«Дикция и артикуляция на начальном этапе разучивания вокальных произведений».
план-конспект урока на тему
План-конспект открытого урока по предмету «Эстрадное пение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvyagina_e.v.plan_uroka.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 7»
План-конспект
открытого урока
по предмету «Эстрадное пение»
Тема урока: «Дикция и артикуляция на начальном этапе разучивания вокальных произведений».
Дата проведения: 24 мая 2012 года
Преподаватель первой квалификационной категории
Звягина Елена Вячеславовна
Курск, 2012
Форма занятия: Комплексная.
Дисциплина : Вокал.
Год обучения: 1 класс, 5 класс.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная.
Тема занятия: Дикция и артикуляция на начальном этапе разучивания вокальных произведений.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Оборудование и материалы:
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- фонограммы и тексты песен;
- звукоусиливающая аппаратура, в том числе микрофон;
- ноутбук.
Методическое обеспечение занятия:
- видеофрагмент выступления на международном конкурсе вокалистов «Рождественская карусель»;
- методическое пособие «Строение голосового аппарата».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте!
Я рада видеть вас на индивидуальном занятии по вокалу.
II. Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы будем работать с вами над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давайте вспомним с вами такие понятия как «дикция» и «артикуляция».
Итак, что такое «дикция»?
Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.
Педагог. Ответьте на вопрос: что такое «артикуляция»?
Предполагаемый ответ учащегося Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?
Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань.
- Объяснение темы.
Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».
Педагог:
Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.
Основные составляющие голосового аппарата, это – ротовая полость, гортань, голосовые связки.
Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение.
Следует особо отметить, что чёткое произношение необходимо для согласных звуков. А на гласных звуках осуществляется распев музыкальной фразы.
Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Как вы думаете, зачем он, великий мастер, это делал?
Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, которые легче заметить, глядя на себя со стороны.
Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.
Также полезно анализировать собственное исполнение, записывая и просматривая видео своих выступлений.
Сейчас мы послушаем и посмотрим фрагмент выступления Кати Шабановой, учащейся 1 класса, на международном конкурсе вокалистов «Рождественская карусель», состоявшемся в январе 2012 года в городе Сочи. На этот момент Катя занималась 4 месяца. Давайте проанализируем её исполнение, обращая внимание на работу атрикуляционного аппарата.
Просмотр видеофрагмента.
Вывод: артикуляционный аппарат не достаточно свободен, некоторые гласные звуки звучат зажато. От этого страдает чистота интонирования мелодии в произведении. Следует работать над освобождением нижней челюсти.
Вопрос педагога: Вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Предполагаемый ответ учащегося:
- Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
- Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов.
Педагог:
Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
IV. Практическая часть.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата. (1 класс)
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Прежде, чем нам с Катей приступить к разучиванию песни «После дождя - радуга» (из репертуара детской эстрадной студии «Волшебный микрофон»), прочитаем текст и обратим внимание на дикционные сложности, которые встречаются в тексте:
Снова хмурый небосвод, потому что дождь и дё
Подожди ещё немного, станет всё наоборот.
Отгремел за лесом гром, насупил покой кругом,
И по лужам мы шагаем босиком.
Припев: После дождя – радуга,
После дождя – радуга,
И нас ещё больше радует
Солнышко над головой.
Лето – светлая пора, летом целый день игра,
Летом мы с утра до ночи не уходим со двора.
Соберём привычный круг, будут все друзья вокруг,
И не страшно, если дождик хлынет вдруг.
Это различные сочетания гласных звуков с согласными: С, Х, М, Р, Ж, Д, Б.
Педагог: Для преодоления трудностей в произнесении текста песни в быстром темпе предварительно проводится работа со скороговорками, в которых содержатся сложно произносимые гласные.
Женя с Жанной подружились.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Форма работы: декламация в стиле «рэп» с акцентировкой фраз на сильных долях и с движением рук, которые помогают крепко, опорно (имеется ввиду опора на брюшно-диафрагмальное дыхание) произносить текст.
Педагог: Какие согласные звуки прорабатываются в этой скороговорке?
- сразу несколько согласных: Ж, С, Д, Р, Б.
Если мы не можем подобрать скороговорку на нужную нам согласную из книг или Интернета, то в этом случае сочиняем её сами.
Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.(1 класс)
Если те же скороговорки «положить» на мелодию, то получаются распевочные упражнения для развития голосового аппарата:
Мы перебегали берега, перебегали берега - туда, сюда.
О - Е - Ю - Я - Эх, красивая я!
Примечание: на начальном этапе обучения, в младших классах детьми легче воспринимаются и запоминаются распевки на стихотворном и текстовом материале. В средних и старших классах вводятся распевки на отдельных звуках, вокализы.
Педагог: Прекрасно, наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения
Педагог: Катя, спой песню «После дождя - радуга», к исполнению которой мы подготовили наш голосовой аппарат в ходе предыдущих распевок и упражнений.
Рекомендации:
При исполнении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание перед началом каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.
Исполняется песня
Педагог: Хорошо, Катя. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого и голосового аппарата. (5 класс)
В старших классах речевой аппарат вокалиста в основном сформирован и не требует такого внимания, как в младших классах.
Распевочные упражнения в 5 классе, в отличие от 1 класса, - это сочетания различных вариантов гласных и согласных звуков, иногда с применением сложных ритмических рисунков:
Е - ли - е - ли, ё - ли - ё - ли, я - ли - я - ли - я.
Ваб - ду - да - ду - ва - бу - да - бу - да.
Примером качественной работы артикуляционного аппарата является исполнение песни «За звездой» (музыка и слова Полины Клишковой) учащейся 5 класса Власовой Ксенией.
Звучит песня
Наблюдение:
Во время исполнения вокального произведения «За звездой», имеет место чёткое произношение стихотворного текста, активно работает артикуляционный аппарат солиста и, как результат, ясная правильная дикция. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Пение высоких звуков устойчивое, гортань не задирается вверх. Согласные звуки извлекаются мягко, певуче.
- Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, повторили его строение. Работали над согласными буквами в скороговорках и распевках. Применили наши знания и навыки в исполнении вокальных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Открытый урок. Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидакт...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Элементарное ритмическое воспитание на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Воспитание чувства ритма у учащихся ДМШ и ДШИ - это одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и заниматься ею надо с раннего возраста. Педагог-музыкант должен владеть множеством разнообра...
Мастер класс «Начальный этап работы над хоровым произведением»
Мастер класс...
Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ
Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестор...
Методическая разработка «Дикция и артикуляция в пении»
Введение.Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Поэтому класс вокала один из самых эффекти...