Сборник несложных детских песен с рекомендациями
учебно-методическое пособие по теме

Смирнова Алла Викторовна

Данное учебно-методическое пособие могут использовать как преподаватели, так и студенты в своей практической деятельности. К каждой песни есть аннотация, где проанализированы вокально-хоровые трудности и предложены пути и приемы их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_po_dirizhirovaniyu_i_praktike_raboty_s_horom.docx1010.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пособие по дирижированию и практике работы с хором

Сборник несложных детских песен с рекомендациями

Выполнила Смирнова А.В., преподаватель музыкальных дисциплин ГБОУ СПО КСПК

                     Как пошл_0

2. Они ягоды не брали,

А подружку  потеряли

Сею, вею, вею, вью,

А подружку  потеряли

3. Что любимую подружку Катеринушку

Сею, вею, вею, вью, Катеринушку!

4. Ты ау, ау, Катюша

Наша милая подружка!

Сею, вею, вею, вью.

Наша милая подружка!

           

«Как пошли наши подружки» - русская народная песня в обработке А. Луканина, относится к хороводной. Эта песня в мелодическом и ритмическом изложении проста, поэтому трудностей в процессе разучивания вызывать не должна. Основной напев излагается восьмыми длительностями с главным акцентом на последнем звуке. Такая устремленность мелодического разбега к главному заключительному акценту на последний слог характерна для семислоговых стиховых строчек.

Основная мелодия развивается в небольшом диапазоне (в пределе кварты), как будто «топчется» на месте, проходит в партии первого голоса. Мелодия второго голоса во втором предложении развивается волнообразно: то поступенно вниз, то квартовым скачком возвращается к тонике.

При работе над песней необходимо обратить внимание на возможные вокально-хоровые трудности:

  • Движение мелодии на одном звуке (исполнение каждого последующего звука с тенденцией к повышению и со стремлением к главному акценту на последний слог);
  • Скачок на ч.4 вверх в мелодии вторых голосов (исполнение нижнего звука в позиции верхнего);
  • Секундовое сочетание между двумя голосами (выстраивание вне ритма по руке дирижера);
  • Чередование унисона с двухголосным звучанием (выстраивание интонации медленно по руке дирижера);
  • Дикционные трудности (короткое произношение шипящей «пошли, подрушки»; утрированное произношение согл. «р»; пропевание гласной, перенос согласной к следующему слогу, так как оживленный темп может спровацировать скандирование слов);
  • Исполнительские трудности (оживленный темп, внутрифразовое развитие).

В сыром _0

2. По той тропке галка шла – 2 р.

Галка шла, галка шла.

3. За галицей соколик – 2 р.

Соколик, соколик.

4. Поймал галку за крыло – 2 р.

За крыло, за крыло.

5. За то крыло правое – 2 р.

Правое, правое.

6. За перышко сизое – 2р.

Сизое, сизое.                                        

«В сыром бору тропина» - хороводная русская народная песня, шуточного содержания с характерным ритмическим рисунком (восьмая, две шестнадцатые), речевые ударения текста, сочетаясь с рельефной формулой припляски, подчеркиваются посредством дробления ритма.

Рекомендуем обратить внимание на следующие вокально-хоровые трудности:

  • Интонирование скачков на ч.5, м.6 вверх и на ч.5, ч.4 вниз. Исполнять скачки необходимо с учетом ладовых тяготений, а также используя вокальное правило: нижний звук исполняется в позиции верхнего;
  • Распевы (проговорить слова в ритме, в более сдержанном темпе, затем пропеть  каждый звук распева как «горошенку»);
  • Октавные унисоны (вычленение из хоровой партитуры и пение по руке дирижера);
  • Унисонное пение после двухголосного (выстраивание интервала и унисона вне ритма);
  • Несовпадение ритмического рисунка (отработать отдельно по партиям);
  • Дикционные трудности: утрированное произношение согласной «р», короткое произношение свистящей «с», оглушивание звонкой согласной перед глухой «ф сы-ро-мбо-ру»;

В концертном исполнении песня должна звучать весело, легко, игриво в оживленном темпе.

