Основные аспекты цветоведения
методическая разработка на тему
Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования учащихся детской художественной школы (ДХШ), ДШИ. Методические указания предназначены для выполнения учебной постановки на практических занятиях по дисциплине «Живопись», для учащихся ДХШ, ДШИ проходящих обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Тенденция к взаимодействию различных наук, интеграция учебно-воспитательного процесса стимулируют создание новых моделей обучения, нацеленных на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов, готовых к самореализации в различных областях творческой деятельности .
Изучение цвета на уроках живописи, композиции, ДПИ, истории искусств в ДХШ, ДШИ традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки будущего художника. Развитие навыков художественного восприятия у учащихся, их умений пользоваться цветом как средством художественного выражения являются основой формирования художественно-направленной компетентности будущих дизайнеров.
Источником положительного опыта, который лег в основу разработки является применение данной методики на уроках живописи; может применяться в преподавании композиции, истории искусств, прикладного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_aspekty_tsvetovedeniya.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
З.М. Юдина
Методические рекомендации по
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.
Методические рекомендации к практическим заданиям
с. Александровка 2014
Аннотация:
Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования учащихся детской художественной школы (ДХШ), ДШИ. Методические указания предназначены для выполнения учебной постановки на практических занятиях по дисциплине «Живопись», для учащихся ДХШ, ДШИ проходящих обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Тенденция к взаимодействию различных наук, интеграция учебно-воспитательного процесса стимулируют создание новых моделей обучения, нацеленных на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов, готовых к самореализации в различных областях творческой деятельности .
Изучение цвета на уроках живописи, композиции, ДПИ, истории искусств в ДХШ, ДШИ традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки будущего художника. Развитие навыков художественного восприятия у учащихся, их умений пользоваться цветом как средством художественного выражения являются основой формирования художественно-направленной компетентности будущих дизайнеров.
Источником положительного опыта, который лег в основу разработки является применение данной методики на уроках живописи; может применяться в преподавании композиции, истории искусств, прикладного творчества.
Юдина Зульфия Маратовна преподаватель Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
с.Александровка Оренбургской области. I аттестационная категория
т. 89325528080
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Анализ состояния практики преподавания цветоведения в ДШИ показал , что несогласованность процессов учебно-познавательной и творческой деятельности, применение репродуктивных методов обучения, отсутствие взаимосвязи общехудожественных и специальных дисциплин приводит к разобщенности постижения учащимися основ цветоведения. В результате учащиеся сталкиваются с обилием материала, накопившегося в той или иной области знаний, не связанных в систему, а обучение по каждой дисциплине ведется параллельно, без взаимопроникновения полученных знаний и навыков в другие дисциплины.
Сказанное определяет актуальность исследования: необходимость создания методической системы, структурирования ее содержания, позволяющей педагогу вести поиск наиболее эффективных методов, средств и педагогических технологий, способных активизировать процесс применения цвета как выразительного средства в живописи, композиции, компьютерной графики, шрифтах, проектировании и макетировании учащимися ДХШ,ДШИ. Повышается значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Настоящие методические рекомендации могут оказать помощь преподавателям в проведении занятий, формировать у учащихся следующих знаний, навыков, понятий и умений: понятие о свойствах цвета и красок, понятие о хроматических и ахроматических цветах; понятие о цветовых парах; знание визуально-психологических свойств цвета; знание зависимости психологической интерпретации цветовосприятия от природной соотнесенности цвета; понятие о колорите, цветовых композициях, знание цветового графика Международной колориметрической системы.
Задачей является выработка основных навыков,необходимых для практического применения законов колористики, цветоведения и теории цвета. Научить колористическому мышлению, принципиально необходимому для составления колористической гаммы .
Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей :
– знание закономерностей формирования живописного изображения и основ колорита;
– знание законов изображения и выразительных средств живописи;
овладение основами академической живописи на базе знаний цветоведения и колористики;
– овладение методикой работы над живописной и колористической композицией на основе заданий.
