программа общеразвивающая сольное пение 4 года обучения
рабочая программа на тему

Тарасова Елена Анвяровна

Общеразвивающая программа для музыкальных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnoe_penie_4_ogda_tarasova.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств№1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету

«Сольное пение»

                                                 Нижневартовск 2015

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального фольклора в детских школах искусств.

Музыкальное воспитание в нашей стране осуществляется главным образом через детские музыкальные школы, школы искусств, детские хоровые студии, самодеятельные певческие коллективы во внешкольных учреждениях культуры.

Сольное эстрадное пение является распространенным видом музыкального искусства, как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике. Разнообразный вокальный репертуар включает музыку различный жанров и стилей.

Работа на занятиях по дисциплине основывается на целом ряде принципов обучения, таких как:

• Доступность, посильность (в освоении певческого материала идти от простого к сложному);

• Последовательность (повторять, усложнять);

• Системность (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);

• Востребованность материала (он должен быть технически доступен, образно интересен, сценичен);

• Преемственность (умения и знания передавать «от старших - младшим»);

• Творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика).

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 14 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Сольное пение» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

16

19

140

Самостоятельная работа

16

19

16

19

16

19

16

19

140

Максимальная учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение» при 4-летнем сроке обучения составляет 280 часов. Из них: 140 часов – аудиторные занятия, 140 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о сольном исполнительстве народной песни, формирование практических умений и навыков эстрадного вокала, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Сольное пение» являются формирование умений и навыков:

- выработка навыков певческого дыхания (цепного, цезурированного);

- формирование чистого пения и хорошего слуха;

- формирование свободной артикуляции, четкой дикции;

- формирование объемного вокального звука, ровного голосоведения;

- формирование специфических вокальных приемов;

- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование вокальных навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе – развитие вокального мастерства на начальном этапе.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация вокальных приемов работы);

- практический (освоение вокальных приемов);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Первый год обучения

Освоение начальных базовых певческих навыков таких, как: певческая установка, правильное формирование гласных, координация слуха и голоса, певческое дыхание, свободная артикуляция, четкая дикция.

Подготовка к творческому показу 2х произведений.

По окончанию первого года обучения учащийся

- соблюдает постановку певческого аппарата;

- умеет комбинировать гласные буквы;

- интонирует чисто;

- знает профессиональные понятия: унисон, комбинированная гласная, диалект, распев, цепное дыхание.

Второй год обучения

Освоение певческих навыков осуществляется на основе изучения упражнений распевки и в процессе систематической работы над несложными произведениями.

Вокально-педагогическая работа на первом году обучения сольного пения предусматривает:

- выработку навыков пения в народной манере произведений не широких по диапазону;

- развитие навыков владения певческим дыханием;

- освоением мягкой и твердой атак звука;

-овладение головным и грудным резонаторами, развитие навыков соединения их дыханием в процессе пения;

- освобождение певческого аппарата от зажатости; начало работы по устранению имеющихся дефектов звукообразования;

- выучивание упражнений распевки;

- подготовка четырех произведений за второй год обучения сольного пения.  

По окончанию второго обучения учащийся :

- умеет исполнять различные по стилю, жанру произведения;

- умеет петь чисто;

- владеет хорошей дикцией;

- владеет цепным дыханием;

- знает основные музыкальные термины: жанр, дикция, унисон, цепное дыхание;

Третий год обучения

Вокально-педагогическая работа с учащимися третьего года обучения сольного пения предусматривает закрепление ранее приобретенных ими навыков и овладение новыми:

- расширение диапазона грудного звучания;

- освоение всех видов атак: мягкой, твердой, придыхательной;

-знакомство с характерными приемами звукообразования: огласовка согласных, синтез гласных (комбинированные гласные), вставные междометия, спады и т.д.;

- использование приемов округленности звука;

- исполнение сольных произведений  нюансами форте и пиано в медленном, умеренном, умеренно-быстром и быстрых темпах;

- подготовка четырех разнохарактерных произведений за второй год обучения.

Материалом для вокальной работы на третьем году обучения являются упражнения распевки и произведения с большим обхватом диапазона, более сложным ритмическим рисунком, требующим большей подвижности и гибкости голоса, а также развитого фонетического слуха.

