Разработка урока по ОПК "Христианская семья"
методическая разработка на тему
Тема урока «Христианская семья» в тексте учебника соответствует уроку № 27.
Представленная разработка урока и составленная к ней презентация раскрывает основные ценности понятия «семья», знакомит с основными традициями христианской семьи.
Разработка урока может быть полезна учителям-преподавателям ОРКСЭ, также ее элементы могут быть использованы для проведения классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hrist.semya5540_wjm.zip | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Христианская семья.
Предмет: ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры).
Для учащихся 4-х классов.
Автор: Карпова Светлана Михайловна, учитель ОПК
МБОУ СОШ №2,г.Кропоткина.
План-конспект урока.
Тема урока: Христианская семья.
Цель урока: познакомить с основными ценностями и традициями христианской семьи.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, традиция, ценность.
2. Обогащать словарный запас детей, способствовать расширению кругозора.
3. Воспитывать уважение к христианской семье в целом, к своей семье, уважение к старшим.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, распечатанные карточки.
Формы работы на уроке: беседа, слушание, обсуждение, рассматривание иллюстраций.
Ход урока:
I.Организационный момент. (На экране слайд 1)
Перед уроком учащиеся выбирают карточки, на которых написаны определения и понятия, и рассаживаются по группам, объясняя свой выбор. Таким образом можно осуществить повторение уже пройденного материала.
1 группа - «Библия». Карточки: Ветхий завет, пророки, Новый завет, Евангелие, апостол, притча.
2 группа – «Храм». Карточки: иконостас, алтарь, паникадило, барабан, купол, портал.
3 группа – «Пасха». Карточки: крестный ход, « избавлением», яйцо, кулич, 40 дней.
4 группа «Крещение Руси». Карточки: 988, Днепр, Владимир, «Красное солнышко», Константинопль.
II.Актуализация знаний.
Учитель: чтобы узнать, какая тема нашей беседы, нужно правильно собрать разделенные пословицы на ваших столах.
(По мере разгадывания пословиц на экране появляются слайды).
- -Где мир да лад, там и Божья благодать.
- На что клад, коли в семье лад.( Слайд 2)
2. -Вся семья вместе, так и душа на месте.
-Бог дал родню, а черт вражду. (Слайд 3)
3. -На свете все найдешь, кроме отца и матери.
-Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.(Слайд 4)
4. -Братская любовь крепче каменных стен.
-Была б моя бабуся, ничего не боюся: бабушка – щиток, кулак- молоток. (Слайд 5)
Учитель: что объединяет все эти пословицы?
III. Объявляется тема урока: Православная семья.(Слайд 6)
1. Беседа учителя и учеников.
-Как вы думаете, с какого времени люди начали жить семьями?
-Что такое христианская семья? Отличается такая семья от той, в которой живете вы?
-А для чего вам нужна семья?
-Можно ли ваш класс назвать семьей?
2. Рассказ учителя.
Учитель:вступление в брак в православной культуре называется «венчание». (Слайд 7, 8)
На головы жениху и невесте возлагают венцы – знак того, что «князь» и «княгиня» - самые почитаемые и знатные люди в округе. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодых водят по храму, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви.
- А почему тогда именно такую молитву поют молодоженам?
По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венчание – это обет Богу с любовью «нести бремя (тяжесть) друг друга, то есть любить друг друга, заботиться друг о друге, не оставлять ни в болезни, ни в беде и никогда не нарушать священного брачного союза.
Обручальное кольцо (слайд 9) – знак вечности и неразрывности брачного союза. Даже если в их жизни будут болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
В руках молодые держат всегда венчальные свечи – символ любви, которую отныне они должны питать друг к другу и которая должна быть чиста и незапятнанна.
-Как вы считаете, достаточно ли только повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась семья?
3. Работа в группах с текстовым материалом.
Учитель: обсудите в группах то, что написано на карточках. С чем вы согласны? С чем не согласны?
1.В православии семью часто называют «малой церковью», потому что в ней существует иерархия(подчинение) как в церкви: главой семьи является Бог(отец), ему подчиняется мать, а дети послушны своим родителям. Между всеми царит любовь.
2.В православии главой семьи является мать, потому что она кормилица, самый близкий человек.
3. В семье отношения между родителями и детьми должны быть основаны на страхе. Дети должны слушаться своих родителей, потому что, когда их слушаешься , они любят тебя и балуют. Это выгодно и родителям, и детям.
4.Родители любят своих детей, чтобы они не бросили их в старости.
5.В семье каждый принимает самостоятельное решение, как ему поступать, что предпринять.
6.Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции, так как в эти дни накрывают обязательно праздничный стол. Все радуются вкусным блюдам и веселью.
4. Обсуждение ответов в классе.
5. Просмотр видео.
Учитель: давайте посмотрим одну библейскую «Притчу о блудном сыне».(Слайд 10) Притчу следует остановить на словах « … и пошел он к отцу своему…» ипредложить учащимся закончить ее по-своему. Затем продолжить просмотр до конца.
-Какой можно сделать вывод из этого?
Вывод:без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье становится невозможной). Зачитать стихотворение. (Слайд 11)
IV. Рефлексия.
Учитель: в заключение урока мне бы хотелось обменяться с вами подарками. Я хочу подарить вам обереги, а вы подарите мне разноцветные ромашки сегодняшнего настроения. Ромашка – это цветок-символ семейного счастья, любви, верности и взаимопонимания.
Белая – на уроке было интересно, я узнал много нового;
Желтая – мне на уроке было весело;
Голубая – хочу еще узнать по этой теме;
Красная – мне на уроке было скучно и грустно.
V.Домашнее задание:cоставить формулу семейного счастья.
Список использованной литературы:
- 1. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М. Просвещение, 1990. – 335 с.
- 2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.- 95 с.
Интернет –ресурсы:
http://www.santa-anna.ru/allimages/3026.jpg
венчание
http://imgs.mi9.com/uploads/other/4670/wedding-ring_1920x1200_83844.jpg
венчальные кольца
http://photovolkov.narod.ru/wedding/25.jpg
венчание 2
http://static1.babysfera.ru/4/6/b/c/42740470.76966545.jpeg
венцы
http://video.meta.ua/4319370.video
притча о блудном сыне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по английскому языку на тему"Я и моя семья" 2 класс
Данный материал поможет учителю провести урок по новым стандартам ФГОС...
разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"
итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций...
Разработка урока по теме "Семья"
Данный урок является одним из серии по теме "Описание людей. Межличностные отношения". Урок содержит аутентичный материал об Амриканской семье (письмо из Америки) и служит основой для обсуждения сходс...
Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»
Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...
Методическая разработка урока: «Правовые основы семьи и брака».
Супружество, рождение детей их воспитание, усыновление детей и попечительство - это отношения, которые возникают в семье на протяжении многих столетий. В современном обществе остро стоит проблем...
Методическая разработка урока по литературе «Мир семьи глазами русских писателей»
Семья – это самое известное слово в языках всех народов мира. Одновременно это самое запутанное понятие … Например, в Библии слово «семья» отсутствует. Одновременно на титульн...
Методическая разработка урока обществознания «Семья как малая социальная группа и социальный институт»
Материал создан для СПО, но подойдет и для старших классов школы....