Новизной предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области является практические упражнения с исследованием объекта или явления (эксперименты, опыты, задания). Разница в практических заданиях и упражнениях существенна. Так, по традиционной системе большое внимание уделяется отрисовке готовых схем, а творческое задание только в конце — итоговое. В разработанной системе заданий и упражнений по новой методике, схемы и таблицы были опорными, а учащиеся изучали варианты декоративных приемов, работали над творческими заданиями. По этой методике работа идет и с натюрмортом, и с композиционными заданиями, что позволяет учащимся использовать далее полученные знания на живописи и в композиции.
Содержание:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИМЕНЕМЫЕ В РАБОТЕ:
1.Практические упражнения с исследованием объекта или явления (эксперименты, опыты, задания)
через
·Работу с цветовым кругом.
·Работу с цветными открасами (мобильная палитра — небольшие цветные полоски бумаги различных оттенков, которые легко можно перемещать).
·Конструирование неформальных (абстрагированных) композиций. (Примеры приведены ниже в таблице упражнений и заданий)
2.Проговаривание этапов работы над цветом (цветовыми отношениями).
3.Погружение в нестандартную ситуацию, рабочую среду, определенными условиями выполнения задания.
Перечисленные педагогические средства больше направлены на становление именно умения пользоваться цветом в учебных целях, для развития у детей способности пользоваться цветом, решая важные педагогические учебные задачи при работе с натурой и создания тематических композиций на основе наблюдений (например, пейзажные зарисовки).
Особое внимание уделяется системе упражнений, заданий, позволяющих более полно осваивать цветовые взаимоотношения, как в окружающей среде, так и внутри учебной работы . Эти задания могут быть в виде краткосрочных упражнений, так и тематических заданий на весь урок.
личных качеств учащихся, его знаний и умений по владению цветом, и дисциплин, на уроках которых эти личностные компоненты учащихся проявляются и изменяются (развиваются, совершенствуются), под воздействием определенных методов, используемых педагогом. В данной системе, представленной ниже, указаны специфические методы присущие узко направленным дисциплинам, содержащим в своей основе знания о цвете и владение цветом.
4. Стандартная программа имеет следующие практические задания: отрисовка таблицы «Характеристики цвета», цветового круга, таблицы «Контрастов», открасы растяжки всех основных цветов, таблицы смешения цветов и создание творческой работы.
Задания по разработанной методической системе:
1.Упражнения на цветовые ассоциации.
2.Изображение натюрморта (постановочного) в разных техниках:
3.Живописный этюд (на малом формате); декоративная подача (разбивка на детали, отработка цветовой гаммы); стилизация 2-х видов (н-р, пластические округлые формы, кубические, рубленные и пр.) по выбору с сохранением цветовой гаммы.
4.Контрасты в коллаже (того же натюрморта).
5.Цвет в формальной (упрощенной) композиции. Три вида палитры: монохромная, на основе взаимо-дополнительных цветах и с цветовым акцентом.
6.Заданная тематическая палитра из 12 цветов (н-р, зеленый луг, яркое солнце, хвойный лес и пр.) 2-х видов: со светлым по тону центром и темным.
7.Отработка декоративных приемов (оверлепинг, ореолы, разбивка на элементы, и пр) на основе любой композиции.
8.Творческая работа — тема по выбор, любой вид техники.
В условиях реформирования системы образования, переориентации оценки результатов образования с точки зрения понятий «образованность» на понятие «профессиональная компетентность» обучающихся, предъявляются высокие требования к уровню подготовки выпускников, в том числе и в области художественного образования . Основное внимание при этом уделяется развитию художественно-творческих способностей будущих художников, художников-дизайнеров.
Цель предлагаемой методической рекомендации -оказать методическую помощь педагогам-практикам, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Ожидаемый результат: Применение системного подхода в обучении цветоведению в ДХШ, ДШИ может обеспечить рост художественно-творческого развития учащихся , стать эффективным средством формирования «культуры творческой личности»; творческое усвоение представлений о цвете и методы его применения в дизайне, рекламе, имиджмейкерстве, при подборе одежды, дополнений, цвета волос и макияжа.
Учащийся должен уметь самостоятельно применить принципы колористики в решении конкретных задач. Практические задания дают возможность грамотно построить цветовые сочетания в соответствии с оптическими и психофизиологическими требованиями.
