Мастер-класс как эффективная форма обучения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс как эффективная форма обучения
Masterclass – английское слово.
Master – лучший в какой-либо области.
Class – занятие, урок.
Мастер-класс – особая форма общения и подачи материала, представляющего собой оригинальный метод и авторскую методику преподавания. В процессе проведения занятия идёт непосредственное обсуждение, поиск творческого решения и со стороны учащегося и со стороны педагога.
Мастер-класс, на мой взгляд, одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Это современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников мастер-класса, расширения кругозора и приобщения к новым областям знания.
Мастер-класс в современном танце – это возможность познакомиться с новой оригинальной танцевальной техникой мастера и приобрести определённые навыки, которые помогут учащимся использовать полученные знания в своей собственной преподавательской деятельности.
В танцевальном мастер-классе хорошо «работает» сочетание короткой теоретической части и интенсивной практической работы, направленной на приобретение и закрепление знаний и навыков. Мастер-класс должен быть авторским, интересным, динамичным, понятным, с хорошо подобранной музыкой. Это занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения знаний в танцевальной области. Возможно проведение серии мастер-классов с использованием принципиально разных техник танца.
В современных условиях педагог должен обладать исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать лучшее и применять на практике, разрабатывать методические рекомендации.
Мастер-класс является одной из форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ, презентацию достижений педагога-мастера. В мастер-классе объединяются специалисты, желающие получить полную информацию о позитивном опыте мастера и освоить предлагаемую им программу. Мастер-хореограф демонстрирует свою авторскую программу с интересными разработками, которую он предлагаем и которая, на его взгляд, поможет освежить, усилить, разнообразить их собственные танцевальные программы и дать толчок к дальнейшему творческому развитию. Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания, он старается задействовать учащихся в процессе, разбудить в них интерес, любопытство. Желание участвовать в процессе. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний и способов деятельности.
Процессом мастер-класса руководит педагог-мастер. Количество участников может колебаться от 10 до 30 человек, длительность - 2-4-академических часа, и проходить он может в течение 2-3 дней. Педагог-мастер составляет программу и планирует его работу. В ходе мастер-класса рекомендуется использовать различные методы работы: самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике педагога-мастера; совместное моделирование урока; дискуссия по результатам занятий. Кроме обязательного использования музыки в танцевальном мастер-классе, возможно применение средств информационно- коммуникационных технологий – видео, фото, аксессуары, что также должно помочь стимулированию познавательного интереса к тому делу, которым занимаются участники мастер-класса.
Чтобы стать мастером, учителю необходимо постоянно учиться, обмениваться профессиональным опытом, быть в хорошей физической форме, совершенствоваться.
Учителю важно уметь эффективно и профессионально представлять свой опыт.
Целью мастер-класса для взрослых является передача личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера . Освоение и отработка умений по различным методикам обучения и воспитания.
Целью мастер-класса для детей является знакомство с новой для них информацией, вызвать интерес и желание принять активное участие в создании танцевального произведения, к стремлению в дальнейшем изучать и совершенствовать своё мастерство.
Задачами танцевального мастер-класса являются:
- обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой танцевальной технике;
- передача мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа своей оригинальной танцевальной техники, методов и приёмов преподавания;
- совместная отработка методических подходов мастера и учащихся, приёмов решения поставленных задач;
- оценка собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи учащимся в определении задач самореализации и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Важные особенности мастер-класса:
- новый подход к процессу обучения, педагог должен уметь сосредоточиться на предмете разговора, управлять незапланированной ситуацией, импровизировать в процессе общения, вести дискуссию, диалог;
- создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность, педагог должен проявить психологическую зоркость, уметь заметить таланты и поддержать отстающих;
- демонстрация приёмов, раскрывающих творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса, у педагога должны быть наработки, которые помогут разбудить интерес и полёт фантазии учащихся.
Есть различные варианты ведения мастер-класса:
- показ отдельных форм (конкретных движений), которые использует педагог в своей деятельности;
- показ отдельных методов работы (урок с использованием определённых движений, развивая их, преобразуя, изменяя, варьируя);
- показ инновационных моментов деятельности (танцевальную технику, которая характерна только для этого педагога-мастера).
Выбор темы зависит от целей и задач мастер-класса, а форма проведения мастер-класса зависит от целевой аудитории, это могут быть специалисты, новички, дети или смешанная аудитория. Также зависит от конкретной поставленной задачи: обучение определённым техническим приёмам, освоение технического класса в целом, знакомство с совершенно новой для учащихся информацией, включающей и теоретическую часть.
Мастер-класс для детей чаще всего основывается на копировании и заимствовании опыта мастера. Мастер-класс для опытных основывается на обмене творческими и педагогическими наработками мастера-педагога и учащимися. Но в любом случае, наиболее приемлемым является занятие, когда педагог-мастер объясняет и показывает новую танцевальную технику ученикам, поправляет, отвечает на вопросы и помогает освоить материал.
Результатом мастер-класса для опытного учащегося является модель занятия, которую он освоил, разработал под руководством мастера с целью применения этой модели урока в собственной преподавательской деятельности.
Для качественного проведения мастер-класса важна эксклюзивность материала, ярко выраженная индивидуальность инновационных идей, актуальность содержания и наличие оригинальных приёмов преподавания, нестандартные решения, которые важны в современном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных...
Эффективные формы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Рассмотрены современные формы обучения...
Доклад Бинарный урок как эффективная форма обучения
Данный доклад раскрывает применение методики бинарного урока....
Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...
Мастер-класс для педагогов: "Эффективные стратегии противодействия детской зависимости от гаджетов"
Познакомить педагогов с методами профилактики детской зависимости от гаджетов и обсудить стратегии работы с уже возникшими проблемами....
Тема: Мастер-класс как средство эффективного освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности
Выступление на науно-методичском совете с темой:Мастер-класс как средство эффективного освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности...