"История мордовского национального костюма"
план-конспект занятия на тему
Мордовский национальный костюм- это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соеденяет не только художественное творчество.Само умение одевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством. которое в народе передовалось из поколения в поколение.
Мордовская женщина- хранительница культуры родовых традиций, из века в век сберегала в своем костюме идеал нации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 28.59 КБ |
1_chast.pptx | 2.26 МБ |
2_chast.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
1. Развитие культуры взаимоотношений, интереса и любви к национальным корням.
2. Формирование представление об истории возникновения народного костюма. Знакомство с особенностями мордовской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике, эмоциональной отзывчивости на красоту народного творчества.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация
Ход мероприятия:
Наше сегодняшнее занятие я хочу начать строками мордовского поэта Петра Гайни.
( Слайд 2)
Мой край родной – мордовская земля!
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.
Тема нашего занятия « История мордовского национального костюма».
Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению мордовских костюмов, мне бы хотелось сказать несколько слов об истории мордовского народа и мордовского костюма.
( Слайд 3)
Духовная культура мордвы – одного из крупных народов, населяющих Поволжье, - сложилась в сложных исторических условиях.
Образование древних мордовских племен происходило на территории, которая ограничивалась на востоке рекой Сурой, на юге – верховьями Суры и Мокши, на севере – Волгой, на западе – нижним течением Оки. Одно из первых упоминаний о мордве относится к середине VI века .
В самом центре России
Меж Окой и Сурою
Расположен мой край
Средь полей и лесов.
И его нет дороже:
Это родина наша,
Наших дедов, отцов.
Территориальная удаленность древне мордовских племен от более южных их сородичей сыграла большую роль в процессе выделения среди этого народа эрзи и мокши: южная (пензенская) группа племен явилась основой формирования мокши; северная стала основой для эрзи.
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и зрзя, русские братья...
Мы, твои дети, славим тебя!
Люблю мордовские края,
И блеск весеннего ручья,
И не найти нигде родней,
Милее родины моей.
Люблю мордовские края,
Леса, луга и тополя
И шелест листьев во саду
Нигде милей я не найду.
Цветут цветы в полянках летом,
И одуванчик, лютик, василек,
И манит нас природа эта,
Как будто в небе огонек.
Мордовская легенда о девушке Нуянзе.
( Слайд 4)
Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.
Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. Нуянза – это значит искусница , волшебница.
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала для нас НУЯНЗА, чтоб мы лучше знали историю мордовского народа. Чего там только нет!
(Слайд 5)
Лапти – КАРЬХТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести много, так как они служили всего 2 недели.
А вот полотенце – НАРДАМА. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.
А вот глиняный горшок – ЧАКШ.
В таком горшке варили традиционное мордовское блюдо – пшённую кашу. По мордовскому поверью, пшённая каша была не только любимым угощением во время свадьбы, крестин, поминок, но служила символом долголетия, поэтому, начиная строительство нового дома, хозяйка варила кашу в горшке и обходила с ним сруб избы. Это было залогом того, что новый дом будет служить многим поколениям.
Эта ложка – КУЦЮ - не простая, она праздничная. Почему спросите вы? Её вырезали из яблони, а яблоню мордва считала самым чистым деревом. Считалось, что ложка, вырезанная из яблони, принесёт молодой семье благополучие и достаток. Поэтому её дарили на свадьбу молодым.
Мордовский национальный костюм.
( Слайд 6)
Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений.
Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах.
( Слайд 7)
Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы во многих письменных источниках. Мордовские КОСТЮМЫ невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные : сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи—русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь»
( Слайд 8)
Мордовская народная одежда мужчин.
А сейчас рассмотрим мордовский народный костюм мужчин.
Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста.
( Слайд 9)
На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком.
(Слайд 10)
Зимой мужчины носили шубы (ор ) из выделанных овчин. Мужскими головными уборами служили войлочные шляпы, их делали сами из черного или белого войлока. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца 19 в. в обиход мордвы входит фабричный картуз , который вытеснил валяные шапки. Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.
Мокшанский женский костюм.
А теперь рассмотрим мокшанский женский костюм.
( Слайд 11-13)
Рубаха мокши ( панар, щам) шилась из трех полотнищ холста. Рубаху богато вышивали, Мокшанки носили рубахи до колена. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах. Каждая из них была короче другой и открывала вышивку на нижней рубахе. Такой многослойный костюм делал делал фигуру женщины широкой и округлой.
( Слайд 14)
К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошел передник ( сапоня ). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом .
( Слайд 14)
Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам. Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин.
(Слайд 15)
У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс).
Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов.
