«Усадебная культура и патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»
статья на тему
«Храмы, музеи, памятники
строятся не для современников…
Они строятся для будущих поколений»
М.К. Тенишева
Чему учить и как воспитывать? Как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа?
В современных условиях технического прогресса и социальных перемен инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской ответственности молодёжи становится дополнительное образование детей.
Значительную роль в решении этих вопросов играют занятия изобразительным искусством. На мой взгляд, именно работа над станковой композицией с учётом исторических, культурных, духовных традиций нашего Смоленского региона, нашей малой Родины раскрывает творческий потенциал детей в художественной школе. Создавая художественный образ, они показывают свою гражданскую позицию и уровень духовно - нравственного состояния.
Используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству и внеклассные мероприятия в системе дополнительного образования детей можно не только существенно влиять на духовные, нравственные качества, но и давать учащимся основы патриотического, нравственного и семейного воспитания, которые неразрывно связаны между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
root_natalya_vasilevna_doc.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наталья Васильевна Роот
преподаватель высшей категории
МБУДО «ДХШ им. М.К. Тенишевой»
города Смоленска
Россия, Смоленск
«Усадебная культура и патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства в ДХШ».
«Храмы, музеи, памятники
строятся не для современников…
Они строятся для будущих поколений»
М.К. Тенишева
Чему учить и как воспитывать? Как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа?
В современных условиях технического прогресса и социальных перемен инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской ответственности молодёжи становится дополнительное образование детей.
Значительную роль в решении этих вопросов играют занятия изобразительным искусством. На мой взгляд, именно работа над станковой композицией с учётом исторических, культурных, духовных традиций нашего Смоленского региона, нашей малой Родины раскрывает творческий потенциал детей в художественной школе. Создавая художественный образ, они показывают свою гражданскую позицию и уровень духовно - нравственного состояния.
Воспитание граждан демократического государства, способных к социализации в условиях современного общества, возможно только в благоприятной культурно-образовательной среде.
В этой связи исследовательский интерес представляет изучение регионального культурно-образовательного опыта, накопленного в русской провинции во второй половине XIX – начале XX века, – периода кардинальных социально-экономических и политических преобразований России. Смоленская губерния, является уникальной исторической территорией православной христианской культуры. Здесь жили и работали представителей русской интеллигенции: М.И. Глинка, А.С. Грибоедов, В.Н. Тенишев, М.К. Тенишева, А.Н. Энгельгардт и многие другие образцы духовного подвижничества и гениального творчества.
Примечательно, что по численности дворян Смоленская губерния занимала третье место, сразу после обеих столиц. Усадеб на Смоленщине насчитывалось нескольких тысяч, которые представляли собой социально-административные, хозяйственно-экономические, архитектурно-парковые, а также культурные центры... Они становились центрами европейской материальной, художественной, интеллектуальной и технической культуры. И были теми окнами в Европу, через которые в города и веси Руси входил более развитой и культурно-богатый мир европейской цивилизации. Дворянские усадьбы объединяли огромную страну в единое культурное пространство.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для молодого поколения необходимо доносить народную идеологию, которая корнями уходит в глубину истории. Необходимо описать, показать «памятники» усадебной старины, передать потомству все эти художественные сокровища и сведения о них. Волна гордости и любви к Родине одолевает меня, когда ведёшь беседу о наших земляках. Любовь к стране, родному краю, ее истории и быту видим мы в пейзажах, жанровых композициях А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, М.В. Нестерова, И.И. Левитана, И.Е. Репина, C.B. Иванова, благодаря Марии Клавдиевне Тенишевой, бережно собравшей замечательную коллекцию и теперь хранящуюся в Смоленской картинной галерее. В полный голос тема любви к Родине прозвучала в музыкальных произведениях М.И. Глинки и драматургии А.С. Грибоедова. Они обогатили русскую культуру, поставили ее в один ряд с великими мировыми достижениями цивилизации.
Наиболее действенным средством формирования молодого человека в процессе занятий изобразительным искусством, являются уроки композиции, обладающие широким кругом возможностей. На мой взгляд, именно работа над тематическим произведением должна стать наиболее эффективным, действенным средством патриотического и духовно - нравственного воспитания. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира учащихся и формирует у детей образное мышление.
