая: воспитание патриотизма, гуманности.
Оборудование:
Портрет Л.Рубальской, стихи автора, записи песен «Напрасные слова» (А.Малинин), «Доченька моя» (А.Пугачёва), «Странная женщина.» (М.Муромов).
Компьютер, кинопроектор, презентация, видеозарисовки, фрагменты из программы «Наедине со всеми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rubalskaya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
Рассмотрено и одобрено на УТВЕРЖДАЮ
заседании цикловой комиссии ______________С.В.Тринитатова
гуманитарных дисциплин «____»______________2015 г.
«___»_____________2015 г.
Протокол №_____
Председатель комиссии
_____________С.В.Колосова
Методическая разработка к открытому мероприятию:
« Моя душа настроена на осень »
(к 70-летию со дня рождения Л.А.Рубальской)
Разработала
Преподаватель русского языка и литературы
___________С.В. Колосова
2015 г
Пояснительная записка.
Литературно-музыкальная композиция «Моя душа настроена на осень» проводится в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году литературы в России и к 70-летнему юбилею современной поэтессы-песенника Ларисы Алексеевны Рубальской, который состоялся 24 сентября 2015 года.
Мероприятие проводится в кабинете литературы, рассчитано на аудиторию 1 и 2 курсов.
Цели мероприятия:
- обучающая: знакомство с биографией поэтессы, интересной судьбой её творчества;
- развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения;
-воспитывающая: воспитание патриотизма, гуманности.
Оборудование:
Портрет Л.Рубальской, стихи автора, записи песен «Напрасные слова» (А.Малинин), «Доченька моя» (А.Пугачёва), «Странная женщина.» (М.Муромов).
Компьютер, кинопроектор, презентация, видеозарисовки, фрагменты из программы «Наедине со всеми»
Вступительное слово преподавателя.
Лариса Рубальская, прозаик, поэт-песенник, переводчик, член Союза писателей Москвы. У ее стихотворений счастливая судьба. Их знают все, даже те, кто не подозревает, что это ее стихи - просто слышали песни на ее слова в исполнении Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой и Валерия Леонтьева, Александра Малинина и Аркадия Укупника.
В шутку поэтесса говорит, что ей свойственно позднее развитие. Японский язык выучила в 28 лет, замуж вышла в 31 год, поэтом-песенником назвали в 40, впервые села за руль автомобиля в 55, компьютер освоила, уже будучи на пенсии.
Лариса Рубальская принимает участие во многих телепрограммах («Счастливый случай», «Тема», «Шоу-Досье», «Утренняя почта», «К барьеру»), ведет активную концертную деятельность, участвует в жюри песенных конкурсов.
С 1984 года Рубальская - непременный лауреат телеконкурса «Песня года». Автор сборников стихов и книг по кулинарной тематике. В 2005-м награждена национальной премией общественного признания достижений женщин России «Олимпия».
А начиналось все так.
Ведущий 1.
Родилась будущая поэтесса 24 сентября 1945 г. в Москве. Окончив школу, работала библиотекарем, корректором, машинисткой, заочно училась на филфаке Московского педагогического института им. Н. К. Крупской, на факультете русского языка и литературы. В 1970-м его закончила, а в 1972-м поступила на курсы японского языка.
Песни писать начала как бы случайно в 1983 году - счастливая встреча с композитором Владимиром Мигулей и определила ее вторую профессию.
Однако, почему Лариса Рубальская считает свой жизненный старт неудачным? Почему ее уволили с работы в школе? Что означала формулировка - «За неправильный подход к теме», выданная РОНО в ходе проверки? Неужели, действительно, после окончания пединститута молодая учительница оказались профнепригодна?
Известно, что с 1975 по 1983 годы Рубальская работала гидом-переводчиком в бюро международного молодежного туризма «Спутник», потом - секретарем-переводчиком московском бюро японской телекомпании Эн-Ти-Ви, референтом московского представительства японской газеты «Асахи».
Японский язык - не из легких. Тем более разговорный, которым, судя по занимаемой тогда должности, Рубальская владела в совершенстве.