Безымянн_0

 

2. Вдоль по широкой удалый идет,

Как на молодце – то смурый кафтан.

Ой, жги, ой, жги, говори.

Как на молодце – то смурый кафтан.

3. Опоясочка – то шелковая,

Рукавички – то барановые,      

Ой, жги, ой, жги, говори.

Рукавички – то барановые.

   

«Вдоль по улице молодчик идет» - плясовая русская народная песня построена на контрастном звучании напева. Широкое, плавное мелодическое развертывание первого предложения противостоит оживленному, четко ритмованному движению второго предложения напева с декламационной основой и короткими паузами между фразами.

 Рекомендуется работа над следующими вокально-хоровыми трудностями:

  • Чередование унисонного звучания и двухголосного (выстраивание унисона и двухголосия вне ритма)
  • Параллельное терцовое движение между партиями (работа отдельно по партиям, целесообразно использовать прием: исполнение основной мелодии со словами, а подголосока - на  «ло», либо другой слог)
  • Пропевание гласных в коротких мотивах с декламационной основой (разучивание таких фраз в более сдержанном темпе, а исполнение в основном темпе легким, не «крикливым» звуком)
  • Изменение характера интонации ведет за собой смену звуковедения и характера дыхания (четкий показ дирижера)
  • Ансамблевые трудности в связи с изменением темпа (следовать показу  дирижерского жеста)
  • Дикционные трудности: пропевание гласных, перенос согласных к следующему слогу; смыкание согласных в окончаниях «идет»; утрированное произношение согл. «р» в словах «широкой, смурый, говори» и т.д.)

В концертном исполнении песня должна звучать весело, легко, игриво.

земелюшк_0

   

2. Тут березка выросла – 2 р.

Выросла, выросла.

Тут березка выросла.

3. На березке листочки – 2 р.

Листочки, листочки,

На березке листочки.  

«Земелюшка-чернозем» - хороводная, русская народная песня, звучащая довольно скоро. В основе мелодического развития лежит два интонационных зерна. Первая интонация – широкая, напевная с распевами, ритмическая фигурация: восьмая, две шестнадцатые придают звучанию игривость. Вторая интонация имеет декламационную основу, четко ритмована.

Возможные вокально-хоровые трудности:

  • Скачкообразное строение первого зерна-интонации, скачки на ч.4 вверх и вниз (вычленение скачка из хоровой партитуры, пропевание по руке дирижера вне ритма);
  • Чередование двухголосного пения с унисонным во втором предложении (выстраивание унисона после двухголосия вне ритма, целесообразно использовать гармоническую поддержку);
  • Исполнение распевов (проговорить слова в ритме, в более сдержанном темпе, затем пропеть  каждый звук распева как «горошенку»);
  • Дикционные трудности: короткое произношение шипящих; смыкание окончаний; утрированное произношение согл. «р»; пропевание гласных, перенос согласных к следующему слогу «че-рно-зем».

К исполнительским трудностям можно отнести: изменение звуковедения, в связи с изменением характера интонации; темп – довольно скоро, контрастная динамика (необходимо следовать показу дирижерского жеста).

Как у на_0

2. Комар музыку ведет, стрекоза плясать идет,

Ай, люли, вот идет – 2 р.

3. Стрекоза плясать пошла, муравья с собой взяла,

Ай, люли, вот взяла– 2 р.

4. «Муравейка милый мой, попляши ка ты со мной!

  Ай, люли, ты со мной – 2 р.»

5. «Уж я рад бы поплясать, да уж очень я устал.

Ай, люли, я устал. -2 р.»    

«Как у наших у ворот» - плясовая русская народная песня, шуточного содержания, с характерным ритмическим рисунком.

Первый напев излагается ровными мелкими длительностями с главным акцентом на последнем «растянутом» звуке, устремленность мелодического разбега к заключительному, последнему слогу во фразе.

