Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
учебно-методический материал по теме
Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_dokla1.doc | 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА
УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
«Основная задача начального обучения -
не столько накопление знаний, сколько
развитие умственных способностей и
духовных сил».
Песталлоцци
Говоря современным педагогическим языком, главные задачи это:
- Развить эмоционально-чувственный уровень.
- Развить творческие способности.
- Пробудить и активизировать дар мысленного перевоплощения и музыкального воображения.
- Овладеть средствами музыкальной выразительности и научиться переводить словесные образы в музыкальные, что в последствии поможет в исполнительской практике.
- На основании вышепоставленных задач, главное – развитие музыкально-образного мышления.
Т.е. научить детей мыслить в системе музыкальных образов, уметь использовать на практике полученные знания.
Подобные цели и задачи ставят перед собой многие методики. И выдвигают различные приёмы и методы:
- Использование непроизвольной памяти.
- Привлечение ассоциативного мышления.
- Основа всех знаний – опора на эмоционально-чувственное восприятие.
- Спонтанное творчество: сочинение и импровизация – как привлечение исследовательской деятельности.
- Ролевые игры
- Визуализация.
- Фонизация.
- Множественность действий по одному и тому же виду знаний.
- Принцип соединения эмоционального с рациональным.
Почему именно на начальном этапе важно использовать эти принципы и приёмы для развития образного мышления?
На эти и другие вопросы поможет ответить психология с опорой на физиологию высшей нервной деятельности.
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
Всё многообразие окружающего мира органы чувств (а не сознание) шифруют в энергоимпульсы-сигналы. Таким образом, мы получаем от окружающего мира впечатления. Лишь затем, полученные впечатления осознаются. За восприятием полученной информации следует её усвоение, обогащение предыдущего опыта, а затем накопление знаний.
Усвоение знаний связано с развитием мышления, что невозможно без включения памяти. Существует два вида памяти: произвольная и непроизвольная.
Непроизвольная – создаёт прочность запоминания, благодаря опоре на эмоции. Запоминается всё, что вызывает эмоциональный отклик. Только тогда включаются три первичных процесса психики: ощущение, восприятие, представление (как осознание уже знаемого). Чем больше будет представлений, подкреплённых ощущениями, тем легче воспроизводить в уме раннее увиденное.
Например: «Лото Белецкого»
В непосредственной игре, дети лишь на слух запоминают сложные названия, понятия. А затем, когда приходит время изучать этот теоретический материал: остаётся вспомнить уже знакомый стих, и выяснить уже конкретно.
«Из трёх терций аккорд, назовём – септаккорд» или «двух терций созвучье , рождает трезвучье»,»Разный шаг –короткий, длинный. Кто хромает? Ритм пунктирный» и т.д.
Выводы: Чем сильнее импульсы, тем прочнее импульсы.
- Дело не во времени, отделяющем нас от события, а в чувствах, которые оно вызвало. Например: Кто из нас не лизал зимой железо? Почему хватило одного раза и запомнилось? Дело в том что, работали все станции эмоционального возбуждения.
- Использование произвольной памяти не развивает мышления. Разве можно научить ребёнка мыслить самостоятельно, заставляя заучивать чужие мысли? 1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ.
Ассоциация (от латинского «соединение»), это связь между прежними и вновь возникающими в человеческом сознании, представлениями. Ему подчинена большая часть непроизвольных воспоминаний, полётов фантазии и т.д.
Например, если ассоциировать созвучие с каким-либо ощущением, происходит активное усвоение материала:
Чистая прима – “белая”, “сторож”.
Малая секунда - “страшная ворона”, быстрая, юркая.
Большая терция – “весёлый гном”, сладкий.
Большая секста – “праздник”, горячая.
Тритон – “ злой дикобраз”, и т.д.
В этих примерах видно разнообразие ассоциаций – осязательных, двигательных, вкусовых, зрительных, возникающих при слуховом восприятии. Затем дети сами ищут характерные созвучия, соответствующие определённым образам. Таким образом, рождается цепь взаимосвязей. Например: мы слышим знакомое слово – «шляпа» и сразу возникают определённые представления – фетровая, с полями, котелок и т. д. Дети узнают термин «секунда», им это незнакомо. Поэтому очень важно привлекать ассоциативное мышление.