Ведущий 2.
Многие из произведений поэтессы («Воспоминание», «Напрасные слова» и др.) имеют интересную судьбу.
Женщины, побывавшие на концертах Ларисы Рубальской, говорят, что она обладает экстрасенсорными способностями, и у них появляется уверенность в том, что в жизни все наладится. Она и сама уверена, что «в человеке все должно быть прекрасно...»
-И если бы эти известные слова не произнес когда-то Антон Павлович Чехов, наверное, их сказала бы я! - смеется Лариса Алексеевна.
Ведущий 1.
Творческая судьба поэтессы сложилась благодаря ее мужу - Давиду Иосифовичу Розенблату.
-Еще в школе я писала родным поэтические поздравления к праздникам, - рассказывает Лариса Алексеевна. - Выйдя замуж за Давида, его тоже поздравляла своими стихами. Растроганный, он утверждал, что у меня талант, и уговаривал заняться поэзией серьезно.
Розентблат, известный в Москве стоматолог, принимая в зубоврачебном кабинете композитора Владимира Мигулю, невзначай сказал, что жена пишет стихи, которые вполне могут стать песнями. Тот заинтересовался, просил принести тексты и, если они окажутся достойными, обещал положить их на музыку. В Сочи Рубальская случайно на песке увидела пожелтевшую скомканную бумажку, которая оказалась прошлогодним билетиком в кино.
Родились такие строчки:
Чтец 1.
Не в сезон - в начале марта,
Я приду на пляж забытый,
Прошлогодние приметы
Я у моря поищу.
Прошлогодние свиданья,
Прошлогодние надежды,
Прошлогодние печали
Вспоминаю и грущу.
Потом она придумала еще три куплета и передала текст Мигуле, назвав его «Воспоминание». Вскоре песня в исполнении Валентины Толкуновой прозвучала со сцены киноконцертного зала «Октябрь», на радио и телевидении.
История всеми любимой песни «Напрасные слова» тоже интересна. Текст появился совершенно неожиданно: во время посещения с японской делегацией советского показательного совхоза. В коровнике, приведенном в идеальный порядок в честь приезда иностранных гостей, работники подробно рассказывали, как им удается добиться рекордных надоев.
Рубальская переводила японцу все, что они говорили, но видела, что японский гость ничего из сказанного не понимает: то ли далек был от проблем животноводства, то ли никогда не видел у себя на родине таких ухоженных, тучных коров.
- Я ему упорно что-то пыталась втолковать, понимая при этом, что произношу совершенно напрасные слова, - вспоминает поэтесса. - Неожиданно подумала: вот есть название и содержание.
В гостинице написала стихи:
Плесните колдовства
В хрустальный мрак бокала,
В расплавленных свечах
Мерцают зеркала...
Напрасные слова я выдохну устало.
Уже погас очаг, в нем теплится зола.
Текст понравился композитору Давиду Тухманову, и он написал на него музыку. Александр Малинин, тогда еще начинающий, никому не известный певец, исполнил романс на песенном конкурсе «Юрмала-88» и выиграл!
Звучит романс в исполнении Александра Малинина.
Ведущий 2.
-Счастливее тогда не было человека, - рассказывает Рубальская. - Окрыленная успехом, я начала писать одну песню за другой. Так стала поэтом-песенником, и у меня началась новая жизнь.
Этой жизнью она живете по сей день, вот уже почти 30 лет. А до этого была гидом-переводчиком. Вот как сама рассказывает об этом:
-В очередной раз помог случай: мама, расстроенная моей неудачей на ниве педагогики, прочитав в газете объявление о наборе на курсы японского языка, предложила мне этим заняться. Боясь в очередной раз огорчить маму, я согласилась. Сверх ожидания, я довольно быстро овладела разговорным японским, едва научившись при этом писать и читать. Наверное, потому, что у меня слуховая память развита лучше, чем зрительная.
Я так полюбила Японию, что дома ходила в кимоно, ела только палочками и у меня в квартире всюду висели веера.
