Учебная программа "Фортепиано"
рабочая программа на тему

Маршакова Наталья Евгеньевна

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "народные инструменты".  Учебная программа "фортепиано", срок реализации 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po.01.up_.03_uchebnaya_programma_po_fortepiano.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО.01.УП.03. «ФОРТЕПИАНО»

Срок реализации – 5 лет.

Возраст учащихся 9,5 – 18 лет.

2014 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа рассчитана на детей, имеющих определенную степень музыкальной одаренности, подготовки и общего развития.

Данная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры на фортепиано.

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.

Учебный предмет «Фортепиано» предполагает:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся отделения народных инструментов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин, поэтому учащимся необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

  1. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано»

  • соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет 5 лет (с 4 по 8 класс),

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию предмета «Фортепиано».

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану для учащихся народного отделения предлагается 0,5 часа аудиторных занятий в неделю, в выпускном классе –

  1. час в неделю.

Срок обучения

5 лет (с 4 по 8 кл.)

Максимальная учебная нагрузка (в  часах)

429

Количество часов на аудиторные занятия

99

Количество часов на внеаудиторную

330

(самостоятельную) работу


  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Индивидуальная. Реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

  1. Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитания в нѐм любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учѐтом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов

– non legato, legato, staccato;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

  • знание музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

  • соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.


Предложенные методы работы в классе фортепиано в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету

"Фортепиано" имеют площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию, инструмент фортепиано. В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФОРТЕПИАНО"

  1. Сведения  о  затратах  учебного  времени,  предусмотренного  на  освоение

учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Класс

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных

-

-

-

33

33

33

33

33

занятий  (в неделях)

Количество  часов  на  аудиторные

-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

занятия (в неделю)

Количество часов на внеаудиторные

-

-

-

2

2

2

2

2

занятия (в неделю)

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1. Требования по годам обучения

Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся отдела народных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

1 год обучения

Ознакомление с инструментом фортепиано, основными приѐмами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приѐмов звукоизвлечения.


Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений (для 1 года обучения игре на фортепиано).

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Гаммы До, Соль мажор отдельно каждой рукой в одну октаву. Тоническое трезвучие отдельно каждой рукой.

Аттестация проводится в конце учебного года в форме зачѐта (или публичного выступления).

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

Аллерм «Вальс-мюзетт»

Александров Дождик накрапывает

Антюфеев Русский напев

Берлин Пони Звездочка

Берлин Марш поросят

Годовский Весѐлые новости

Гедике Заинька

Галынин Зайчик

Дюбюк Русская песня с вариацией

Кабалевский Ёжик, Труба и барабан

Лонгшам-Друшкевичова Полька

Любарский Курочка

Литкова Кукла танцует

Литовко Вальс-этюд, Два кота

Майкапар В садике

Руббах Воробей

Рюигрок Горе куклы

Слонов Полька

Телеманн Пьеса

Тиличеева Е. Спите куклы, Часы, Василек, Белка

Тюрк Ариозо

Укр.н.п. Ой, лопнул обруч

«Я на горку шла» русская народная песня (ансамбль)

2 год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приѐмов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

За год учащийся должен изучить:

2 этюда;

3-4 разнохарактерные пьесы;

1 произведение полифонического стиля  (или с элементами полифонии);

1-2 ансамбля.

Гаммы: До, Соль, Ре мажор двумя руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио двумя руками в 1 октаву.

Аттестация проводится в конце учебного года в форме зачѐта (или публичного выступления).

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

Этюды

Беркович Маленькие этюды № 15-32 (по выбору)

Гедике Соч.32. 40 мелодич. этюдов (по выбору)


Лекуппэ Соч.17.        25 легких этюдов, № 3, 6

Черни-Гермер, ч.I № 1-9

Пьесы

Бах И.С. Волынка D

Виноградов Танец медвежат

Гречанинов Бусинки (по выбору)

Гедике Танец

Жан «Менуэт»

Кореневская Дождик

Крутицкий «Зима»

Лонгшамп-Друшкевич Марш

Любарский  Полька

Металлиди  Мой конь

Майкапар Мотылек

Моцарт Л. Менуэт d

Остен Лунный свет

Парусинов Эхо

Укр.н.п.  Зайчик  Фрид Мишка

Штейбельт  Адажио

Ансамбли:

Здравствуй, гостья зима р.н.п.

