рабочая программа по мозаике
рабочая программа на тему

Макаренко Виктория Викторовна

рабочая программа по мозаике для детской худежественной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по мозаике23.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МОУ ДОД ДХШ им. Б.Н.Бедина

             

                     РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                                       МОЗАИКА

«одобрено»                                        утверждаю                    

                                                            директор

Методическим

советом

           Разработчик Макаренко В.В., зав.отд.  «Дизайн»

                                           

Выкса  2015

                      Пояснительная записка

      Программа «Мозаика» направлена на развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельного выполнения работ по мозаике, воспитание эстетического вкуса.

           Задачи программы:

-- Создание условий для развития детского воображения, фантазии, художественной наблюдательности.

-- Обучение учащихся образному мышлению, умению обобщать, стилизовать увиденное.

-- Обучение навыкам работы с элементами различной формы, организации равновесия композиции.

-- Воспитание художественного вкуса, чувства стиля.

-- Воспитание чувства гармоничного восприятия действительности.

--Воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и радость ( в соответствии с возрастными и личностными особенностями).

           Мозаика пользовалась широкой популярностью на протяжении многих веков, потому что до нас дошли многие впечатляющие произведения. Мозаика удивительно долговечна и универсальна. Ее можно использовать в общественных местах, на фасадах зданий, на игровых площадках и  в парках, а так же в частных домах и садах. Красивая и декоративная мозаика, которую мы создаем сейчас просто для удовольствия,- это вклад в будущее.

             В процессе создания мозаики работа происходит по определенной схеме, в логической последовательности с соблюдением технологии. Любая работа по мозаике начинается с подготовительного рисунка- эскиза. Необходимо продумать предназначение, расположение, форму, размер, материалы для изготовления, технологию изготовления мозаики. Затем, в зависимости от выбора техники изготовления, выполняются  работы в  строгой последовательности в соответствии с выбранной технологией.  Задания выстраиваются по принципу « от простого - к сложному».

            Срок реализации: Программа  «Мозаика» рассчитана  на четыре года обучения в детской художественной школе с первого по четвертый класс. Общий курс программы составляет__66___часов.  Возраст детей 10-14 лет. Количественный состав классов: 10  человек. Основной формой проведения занятий является урок  смешанного типа (беседа, совмещенная с практической работой). Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

            Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся, а так же участия в выставках и конкурсах.

Тема 1. :  Первое знакомство с мозаикой. История мозаики.

Виды мозаик и материалы для их изготовления.

  Практика: Мозаика из цветной бумаги на тему:  Ягоды, фрукты.( Фокальная точка в опусе сектиль).

 Задачи:

  1. Знакомство с материалами для изготовления мозаики (минералы и подобные им материалы, смальта, керамика, полудрагоценные камни, стекло)
  2. Выбор  композиционного изображения: ягоды, фрукты.
  3. Знакомство с некоторыми видами опуса (сектиль, мусивум, тесселатум)
  4. Подготовка эскиза.
  5. Выполнение работы  в опусе сектиль (лоскутная) по эскизу.

              Материал: Цветная бумага, картон.

 

Тема 2: Мозаика из твердых материалов.

Урок 1.  Из истории мозаики - Месопотамия. Познакомить с образцами  шумерской мозаики. Коллективная работа. Шумерский храм с мозаичным геометрическим орнаментом на колоннах.

      Задания направлены на изучение  различных материалов и различных технологий при изготовлении мозаичных работ.

 Задачи:

  1. Правильная организация рабочего пространства.
  2. Техника безопасности при выполнении работы.
  3. Знакомство с рабочими инструментами, необходимыми при работе с твердыми материалами (кусачки, молоток, пинцет, стеклорез и т.д.)
  4. Подготовка картона для коллективной работы. Разбивка по фрагментам.
  5. Колеровка бумаги.
  6. Работа с индивидуальным фрагментом, с учетом рядом находящихся фрагментов.

                   Материал: бумага, гуашь, акварель.

Урок 2  Продолжение предыдущего урока.

Задачи:

  1. Выполнение коллективной работы.
  2. Определение места каждого индивидуального фрагмента в общей работе и эстетическое оформление общей работы. Придание законченности работы.
  3. Подведение итога коллективной работы.  Выявление и обсуждение допущенных ошибок.

                  Материал: бумага, гуашь, акварель.

Урок 3.. .  Из истории мозаики – мозаика в искусстве Греции. Знакомство с мозаиками, посвященными греческой мифологии. Мифологические существа.   Аппликация на пластилине.

 Задачи:

  1. Цветовая организация плоскости.
  2. Симметрия в орнаменте.
  3. Геометрическое построение орнамента.

Материал: картон, пластилин, природные материалы.

Урок 4. Декоративное применение мозаичных работ в быту. Подставка под горячее.

       Задачи:

  1. Работа с твердыми материалами.
  2. Обработка деревянных поверхностей под мозаику.
  3. Умение обращаться с кусачками при резке плиток.
  4. Использование цветового контраста.

        Материал:  ДСП, клей ПВА, мелкая мозаичная плитка, адгезив для плитки, затирка, краска для наружных работ или  акриловая краска.