У японцев я многому научилась: абсолютной дисциплине, старательному выполнению любого задания, доведению начатого дела до успешного конца, а главное - научилась придерживаться четкого распорядка дня. Все это стало моей привычкой.
Ведущий 1.
Свой жизненный старт Лариса Рубальская считает неудачным. В школе она училась посредственно. Даже по любимому предмету - русской литературе у нее были тройки, и ставили их ей не за ошибки и содержание, а за «неправильный подход к теме». Даже аттестат о среднем образовании она получала не со всеми, а осенью, потому что по химии у меня была твердая двойка и нужно было пересдавать.
После школы Лариса пошла на вечернее отделение педагогического института, потому что... туда легче было поступить. Днем работала и в библиотеке, и машинисткой, в общем, у нее достаточно пухлая трудовая книжка. Получив диплом, устроилась в среднюю школу учителем младших классов. Но проработала там совсем немного - ее уволили после первой же проверки роно со знакомой формулировкой: «за неправильный подход к теме».
Что же скрывалось за этой убийственной формулировкой? Неужто действительно оказалась профнепригодна?
Дело в том, что Лариса Рубальская сказала детям, что в сказке «Морозко» собачка является одним из положительных героев, - она неподкупна. После уроков ей объяснили в учительской, что собачка в советской школе положительным героем быть не может.
Зато благодаря этому неудавшемуся дебюту она серьезно занялась японским языком, что позволило впоследствии много лет проработать с японцами.
-Это было так интересно! - говорит поэтесса. - Больше всего мне нравилось работать гидом - каждый день интересные места, новые люди. Я продолжала много лет заниматься этим делом и после того, как стала признанным поэтом-песенником.
Ведущий 2
Сегодня поэтесса сотрудничает с композиторами Д. Тухмановым, В. Добрыниным, А. Клевицким, А. Укупником, М. Минковым, Лукьяновым, Ефимовым, Чайкой, Зубковым, Ружицким, Брейтбургом и другими.
Особенно плодотворным оказался ее союз с композитором Сергеем Березиным. В содружестве с ним написано несколько десятков песен («На два дня», «Давайте, Люся, потанцуем», «А быть могло совсем не так» и др.). Он ее настоящий добрый друг, в случае необходимости всегда готовый ей помочь, как и она ему.
Прослушивание одной из песен
С Давидом Тухмановым ее много лет связывают не только творческие, но и теплые дружеские отношения. С грустью вспоминает Владимира Мигулю и Бориса Савельева, которых уже нет в живых.
Кстати, Савельев писал не только песни для эстрадных певцов, но и музыку для радиопередачи «Радионяня», а также к мультсериалу про кота Леопольда. Он же был музыкальным редактором популярной радиопередачи «Доброе утро».
Песни Ларисы Рубальской с удовольствием исполняют и молодые эстрадные певцы. Ее песня «А потом все сначала - я ждала, скучала» есть в репертуаре Кристины Орбакайте. Песню «Мне все равно» поет Марина Александрова. Тест песни «Опоздавший», музыку которой написал Ким Брейтбург, Лариса Рубальская подарила Таисии Повалий.
Звучит песня «Опоздавший» в исполнении Таисии Повалий
Я ждала, стояла у окна,
Я ждала, по комнате ходила,
Я ждала, хмелела от вина,
Я ждала и время торопила.
Лепестки цветов опавших
На сиденье машины,
Их рассыпал опоздавший
Мой несбывшийся мужчина.
Ведущий 1
Хорошим артистам она песни не продает, я просто дарит и делает это с удовольствием. Ей почему-то кажется, что популярными могут стать только подаренные песни.
Порой делать подарки приятнее, чем их получать. Но на что-то надо жить... Если об этом спросить поэтессу, то она ответит так:
- Живу скромно. Материальные доходы: от поэтических заказов, которые есть всегда, от творческих вечеров, концертов, организации праздников в «Агентстве находок Ларисы Рубальской», публикации книг, в том числе кулинарных, и многого другого.
