Методическая разработка на тему: "Значение маленьких и средних прыжков в классическом танце"
методическая разработка на тему
Методическая разработка предназначена для начинающих преподавателей хореографии дополнительного образования и студентам хореографических колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_i_srednie_pryzhki_.docx | 437.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п.Новый»
Методическая разработка
По учебной дисциплине: классический танец
Тема: «Значение маленьких и средних прыжков в классическом танце».
Специальность: хореографическое исполнительство
Составитель: Вотякова Ольга Николаевна
п. Новый 2012
Содержание работы.
- Введение.
- Экзерсис, allegro.
- Виды прыжков.
- Прыжки с двух ног на две ноги.
- Прыжки с двух ног на одну.
- Прыжки с одной ноги на две ноги.
- Прыжки с одной ноги на другую.
- Заключение.
- Список литературы.
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст, Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
А. С. Пушкин.
- Введение
Балет, высшая ступень хореографии, в котором танец главное выразительное средство. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, пластики и мимики. Большинство танцев, как сольных, так и массовых, а также вариации и коды построены на прыжках. Грациозная воздушность, легкость балерины в полетах – прыжках сразу рождает поэтические ассоциации, образные сопоставления. Героика мужского классического танца, его патетика, эмоциональный накал выражаются в огромной мере в полетных прыжках.
Прыжки - самая трудная часть классического танца. Прыжки в искусстве классического танца являются наиболее сложными и техническими. Высокий и легкий прыжок неотделим от самой сущности понятия «классический танец». Это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик как можно выше прыгнул, выполняя какой - либо прыжок, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя.
Все, что вырабатывается экзерсисом и адажио, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.
Прежде чем приступить к изучению прыжков, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность мышц и т.д., после чего начинается работа над прыжками. Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков и разучиваться лицом к станку. С первых занятий следует вводить трамплинные прыжки, вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка вытягивать колени, подъем и пальцы. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение.
Начинают прыжки с изучения temps leve, которые делаются толчком от пола двумя ногами по I, II и V позициям, затем changement de pied и, наконец, echappe. Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей структуре assemble – эта традиция имеет глубокие и веские основания. Этот прыжок заставляет сразу правильно брать в работу все мышцы. Ученик, научившийся правильно делать assemble, не только выучивается этому pas, но приобретает фундамент для исполнения и других pas allegro. После assemble можно перейти на glissade и jete. Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкам на одну ногу, как, например sissonne ouverte. В этой стадии развития ученику можно уже давать какой-нибудь легкий танцевальный этюд. В старших классах изучают наиболее трудные прыжки с задержкой в воздухе.
Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.
В порыве веселья дети танцуют и прыгают, но их танцы и прыжки – это еще только инстинктивное проявление радости. Чтобы довести его до искусства, до стиля, до художественности, надо сообщить ему определенную форму, - и начинается это оформление при изучении allegro.
Цель и задачи работы: раскрыть сущность маленьких и средних прыжков в классическом танце, описать их разновидности и особенности техники исполнения, что поможет выработать качественный прыжок, то есть добиться элевации и баллона.
- Экзерсис, allegro
Фундаментом в классическом танце является экзерсис у станка, поэтому обучение начинается именно с него. При изучении движений классического экзерсиса, танцевальных pas и этюдов ставятся важные задачи: выработка правильной постановки корпуса, ног, рук и головы – формирование правильной осанки, обеспечивающей устойчивость (апломб) при исполнении движений классического танца; знакомство с музыкально – ритмической координацией движений в экзерсисе и в танцевальных элементах и этюдах. Экзерсис у станка так же развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, вырабатывает точность, свободу и эластичность движений. В результате постоянной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и у станка. По мере того, как ученики приобретают устойчивость в упражнениях у станка, эти упражнения переносятся в той же последовательности на середину зала. Упражнения на середине зала начинают с первого урока, изучая позиции и упражнения рук и позиции ног. Экзерсис на середине зала значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи станка. Правильное распределение центра тяжести подтянутого корпуса на двух и на одной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью. Вместе с тем упражнения экзерсиса на середине зала способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а так же собранности внимания.
