Статья «Учиться с желанием»
статья по теме
Предварительный просмотр:
«Учиться с желанием»
Обучение школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую его развитию, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и симпатий.
Ещё В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Мне неоднократно приходилось замечать, как зависит результативность моего урока от настроения, с которым я переступаю порог кабинета: есть ли улыбка на моём лице, настроенность на понимание и создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат
В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учительницы, родителей. Как создать «ситуацию успеха»? Приёмов много. Вот, на мой взгляд, несколько наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических поисках путей к ребёнку.
1. Эмоциональные поглаживания.
«Молодец», «умница», «ребятки, я горжусь вами!» – это что? Только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Не каждый учитель в состоянии применить этот приём. Характер не тот, темперамент, эмоциональная выразительность не вполне соответствует. Но стремиться к этому, искать свои пути эмоционального контакта с детьми может и должен каждый педагог.
2. Анонсирование.
Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот приём можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребёнок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняется синдром «внезапного нападения».
3. «Даю шанс».
О каком шансе идёт речь, что имеется в виду? Ни о чём другом, как о заранее подготовленной педагогами ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, но скрытой до сих пор способности.
4. «Заражение».
В формуле «Все дети талантливы» есть солидная доля истины. Но она относиться не к каждому ребёнку в отдельности, а к детскому коллективу в целом. В каждом классе есть потенциальные генераторы интеллектуальной энергии. Важно их распознать, выделить и поддержать. Здесь успех зависит от зоркости учителя. Заметить способности, развернуть их, сделать достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному творчеству – этого никто не сможет сделать лучше учителя. Дело трудное, но стоящее.
5. «Умышленная ошибка».
Этот приём в последнее время стал широко использоваться учителями. Его можно применять с учётом возраста только на известном учащимся материале. Чем он хорош?
Во-первых, разрушается миф о непогрешимости и всезнайстве учителя; во-вторых, весь класс стимулируется к работе.
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Поверьте, каждый ребёнок может стать успешным, если только мы с вами очень сильно этого захотим, если сможем усмотреть ту крупицу таланта скрытого в каждом, которая в дальнейшем станет основой для развития и становления личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учись учиться"
В помощь первокурсникам...
Статья "Учиться интересно"
В этой статье я делюсь опытом повышения интереса обучающихся к предмету...
Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"
Материал содержит следующую информацию:Программа «Учись учиться». Что она собой представляет? Основной акцент здесь делается на организации самоуправления и преемственности.Роль педагога-к...
Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться"
Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"...
Учить учиться
Автор: Грачёва Ольга Николаевна, преподаватель учебной дисциплины Фармакология Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский медицинский ко...
Статья 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского Великий советский педагог — о том, как учить и воспитывать детей.
Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал ог...
Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""
В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...