Необходимость изучения синтезатора на отделении специального фортепиано в музыкальном колледже.
методическая разработка на тему
Стремительное распространение в быту и музыкальной жизни синтезатора привело к необходимости изучения и обучения основам техники игры на нем на отделении специального фортепиано. Освоение инструмента подразумевает комплексное музыкальное развитие: это и умение владеть инструментом, и получение важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, умение аккомпанировать); развитие не только слуха, памяти, ритма, но и эстетического вкуса. Статья демонстрирует опыт работы педагога в использовании возможностей синтезатора и умение разобраться в эмоциональном содержании музыкальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_metodicheskoe_soobshchenie_1.docx | 23.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нугуманова Алёна Владиславовна,
преподаватель специального фортепиано,
ГБПОУ «Бузулукский музыкальный колледж»,
г. Бузулук, Оренбургская область
ИЗУЧЕНИЕ СИНТЕЗАТОРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА
Аннотация: Стремительное распространение в быту и музыкальной жизни синтезатора привело к необходимости изучения и обучения основам техники игры на нем на отделении специального фортепиано. Освоение инструмента подразумевает комплексное музыкальное развитие: это и умение владеть инструментом, и получение важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, умение аккомпанировать); развитие не только слуха, памяти, ритма, но и эстетического вкуса. Статья демонстрирует опыт работы педагога в использовании возможностей синтезатора и умение разобраться в эмоциональном содержании музыкальных произведений.
Ключевые слова: синтезатор, оркестр, произведение, тембры, возможности, учащийся, автоаккомпанимент, инструмент, аранжировка, фактура.
Занятия в классе синтезатора знакомят и с группой электромузыкальных инструментов, показывают мультитембральные возможности синтезатора и способы управления ими, учат использованию различных функций автоаккомпанемента, открывают многочисленные возможности применения оркестровой фактуры. Также помогают освоить технику игры многоголосных произведений с применением памяти и секвенсора синтезатора; дают знания по музыкальной форме, инструментоведению, аранжировке и джазовой гармонии.
Цифровые инструменты предъявляют музыканту иные, по сравнению с традиционными акустическими, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трёх ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссёра, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своём творчестве все эти виды деятельности. В курсе «Дополнительный инструмент» (синтезатор) за период обучения в колледже студент овладевает следующими знаниями и умениями:
изучает общие принципы управления любым синтезатором (включение, выбор стиля и голосов, управление автоаккомпанементом);
учится пользоваться техникой балансировки голосов, выбирать нужное акустическое звучание;
осваивает технику записи в секвенсор синтезатора;
знакомится с системой Midi;
имеет представление о принципах и возможностях управления синтезатором с помощью компьютера;
создает фонограммы для концертов, спектаклей;
подбирает по слуху хорошо знакомые и совершенно новые детские, народные, эстрадные пьесы и песни, транспонирует (использует все тональности).
Специфика синтезатора, технические возможности его автоаккомпанемента делают получение этих навыков основой обучения.
Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора – это аналоги, подобие тембров классических, акустических инструментов. Но они никогда не заменят их истинное звучание.
В учебном плане предусматривается рассмотрение нескольких понятий, в работе над которыми можно эффективно использовать возможности синтезатора.
Часто на уроках мы обращаемся к классическим произведениям, которые изучаются в рамках предмета «Специальный инструмент», аранжируя их.
Например: Трехголосная инвенция h-moll И.С. Баха. Для того чтобы услышать и осмыслить окраску каждого голоса, ученику предлагается воспроизвести различные тембры: клавесина, органа и струнного оркестра. А так же исполнять на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов. Когда произведение исполняется в тембре органа либо хора, звуки тянутся и позволяют лучше слышать голоса в полифонии. Принимая во внимание то, что на синтезаторе сложно изобразить динамические оттенки, для создания музыкального образа мы можем использовать лишь артикуляцию и агогику (исполнительское время). Клавиши синтезатора очень чуткие и если ученик не додерживает звук, то исчезает «legato».