Allegro имеет особое значение по отношению ко всему уроку. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на allegro.Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной для танца: когда же мы подходим к allegro, то тут-то мы и начинаем учиться танцевать, здесь и открывается нам вся премудрость классического танца.
Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. Они бывают воздушные и партерные. Техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Прыжок состоит из двух важных элементов: элевации и баллона. Элевация в собственном смысле слова есть взлет: человек отделяется от земли и делает высокий прыжок по воздуху, но не акробатический и бессодержательный, а танцевальный. Элевация позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко. Чтобы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика фиксировать кульминацию прыжка, то есть задержаться в определенной позе. Танцующий как бы замирает в воздухе. И вот, когда мы имеем дело с высоким прыжком, соединенным с баллоном, мы и говорим о классической танцевальной элевации. Она развивается маленькими и средними прыжками. Поэтому необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание танцовщика.
Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plié. Необходимо, чтобы вся стопа плотно примыкала к полу, голеностоп и бедро активно участвовали в процессе прыжка, а мышцы ног были собраны. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi-plié следует уделять самое пристальное внимание. Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить рисунок исполняемого прыжка, значит, он не обладает полноценной элевацией и баллоном.
- Виды прыжков
При их разборе мы увидим, что они делятся на две основные группы.
К первой группе относятся прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Ко второй группе относятся движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от пола, без прыжка, но они не устремлены вверх. Прыжки воздушные могут быть малые и большие, но, независимо от их степени, отрыв танцующего от пола должен быть всегда виден. Виды прыжков:
- прыжки с двух ног на две ноги.
- прыжки с двух ног на одну.
- прыжки с одной ноги на две ноги.
- прыжки с одной ноги на другую.
При развитии прыжка следует руководствоваться следующими указаниями:
- перед прыжком необходимо сделать правильное demi-plié.
- в момент прыжка следует держать ноги напряженными, спину прямой и строго соблюдать выворотность стоп.
- после прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем перейти на пятку и опуститься на demi-plié, после чего вытянуть колени.
3. 1 Прыжки с двух ног на две ноги
Данное упражнение впервые знакомит учащихся с элементарной основой прыжка. С чего и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plié, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение.
Тemps leve sauté.
Прыжок с обеих ног на обе. Музыкальный размер: 4/4, 2/4. Исходное положение – I (II, V) позиция, en face, руки в подготовительном положении.
Раз - эластичное demi-plié на обеих ногах, пятки не отрываются от пола.
И – сильно оттолкнувшись от пола, сделать прыжок; ноги остаются выворотными, вытянутыми в колене, подъеме, пальцах; корпус прямой, подтянутый.
Два-и – с пальцев перейти на всю стопу в мягкое demi-plié.
Три-и – ноги медленно вытянуть.
Четыре-и – положение сохранить.
Во время прыжка в V позиции ноги сохраняют хорошую «плотную» V позицию.
temps leve sauté
Changement de pieds
Прыжок с обеих ног на обе из V позиции ног в V. Перемена ног происходит во время их возвращения в V позицию на demi-plié. Музыкальный размер: 4/4, 4/2. Исходное положение – V позиция, корпус и голова en face, руки в подготовительном положении.
Раз – demi-plié на выворотных ногах, пятки плотно прижаты к полу.
И – сильно оттолкнувшись пятками от пола, сделать прыжок; ноги вытянуты в колене, подъеме, пальцах; пятки удерживаются вперед; ноги раскрываются настолько, чтобы при перемене задевали пятками друг друга; корпус прямой, спина, поясница крепкие.
Два-и – опуститься в упругое, эластичное demi-plié.
Три-и – ноги медленно вытягиваются.
Четыре-и – положение сохранить.