Во втором напеве появляется пунктирный ритм в основной мелодии, проходящей в партии альта, и квартовые скачки к первой доле в партии сопрано,   выступающей в роли подголоска, все это  создает ощущение упругости. Происходит совпадение сильной доли с главным смысловым словом.

Вокально-хоровые трудности:

  • Октавные унисоны (вычленение из хоровой партитуры и выстраивание вне ритма);
  • Распевы  (проговорить слова с распевами в более сдержанном темпе);
  • Интонирование скачков на ч.4 вверх и на ч.5 вниз с учетом ладовых тяготений;
  • Унисонное звучание после двухголосия (выстраивание вне ритма);
  • Чередование ровного ритма с пунктирным (прохлопывание ритма с одновременным проговариванием слов);
  • Несовпадение ритмического рисунка (работа отдельно по партиям).
  •  Концертное исполнение песни должно быть в оживленном темпе, легким звуком.

на горе-_0

2. Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

3. Калинушку ломали, - 2 р.

Ну что ж, кому дело, гуляли!

Ну кому какое дело, гуляли!

4. Во пучочки вязали, - 2р.

Ну что ж, кому дело, вязали!

Ну кому какое дело, вязали!

5. На дорожку бросали, - 2 р.

Ну что ж, кому дело, бросали!

Ну кому какое дело, бросали!

«На горе-то калина» - хороводная русская народная песня, звучащая в темпе умеренного шага.

Основной напев излагается ровными длительностями с главным акцентом на последнем слове во фразе, соответствующему пятому слогу. В основе напева лежит чередование плавного мелодического развертывания и декламационной интонации. Данная обработка предназначена для исполнения двухголосным хором или ансамблем. Основная мелодия проходит в первых голосах, партия второго голоса выступает в роли подголоска. Звучание песни в мажорном ладу создает веселое, радостное настроение.

Вокально-хоровые трудности:

  • Исполнение ряда скачков на ч.4 вверх, ч.5 вниз, б.6 вверх (вычленение скачков из хоровой партитуры и пропевание вне ритма по руке дирижера, необходимо не забывать, что нижний звук интонируется в позиции верхнего)
  • Чередование унисонного и двухголосного пения (выстраивание вне ритма)
  • Исполнение распевов (разучивание в более сдержанном темпе, каждый звук распева пропеть как «горошенку»)
  • Дикционные трудности: утрированное произношение согл. «р»; короткое произношение шипящих «ну што – шко –му»; пропевание гласных, перенос согласных к следующему слогу, не допускать скандирования слов.

В процессе работы над песней необходимо обращать внимание на развитие фразировки к последнему слову.

Концертное исполнение песни должно быть в жизнерадостном характере в умеренно скором темпе.

Scan0001_0

Scan0002_0

Солнечные зайчики

встали на заре,

всем тепло и весело

стало на земле.

По тропинкам зайчики

прыгают в лесу,

собирают раннюю росу.

Блещет речка золотом,

блещет в тишине,

солнечные зайчики

пляшут на волне.

Заглянули зайчики

в комнату мою.

- С добрым утром!

Я уже встаю!

Заглянули зайчики

в комнату мою.

-С добрым утром!

Я уже встаю!

«Солнечные зайчики» муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Татаринова – задорная, веселая песня шуточного содержания. Звучит легко, подвижно, светло. Способствует выработке навыка активной артикуляции. Ритмический рисунок основан на чередовании ровного и синкопированного ритма. Синкопированный ритм может спровоцировать скандирование слов. Избежать скандирование поможет пение на legato и внутрифразовое развитие.  