( Слайд 16-19)
Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения. В качестве височных подвесок мордовки носили различные подвески из монет, бисера, раковин и пуха, которые прикреплялись к головному убору
Специфическим украшением мордовок была нагрудная застежка (сюлгам ).
( Слайд 20)
Украшение из бисера: бусы баярыни (баяравань къргане)
( Слайд 21)
Разнообразными были нагрудные украшения. Они представлены разнообразными бусами (крганят), ожерельями (колодка,).
( Слайд 22)
У них имелись и чересплечные украшения (кичкор, крескал), состоящих обычно из двух полос ткани или кожи с нашитыми на них цепочками, пуговицами, стеклярусом
( Слайд 23)
.Наручные украшения представлены браслетами (кятькст ) и перстнями (суркст ).
Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески.
( Слайд 24-25)
Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах как правило была бахрома из шелковых ниток.
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть) из липового или вязового лыка.
( Слайд 26)
Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот ).
( Слайд 27)
Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.
А сейчас я вам расскажу о составляющих элементах мордовских узоров. Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке. (Слайд 28)
Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Мордовские узоры.
Рассмотрим с вами основные элементы орнамента вышивки.
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия . (Слайды 29-30)
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа. (Слайды31-32)
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное. (Слайды 33-34)
4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью. (Слайд35)
5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова. ( Слайд36)
(Слайд 37)
Вы уже знаете о том, что мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Таблица. Мордовские узоры.
№ | Название узора | Изображение узора | Символика | Боги |
1 | Ромб |
| изобилие, плодородия | Норов-ава |
2 | Зигзаг |
| Вода | Ведь-ава и Ведь-атя |
3 | Восьмиконечная звезда |
| Солнце и огонь | Тол-ава и Тол-атя, Чиава или Шиава |
4 | Роговидные узоры |
| деревья и трава | Вирь-ава и Вирь-атя |
5 | S-овидные фигуры |
| птицы и конские голова | Волцы-Пас |
Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение. (Слайды38 -40)
1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
2) Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.
4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
4. Современный взгляд на мордовский народный костюм.
Часто элементы старинной народной одежды встречаются на наших современных нарядных блузках, юбках и платьях. А теперь посмотрим как модельеры используют мордовский национальный орнамент в своих работах. ( Слайды 41-44)
Практическая работа
Сейчас я хочу, чтобы вы выполнили интересное задание. Я предлагаю вам создать собственный эскиз костюма с национальными элементами.
Подведение итогов.
Что такое орнамент?
Какие виды симметрии вы знаете?
Какие цвета используют при создании мордовских узоров?
Какие мордовские узоры вы знаете?
Литература:
1. «Краеведческие записки» В. А. Ендураев , «Вопросы древней истории мордовского народа» 80-й выпуск Саранского издательства.
2. Легенды и предания древней мордвы. Саранск. Фонд Открытая Мордовия, Издательский центр ИнСтИтут, МГУ им. Н.П. Огарева, 2008 г.
3. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.
4. Мордовский национальный костюм: Альбом/ Сост.: Т. П. Прокина, М. И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
5. Сычков Ф.В. Улыбки солнца и земли: Альбом. Сост. : М.Н. Сурина, С.С.Маркова – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002 .
6. Связь времен и традиций (коллекции костюмов, созданных в саранском Художественном училище им. Ф. В. Сычкова.- Саранск, 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карьхть Нардама Куцю Чакш
Панар
Сюлгам
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кърганят , колодка
Кичкор
Ромб или квадрат.
Зигзаг.
Восьмиконечная звезда.
Роговидные узоры. S- овидные фигуры.
Белый цвет - с имволизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность. Красный цвет обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, т Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, тепло, победу. Черный цвет- его восприятие было негативным либо нейтральным. Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость. Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА
Мордовский национальный костюм как пример художественного наследия народа...
Методические указания по выполнению экзаменационной работы по ОП.05 История стилей в костюме по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Методические указания являются руководством для студентов по выполнению экзаменационной работы по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий по ОП.05 История ст...
Классный час на тему: "История русского народного костюма".
История русского народного костюма....
Рабочая программа учебной дисциплины «История прически и костюма» Специальность 43.02.02. «Парикмахерское искусство» (базовая подготовка)
Учебная дисциплина включена в программу подготовки специалистов среднего звена за счет часов вариативной части с целью углубления знаний по специальности....
Бурятский национальный костюм
Ученица 5 "Б" класса Цыретарова Екатерина выполнила эту творческую работу...
Беседа: «Бабушкин сундук или из истории мордовского костюма»
Беседа знакомит учащихся с историей мордовского и русского костюма...
Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюмы населения Франции XVI века"преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А.
Тест по дисциплине "История прически и костюма" на тему "Прически и костюма населения Франции XVI века", выполненный преподавателем ГБПОУ СКиСиГ Серовой Т.А....