Особенностью и новизной предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области является методологические принципы использования заданий по практической колористике. Практические занятия и выполнение заданий по колористике способствуют эффективному усвоению представлений о цвете и его применению на практике.
Содержание.
Задания строятся на следующих методологических принципах:
- творческое усвоение представлений о цвете и методы его применения в дизайне, рекламе, имиджмейкерстве.
Практические задания дают возможность грамотно построить цветовые сочетания в соответствии с оптическими и психофизиологическими требованиями.
- принцип воспитания колористических умений.
При решение конкретных колористических задач дети усваивают простейшие методы и навыки анализа колористических конструкций. Их соотнесение с функциональными и формальными качествами объекта предметно-бытовой среды.
- принцип развития корректности научной и системной дисциплинированности творческого мышления.
- принцип установления обратной связи.
Применение вышеизложенных принципов способствует:
- активизации учебного процесса.
- более глубокому пониманию и запоминанию учебной информации
- активизации самостоятельной работы с конспектами и рекомендованной литературой
- появление положительного эмоционального настроя и снижения утомляемости учащихся за счёт разнообразия учебного процесса, появление веры в себя.
Принципы применения практических заданий по колористике
Практические задания по колористике используются при чтении лекций в качестве иллюстративного материала, системы верификации материала, проверки восприятия излагаемого материала. Для выполнения задач-упражнений необходимы:
- Материалы: акварельные краски, двенадцатицветный набор художественных гуашевых красок, белая рисовальная бумага размером 40 х 29 см (30 листов), карандаши М и 2М (2 шт.), резинка, набор цветной бумаги. Могут быть использованы выкраски, выполненные гуашью, или цветная бумага с краской, нанесённой типографским способом.
- Инструменты: три кисти №№ 4, 6, 8 (беличьи или колонковые), линейка 40 см, ножницы, баночка для воды 0,5 л, кнопки.
- Оборудование: подставка для бумаги с углом наклона 15 °.
Урок 1.Понятие предмета цветоведения и колористики.
Колористика – это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Урок 2. Применение цвета в различных областях человеческой деятельности. Специфика применения цвета в дизайне, рекламе и имиджмейкерстве.
Определения дизайна, рекламы, имиджмейкерства.
Урок 3. Система структурных связей между человеком и материальной и духовной средой. Критерии цвета в социальной сфере, эргономической, психологической. Цвет как свойство формы изделия и свойство образа.
Урок 4. Понятие содержания учения о цвете
Проблема целенаправленного использования цвета – тема научного познания с древнейших времён. Античность. Эпоха Возрождения. Исаак Ньютон. И.В. Гёте.
Ф.О. Рунге и работы учёных 19 столетия.
Урок 5. Основные аспекты системы знаний о цвете: физические основы учения о цвете; психологические основы зрительного восприятия цвета; колориметрические основы учения о цвете. Колориметрия – измерение и стандартизация цвета.
Урок 6. Физические основы учения о цвете
Электромагнитная природа цвета. Физическая природа цвета на планете: способность земных предметов и сред отражать и пропускать падающие на них световые лучи; распределение потока лучей в спектре освещающего их источника света.
Урок 7-8. Избирательное отражение. Неизбирательное отражение. Цветовой тон. Длина волны. Чистота цвета. Понятие яркости. Понятие интенсивности цвета.
Урок 9. Смешение цветов. Ахроматические и хроматические цвета.
Урок 10.Понятие дополнительных цветов
Урок 11-12 . Пары взаимодополнительных цветов. Количественная оценка цветов.
Цветовой круг – первая колометрическая система. Основные характеристики цветов: цветовой тон; условная чистота или насыщенность цвета; относительная светлость или яркость цвета.
Теории гармонических цветовых сочетаний. Движение цвета в пространстве. В. Кандинский.
Урок 13.Психология зрения.
Понятие ощущения. Характеристики объективных воздействий, воспринимающих аппаратов и получаемых ощущений. Адаптация и сенсибилизация. Световая и темновая адаптация.
Характеристика зрительной системы. Строение сетчатки.