По окончанию третьего года обучения учащийся

- исполняет произведения в различных темпах разными штрихами;

- умеет петь элементарное двухголосие («держать» свою партию);

- умеет комбинировать гласные;

- владеет четкой дикцией;

- владеет цепным дыханием;

Четвертый год обучения

На четвертом году обучения происходит дальнейшее закрепление ранее приобретенных навыков пения и на этой основе осуществляется совершенствование вокальной техники и исполнительского мастерства. Вокально-педагогическая работа на четвертом году обучения предусматривает:

- расширение диапазона голоса обучающегося (за счет освоения навыков пения в головном и смешанном регистрах);

- выравнивание регистров голоса;

- выработку навыков пения на пиано;

- освоение приемов «прикрывания» звука;

Работа в классе сольного пения должна идти по пути стабилизации вокально-исполнительской техники, углубления знаний в области народно-песенного исполнительства. Особое внимание обращается на осмысленность интонирования музыкально-поэтического текста, на выразительность и образность исполнения.

На четвертом году обучения учащиеся также должны подготовить четыре разнохарактерных произведения.

На итоговую аттестацию выносится два разнохарактерных произведения и выставляется оценка в аттестат учащегося.

III. Требования к уровню подготовки учащегося

 Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- соблюдает постановку певческого аппарата;

- умеет комбинировать гласные буквы;

- умеет петь чисто в унисон;

- умеет исполнять различные по стилю, жанру произведения;

- умеет сценически и раскрепощено исполнять произведения;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

- владеет четкой дикцией;

- владеет цепным дыханием;

- владеет основными приемами звукоизвлечения;

- знает жанры народного творчества;

- знает профессиональные понятия: жанр, дикция, унисон, комбинированная гласная, диалект, распев, цепное дыхание.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, зачёт, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном (могут быт сольные запевы в произведениях), ансамблевом;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Детский певческий голос уже с первых своих проявлений сориентирован на народную манеру звукообразования, поскольку ребенок поет также естественно, как и говорит. Если мы встречаем у детей какие-либо иные манеры звукообразования, то они, как правило, связаны с тем, что ребенок подражает тем или иным модным течениям. В некоторых случаях это приводит к неестественности звукообразования, разрушению индивидуальных певческих данных ребенка.

        Одним из способов устранения неестественности звукообразования является применение речевых упражнений или скороговорок. Произнесение их сопровождается внимательным вслушиванием учащегося и педагога в звучание. Педагог должен при этом обращать внимание ученика на удачно и естественно звучащие гласные, вести своего подопечного от произнесения простых, коротких до более сложных, продолжительных звуков.

Пропевание упражнений и произнесение скороговорок в быстром темпе способствует выявлению индивидуальных природных качеств тембра голоса, естественности работы мышц голосовых связок, гортани, мягкого нёба, укладки языка, губ. Это связано с тем, что в быстром темпе у учащегося не успевает срабатывать подражательный рефлекс и проявляются его индивидуальные природные задатки. Особое внимание следует обращать на то, чтобы работа голосового аппарата осуществлялась без особого напряжения мышц связок и гортани. Не следует искусственно добиваться громкого звучания. Необходимо стараться найти близкий, полетный светлый звук. Для этого не рекомендуется при работе со скороговорками широко открывать рот или делать купол во рту, поднимая мягкое нёбо, так как при этом звук не концентрируется на верхних передних зубах, а «расплывается» в большой полости рта. «Осветленности» звука способствует также и осветленное выражение лица, близкое к улыбке состояние губ.

        От правильного определения типа голоса зависит очень многое: естественность режима работы голосовых связок, здоровье голосового аппарата и выносливость певца при больших нагрузках и, главное – перспектива развития голоса.

        В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направлены на усвоение основных навыков: закрепление в сознании и нервно-мышечном аппарате учащегося правильной певческой установки, координации слова и звука, развитию слухового внимания (главного средства самоконтроля), нахождению высокой певческой форманты и закреплению высокой позиции и опоры звука на освоенном участке диапазона. Особое внимание необходимо уделять развития певческой воли. Певческая воля возбуждает эмоциональный тонус и темперамент певца, придает ему уверенность в своих силах и помогает руководить процессом пения через осознанные волевые приказы.