На уроках станковой композиции я использую методику обучения, направленную на активное и продуктивное овладение знаниями и умениями в области изобразительного искусства, на максимальное развитие их эстетических интересов, художественных образов, познавательной активности.
Примером композиции, решенной с учетом поставленных задач, с ярко выраженным эмоциональным настроем, наполненной неподдельной любовью к историческому прошлому Родины, служит тематическая работа ученицы 2 класса Дорошенковой Виталии «Волшебная музыка М.И. Глинки». Михаил Иванович Глинка всё свободное время посвящал музыке. Автором взят сюжет из истории усадьбы, когда были созданы первые сочинения композитора. Виталия показала виртуозную, экспрессивную игру на скрипке в гармонии с природой. Композиция решена с учетом основных формальных признаков в организации изобразительного пространства, имеет ярко выраженный композиционный центр. Егорову Кристину взволновала судьба Михаила Глинки, его бессмертные произведения борьбы русского народа за свободу и независимость. Она ярко показала драматизм в портрете. Выполнению работы предшествовала большая, кропотливая подготовительная работа по сбору изобразительного и исторического материала. А итогом стала выставка творческих работ «Глинка XXI. Взгляд современника» в Смоленской областной филармонии.
С большой теплотой и любовью к наследию предков, уникальным историческим, культурным и духовным памятникам Родины обращается в своем творчестве Коротеев Кирилл. Флёновский пейзаж с фигурой М.К. Тенишевой, решенный в мягких, теплых тонах, отличается грамотным пластическим решением и заключает в себе строгую величавость и духовную наполненность архитектурного ансамбля. Шекина Анастасия так же обратилась к теме наследия М.К. Тенишевой. Она изобразила родовое имение княгини - центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства. Работы обучающихся получили высокую оценку (стали лауреатами конкурса) в проекте «Мосты дружбы» (публикация работ в альманахе проекта «Мосты дружбы» Международного общественного фонда Российский фонд мира)».
Несомненно, знакомство с экспонатами музея истории Смоленска, Исторического музея, изучение творчества русских художников, работавших в области исторического жанра, чтение литературных произведений, натурные зарисовки, явились отличным фундаментом в творческой работе с акцентированной патриотической направленностью.
На высокое качество творческой работы, ее внутреннее эстетическое и духовно - нравственное содержание оказывает чувственно - эмоциональное восприятие окружающей действительности. А знание исторического и культурного материалов, ясность постановленной задачи и стремление ее решить выявляет активную жизненную позицию юных художников. Стремление самореализоваться в композиции, высказать свое отношение к теме очень важны для обучающихся ДХШ. Одновременно, повышается интерес юных художников к истории Смоленщины, архитектурным памятникам родного города, ее окрестностям. Для многих были открыты новые, не известные ранее, страницы культуры: литературные произведения, музеи, музыкальные произведения, расширившие общий кругозор, заставившие по-новому взглянуть молодых смолян на окружающую действительность, почувствовать себя частью общего русского, смоленского духовного пространства.
Ежегодный региональный юношеский художественный конкурс «К искусствам творческим, высоким и прекрасным!» проходящий в Музее-заповеднике «Хмелита» способствует развитию творческих способностей и выявление одаренных юных авторов. Ребята с удовольствием читают произведение «Горе от ума», иллюстрируя жизнь героев и быт смоленского дворянства, где вместе обитали и Чацкие, и Фамусовы, и Репетиловы всех мастей. Те, кто побывал на экскурсии в родовом имении А.С. Грибоедова, с удовольствием вспоминают интерьер усадьбы и изображают в своих работах дворцово-парковый ансамбль.
Специфика организации образовательного процесса в ДХШ заключается в том, что он неразрывно связан с различными видами и формами внеурочной деятельности. Это, прежде всего, многообразные по содержанию конкурсы, выставки и фестивали. Участие в этих состязательных творческих мероприятиях способствует формированию у юных художников гражданской позиции, чувства патриотизма, уважения традиций своего народа.