3.ОСНОВА ЗНАНИЙ НА ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ.
Руководствоваться этим принципом необходимо во всех заданиях:
Например – работа с ритмом на пуговицах.
Рекомендуется, при пропевании длительностей со словами, хлопать в ладоши и голосом произносить выразительно, в лицах.
О О оо О – хитрая лиса; О О О О О – крался страшный волк; О О ооо- плачет кисонька. (Короткие – хлопок, длинные – с обхватом ладошек.)
Интонация очень важна. Читаем:»Ушки у зайца большие (голос бессознательно становится низким, слово растянуто), а у мышки – маленькие (голос высокий и тихий). Меняется ритм произнесения, темп, регистр. Волк злой, лиса хитрая. Эти эмоциональные состояния закрепляются через мускульные движения.
Бехтерев называл двигательные реакции – языком чувств, эмоциональной речью.
Через двигательные мускульные ощущения ребёнок накапливает и тренирует оттенки чувствований и их глубину. Позже он их реализует при игре на инструменте, и т.д.
4. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ВИДУ ЗНАНИЙ.
Почему? Т.к. это вызывает разнообразие эмоциональных откликов и включает мыслительные способности. Например: задания с ритмическим плакатом Белецкого, или работа с песенным материалом:
а) можно – «не пропусти свою ноту».
б) устойчивые ступени вслух, неустойчивые –«про себя».
в) пение по фразам, тактам.
г) исполнение с разными штрихами, динамикой.
д) изменяя ритм, каденции и т.д.
5. ЛЮБАЯ ПОДАВАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА ИСХОДИТЬ ИЗ ПРИНЦИПА – СОЕДИНЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ .
Чем младше ребёнок, тем большая роль отводится чувствам. За чувство ответственно правое полушарие. К левому относятся – речевые зоны, чтение, письмо, арифметика.
Долго царствовала мысль, что левое полушарие – доминанта, но этот глубоко ошибочно.
- В первую очередь нельзя опираться на абстрактное мышление – его нет!
- Развитие левого полушария при торможении правого, приводит к потере индивидуальности.
- От сознания (слова), от рационального к абстрактному без начального развития подсознательного и конкретного – искажается работа головного мозга.
В 1981 г. Нейрофизиолог Сперри получил Нобелевскую премию за открытие:»Оба полушария – доминантны». Их совместная работа, является основой высочайшей способности человека – мышления.
Правополушарный тип – художественный, иррациональный, им присуще яркое и образное мышление.
Левополушарный тип – рассудочное отношение ко всему, чаще проникает в смысл, а не интонацию. Сочетание деятельности 2-х полушарий свойственно всем и только преобладание работы одного над другим даёт право говорить о различном способе приобретения знаний. Но, задача одна: исходя из знания о доминанте, увлечь правополушарных - точными науками, а левополушарных – гуманитарными.
Например: 7 знаков альтерации – голая истина. Выход – вспоминаем всем классом, чего может быть семь.
Выводы:
ВСЮ ЖИЗНЬ РАБОТА ОБЕИХ ПОЛУШАРИЙ ПОХОЖА НА СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ. НО ВНАЧАЛЕ ЧУВСТВА БУДЯТ МЫСЛЬ, ЗАТЕМ МЫСЛЬ ОБОГАЩАЕТСЯ ЧУВСТВАМИ.
6.ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКА.
Этот метод подразумевает воплощение своих впечатлений на бумаге в виде графических символов ,линий, контурных фигур, цветовых пятен и т.д.
Например: мы используем этот приём при слушании прелюдий Скрябина и Дебюсси на уроках музыкальной литературы. Задание – «нарисовать музыку».
Дети начинают рисовать с раннего возраста и глубоко переживают свои рисунки. В своих свойствах, звук и цвет имеют схожие черты (частотность, интенсивность, рождены одинаковыми психологическими импульсами). Рисунок может быть «громким»- яркие краски, «тихим»- светлые, бледные.