  • Открытый способ голосообразования:
  • Речевая манера голосоведения;
  • Вибрато, как следствие естественного (в речи) колебания голосовых складок в процессе безусловно-рефлекторного речепения;
  • Артикуляция речевая;
  • Выразительные приемы устной традиции;
  • Однорегистровое пение в диапазоне приблизительно октавы;

Приложение

Упражнения певческого дыхания

  1. «Надуй свой шарик»
  2. «Понюхай цветок»
  3. «Сдуваем пушинки с одуванчика» или «Сдуваем снежинки с рукавички»
  4. «Шарик лопнул»

Работа над дикцией и выразительностью разговорной речи

Часть 1.

  1. Проговорить несколько раз, плотно сжимая губы мышц:

П – Б, П –Б, П – Б, П – Б и т.д.

  1. Активно работая кончиком языка сказать:

Т – Д, Т – Д, Т – Д, Т – Д и т.д.

  1. Работает корешок языка, проговорить несколько раз:

К – Г, К – Г, К – Г, К – Г и т.д.

  1. «Сорока сплетница» - передается услышанный разговор:

«Трррррррррррр, трррррррррррр!»

  1. «Звонок» (дыхание толчками)

«Рь – рь – рь – рь»

  1. Говорим:

Сссссссссссссс – представляем, что дует ветер;

Шшшшшшш – шумит лес;

Жжжжжжжж – жужжит пчела;

Жь –жь –жь жь – прилетел шмель.

Часть 2.

Тренировка согласных: П – Б, Т – Д

- Пес Полкан попал в капкан ;

- Бобр добр на бобра;

- Трактор всюду поспевает – пашет, сеет, убирает,

  Пилит лес, корчует пни – только делай, что смотри;

- Дед Данила делил дыню – дольку Дине, дольку Диме.

Тренировка согласных: В – Ф, С – Ш, Ж – Ч, Ц – Щ

- Подарили Вареньке варежки, да валенки;

- Наш Филат не виноват, у Филата мама виновата;

- У Сени и Сани в сетях сом с усами;

- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,

 А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши;

- У еже – ежата, у ужа – ужата;

- Чешуя у щучки, щетинка у чушки;

- Ценит цепь косей на косовице;

- Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Тренировка согласных: К, Г, Л, М, Р

- Кукушка кукует, кукует в лесу:

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку.

- В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;

- Королева Клара строго ругала Карла за кражу коралла;

- Маланья-болтунья молоко болтала, выболтовала, да не выболтала.

Список литературы

1. Агарков. О.В. Интонирование и слуховой контроль в сольном пении // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. – М., 1975.

3. Вербов, А.М. Техника постановки голоса. – М., 1961.

5. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

6. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.

8. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.. 1987.

9. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Части 1, 2. – М., 1997, 2000.

10.Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.

11.Румер, М.А. Начальное обучение пению. – М., 1982.

12.Садовников, В.И. Орфоэпия в пении. – М., 1958.

13.Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению. – М., 1988.

16.Чишков, О. Певческий голос и его свойства. – М., 1966.

17.Юдин, С.П. Формирование голоса певца: учебное пособие для высших и средних музыкальных учебных заведений. – М., 1962.

18.Юссон, Р. Певческий голос. – М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сольное пение

сольное пение...

Программа "Сольное пение"

            Обучение в классе «Сольного пения»  осуществляется  на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повы...

ПРОГРАММА по классу сольное пение для 7-ми летнего обучения В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

ПРОГРАММАпо классу сольное пениедля 7-ми летнего обученияв школе искусств...

Программа - ДОРОП Сольное пение 4 года

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по академическому вокалу ( предмет Сольное пение - 4 года)...

Образовательная программа "Сольное пение (эстрадный вокал))" 2018-2019 уч.год.

Образовательная программа" Сольное пение (эстрадный вокал) 2018-2019 уч.год....

Программа "Сольное пение" на 7 лет.

Программа "Сольное пение" (7 лет)...

Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»

В статье рассматривается специфика проведения занятия по сольному пению, для студентов среднего профессионального образования. Приводится краткий план построения урока и пример упражнения на дыхание. ...