Словацкая народная песня

Прокофьев «Болтунья»

Вебер «Вальс»

3 год обучения

Начиная с 3 года обучения необходимо приступить к освоению педали. В 3 классе изучаемый музыкальный материал усложняется, повышаются требования к качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

За год учащийся должен изучить:

2 этюда;

3-4 разнохарактерные пьесы;

1 произведение полифонического стиля;

1 часть произведения крупной формы;

1-2 ансамбля.

Гаммы: ля, ре, ми минор, арпеджио и аккорды двумя руками в 2 октавы.

Аттестация проводится в конце учебного года в форме зачѐта (или публичного выступления).

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

Этюды:

Беркович Маленькие этюды № 33-40

Гнесина Маленькие этюды для начинающих, № 31, 33 Лемуан Этюды Соч. 37, № 4,5,9 Черни (ред. Гермера), ч.I № 17,18

Шафран «Этюд» ми минор

Шитте Этюд Соч. 108, № 24,25


Пьесы:

Глинка Полька

Гедике В лесу ночью, Танец

Гречанинов В разлуке соч. 98

Гайдн 2 немецких танца

Жилинский Финский танец

Кирхнер Пьеса

Косенко Вальс

Майкапар Соч.28. Весною, Тревожная минута

Металлиди Танцующие светлячки

Мелартин  Утро

Полунин  Маленький вальс

Рюигрок  Кукольный танец

Селиванов Шуточка

Хачатурян Андантино

Шевченко Весенний день

Шуман Первая утрата

Крупная форма:

Беркович Сонатина G

Вильтон «Сонатина»

Кабалевский Легкие вариации  F

Весняк «Тема с вариациями»

Хаслингер Сонатина C, I ч.

Полифония:

Гендель Сарабанда F

Бах И.С. Волынка D

Беркович Украинская песня

Парусинов Эхо

Торопова «Канон»

Укр.н.п. Зайчик

Ансамбли:

Диабелли  Аллегретто

Светит месяц русская народная песня Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» Шуберт Немецкий танец

4 год обучения

Дальнейшая работа над педализацией, выразительностью исполнения музыкальных произведений. Работа над полифоническими произведениями и произведениями крупной формы. Чтение с листа более сложных произведений.

За год учащийся должен изучить:

1-2 этюда;

2-4 разнохарактерные пьесы;

1 произведения полифонического стиля;

1 часть произведения крупной формы;

1-2 ансамбля.

Гаммы:  Фа,  Ля,  Ми  мажор,  арпеджио,  аккорды  к  ним  двумя  руками  в  2  октавы.

Хроматическая гамма от белых клавиш отдельно каждой рукой в 2 октавы.


Аттестация проводится в конце учебного года в форме зачѐта (или публичного выступления).

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

Этюды:

Беренс Этюды Соч. 61, № 1-3, 24 , 31-33, 43, 44, 50 Лекуппе Этюд соч.17 № 6, 7, 9, 11, 14, 15 Лемуан Этюды Соч. 37, № 24, 27, 28,30,33 Черни-Гермер Этюд ч.1 № 1-11, 13-16, 18, 24

Пьесы:

Абрамов «Марш веселых гномов

Бетховен Два менуэта

Вила-Лобос Самба ле-ле

Вилкинс «Сбацаем блюз

Градески «Счастливые буги

Кабалевский Токкатина

Майкапар Маленькая сказка

Моцарт Немецкий танец

Невин «Нарцисс

Парцхаладзе «Восточная мелодия

Рейнеке Пьеса

Роулей «В стране гномов

Рыбицкий «Кот и мышь

Свиридов Парень с гармошкой

Тетцель Прелюдия

Чайковский Утренняя молитва

Шевченко Игра

Штетцель Прелюдия

Шуман Смелый наездник

Крупная форма:

Андре Сонатина Соч. 34, фа мажор, I часть

Бенда Сонатина а, d

Беркович Сонатина до мажор, Рондо

Гурлит Сонатина соль мажор

Плейель Cонатина  D

Чимароза Сонатина d

Полифония:

Александров Кума

Бах И.С Нотная тетрадь А-М. Бах        Менуэт № 12, соль мажор, Марш № 16

Гендель Ригодон

Моцарт  Менуэт  ре мажор

Перселл Прелюдия

Ансамбли:

Невин М. Непрерывное буги

Градески  Мороженое

Портнов Танец бабушки

Шмитц  Принцесса танцует вальс

Дунаевский  Колыбельная из к/ф  «Цирк»


5 год обучения

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса, лекториях, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

За год учащийся должен изучить:

1-2 этюда;

2-4 разнохарактерные пьесы;

1 произведения полифонического стиля;

1 часть произведения крупной формы;

1-2 ансамбля или аккомпанемента;

Чтение с листа.