Вокально-хоровые трудности:

  • Интонирование неоднократно встречающихся скачков на ч.4 вверх и вниз (пропевание скачков вне ритма по руке дирижера)
  • Сочетание скачкообразного и поступенного мелодического движения (интонирование в соответствии с ладовым тяготением, показ дирижера звуковысотности мелодии)
  • Синкопированный ритм (прохлопывание ритма с одновременным проговариванием слов, четкий показ дирижера)
  • Выдержанные звуки в конце фраз (исполнять на хорошем дыхании)
  • Дикционные трудности: короткое произношение шипящих «блещет», «плещет»; смыкание согласной в окончаниях «золотом»; утрированное произношение согл. «р»; пропевание гласных, перенос согласных к следующему слогу (проговаривание слов активной артикуляцией в более сдержанном темпе)
  • Ансамблевые трудности, связанные с подвижным темпом (разучивание песни в более медленном темпе, показ дирижером внутрифразового развития).
  • Дирижерские трудности в связи с размером, дирижирование по двухдольной схеме (наполнение жеста звуком).

Безымянн_0

2. Сорву ль я, вырву ль я, да.

    С винограда ягоду, да

    С винограда винную.

3. То ли мне не ягодка, да,

    То ли мне не винная, да,

    Я цветочек сорвала, да,

    Я веночек совила.

4. Я у молодца сижу, да,

    Я на молодца гляжу, да,

    Скажи, душа, скажи, свет, да,

    Скажи, любишь, или нет?

5. Скажи, душа, скажи, свет, да,

    Скажи, любишь, или нет? – да,

    «Я любить – то не люблю, да,

    Наглядеться не могу!»

«Пойдуль я, выйдуль я» - плясовая русская народная песня.

Типичный пример скорых русских песен. Постепенное ускорение декламационной интонации, при этом отдельные речевые ударения текста, сочетаются с рельефной формулой припляски. Ритмическая структура проста, в конце каждого куплета на последнем звуке есть снимаемая фермата. Второе предложение звучит двухголосно. В партии вторых голосов мелодия развивается поступенно, а в партии первых – на двух звуках, как будто «топчется» на месте.

Вокально-хоровые трудности:

  • Интонирование скачка на ч.5 вверх (вычленение скачка из хоровой партитуры и выстраивание по руке дирижера вне ритма)
  • Развитие мелодии партии первых голосов на одном звуке (каждый последующий звук необходимо исполнять с тенденцией к повышению)
  • Дикционные трудности: неоднократное повторение слов с мягким знаком на конце; утрированное произношение согл. «р»; короткое произношение шипящих; пропевание гласных, перенос согласных к следующему слогу (быстрый темп может спровацировать скандирование слов). Для преодоления дикционных трудностей рекомендуем разучивание песни в более сдержанном темпе.
  • Ансамблевые трудности, в связи с агогическими изменениями темпа и снимаемой ферматой в конце куплета (следовать четкому показу дирижера)

Для закрепления мелодии рекомендуем пение с гармонической поддержкой.

В концертном исполнении песня должна звучать весело, задорно, сохраняя плясовой характер.

Scan0010_0

Scan0011_0

«Скрипачи» музыка М. Левкиной, слова А. Костецкого, перевод с украинского В. Данько. Песня шуточного содержания, о том, как ребенок решил подсмотреть за играющими на скрипках кузнечиками. Мелодия подвижная, напевная, игривая. Трехдольный размер придает  песне вальсовый характер. В основе песни лежит богатый ритмический рисунок: сочетание пунктирного и ровного ритма, вступление из-за такта, паузы. Аккомпанемент не только является гармонической основой, но и поддерживает вокальную партию, что немаловажно для детского хора.

Вокально-хоровые трудности:

  • Чередование скачков с поступенным движением (выстраивание скачков вне ритма по руке дирижера, исполнение с учетом ладовых тяготений)
  • Терцовое построение двухголосия (разучивание по партиям, затем соединение двухголосия: один голос – со словами, другой – закрытым ртом или на слог)
  • Ритмические трудности: пунктирный ритм (прохлопывание ритма, проговаривание слов в ритме); затактовое вступление необходимо исполнять со стремлением к первой доли
  • Дикционные трудности: смыкание окончаний согласной «играют»; короткое произношение шипящих «смычочки»; утрированное произношение согл. «р»; сочетание нескольких согласных «где ш скри-по-чки» (проговаривание слов в более сдержанном темпе)
  • Исполнительские трудности связаны с передачей музыкального образа, что зависит от правильной установки дирижера.