Чем же занимается «Агентство находок Ларисы Рубальской»? Вот как она сама говорит об этом проекте:
-Мы проводим всевозможные праздничные мероприятия: свадьбы, юбилеи, встречи Нового года, дни рождения, корпоративные вечеринки и тому подобное. Как принято говорить, сдаем все под ключ. Наш сценарий расписан буквально по минутам. Организационными вопросами занимаются мои друзья, а я сочиняю оригинальные сценарии, чтобы были задействованы все без исключения гости, даже неталантливые. Пишем стихотворные тексты тостов и поздравлений, предварительно тщательно ознакомившись с биографиями заказчиков и их гостей.
Ведущий 2
Ее часто спрашивают, пишет ли она песни сейчас? Конечно, пишет! Хотя основная деятельность - концертная и праздничная. Лариса Алексеевна гордится тем, что Валерий Леонтьев поёт ее новую песню «Бродяга-аккордеон», которую она написала совместно с Кимом Брейтбургом.
-Постоянно езжу на гастроли, - рассказывает Рубальская, - это и кормит. Время от времени делаю концерты в Москве. Мне приятно, что Сергей Шакуров, Дмитрий Харатьян, Марк Рудинштейн, Антон Макарский, Аркадий Инин и другие артисты кино исполняют мои песни.
На творческих вечерах она читает свои стихи и свои же повести о женских судьбах. В них рассказывает о радости встреч, о горести расставаний, о ссорах и примирениях, о семейных отношениях, а главное - о Любви.
Концерты, творческие вечера поэтессы - песенницы бывают не только в Москве, но и во многих городах нашей огромной страны. Если спросить, где именно, вряд ли сможет ответить быстро: график и карта их прохождения весьма спутанные. Осень, зима, весна -это время, когда выступлений особенно много.
Лариса Рубальская с ностальгией вспоминает новогодние концерты в Вологде и в городке Великий Устюг Вологодской области. Есть поверье, что именно там находится Дом российского Деда Мороза. Она даже написала стихотворение для детей и взрослых под названием «Вологодский Дед Мороз» и читала его в ходе концерта под несмолкающие аплодисменты зрителей.
Несколько строк из него:
Воло-Вологодчина -
Дед Мороза вотчина,
Там, в Великом Устюге,
Снег узоры вьет.
Дед Мороз российский,
Всем родной и близкий,
Там, в Великом Устюге,
С давних пор живет...
Неоднократно Рубальская бывала в Америке, в Израиле. Концерты всюду проходят с аншлагом, но такого зрительского восторга, как на всех десяти концертах по Израилю, не помнит нигде.
Ведущий 1
- Я от рождения не акула. Но и меня саму трудно съесть. С Рубальской лучше дружить. Меня действительно не имеет смысла трогать. Не хочу пугать - просто знаю, как «откусаться», - так Лариса Рубальская говорит о себе. - Мой муж Давид, был единственным человеком, который мог прижать меня к ногтю. У меня есть припев одной семейной песенки:
Кто Давида тронет, тому пощады нет,
Ведь он мой муж в законе,
Он - мой авторитет.
На окружающих ее супруг производил впечатление очень мягкого, милого человека. Так ли это было на самом деле?
- Он совсем не милый! Очень хороший, но не милый, - откровенничает поэтесса, - У меня есть подруга - японка, которая знает нас с мужем всю жизнь. Как-то мы все вместе отдыхали в Карловых Варах. Видя, как он прижимает меня к ногтю, она спросила: «Лариса-сан, почему любишь?»
Замужем за одним и тем же человеком Лариса Рубальская была не один десяток лет. Она смолоду считала, что в поисках супруга не следует полагаться на судьбу, его надо активно искать.
-Я вообще - «трудовой элемент», в своей жизни всё время прилагала усилия. Мне ничего не сваливалось с неба - ни денег, ни быта, ни личной жизни.
Как бывает? Моя подруга хотела поменять квартиру. Лежала дома на диване, и ей в окно залетел листочек - объявление об обмене...
Другая ехала в метро, каблук застрял в решётке эскалатора. Мужчина помог ей и... оказался её судьбой. Есть люди, которым «залетают листочки». В моём случае всё время нужно стараться.