Движение повторить с другой ноги.
changement de pied
Pas echappe
Состоит из двух прыжков: с обеих ног на обе из V позиции во II и из II позиции в V позицию. Можно делать с переменой ног и без перемены (на один такт 4/4). В первом семестре изучается только движения ног (стоя лицом к станку, затем на середине зала) – сначала на два такта 4/4 с остановкой во II позиции, позднее без остановки – на один такт 4/4. Во II семестре добавляются движения головы и рук. Исходное положение – V позиция, правая нога впереди, en face, руки в подготовительном положении. На два такта 4/4.
1-ый такт.
Раз – demi-plié на обеих ногах.
И – прыжок.
Два-и – опуститься во II позицию, руки – в заниженной II позиции.
Три-и – ноги вытянуть.
Четыре-и – положение сохранить.
2-ой такт.
Раз – demi-plié во II позиции.
И – прыжок.
Два-и – приземление в V позицию на обе ноги, руки – в подготовительном положении.
Три-и – ноги вытянуть в коленях.
Четыре-и – положение сохранить.
pas echappe
3.2 Прыжки с двух ног на одну
Sissonne simple
Простой прыжок с обеих ног на одну. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 4/4.
Раз – demi-plié; ноги выворотные, мышцы напряжены, корпус подтянут; пятки с силой отталкиваются от пола.
И – прыжок, выворотные ноги плотно соединены вместе в V позиции; колени, подъем, пальцы вытянуты, пятки удерживаются вперед; руки в подготовительном положении, без напряжения; корпус прямой, голова en face.
Два-и – приземление на левую ногу мягкое, эластичное, demi-plié; правая нога сгибается в условное cou-de-pied; держать верх правой ноги выворотно.
Три-и – правую ногу опустить в V позицию на demi-plié вперед (можно перевести ее на cou-de-pied назад и опустить в V позицию назад).
Четыре-и – ноги вытянуть.
Sissonne simple в обратном направлении; нога, стоящая в V позиции сзади, после прыжка сгибается на cou-de-pied назад. Правила исполнения те же.
В дальнейшем sissonne simple заканчивают прыжком pas assemble. Нога, находящаяся на cou-de-pied, скользнув стопой через V позицию, выбрасывается в сторону и выполняет pas assemble в сторону: из cou-de-pied сзади – закрывается вперед, из cou-de-pied впереди – закрывается назад.
sissonne simple
Sissonne ouverte
Открытый прыжок, исполняют первоначально носком в пол, а затем - . В обоих случаях sissonne ouverte начинают изучать в сторону. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 4/4.
Раз – руки, приоткрываясь затактом, закрываются в подготовительное положение, вместе с demi-plié в V позиции.
И – ноги сильно отталкиваются от пола, вытягивая в высоком прыжке en fase колени, подъем и пальцы.
Два – левая нога опускается в demi-plié, правая, сохраняя выворотность, открывается через условное cou-de-pied в сторону II позиции носком в пол.
И – левая нога, сильно отталкивается от пола в прыжке вверх, правая подтягивается к ней в V позиции в воздухе, левая нога впереди.
Три-и – ноги, переходя с носка на всю стопу, опускаются в demi-plié V позиции, и sissonne ouverte заканчивается в epaulement croise с левой ноги.
Четыре-и – колени вытягиваются, и движение продолжается с другой ноги.
Впоследствии в sissonne ouverte включают движения головы и рук: руки, приоткрываясь за тактом, повышают в момент прыжка подготовительное положение, корпус и голова en face. Вместе с demi-plié опорной ноги, руки открываются в направлении II позиции одновременно с разгибанием работающей ноги; голова наклоняется налево (в sissonne ouverte в сторону с правой ноги), взгляд направляется на кисть правой руки; в конце движения руки опускаются в подготовительное положение, голова поворачивается налево.
В sissonne ouverte в сторону в обратном направлении нога, открываясь из V позиции сзади, проходит на II позицию через cou-de-pied сзади, руки открываются в сторону II позиции, голова поворачивается к открытой ноге в профиль, то есть без наклона. Вместе с demi-plié V позиции руки опускаются в подготовительное положение. Усвоив sissonne ouverte в сторону, его исполняют вперед и назад en face.
sissonne ouverte
Sissonne fermee
Закрытый прыжок. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 2/4, 3/4.