Очень хорошо также слышны голоса, исполняемые в тембре струнного оркестра.
Для укрепления и обозначения ритмической составляющей произведения можно добавить автоаккомпанемент. В данной инвенции, в связи с ее трехдольностью, подойдет стиль медленного вальса. Использование автоаккомпанемента организует метроритмические возможности ученика и позволяет исполнять инвенцию в едином темпе, что особенно важно в полифонических произведениях на начальном этапе.
При изучении сонатной формы мы не можем не говорить об оркестровой фактуре, и здесь синтезатор дает нам большой выбор тембров. Часто мы разделяем клавиатуру и исполняем партии левой и правой руки в разных тембрах.
Для того чтобы использовать автоаккомпанемент, нужно сначала гармонизовать фактуру, а для этого, безусловно, необходимо хорошее знание теории. Это способствует проявлению межпредметных связей
Интересно звучат стили «Disco » и «Beat»,которые придают новизну и некоторую эксцентричность знакомым произведениям.
Безграничную возможность в использовании стилей и голосов синтезатора дают нам этюды. Этюд К. Черни №21 соч. 299 c-moll мы первоначально аранжируем в стиле «Beat », тембр саксофон. Получаем задорный марш. Используя стиль «Country», замедляем темп и играем правую руку пунктиром. Таким образом, мы, фактически, исполняем техническое упражнение с удовольствием. Если ученик находится на начальной стадии разбора этюда, предполагается изменить стиль на более плавный, лиричный. Тогда медленный пунктир превратится в «Swing». Конечно, это возможно только при гармонизации левой руки.
Обучение аранжировке на синтезаторе — не самоцель. Это средство, позволяющее благодаря современным информационным технологиям, интерактивному взаимодействию с программно-аппаратным комплексом синтезатора даже студенту первокурснику творчески самовыражаться в музыке.
В ходе освоения курса студенты должны быть нацелены на активную целенаправленную работу для достижения определённых успехов. В сущности, синтезатор является тем же компьютером со звуковой картой, но, как правило, с более качественными звуками и ограниченными функциями. Общность этих инструментов и задач обучения делают возможным переход с одного учебного курса на другой.
Общий объём и сложность приобретаемых в классе цифровых инструментов знаний и умений в целом не превышает тех, которые получают студенты в классе традиционной специализации. При увеличении теоретической насыщенности занятий по цифровым инструментам значительно упрощаются технические проблемы, которые зачастую становятся главным камнем преткновения при освоении механических инструментов.
Список литературы:
- Алпарова Н.Н. Универсальный синтезатор: от фолька до саундтрека. -Москва: Феникс, 2009.- 66 с.
- Бах И.С. Инвенции и симфонии для клавира.- Москва: Guitar College, 2003. – 72 с.
- Скробов И.С. Основы музыки в игре на синтезаторе.- Москва: Современная музыка, 2006. -208 с.
- Хрестоматия. Мой инструмент- синтезатор. - Санкт-Петербург: Композитор, 2003 г.- 70 с.
- Черни К. Школа беглости для фортепиано. Сочинение 299- Санкт-Петербург: Композитор, 2014 г.- 104 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сергей Зятьков - Задания к курсу «Музыкальная информатика» (музыкальный колледж)
Задания для курса "Музыкальной информатики" сформировались за 12 лет работы в Сургутской музыкальном колледже..Методические принципы:* чередование практических и теоретических тем,* ознакомление с про...
Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа
Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...
Необходимость изучения в СПО психоэмоционального восприятия цвета на уроке цветоведение
Необходимость изучения в СПО психоэмоционального восприятия цвета на уроке цветоведение...
Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"
Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"...
Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособие
Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособиеПри подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисци...
Сценарий Новогоднего концерта отделения общего фортепиано.
Сценарий Новогоднего концерта с исользованием загадок, игр, стихов...
Формирование у обучающихся III-IV курсов музыкального колледжа по специальности "Музыкальное искусство эстрады" навыков разработки индивидуальной трактовки изучаемого произведения посредством выбора вокальных приемов
Научная статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" (г. Сургут, 2019)...