Хочешь замуж - ищи мужа, - советует Рубальская. - В своё время я ходила в библиотеку, как героиня фильма «Москва слезам не верит»: надевала очки и смотрела, кто умные книжки берёт.
Но самое главное - просите друзей познакомить с подходящим мужчиной. Нужно искать среди своих. Ведь человек счастлив только с тем, кто ему подобен. В моём случае именно так и вышло. Нас с Давидом намеренно свели.
Ведущий 2
Свободного времени у Ларисы Рубальской почти не бывает. Она и сегодня, в канун своего 70-летия, женщина вне возраста: съемки, записи, концерты. Может быть, такая активность из-за того, что много лет проработала вместе с японцами? Ей хорошо знакомы такие слова, как «надо» и «дисциплина». Это основополагающие понятия в ее жизни.
- Я люблю быть на людях, но и домашние дела мне не в тягость, - делится Л. Рубальская. - Пока Давид был рядом, старалась побаловать его чем-нибудь вкусным, необычным. Ведь это такое счастье, когда есть, кого кормить и чем кормить! Между прочим, именно этой фразой заканчивается моя книга «Напрасные слова».
Раньше много времени проводила на нашей даче в Сычеве. Я там даже когда-то, отдавая дань японской культуре, выращивала цветы для икебаны, миниатюрные помидорчики и непривычный для Подмосковья крупный виноград.
Теперь бываю на даче весьма редко. В начале июля поехала проведать свою помощницу, которая живет там с моей собачкой. Обратила внимание, как буйно цветут разросшиеся жасминовые кусты. От запаха кружится голова, и вокруг такая необыкновенная красота!
Вспомнился когда-то написанный романс «В полуденном саду...»:
Чтец
Цветы жасмина Ваши пальцы обрывали
Я Вас не смог, как ни старался, полюбить.
Я был из тех, кого Вы вспомните едва ли,
Я был из тех, кто Вас не может позабыть.
В полуденном саду жужжание шмеля,
Заснул июль в тоске в полуденном саду,
Не зная, что приду, чертили вензеля
Вы веткой на песке, не зная,
Что приду...
Этот романс с успехом исполнял Александр Малинин.
Ведущий 1
В 2007-м умерла мама Ларисы Рубальской - Александра Яковлевна, в 2008-м - брат Валерий, а в 2009 году Рубальская потеряла своего мужа Давида, с которым прожила вместе более 30 лет. Однако, несмотря на это, она по-прежнему дарит нам свою неповторимую жизнерадостную улыбку и производит на окружающих впечатление мудрого, доброжелательного человека. Как ей это удается?
- Из тяжелого состояния вышла, а в свойственное мне радостное, веселое пока не вошла...Собственно, считаю, что у меня ярко выраженных «экстрасенсорных способностей» нет. Хотя...
Могу, если очень захочу, что-то подправить в судьбе человека, помочь выйти из тяжелого состояния. Наверное, обладаю какой - то сверхчувствительностью. В чем-то уверена, что-то предчувствую, что-то предполагаю. Но думаю, что в основе всего этого - жизненный опыт и ум.
Главное - убедить человека в том, что все хорошее дается нам за труды, ко всему надо прилагать усилие. Причем не расталкивать окружающих локтями, а именно работать.
Доброту Ларисы Рубальской люди чувствуют. Ей всегда хочется чем-то помочь женщинам, которые часто делятся с ней своими бедами, горестями, просят совета. Ведь, как написано в одном из ее стихотворений: «Жизнь у бабы не конфетка, а компот из мышьяка».
Многие говорят ей о том, что ее голос завораживает. Она же считает, что «голос как голос. Ничего особенного - даже чуть хрипловатый. Но я очень рада, если после моих слов кому-то на душе становится легче, если мне удается своим голосом кого-то успокоить».
- Главное, - объясняет поэтесса, - стараюсь убедить зрителей в том, что в жизни все как у зебры: после черной полосы обязательно будет белая. Важно работать над тем, чтобы белая полоса была пошире, а следующая - серая, а не черная...