Раз – руки, приоткрываясь за тактом, закрываются в подготовительное положение вместе с demi-plié в V позиции.
И – ноги сильно отталкиваются от пола, раскрываясь на II позицию на прыжке вверх с продвижением направо в направлении точки 3, голова повернута направо.
Два-и – ноги, не расслабляя мышц, заканчивают прыжок в точке вытянутого носка правой ноги, закрываясь одновременно в demi-plié V позиции, правая нога впереди.
Три-и-четыре – ноги вытягиваются в исходное положение.
Сначала sissonne fermee исполняется с руками в подготовительном положении, впоследствии руки сопровождают движение. Голова всегда сохраняет поворот к ноге, оказывающейся впереди в конце прыжка.
Раз – руки, приоткрываясь за тактом, повышают в подготовительное положение, вместе с demi-plié в V позиции.
И – руки раскрываются в прыжке в направлении II позиции.
Два – руки вместе с demi-plié закрываются в подготовительное положение.
Sissonne fermee в позах изучают после того, как это движение усвоено en face в сторону, вперед и назад. На два вступительных аккорда руки принимают положение маленькой позы и на два заключительных аккорда опускаются в подготовительное положение. Позднее sissonne fermee в позах исполняют с движением рук.
sissonne fermee
Sissonne tombee
Падающий прыжок. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 4/4.
Раз – demi-plié в V позиции, руки, приоткрываясь за тактом, возвращаются в подготовительное положение, голова слегка наклоняется налево.
И – ноги, оттолкнувшись от пола, фиксируют в высоком прыжке V позицию с вытянутыми стопами, руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед.
Два – левая нога опускается в demi-plié, правая нога открывается проходящим движением через условное cou-de-pied на croise вперед и переходит в demi-plié, левая нога вытягивается на croise назад носком в пол. Подтянутый корпус наклоняется чуть вперед. Правая рука открывается во II позицию, левая остается в I позиции, кисти раскрываются вперед, голова сохраняет принятое положение, взгляд направлен на кисть левой руки.
И – прыжок на правой ноге, левая – подтягивается к ней в V позицию в воздухе с продвижением вперед.
Три-и – sissonne tombee заканчивают в demi-plié V позиции, руки закрываются в подготовительное положение, поворот головы направо.
Четыре-и – исходное положение.
При sissonne tombee назад, нога открывается проходящим движением через cou-de-pied сзади на croise назад.
Sissonne tombee в сторону исполняют также ногой, стоящей в V позиции сзади. В этом случае нога открывается в сторону через cou-de-pied сзади. Если прыжок исполняют правой ногой, голова в момент sissonne tombee поворачивают направо.
sissonne tombee
Rond de jambe en l`air sauté
Этот прыжок вначале изучают с sissonne ouverte в сторону, поэтому прежде необходимо тщательно проверить правильность исполнения sissonne ouverte, когда работающая нога открывается в сторону одновременно с demi-plié опорной ногой. Правила для рук и поворотов головы, пройденные ранее, остаются без изменения.
Rond de jambe en l`air sauté en dehors. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди. Затакт 3\8.
1/8 – руки слегка раскрываются.
1/8 – demi-plié в V позиции, руки закрываются в подготовительное положение.
1/8 – вместе с поворотом en face прыжок в V позиции по возможности выше, руки поднимаются в I позицию, голова слегка наклоняется.
Раз – левая нога упруго опускается в demi-plié, одновременно правая нога быстрым движением через условное cou-de-pied открывается в сторону на на пониженную II позицию, взгляд направлен на кисть правой руки.
И – прыжок левой ногой по возможности выше, одновременно правая нога, сгибаясь, выполняет rond de jambe en l`air en dehors.
Два – rond de jambe en l`air en dehors заканчивают одновременно с приземлением левой ноги в demi-plié. Во время прыжка руки и голова не меняют своего положения.
И – прыжок на левой ноге, одновременно правая нога подтягивается к ней в V позицию назад.
