«Формирование коррекционно-развивающей среды как основы социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ»
статья на тему

Булыгина Марина Афонасьевна

 

  • Музыкальное воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья- это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования.
  • Цель  - формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников. Педагогическая концепция формирования у школьников основ музыкальной культуры базируется на системном понимании воспитания и предполагает реализацию:
  • потребности школьников в социализации, которую они осуществляют через творческое самовыражение средствами музыки и таким образом входят в систему социальных связей и отношений, гармонизирующих взаимодействие индивида с ограниченными возможностями здоровья и общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Муниципальное казённое (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья - Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

 «Формирование коррекционно-развивающей среды как основы социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ»

Раздел работы: «Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в школе».

Из опыта работы М.А.Булыгиной музыкального руководителя.

1.Особенности и задачи организации музыкально-эстетического воспитания учащихся в коррекционной школе.

Музыкально-педагогический опыт моей работы показывает, что занятия детей музыкальной деятельностью; пение, танцы, музыкальные постановки, игра на музыкальных инструментах, благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушением моторики и эмоционально-волевой сферы.  

Значение её состоит в том, что она оказывает сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся;

Объединяет большое число детей с различными интересами и уровнем интеллектуального развития.

2.Музыкально-эстетическая направленность:

  • Музыкальное воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья- это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования.
  • Цель  - формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников. Педагогическая концепция формирования у школьников основ музыкальной культуры базируется на системном понимании воспитания и предполагает реализацию:
  • потребности школьников в социализации, которую они осуществляют через творческое самовыражение средствами музыки и таким образом входят в систему социальных связей и отношений, гармонизирующих взаимодействие индивида с ограниченными возможностями здоровья и общества

3.Роль педагогов, в эстетическом воспитании     учащихся. 

  • Там, где между воспитателями и музыкальным руководителем отлажена совместная работа, установлен деловой подход и взаимопонимание, там заметно отличается музыкальная деятельность детей данной группы в направлении достижения положительных результатов
  • Воспитатель является первым помощником в развитии у детей музыкальности. Он должен хорошо знать программный материал, владеть навыками музыкальной деятельности и руководства детьми.
  • На занятиях воспитатели вместе с детьми должны усвоить движения, знать песенный репертуар. 

4.Музыкальное развитие уч-ся

  • С целью сохранения и развития народного творчества, приобщение молодого поколения к культуре нашего народа  в школе была создана фольклорная группа «Родные напевы».
  • Участники ансамбля выступают на тематических мероприятиях в школе, в сельском Доме культуры, а также в районных  и  в окружных  заочных конкурсах.

5.Ансамбль «Родные напевы»

  • Коллектив  активно принимает участие в праздничных концертах в школе, а также  выступает с концертными номерами на сцене ЦКС №3 села Горки.
  • Впервые участницы ансамбля «Родные напевы» и его солисты принимали участие в районном конкурсе детского  и молодёжного вокального творчества «Живун», 2007году, где был награждён дипломом за участие.
  • В конкурсе патриотической песни  «Лучшие песни души-вечные песни народа

6.Заслуги ансамбля

  •  В 2010 году ансамбль принимал активное участие в смотре-конкурсе Военно-патриотической песни. На котором были исполнены два разнохарактерных произведения  »Огонёк» и «Родные края», ансамбль был награждён Дипломом за активное участие.

8. грамоты

  • 9.В 2011году ансамбль принимал активное участие в районном конкурсе молодёжного творчества «Живун». Ансамблем девушки исполняли два разнохарактерных произведения песню «Пацаны» и «Школьная пора».

10. Солисты школы

  • За участие в конкурсе ансамбль был награждён Дипломом за оригинальное и художественное исполнение.
  • Денис Паршуков впервые участвовал в конкурсе , где исполнил 2 песни «Тельняшка» и «Лизавета», заслужив диплом участника.
  • Солистка ансамбля Еприна Марина  в номинации сольное пение исполнила два разнохарактерных произведения песню «Мама»,  «Непогода». За высокое исполнительское мастерство она была удостоена Дипломом второй степени.