В концертном варианте песня должна прозвучать нежно, изящно, легко в темпе вальса.

Scan0005_0

Scan0006_0

«Колыбельная» из радиоспектакля «Семья Ларсенов» слова                        М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина.

Произведение написано в четырехдольном размере, плавный и напевный характер сохраняется на протяжении всего звучания.

В мелодической основе песни лежит два зерна-интонации.  Первая интонация построена по ступеням трезвучия, повествовательного характера, необходимо исполнять напевно, избегая «толчка» на каждую долю. Вторая интонация построена секундовыми ходами, появление двух затактовых восьмых придает звучанию некоторую   танцевальность. Такое построение мелодии развивает навык интонирования нисходящего и восходящего минорного трезвучия, восходящего мажорного трезвучия, а также м.2 вверх и вниз.    

Необходимо обратить внимание на смыкание окончаний согласными звуками в конце слов (жучок, усом, кустом, висят, лисят и т.д.); пропевание гласной, перенос согласной к следующему слогу; утрированное произношение согл. «р»

Ритмический рисунок простой, сложности в воспроизведении не представляет.

В процессе разучивания первого предложения целесообразно использовать пение по «столбице», для закрепления мелодии рекомендуем пение  с гармонической поддержкой.

Могут возникнуть ансамблевые трудности в связи со снятием выдержанных звуков на разные доли такта, в таких случаях необходимо следовать показу дирижера.

Для прочувствования характера колыбельной песни можно использовать с детьми прием пластического интонирования.

В концертном варианте рекомендуем дирижирование по двухдольной схеме.

Scan0003_0

Scan0004_0

«Песня патриотов» из мультфильма «Коля, Оля и Архимед» слова Л. Завальнюка, музыка Е. Птичкина.

Е. Птичкин современный композитор, детский песенник.

Песня шуточного содержания, это призыв к строительству кораблей, на которых можно спасти любимых «Сиракуз».

В основе песни лежит декламационная интонация, построенная на чередовании восходящего хода по мирному трезвучию и нисходящего поступенного движения.

Мелодия построена короткими фразами, между которыми есть паузы. Такое построение мелодии может вызвать ансамблевые трудности, в работе над которыми необходимо точно следовать дирижерскому жесту.

К ансамблевым трудностям также относится вступление из-за такта, которое необходимо исполнять со стремлением к сильной доле.

Интонационную трудность составляет скачок на ч.5 и ув.4 вниз, а также ход на м.2 вниз в чередовании с б.2 вверх. Скачки необходимо вычленить из хоровой партитуры и выстроить вне ритма, не забывая о том, что чистые интервалы интонируются устойчиво. Рекомендовано в работе над скачками использовать репетиционный (рабочий) жест дирижера. Для выстраивания малых и больших секунд целесообразно использовать гармоническую поддержку.

Песня полезна для выработки правильного и ясного формирования различных гласных в быстром темпе, четкого произношения согласных в конце фраз, утрированного произношения неоднократно встречающейся сонорной согласной «р».

В концертном исполнении песни необходимо передать решительный, призывный и бодрый характер произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)

Открытый  урок ( план-конспект)  Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся    2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано), презентация к уро...

Разработка несложных функциональных схем радиоэлектронных узлов, приборов и устройств, применяемых в радиотехнических комплексах и системах управления космическими летательными аппаратами

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по с...

Cборник детских песен для разучивания и гармонического анализа на уроках сольфеджио

Данный сборник детских песен предназначен для разучивания и гармонического анализа на уроках сольфеджио. В сборник вошли популярные песни советских композиторов. В них можно найти периоды с прос...

Песенный сборник "Мир детства"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20353333","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...

Сборник ситуационных задач по специальности 31.02.01 "Лечебное дело" ПМ.02 Лечебная деятельность МДК 02.04 Лечение пациентов детского возраста

Тематика сборника ситуационных задач соответствует требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по ПМ.02 Лечебная деятельность. МДК.02.04....