Три – прыжок заканчивается в demi-plié в V позицию epaulement croise , левая нога впереди, руки опускаются в подготовительное положение.
И – ноги вытягиваются.
Четыре-и – demi-plié для прыжка с другой ноги.
Rond de jambe en l`air sauté en dedans. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога сзади. Sissonne ouverte в сторону исполняется правой ногой. Вместе с прыжком, не задерживаясь, правая нога, сразу сгибаясь, выполняет rond de jambe en l`air en dedans, заканчивая его одновременно с приземлением левой ноги в demi-plié. Руки раскрытые на пониженной II позиции ладонями вниз, голова направо. Вместе с прыжком левой ноги правая подтягивается к ней в V позицию вперед, прыжок заканчивается в demi-plié, V позиция, epaulement croise, правая нога впереди, руки опускаются в подготовительное положение. По усвоению rond de jambe en l`air sauté c sissonne ouverte его изучают в прыжке непосредственно из V позиции. Для точного и быстрого исполнения rond de jambe en l`air необходимо, открыв вытянутую ногу на , быстро ее сгибать.
rond de jambe en l`air
Pas ballonne
Для первоначального изучения ballonne нужно исполнять на месте, не продвигаясь в сторону. Ballonne делается по всем направлениям - efface, croise назад и вперед, ecarte вперед и назад, причем руки надо комбинировать сообразно направлению движения.
Pas ballonne в сторону. Исходное положение – V позиция en face, правая нога впереди.
Раз – demi-plié в V позиции, руки поднимаются через подготовительное положение в I позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук.
И – правая нога вытягивается скользящим броском на II позицию на при высоком прыжке с левой ноги с продвижением в воздухе, руки раскрываются во II позицию, голова поворачивается прямо, обе ноги натянуты.
Два – ballonne заканчивают в demi-plié на левую ногу, правая нога сгибается в условное cou-de-pied, правая рука закрывается в I позицию, левая рука остается во II позиции, голова поворачивается направо.
И – ballonne повторяют в том же направлении, правая нога открывается во время прыжка на II позицию на из условного cou-de-pied, руки раскрываются во II позицию, голова поворачивается прямо, обе ноги натянуты.
Три – прыжок заканчивают в demi-plié на левую ногу, правая нога сгибается на cou-de-pied сзади, левая рука закрывается в I позицию, голова поворачивается налево и так далее.
Ballonne продолжают, через cou-de-pied вперед и назад, меняя положение рук и поворот головы. Движение заканчивают pas assemble в сторону или назад на croise: руки в assemble опускаются в подготовительное положение.
pas ballonne
- Прыжки с одной ноги на две ноги
Pas assemble
Одно из сложных прыжковых движений в классическом танце, поскольку требует координации и достаточной силы ног. Первоначально прыжок изучается у палки, в медленном темпе, раздельно и только в сторону. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении. На один такт 4/4 (на середине зала).
Раз – demi-plie в V позиции, голова поворачивается en face.
И – правая нога скользящим движением выбрасывается в сторону II позиции на ; одновременно опорная левая нога, оттолкнувшись пяткой от пола, с силой вытягивается в прыжке; работающая нога сразу же подтягивается к опорной в V позицию; при этом опорная нога не должна сдвигаться в сторону работающей; правая нога, стоящая в V позиции сзади, переходит в V позицию вперед.
Два-и – прыжок завершается в упругое demi-plié в V позиции, поворот головы направо.
Три-и, четыре-и – колени медленно вытягиваются.
Pas assemble исполняется в обратном направлении: нога, стоящая впереди, выбрасывается в сторону, заканчивая движение в V позицию назад.
Pas assemble в позах начинают изучать, усвоив это движение в сторону, вперед и назад en face. В assemble вперед и назад нога, сохраняя выворотность, открывается точно по прямой, ноги соединяются в момент прыжка в V позиции в воздухе, руки сохраняют спокойное подготовительное положение. В assemble в позах руки заранее принимают на два вступительных аккорда положение маленькой позы; впоследствии позу принимают в момент прыжка. Нога открывается точно в направлении croisee или effaceе, особенно в assemble назад.