Следует отметить разнообразие тематики конкурсных работ, что, на мой взгляд, свидетельствует о стремлении подростков разобраться в проблемах современной жизнедеятельности, в том числе, выяснить, что является основой духовности, определить, какие поступки можно назвать нравственными и безнравственными.
Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению детей к культурному наследию своей Родины. В процессе экскурсий дети знакомятся наглядно с историей и культурой своего родного края. Насколько интересны и познавательны, оказываются посещения юных художников Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита», Историко-архитектурного комплекса «Теремок», Музей-усадьба М.И.Глинки, где можно сделать натурные зарисовки, проникнуться духом и атмосферой старинных усадеб. Формируется эмоциональное отношение по теме, и возможность представить себя участником событий в роли человека, о котором повествовала экскурсия.
Программой «пленэр» в ДХШ предусмотрены зарисовки предметов быта и национальных костюмов в музеях. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но самим побывать в залах Глинковской или Тенишевской усадеб, пройтись по тенистой аллее Хмелиты. Прикоснуться к святыням русского народа в музее «Русская старина», рассмотреть выдающиеся шедевры искусства в Смоленской художественной галерее.
Школа сегодня, как никогда, особенно остро нуждается в увлеченном высокопрофессиональном педагоге - художнике. Он должен прекрасно рисовать – иначе ребята не поверят в него. Он должен быть достаточно образованным человеком в искусстве, умеющим ярко, образно, эмоционально нести информацию детям. Он должен быть прекрасным педагогом. Без этого невозможно поднять свою работу до высокого нравственного уровня.
Сегодня в рамках современной образовательной парадигмы важным аспектом является развитие творческого потенциала педагога – художника.
В 2016 году при поддержке Международной творческой общественной организации «Союз педагогов-художников», Смоленского отделения Союза художников России, Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области и МБУДО «СДХШ им. В.М.Кириллова» был проведён I Межрегиональный Пленэр-2016 «Все в гости к нам!».
В течение недели педагоги - художники из Смоленска, Сафонова, Вязьмы, Рудни, Рославля, Верхнее-Днепровска и Дорогобужа дышали целительным воздухом русской природы и много узнали об истории Сафоновского и Дорогобужского края, благодаря интереснейшим и познавательным экскурсиям. А главное - писали этюды в Болдино, старинном Алексино (усадебный дом И. И. Барышникова, церковь Андрея Стратилата, церковь Михаила Архангела, Андреевская крепость, музыкальный павильон) и Дорогобуже.
Пленэр стал традиционной формой повышения квалификации для преподавателей художественных школ Смоленской области, изучение исторических памятников своего края, профессионального мастерства и совершенствования форм и методов обучения. Главный итог пленэра – это творческие работы, приносящие радость созерцания красоты Смоленского края и возможность передать в дальнейшем навыки и знания своим ученикам.
Для воспитания гармонично развитой личности необходимо личное знакомство обучающихся с творчеством художников на персональных выставках и в мастерских. На полотнах Н.И. Агеевой, В.Ф. Самарина, Г.В. Намеровского, В.И. Ляшенко ребята узнают знакомые места, увиденные глазами художника, переосмысливают свое отношение к тому, что видят каждый день.
Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству и внеклассные мероприятия в системе дополнительного образования детей можно не только существенно влиять на духовные, нравственные качества, но и давать учащимся основы патриотического, нравственного и семейного воспитания, которые неразрывно связаны между собой.
В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация основного и дополнительного образования не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма и любви к своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания обучающихся ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум» на 2012-2015 г.г.
Программа патриотического воспитания обучающихся разработана в соответствии с Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012 - 2015 годы” (утв. постан...
Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.
Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...
Патриотическое воспитание обучающихся при изучении дисциплины "Физика"
В материале представлен опыт преподавателя организации среднего профессионального образования по патриотическому воспитаю обучающихся при изучении дисциплины "Физика"...
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
Статья посвящена 71 годовщине Полного снятия блокады города-героя Ленинграда....
Реферат на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»
Реферат на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»...
Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин
В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...
Цифровое пространство интернета как средство формирования патриотического воспитания обучающихся на уроках литературы
В статье рассказывается о том, как используется интернет-пространство с целью усвоения нового материала на уроках гуманитарного цикла. Приведены примеры использования электронных ресурсов, которые не ...