11 грамота

12. Дипломанты конкурса

  • В 2012 году ансамбль принял участие в районном конкурсе военно-патриотической песни « Героям Родины моей».  Девочки исполняли уже не два, как в прошлые годы требовали условия конкурса, а три музыкальных произведения  по темам конкурса:
  • песни о родине
  • о родном крае,
  • песни о войне гражданской ,Великой отечественной войне, о вооруженных конфликтах по возрастной номинации от 12-18 лет.
  • В репертуаре ансамбля прозвучали песни «Пацаны», «Русский солдат», «Россия православная».  А солистка ансамбля  исполнила песни; «Гляжу в озера синие», «Ордена», «Там вдали за рекой
  •  Ансамбль стал дипломантом конкурса, а солистка Марина Еприна стала дипломантом 3 степени.

13.Лауреат районного конкурса 2011 г
Еприна Марина

14.диплом

15. Совместная творческая деятельность учащихся и педагогов создаёт атмосферу дружеского понимания и сопереживания.

16. Влияние искусства на формирование личности ученика

  • Открывают в себе природные таланты.
  • Учатся понимать красоту окружающего мира,.
  • Слушая песню и исполняя её выражают  эмоции;  радость и печаль , гордость и отвагу.
  • Учатся  дарить красоту и понимать глубинный смысл, который заложен в фольклоре.
  • Выступая на сцене школы, села , других сценических площадках ансамбль несёт культуру в массы, обогащаясь духовно сами  и становясь вполне культурными людьми в окружающем социуме.

17слайд Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальных способностей и творческую активность. 

  • Исполняя музыкальные произведения, участницы ансамбля стараются выразить своё отношение  к песне,  передать смысл и красоту произведения, понимая, о чём в ней поётся,
  • Выступая на сцене учатся  работать с микрофоном.
  • Занятия развивают у участников силу голоса,  учатся применять разные формы правильного  звуковедения (легато, стокатто, нон легато), динамику произведений.
  • С солистами  и ансамблем проводятся индивидуальные репетиции над постановкой голоса, извлечением звука, артикуляцией, выработке чистой интонации, музыкального строя, ансамбля.

18-19слайды

Ансамбль «Родные напевы» участник районного фестиваля  славянской культуры «Широкая масленица» 2013 г

20 слайд

Участники ансамбля принимали участие в 4 номинациях: вокал, хореография, декоративно-прикладное творчество. демонстрация костюма. 21-22 слайд

«Делайте  вместе, творите рядом!» дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать себе самому : «Я могу»,» Я пою»

23слайд
 
Народный хор «Веснянка» является частым гостем праздников в школе.

  • Совместные концерты и выступления  обогащают жизнь воспитанников новыми впечатлениями, расширяют их музыкальный кругозор

24 слайд

  •  Педагоги школы активно выступают на праздничных  концертах, мероприятиях  школы , а также  принимая участие в концертах сельского дома культуры.
  • В 2012 г. была создана вокальная группа педагогов школы «Вдохновение»
  • На протяжении учебного года ансамбль принимал участие в 4 концертах школы и села.
  1. Слайд. Увлекаться самим и увлекать других.

Процесс формирования у  детей основ музыкальной культуры предполагает вовлечение и самовключение их в урочную и внеурочную, внеклассную и внешкольную музыкально-образовательную деятельность.

Формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия, вырабатываются элементы музыкального вкуса.     Связанное с этим межличностное общение с нормально развивающимися сверстниками, которое способствует социокультурной интеграции воспитанников с нарушением интеллекта.

Уважительным требовательным отношением, опорой на положительные и сохранные качества, созданием оптимистических перспектив развития и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и реабилитация детей-инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении

Актуальность и постановка проблемы исследования.За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогн...

Коррекционно- развивающая работа по социально педагогической адаптации учащихся с ОВЗ

Социализация учащихся с особыми образовательными потребностями в системе начального и среднего профессионального образования...

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

Комплексная коррекционно-развивающая программа по формированию и развитию речевой и познавательной деятельности у детей 5-7 лет с ЗПР и ОНР III уровня «Дошкольная академия»

Данная программа направлена на комплексную подготовку детей в возрасте 5-7 лет к обучению в школе, на повышение уровня социальной адаптации ребенка в обществе, формирование положительных мотивов учени...

Современные требования к созданию коррекционно-развивающей (предметной) среды в кабинетах начальных классов в соответствии с ФГОС ОВЗ, ФГОС УО

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления  личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций....

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающа...

Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»

Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...