Double assemble – двойное assemble. Исполняют одной и той же ногой два раза. Когда double assemble исполняют в сторону, то в первом assemble ноги в V позиции не меняются; во втором assemble, вместе с переменой ног в V позиции меняется и поворот головы. Правила исполнения assemble остаются те же.
Pas assemble с продвижением изучают после того, как усвоено pas assemble на месте вперед, в сторону и назад. Pas assemble с продвижением исполняют также из V позиции. Скользя всей стопой по полу, нога открывается в сторону и происходит прыжок с продвижением в направлении открытой ноги, обе ноги соединяются в воздухе в V позиции.
pas assemble
- Прыжки с одной ноги на другую
Pas jete
Прыжок с одной ноги на другую с одновременным выбросом ноги. Pas jete изучается только после усвоения учащимися эластичности demi-plié и выворотности ног в прыжке. Исходное положение – en face, V позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении. Музыкальный размер: 4/4.
Раздельно.
Раз-и – demi-plié в V позиции.
Два-и – правая нога скользит в сторону II позиции, вытягиваясь носком в пол.
Три-и – толчок и прыжок на левой ноге, опуститься на правую ногу в demi-plié, левая сгибается на cou-de-pied сзади.
Четыре-и – левая нога подставляется в V позицию, ноги вытянуть.
Слитно.
Раз – demi-plié в V позиции, голова en face.
И – одновременно: правая нога скользящим движением по полу выбрасывается в сторону II позиции на , на левой ноге прыжок; обе ноги вытянуть в воздухе.
Два-и – прыжок завершить на правую ногу в эластичное demi-plié на место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади (прыжок заканчивается на том же месте, где начинался), голова поворачивается направо.
Три-и – подставить левую ногу в V позицию на demi-plié.
Четыре-и – ноги вытянуть.
Pas jete в обратном направлении: начинать движение ногой, стоящей в V позиции впереди и закончить demi-plié на этой же ноге, сгибая другую ногу в условное cou-de-pied. Голова повернута в сторону ноги, которая на cou-de-pied; руки в подготовительном положении.
По усвоению прыжка pas jete, добавляются руки в маленьких позах. Вместе с прыжком руки открываются во II позицию, с окончанием jete руки принимают маленькую позу: правая рука закрывается в I позицию, левая сохраняет II позицию, голова направо (jete вперед с правой ноги).
Принцип исполнения pas jete с продвижением тот же, только происходит прыжок с продвижением в сторону открытой ноги.
pas jete
Pas glissade
Скользящий прыжок, может исполняться как самостоятельное движение и как вспомогательное па, предшествующее маленьким и большим прыжкам.
Glissade относится к партерным прыжкам без отрыва от пола, делается в сторону и во всех направлениях в маленькие позы. Музыкальный размер: 4/4.
Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении.
Раз-и – demi-plié в V позиции.
Два-и – с поворотом en face, правая нога скользящим движением вытягивается в сторону II позиции, в то время как левая нога в коротком прыжке вверх сильно вытягивает колено, подъем и пальцы: на мгновение в воздухе возникает II позиция ног.
Три-и – левая нога подтягивается скользящим движением в V позицию сзади, и demi-plié приходится в точке натянутого носка правой ноги.
Четыре-и – ноги вытягиваются в epaulement croise, правая нога впереди.
В glissade с правой ноги голова сохраняет поворот направо, с левой – налево. В дальнейшем glissade в одном направлении в сторону исполняют с переменой ног: поворот головы меняется вместе с переменой ног в V позиции. Еще позже в движение включаются руки.
Раз-и – руки, приоткрываясь за тактом, повышают подготовительное положение вместе с demi-plié в V позиции.
Два-и – руки раскрываются в направлении заниженной II позиции вместе с фиксацией ног в прыжке.
Три-и, четыре-и – руки закрываются в подготовительное положение.
На середине glissade сначала изучают en face – в сторону, вперед и назад. Впоследствии glissade вперед и назад исполняют в маленькие позы croisee и efface.
Pas glissade
Pas de chat
Прыжковое движение, имитирующее прыжок кошки (от французского chat – кошка). В классическом танце имеются два вида прыжка pas de chat.
Pas de chat с отбрасыванием ног назад. Музыкальный размер 4/4, 2/4, 3/4.
Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди.
Раз – demi-plié в V позиции, руки поднимаются через подготовительное положение в I позицию, взгляд направлен на кисти, корпус слегка наклоняется вперед.
И – левая нога отбрасывается назад нав положение, близкое к attitude croisee и правая нога, отталкиваясь от пола в высоком прыжке, отбрасывается на назад в положение близкое к attitude effaceе, при этом корпус выгибается назад, левая рука открывается на II позицию, правая рука сохраняет I позицию; кисти, раскрываясь, поворачиваются ладонями вниз, голова поворачивается направо: поза фиксируется в воздухе.
Два-и – прыжок заканчивают в demi-plié, причем правая нога, слегка запаздывая, приходит в V позицию вперед, корпус, руки и голова сохраняют принятое в воздухе положение.
Три-и – ноги вытягиваются, руки закрываются в подготовительное положение.
Четыре-и – исходное положение.
Ноги, отбрасываясь назад, сохраняют при этом выворотность. Сначала pas de chat разучивают с прыжком только вверх, впоследствии взлет соединяется с продвижением вперед.
Pas de chat с броском ног вперед. Исходное положение - epaulement croise, V позиция, правая нога впереди.
Раз – demi-plié в V позиции, поворот головы направо.
И – левая нога поднимается на sur le cou-de-pied, тотчас же правая нога, отталкиваясь от пола в высоком прыжке с продвижением вперед, поднимается на sur le cou-de-pied, руки поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен на кисти, поза фиксируется в воздухе.
Два-и – pas de chat заканчивается в demi-plié, причем правая нога, слегка опаздывая, приходит в V позицию вперед, правая рука открывается во II позицию, левая остается в первой, взгляд в направлении левой руки.
Три-и – ноги вытягиваются, руки закрываются в подготовительное положение, голова поворачивается направо.
Четыре-и – исходное положение.
Pas de chat с броском ног вперед сразу изучают с небольшим продвижением вперед в прыжке.
pas de chat
Pas chasse
Прежде, чем начать изучение pas chasse, необходимо добиться точной фиксации V позиции в воздухе и уметь сохранить ее в продвижении. Во время перелета в воздухе центр тяжести корпуса сохраняется точно на двух ногах, что облегчает процесс продвижения. Исходное положение – epaulement croise, V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
Pas chasse по диагонали вперед. Исходное положение - epaulement croise (движение исполняется из 4 точки в 8 точку по диагонали), V позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы на право.
Затакт 3/8.
1/8 – руки слегка приоткрываются в сторону.
1/8 – demi-plié в V позиции.
1/8 – ноги, оттолкнувшись от пола, фиксируют в высоком прыжке V позицию, руки через подготовительное положение поднимаются в I позицию, голова поворачивается прямо.
Раз – левая нога опускается в demi-plié, правая нога проходящим движением открывается вперед в направлении точки 8, и, скользнув носком по полу, переходит в упругое demi-plié, центр тяжести сразу переносится на правую ногу (ноги в IV позиции), одновременно правая рука открывается на II позицию, левая поднимается в III позицию, голова поворачивается направо.
И – сильным толчком правой ноги прыжок по возможности выше, левая нога, соединяясь с правой, фиксирует в воздухе V позицию, следует прыжок с продвижением в направлении точки 8. Поворот головы и положение рук не меняются.
Два – заканчивая прыжок, левая нога опускается в demi-plié, правая проходящим движением открывается вперед и переходит в demi-plié, положение рук и головы не меняются.
И – прыжок с правой ноги, левая нога соединяется с ней в V позиции, - следует прыжок с продвижением и так далее.
