Методическая работа "Окомпозиции" (Доминанта. Симметрия-асимметрия. Ритм) предмет композиция.
методическая разработка по теме
Рассмотрим, что такое доминанта. Состояние дискомфорта, драматичности. Что значит открытая композиция с доминантой или вариант закрытой композиции. Рассморим картину А.Иванова "Явление Христа народу". Что такое симметрия и асимметрия. Рассмотрим известные картины: "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, "Три богатыря" В.Васнецова.Что такое ритм (интервал, пауза).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okompozitsii.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа
на тему:
«О композиции»
Доминанта. Симметрия – асимметрия.
Ритм.
Предлагается по следующим предметам:
композиция, декоративно-прикладное искусство.
Выполнила преподаватель
«Ольховской детской школы искусств»
класс изобразительного искусства
Мухамедова Л.В.
Слово «доминанта» буквально означает преобладание над общей массой элементов, фигур, выделение цветом, тоном, размерами, формой.
Рассмотрим доминанту, выраженную через контраст с другими элементами композиции по величине, форме, тону, цвету.
(Подготовим группу фигур (7-10) из кусочков цветной бумаги, одинаковых по форме, величине, тону, цвету).
Разместим их на плоскости листа, как на лужайке группу птиц, животных или цветов.
Затем подберём другую фигуру, значительно больших размеров, и введём в схему-композицию.
В какое бы место мы не сдвигали её, она всёравно будет выделяться.
Будет главной, т.е. доминантой, и выражать различные состояния.
Например, состояние дискомфорта, если представить вместо схемы сюжет из жизни природы, когда более крупная птица или животное пытается оттеснить других, или стремление привлечь к себе, если главная фигура не мешает остальным.
Характер композиции приобретает драматичность, если главная фигура будет контрастной по форме.
Так может ворваться в круг фигурок, имеющих очертания овала, нечто чуждое, с острыми углами и более агрессивное.
Но, если есть в картине главное, то должно быть и второстепенное. Какая же роль отводится ему?
Второстепенное может дополнить, помочь понять смысл содержания или подвести к центральному герою, месту.
Если второстепенное заполняет большую часть плоскости картины, преобладает, то можно сказать, что оно является доминантой.
А теперь усложним наши задачи: попробуем смещать доминанту от центральной точки картинной плоскости вправо-влево, вверх-вниз, выставлять на передний план над элементами (фигурами), составляющими фон, или почти закрывать, заслонять главное. В результате получим ещё массу впечатлений, чувств.
Например: разбросайте на плоскости бумаги множество цветных обрезков бумаги холодных по тону и цвету (голубовато-сиреневых…), а сверху положите ярко-жёлтую или оранжевую фигуру.
Получится открытая композиция с доминантой.
Заменим жёлтый цвет на изумрудный или синий – что изменилось?
Пропало главное, и, чтобы выделить его, потребуются другие способы.
Так, фигурку малых размеров, совсем крошечную, можно отделить от массы других фигур свободным пространством, ритмической паузой – большая же часть пространства плотно заполнена, «заселена персонажами». Но они, однако, не рассыпаны, как горох на блюде, а создают определённый порядок.
Усиливая акценты, увеличивая паузы, можно учащать или разряжать ритм, создавать движение и направлять его к центру, к доминанте.
Ярким примером использования этого композиционного приёма можно назвать картину А. Иванова «Явление Христа народу».
Рассмотрим вариант закрытой композиции.
В начале на плоскость листа наклеим яркую по цвету или контрастную по тону фигуру, а сверху разбросаем множество дополнительных элементов, просто обрезков, контрастных к доминанте, так чтобы они почти перекрывали главное.
Очень точно и образно передал подобную картину русский поэт А.С.Пушкин:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печальный свет она.
А. Иванов «Явление Христа народу».
Симметрия-асимметрия.
Бабочка расправила крылья – и перед нами разноцветный орнамент из линий и пятен, могучие рога оленя, разветвляясь в стороны, подобны скульптурной композиции, а какое сказочное зрелище – лебеди, отражающиеся в воде, аллея осеннего парка с уходящими вдаль деревьями…
Повсюду можно наблюдать картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету, левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, или, как мы привыкли говорить, стороны симметричны.
Принцип симметрии может сохраняться и при незначительных отклонениях одной из сторон композиции от центральной оси или при добавлении с любой стороны нескольких деталей (линий, пятен), изменении насыщенности элементов картины.
Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовём наиболее известные: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Три богатыря» В.Васнецова.
Если симметрия создаёт впечатление покоя, тишины, передаёт чувство уравновешенности, то асимметричной ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.
Но главная задача остаётся прежней – сохранить равновесие путём подбора и расположения элементов в пространстве картины и в определённых пропорциях по форме, тону, цвету.
Равновесие достигается и с изменением пространственных пауз между фигурами.
Ритм.
Наконец мы подошли к одному из важнейших понятий в композиции, ритму, который нередко наблюдаем в природе: ряд деревьев, вереница облаков, стайка птиц или шум прибоя, биение сердца.
Мы наслаждаемся ритмами звуков в музыке, восхищаемся гармонией архитектурных сооружений.
Ритм – равномерное чередование повторяющихся фигур, объёмов, оттенков цвета через определённые интервалы.
Группу таких объектов можно назвать ритмическим рядом или композиционным строем в картинной плоскости. У каждого ряда есть главная фигура, задерживающая внимание, - акцент.
Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ряде называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого, - паузами.
Например, при строгом чередовании фигур, объёмов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов получится орнаментальная сетка.
В натуре же всё гораздо разнообразнее, интереснее, а ритм, если внимательно посмотреть на иллюстрации создаёт впечатление движения в разных направлениях: влево-вправо, вверх-вниз, от центра к центру, вглубь пространства от зрителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации преподавателям по предмету «Композиция прикладная»
Методические рекомендации к рабочей программе по предмету «Композиция прикладная» по ФГТ....
Мастер-класс "Снеговички" подарок к Новогоднему празднику предмет композиция прикладная.
Показываю учащимся последовательность выполнения "Снеговичков" из глины в рельефе. Затем изделие обжигается в муфельной печи и покрывается белой водоэмульсией. По белому фону гуашью росписываем и зате...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия учебного предмета «Композиция» ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»
Представленное занятие предмета «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса ...
Открытый урок на тему:"Буквица"( предмет: композиция прикладная 2 класс ДШИ"
Познакомить обучающихся с историей книгопечатанич, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.Формировать умение составлять эскиз буквицы и последовательное решение её в цвете....
Презентация "Орнамент" (предмет: композиция прикладная)
Когда появился орнамент?Что такое орнамент?Виды орнамента.Композиция орнамента....
Методическая работа "Стилизация и трансформация в декоративном натюрморте" (предмет: композиция станковая, композиция прикладная).
Одна из ведущих задач -- развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Познакомить с понятиями "стилизация", "трансформация" в декоратив...
"Природа в орнаментальной графике" Открытый урок (предмет: композиция станковая, композиция прикладная, рисунок).
О рисунке цветов, растений, птиц, о их стилицации в орнаментальной графике....