          Инструменты: Карандаш или фломастер, кисточка, кусачки для плитки, нож с гибким лезвием или шпатель, спредер для затирки, губка, мягкая ткань

Урок 5. Современная декоративная  мозаика. Цветочные горшки.

      Задачи:

  1. Работа с объемной формой. 
  2. Равномерное распределение рисунка по всей поверхности.
  3. Сочетание цвета в мозаике.

       Материал: Терракотовый цветочный горшок, клей ПВА, акриловая краска, адгезив для плитки,  мелкая мозаичная плитка, затирка, цементная краска, мягкая ткань.

        Инструменты: Кисточка, меловой или восковой карандаш, кусачки для плитки, нож с гибким лезвием или шпатель, щетка для ногтей, мягкая ткань.

Урок 6. Садовая мозаика.  Декоративные шары (основа папье-маше).

        Задачи:

                    1.  Изготовление объемной формы (сферы) из папье-маше.

                    2.. Работа со сферой

                    3. Видовой объект, предназначение, размер.

         Материал: Для изготовления папье-маше – клей обойный, ПВА, старые газеты. Осколки фарфора и зеркала, виниловая краска, адгезив, затирка.

       Инструменты: Кисточка,  карандаш, кусачки для плитки, нож с гибким лезвием или шпатель, щетка для ногтей, мягкая ткань.

Урок 7. Окончание работы предыдущего урока.

               

Урок 8. Из истории мозаики - мозаика в мусульманском искусстве.  Рамка  с узором из завитков.

           Задачи:

  1. Использование только двух цветов в мозаике.
  2. Функциональное назначение работы.
  3. Настроение в цвете.
  4. Плавные линии в мозаике.

          Материал : Плотная клееная фанера, клей ПВА, фрагменты глазурованной кафельной плитки двух цветов, посудное полотенце, адгезив для плитки, затирка.

                  Инструменты: Кисточка,  карандаш, кусачки для плитки, нож с гибким лезвием или шпатель, губка, мягкая ткань, спредер для затирки, калька, молоток, линейка.

Урок 9.  Из истории мозаики – из века 14-го в век 19-й.  Зеркало в средиземноморском стиле.

           Задачи:  

  1. Правильное соотношение рамки с размерами плитки.
  2. Подбор материала по цветовым гармониям.
  3. Компоновка на плоскости.

          Материал:  МДФ или ДСП, белая акриловая грунтовка, адгезив для плитки, мелкие мозаичные плитки, затирка, 2 винта с кольцами

          Инструменты:  Карандаш, кисточка, спредер для затирки, мягкая ткань, губка,

Урок 10.  Из истории мозаики – мозаика двадцатого века. Мозаика на твердом основании. Узор из звезд.

              Задачи:  

  1. Построение центрового орнамента.
  2. Выделение композиционного центра.
  3. Использование цветового контраста.

                          Материал:  МДФ или клееная фанера, белая акриловая грунтовка, акриловая краска, адгезив для плитки, осколки фарфора, кафельной плитки, зеркала, затирка, проволока

          Инструменты:  Карандаш, кисточка, спредер для затирки, мягкая ткань, губка , кусачки для плитки, для проволоки, щетка для ногтей.

Урок 11. Из истории мозаики – Современная мозаика. «Сумасшедший» цветочный горшок.

               Задачи:  

  1. Развитие фантазии.
  2. Применение орнамента в окаймлении.
  3. Контрастные цвета.
  4. Строгое соблюдение технологической последовательности.

                 Материал: Терракотовый цветочный горшок, клей ПВА, акриловая краска, адгезив для плитки,  мелкая мозаичная плитка, фрагменты бытовой плитки, затирка, цементная краска.

        Инструменты: Кисточка, меловой или восковой карандаш, кусачки для плитки, нож с гибким лезвием или шпатель, щетка для ногтей, мягкая ткань.

 

Урок 12.  Использование разнофактурных материалов в мозаике (камешки, ракушки, цветные стекла, пуговицы, осколки фарфора, марблз и т.д). Мозаичная бутылка.

              Задачи:

  1. Развитие фантазии.
  2. Применение разнофактурных материалов в одной работе.
  3. Правильный выбор адгезивов при работе с разными материалами.

              Материал:  Бутылка стеклянная, различные отходные материалы, клей, адгезив, затирка, акриловая краска.

               Инструменты: Кисточка,  кусачки для плитки, нож с гибким лезвием или шпатель, губка, мягкая ткань, спредер для затирки, молоток,

Урок 13. Декорирование плитки. Мозаика. Коллаж.

Беседа об эволюции. Первые животные. Композиция «раки,крабы».

            Задачи:

  1. Дать представление об условности и стилизации изображения.
  2. Выполнить эскиз мозаики.
  3. Нанести на плитку адгезивный состав и выполнить мозаику.

            Материал: Керамическая плитка, клей ПВА, адгезив для плитки, фрагменты бытовой плитки, ракушки, затирка.

             Инструменты: Кисточка,  кусачки для плитки, нож с гибким лезвием или шпатель, губка, мягкая ткань, спредер для затирки, молоток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа детского творческого объединения "Лоскутная мозаика" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Меховая мозаика» Направленность: художественная

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программ (далее программа) «Меховая мозаика» имеет художественную направленность (декоративно – прикладное направление) и ориентиро...