Принцип исполнения pas chasse по диагонали назад тот же. В pas chasse вперед и назад одна нога подбивает другую, переход в demi-plié происходит через IV позицию.
pas chasse
- Заключение
Прыжок – это сложный и последовательный процесс. В связи с этим необходимо тщательно соблюдать методику исполнения и проучивания. При первоначальном изучении прыжков нужно обращать особое внимание на руки, которые должны оставаться совершенно спокойными от плеч до кистей, в подготовительном положении, они не должны подергиваться, как бы помогая движению ног. Прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев, ног и в особенности от силы бедра.
Прыжок подготовляется стройной последовательностью вводящих pas и всегда сопровождается demi-plié в начале и конце, что придает ему уже известную завершенность. Чем больше прыжок, тем глубже demi-plié перед его исполнением. Необходимо при выработке прыжка обращать особое внимание на правильное demi-plié, то есть не отделять пяток от пола. Эти подготовительные pas для большой элевации необходимо проделывать с упорством и вниманием и проходить их в большом количестве.
Для развития прыжка, оканчивающегося на две ноги служит changement de pied, для развития прыжка трамплинного типа с движением вперед, назад и в сторону служит pas ballonne. Assemble является существенным началом для выработки прыжка вообще. Это надежный фундамент и первый шаг к танцу для начинающих.
Первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к средним и большим должен быть постепенным; несложные средние и большие прыжки комбинируются с маленькими. Корпус удерживается в вертикальном положении и продолжает прямую линию ноги или двух ног, в зависимости от прыжка. Необходимо во время толчка и взлета скоординировать движения ног, головы, рук и корпуса. И если танцующий не может этого сделать, то его нельзя считать виртуозом.
Зритель, восхищаясь в театре воздушными прыжками балерины, грациозно порхающей по сцене, не знает, что за этой легкостью стоят многие годы изнурительного труда, а порой и слез. Русский балет всегда требовал соединения чувства и мысли. Бессмысленно заниматься только техникой, пируэтами и прыжками, нужно наполнить танец жизнью, как - будто танцующий сам рождает музыку и эмоции.
Список литературы
- Асафьев Б. В. О балете. Л., 1974.
- Базарова Н. П. Классический танец. Л: изд – во « Исскуство», 1984.
- Базарова Н. П. и Мей В. П. Азбука классического танца. Л.: изд – во « Искусство», 1980.
- Балет. Энциклопедия. М.: изд – во « Большая Российская Энциклопедия», 1981.
- Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. Л.: изд – во « Искусство», 1987.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: изд – во «Искусство», 1980.
- Валукин Е. П. Мужской классический танец. М.: изд – во «ГИТИС», 1987.
- Ванслов В. В Статьи о балете. Л.: изд – во « Музыка», 1980.
- Захаров Р. В. Беседы о танце. М.: изд – во «Искусство», 1976.
- Звездочкин В. А. Классический танец. Ростов – на – Дону: Изд – во «Феникс», 2003.
- Костровицкая В. С. и Писарев А. А. Школа классического танца. М.: изд – во « Искусство», 1976.
- Ладыгин Л. А. О музыкальном содержании учебных форм танца. Методическое пособие. М., 1993.
- Мессерер А. М. Уроки классического танца. М.: изд – во «Искусство», 1967.
- Тарасов Н. И. Классический танец. М.: изд – во «Искусство», 1981.
- Новер Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л. – М.: изд – во «Искусство», 1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по профессии «Парикмахер» на тему Женская стрижка «Классическое каре»
Методическая разработка урока по профессии «Парикмахер» на тему Женская стрижка «Классическое каре» по ПМ.01. Выполнение стрижек и укладок волос....
Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.
Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии среднего профессионального образования 29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства
Тема программы: Сборка изделий из древесины и древесных материалов. Тема урока: Сборка шкафадвухстворчатого из ЛДСП. Вид урока: урок-конкурс...
Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)
Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся, направлена на совершенствование качества профессионально...
Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)
Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся, направлена на совершенствование качества профессионально...
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Роль медицинских работников в организации медицинской профилактики. Методическая разработка содержит технологи...
Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в учреждениях здравоохравнения сельской ...