7.ПРИЁМ ФОНИЗАЦИИ.
Можно использовать картины известных художников. Практика показывает, что переживания ребёнка, его психологический отклик на зрительные впечатления, значительно активизируют движение творческой мысли, подсказывая выразительные средства. Вот почему важно рисовать в творческих тетрадях.
Выводы: эти два приёма основаны на сочетании зрительных и слуховых соощущений (их называют синестезиями). Поэтому оба этих метода относят к синестесическим. Продолжением линии развития ассоциативно- образного мышления, путём проведения параллелей между видами искусства является «альбом настроений» Ражникова (поэзия + живопись + музыка).
8. Ну и, конечно же большое значение в развитии образного мышления, творческих способностей имеет использование различных видов спонтанного творчества и ролевых игр. И здесь основное руководящее правило, исходя из законов детского восприятия – сами правила не должны опережать опыт и наблюдение.
В лаборатории профессора В.Соколова, где проводились исследования, привычная фраза: «Повторение – мать учения» была заменена -:»Повторение - -мать тупости». Это объясняется тем, что когда раздражение направлено на одну и ту же зону коры головного мозга, работа её отключается. Ведь нашей психикой руководят два процесса – торможение и возбуждение. По закону физиологии, один сменяется другим. Повтор тормозит возникновение условных рефлексов, т.к. слабеет и вовсе гаснет эмоциональное восприятие. Вся психическая деятельность человека основана на рефлексах (условных – приобретённых, безусловных – врождённых). Именно возникновение условных рефлексов связано с обучением.
Обратимся к ориентировочному рефлексу (рефлекс любопытства) – это закон саморазвития. Диктат подкорки заключается в настоятельной потребности осваивать окружающий мир через «Я САМ». Лишь только самостоятельные действия вызывают те или иные чувства. Даже недовольство вызывает мыслительную активность – сравнение, анализ.
Вывод: работает фраза – «применение мать учения».
Путь к знаниям идёт через умения. От умения идёт естественное развитие УМственных способностей, интеллекта.
Павлов выявляет закон:»В начальный период обучения главенствующая роль должна отводиться не второй сигнальной системе (слову), а первой (действиям).
Навык самостоятельных действий – это способ активного познания окружающего мира. Например: не колесо создало возможность перевозить тяжести.
Развитию мышления способствует установление связи подсознания с сознанием (действие – слово, практика – теория), где теория – обобщение практического опыта. С первого урока необходимо опираться на исследовательскую деятельность. Например: узнаём о струнах, подготавливаем к знакомству с регистрами (дерево – струны; попробуйте определить,про какую собачку играю). А далее самостоятельные действия.
- а какие звуки могут изобразить медведя? Покажите.
А дальше играем сами про дождик, киску и т.д. звуковые импровизации на 2-х, 3-х звуках. Педагог обязательно помогает вопросами: «Какой был дождик?» и т.д.
Здесь очень важен психологический аспект – сыграл «две ноты», а соклассники так много рассказали о твоём сочинении. Т.е. необходимо сознательно будить бессознательное – вначале обращаться к душе, а затем к разуму. Спонтанное творчество и игра не противоречат восприятию детской природы, но и опирается на замечательное свойство детской психики – воображение и фантазия, которые являются саморегулирующими силами, помогают избежать стресса, неврозов. Например, пение-импровизацию можно начинать, используя знакомые стихи. Запевала – педагог (поёт первую фразу, обращаясь к каждому, а дети – ответ)
Аист азбуку учил
И пятёрку получил
И теперь он без подсказки
Сам себе читает сказки
Задача таких импровизаций не чистота интонаций и мелодическая, ритмическая выразительность, а возможность дать ребёнку выразить себя, дать свои задумки реализовать на практике.
В начале большую роль играет текст. Выразительность исполнения подсознательно связывается с персонажами, настроениями. Это путь к пониманию разнообразия звучаний: светло, трагично и т.д.
При сочинении песен происходит освоение музыкального языка. Сочинение и импровизация значит переживание созданной музыки. Своё ребёнок слушает по- особому. А значит, учится слушать вообще.
Очень важны импровизация и сочинение на инструменте звуковые «каляки-маляки» (а это неизбежно)
Именно они позже объединят в единое целое текст, звучание, чувства, мысль. Поэтому они должны предшествовать сухой теории.
Например: Сочинить пьесу «Учитель и ученик».
На первых порах ребёнок должен установить для самого себя образное различие между героями и связать этот образ со звуком.
С первых шагов ещё не зная нотную грамоту, можно принести свои партитуры в виде рассказа, рисунок и звуковое воплощение.
Например: Музыкальные картины на интервалах. Позже сказки.
Если первый раз ребёнок робко дотрагивается до клавиш, не представляя себе, что он будет играть. То постепенно он подходит уже со своим планом к инструменту. Когда зрительный образ обогащается музыкальным характером, а значит выбором лада и т.д.
Например: Импровизация «Сиротка» (предварительно поговорив) Затем исполнить пьесу профессионального композитора.
Особенно полезное занятие, если ученик её будет играть. Сравнивая, он перенесёт свои музыкальные образы на другой уровень. Развивается активный интерес к тексту.
Таким образом, каждая импровизация на тему будущей пьесы, а потом и встреча с ней помогает своё понимание объединить с образами композитора.
Например: Также можно ограничиться словесным предложением звучащих образов. (средства выразительности?)
Затем звучит пьеса.
Это привлечение внутреннего молчаливого анализа. «Мыслить звуками выше, чем мыслить понятиями» Л.В. Бетховен.
В согласии с природой дети принимают охотно на себя роли: собачки, зайки и действуют в соответствии с их поведением. Игра является естественной потребностью ребёнка в действии, т.е. в активном восприятии мира.
Например: «Я играю не гаммы, а войну» слова Грига.
В играх ребёнок развивает себя сам (закон саморазвития) проявляет свою наблюдательность, смекалку.
Позже игры принимают социальную направленность- доктор…
На уроке можно предложить роли хормейстера, дирижёра, концертмейстера, композитора, где ученик выступает в роли руководящего.
Например: Спрашивает сам, как учитель: Каденция, тональность? Задавая вопросы, он реализует свои знания и активизирует мышление.
ВЫВОДЫ: Почему важны игры и спонтанное творчество? И именно они выступают в качестве стержня в развитии образного мышления?
Вспоминая об уроке, представляя себя в удавшихся ролях, импровизациях, похвалу учителя, ребёнок переводит барометр своего настроения с «пасмурно» на «ясно». Позже он научится переключаться сознательно. Здесь творчество имеет и познавательный аспект. Повтор в уме связан с продумыванием вариантов своих действий на следующий урок. Происходит закрепление пройденного через творческое осмысление.
«Между действием, впечатлением, воспоминанием о нём, в сущности нет ни малейшей разницы со стороны процесса». (Павлов)
Подвожу итоги: все эти предложенные методы и приёмы – гимнастика для развития воображения и представления, школа развития чувств на основе музыкальных образов и мышления. Это процесс накопления микроощущений, который позже перейдёт в различные видя прикосновений, правильного звукоизвлечения. Происходит установка связи между абстрактным миром нот на бумаге и миром звуков, так как творчество – это согласованная гармония чувств и мыслей.
P.S. Этот доклад - обобщение методик нескольких известных авторов – удивительной и гениальной М.А.Котляревской-Крафт (из её книги «Промолчать не смогу…»), креативного новатора С.Белецкого и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"
Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позвол...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Методическая разработка...
Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики.
Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики....
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...
Доклад на тему: «Развитие музыки в период барокко»
Происхождение термина "барроко"Особенности музыкального баррокоМузыкальная эстетика барроко...
Доклад на тему: Развитие критического мышления у студентов: теоретические аспекты и практические решения
Анализ стратегий и методов, направленных на формирование критического мышления у студентов, и их влияние на учебную деятельность....