Гаммы:  до,  соль,  си  минор,  арпеджио,  аккорды  к  ним  двумя  руками  в  2  октавы.

Хроматическая гамма от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.

Аттестация проводится в конце учебного года в форме зачѐта (или публичного выступления).

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

Этюды:

Гедике Педальный этюд d

Лемуан Этюд соч. 37 № 4, 5, 8, 11,12, 15, 16, 20-23 Лак Этюд соч.172 № 1, 2-6, 8

Черни (ред. Гермера) I ч. этюды № 17, 21-23, 25, 16, 27-32, 34; оп. 366 № 6, 8 Шитте Этюд оп. 68 № 1, 2, 6

Пьесы:

Беркович Украинская мелодия

Гайдн  Ариэтта» c

Кабалевский Танец

Козулин «Лирический вальс

Люлли Гавот

Майкапар Романс, Листок из альбома

Прокофьев Сказка

Рейнеке Эпилог

Санкан  Механическая игрушка

Сигмейстер Пьеса

Целлер  Военный марш

Шуберт Три экосеза

Шмитц  Микки-Маус

Крупная форма:

Бетховен Сонатина фа мажор I, II части

Бенда Сонатина G

Диабелли  Сонатина соч.15 №1

Клементи Сонатина соч.36 До мажор

Кулау Сонатина соч.55 № 1

Мелартин Сонатина g

Полифония:

Бах И.С. Нотная тетрадь А-М.Бах Полонез № 19, Менуэт № 3 до минор Моцарт Бурре ре минор


Гендель Аллеманда G

Кирнбергер Полонез  g

Циполли        Фугетта e

Ансамбли:

Глинка Краковяк из оп. «Иван Сусанин»

Металлиди Забытая кукла

Чайковский Танец маленьких лебедей

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения и навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

  • знания музыкальной терминологии;

  • умения технически грамотно исполнять на фортепиано произведения разной степени трудности;

  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;

  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка  качества  реализации  учебного  предмета  «Фортепиано»  включает  в  себя

текущий контроль, контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную

подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебного года также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии (или публичное выступление) и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить


аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие

  • концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или публичном выступлении выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 «отлично»

предусматривает  исполнение  программы,  соответствующей

году  обучения,  наизусть,  выразительно;  отличное  знание

текста,  владение  необходимыми  техническими  приемами,

штрихами;   хорошее   звукоизвлечение,   понимание   стиля

исполняемого  произведения;  использование  художественно

оправданных технических приемов, позволяющих создавать

художественный    образ,    соответствующий    авторскому

замыслу

4 «хорошо»

программа    соответствует    году    обучения,    грамотное

исполнение  с  наличием  мелких  технических  недочетов,

небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа

исполняемого произведения

3 «удовлетворительно»

программа не соответствует году обучения, при исполнении

обнаружено  плохое  знание  нотного  текста,  технические

ошибки, характер произведения не выявлен

2 «неудовлетворительно»

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками

игры

на

инструменте,

подразумевающее

плохую

посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» без отметки

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на

данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даѐт возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся к


возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок в классе по учебному предмету «Фортепиано», обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и обучающегося над музыкальным произведением, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед обучающимся, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями обучающегося и преподавателя. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности обучающегося - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач уроков по фортепиано для учащихся-инструменталистов – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков обучающемуся полезно рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для обучающегося музыкальные произведения. Преподаватель на занятиях с обучающимся должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу обучающегося над совершенствованием его исполнительской техники.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

Владение навыком чтения с листа позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

  • работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

  • начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный план. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.

  • индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом


специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся отделения народных инструментов. В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи,

  • прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, аккомпанементы голосу.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися отделения народных инструментов по предмету "Фортепиано"  2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по фортепиано. Необходимо помочь обучающемуся организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.


Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В РАБОТЕ:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А. Методика обучение игре на фортепиано 3-е изд. Москва, 1978 Баренбойм Л. Путь к музицированию – 2- е изд. Ленинград, 1979 Голубовская Н. Искусство педализации – Музыка, 1974

Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961 Гринштейн С. Очерки по истории фортепианной педагогики – СПб-Иерусалим, 2008. Гутерман В. Возвращение к творческой жизни – Екатеринбург, 1994. Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста – М., Музыка, 1953.

Корыхалова Н.И. «Играем гаммы». М., Музыка. 1995

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой». М. изд. «Классика 21в» 2003

Мазель В. Музыкант и его руки – Композитор СПб, 2002.

Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967

Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано – М.. Классика. 2001.

Тургенева Э. «О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в

классе фортепиано». М., 1970

Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974 Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков – М., Классика, 2002. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959

НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Альбом ученика-пианиста 1, 2, 3, 4, 5 классы, изд. Феникс

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское

музыкальное издательство, 1996

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

Бетховен Л. «Сонатины и сонаты».

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Беркович И.  «Маленькие этюды».

Беркович И. «Сонатины».

Бертини А. 25 избранных этюдов соч.29, 32

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие,

сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. «Избранные пьесы»

Гендель. Г. «Избранные произведения»,

Геталова, Визная В музыку с радостью – СПб, Композитор, 2011.

Геталова В музыку с радостью для детей 4-6 лет, СПб, Композитор, 2009.

Гнесина Е. Фортепианная азбука – М., 1979.

Клементи М. «Избранные сонатины»

Кулау Ф. «Сонатины»

Лак Т. «Этюды» соч.75, 95, 172

Лекуппе Ф. «25 легких этюдов» соч.17

Лемуан А. «50 характерных прогрессивных этюдов» соч.37

Литовко Ю. Первые шаги в музыке. – СПб, Союз художников, 2001.

Лучшее для фортепиано 1-2 класс – Ростов н/Д, 2012.

Лучшее для фортепиано 2-3 класс – Ростов н/Д, 2012.

Лучшее для фортепиано, 3-4 класс – Ростов н/Д, 2011.


Лучшее для фортепиано, 4-5 класс – Ростов н/Д, 2012. Лучшее из хорошего. Сост. Поливода Б.А. изд. Феникс. 2012г Любимое фортепиано, 5-7 класс – Ростов н/Д, 2011. Музыкальный букет – СПб, Союз художников, 2001.

Маленький пианист / Учебное пособие для начинающих – М., 1986.

Металлиди  Мчались лапки со всех ног – СПб, Композитор, 2011.

Мое фортепиано 5-7 класс, Сост. Барсукова – Ростов н/Д, Феникс, 2011.

Мое фортепиано 2-3 класс, Сост. Барсукова – Ростов н/Д, Феникс, 2012.

Мое фортепиано 4-5 класс, Сост. Барсукова – Ростов н/Д, Феникс, 2011.

Музыкальные жемчужинки – СПб, Композитор, 2007.

Прокофьев С. «Детская музыка»

Слонов Ю. «Пьесы для детей»

Хачатурян А. Детский альбом для фортепиано

Хочу играть Сборник пьес для фортепиано 1-2 классы ДМШ. Изд. Феникс 2012г.

Хочу играть 4-5 класс, Сост. Барсукова - Ростов н/Д, Феникс, 2011.

Хочу играть 5-7 класс, Сост. Барсукова - Ростов н/Д, Феникс, 2011.

Чимароза Д. «Избранные сонаты»

Шуман Р. «Альбом для юношества», «Листки из альбома»

Юному музыканту-пианисту. 1, 2, 3, 4, 5 классы, изд. Феникс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Методический материал учебного элемента по учебной практике для специальности 080114 "Эконмика и бухгалтерский учет"

Представленный учебный элемент предназначени для формирования профессионалдьных компетенций по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" в ходе учебной практики по профессиональному модулю...

Учебное пособие по учебной дисциплине «Основы сварки»

СОДЕРЖАНИЕ   Стр.1Теоретические основы сварки41.1Сварочная дуга и ее свойства41.2Металлургические процессы при сварке101.3Сварочные материалы141.4Сварные соединения и швы212Виды сварки2...

Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения

Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"

Лекция для группы 2Т(9)-18д по учебной дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности на тему "Подготовка отчета по разработке учебно-исследовательского проекта"...