Когда Лариса Рубальская не занята концертами, садится за компьютер, пишет стихи, рассказы. Сегодня она является автором более шестисот песен, которые исполняют А. Пугачева - «Доченька», «Спи спокойно, страна»; Ф. Киркоров - «Виноват я, виноват», М. Муромов - «Странная женщина»; И. Аллегрова - «Транзитный пассажир», «Угонщица», «Сквозняки»; Т. Овсиенко - «Морозов»; Алсу - «Свет в твоем окне»; И. Кобзон - «Синий конверт», «Вы никому не верите», «Миллениум-вальс».
Звучит песня.
Ведущий 2.
Раньше все написанное просила мужа прочесть вслух, чтобы ощутить звучание: у нее хорошо развита именно слуховая память. Вместе с мужем они много читали, читает и теперь.
Любит прозу Людмилы Улицкой. Прочитала ее книги «Даниэль Штайн, переводчик» и «Зеленый шатер». Они знакомы и изредка встречаются, ведь их творческие судьбы очень похожи.
И еще... Любит произведения Василия Аксенова. Прочитав его последнюю книгу «Редкие земли», ей очень захотелось побывать во французском курортном городе Биарриц, где писатель жил и который, по его словам, один из «персонажей» романа. Узнав, что ее подруга там отдыхает, решила поехать к ней, походить по местам, которые описывает автор. Прошлась по тамарисковой аллее, послушала рокот океана, увидела стоящую среди волн «Деву-на-скале» - городской монумент в честь погибших моряков, посмотрела, как обрушиваются на песчаные пляжи высоченные волны, и многое другое.
В книгах Ларисы Рубальской проза чередуется с поэзией, хотя в последнее время больший уклон идет все же в сторону прозы. Она уже придумала название будущей книги - «Очередь за счастьем».
Звучит оптимистично.
Список использованной литературы.
1. Рубальская Л.А. Закуски и горячее для наших золотых мужей. - М., 2007.
2. Рубальская Л.А. Кольцо горячих рук, сборник стихов. - М., 2004
3. Рубальская Л.А. Кулинарные рецепты на бис. М., 2007.
4. Рубальская Л.А. Напрасные слова.- М., 2003.
5. Рубальская Л. А.Плесните колдовства...: Стихотворения. - М.: Изд-во "Эксмо", 2004. - 416 с., илл. - (Сер. «Золотая серия поэзии»)
6. Стрельцова К. Лариса Рубальская. Свет в окне/ Кира Стрельцова// Имена.- 2011.- № 9.- Стр. 21-29.
7. Шаблинская О. Лариса Рубальская: Я живу с авторитетом// АиФ.- 2009.- №8 (18 февраля)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка внеклассного открытого мероприятия в форме экономического турнира "Угадай слово"
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения внеклассных мероприятий в целях повышения мотивации к изучению дисциплин экономич...
Методическая разработка к открытому уроку «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…», посвящённого 190-летию со Дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок по теме «Проходит он тернистый путь своей карающею лирой…» проводится в рамках Недели комиссии общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и в связи с 190-лети...
Методическая разработка к открытому внеклассному мероприятию, посвящённому 100-летию революции «Петроградское небо мутилось дождем»
Открытое внеклассное мероприятие подготовлено в рамках цикла мероприятий, посвящённых 100-летию Октябрьской революции в России и нацелено на учащихся колледжа. В форме историко-литературной композиции...
Методическая разработка к открытому уроку по литературе, посвящённому 145-летию со дня рождения А.И.Куприна «Гимн торжествующей любви»»
Открытый урок по литературе по теме «Этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»» проводится в рамках Года литературы в России и к 145-лети...
Методическая разработка по теме "Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне»
Методическая разработка по теме «Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне» разработан для студентов II курса ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный ко...
Методическая разработка, посвященная победе советского народа в Великой Отечественной войни и 90-летию со дня рождения Р.И.Рождественского
Мерод разработка...
СЦЕНАРИЙ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ Литературная гостиная «Сатиры смелый властелин» (к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)
К 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина ознакомить обучающихся с комедий «Недоросль» и ее автором – Д.И. Фонвизиным; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль&r...