Урок 14.Психология восприятия зрительных образов цвета
Восприятие спектральных характеристик. Цветовые иллюзии. Эффект Пурпинье. Специфика восприятия контрастов. Изменение восприятия цвета в зависимости от цветности фона. Цвета последовательных контрастов на различных фонах.Психология восприятия сложных цветовых образов. Виды психологических цветовых образов: температурные цвета; Линейно-пространственные цвета; весовые цвета; гидросферные цвета; акустические цвета.
Урок 15.Объёмно-пространственные цветовые образы.
Цвет в искусстве.
Цвет в композиции.
Словарь терминов по колористике и цветоведению.
Урок 16. Цвет и эмоции.
Цветовой символизм. Три основных типа цветовой символики. Психофизические и психофизиологические характеристики цвета.
Цвет и исторический стиль. Цвет и этническая культура. Психология цвета. Основные темы: колористика как наука о цветовосприятии и психофизиологическом воздействии. Знаменитые колористы: Гёте, Кандинский, Люшер, Фрилинг. Цветовая культура и азбука цветов; психология и семиотика отдельных цветов и цветовых сочетаний, умение ориентироваться в цветовой сфере.
Урок 17. Цвет в рекламе и торговле, в дизайне, при подборе одежды, дополнений, цвета волос и макияжа.
Практические задания: задание № 1.
В прямоугольнике[1] размером 15 х 3 см показать последовательность цветов в спектре белого света.
Задание № 2.
В квадратах размером 3 х 3 см показать основные цвета:
a) так, как они понимаются в оптике;
b) так, как они понимаются в дизайне.
Понятие о хроматических и ахроматических цветах, цветовом тоне, цветности, насыщенности, яркости
Задание № 3.
В квадратах размером 3 х 3 см дать четыре примера ахроматических цветов.
Задание № 4.
В квадратах размером 3 х 3 см дать десять примеров хроматических цветов.
Задание № 5.
Из спектральных цветов в квадратах размером 3 х 3 см построить яркостную шкалу по данному цвету.
Задание № 6.
В квадратах размером 3 х 3 см показать гамму степени насыщенности цвета при одинаковой яркости (цвет произвольный хроматический)
Задание № 7.
В прямоугольниках размером 7 х 13 см исполнить техникой «размывка» следующие переходы:
a) от насыщенного цвета к цвету с нулевой чистотой цвета;
b) от цвета с нулевой чистотой цвета к насыщенному цвету.
Задание № 8.
В квадратах размером 4 х 4 см показать дополнительные цвета, используя различные способы из нахождения.
4. Визуально-психологические свойства цвета
Задание № 9.
В квадратах 4 х 4 см из произвольно взятых хроматических цветов построить следующие цветовые сочетания:
a) легкий цвет;
b) тяжелый цвет;
c) выступающий цвет;
d) отступающий цвет;
e) сухой цвет;
f) влажный цвет;
g) вертикальный цвет;
h) горизонтальный цвет;
5. Зависимость психологической интерпретации цветовых сочетаний от природной соотнесенности цвета
Задание № 10.
В прямоугольниках размером 5 х 3 см из произвольно взятых хроматических цветов построить следующие цветовые сочетания:
a) легкий выступающий цвет;
b) легкий отступающий цвет;
c) тяжелый выступающий цвет;
d) тяжелый отступающий цвет;
e) легкий сухой цвет;
f) легкий влажный цвет;
g) легкий вертикальный цвет;
h) легкий горизонтальный цвет;
i) тяжелый вертикальный цвет;
j) тяжелый горизонтальный цвет.
Понятие о предпочитаемых цветах с учетом физиологических и психологических факторах
Задание № 11.
В квадратах размером 3 х 3 см выполнить унифицированные гаммы предпочитаемых цветов с учетом характера выполняемой производственной деятельности.
Задание № 12.
В квадратах размером 3 х 3 см выполнить унифицированные гаммы предпочитаемых цветов с учетом географической среды обитания человека.
Задание № 13.
В квадатах размером 3 х 3 см выполнить унифицированные гаммы предпочитаемых цветов с учетом возрастных факторов:
a) для детей;
b) для взрослых;
c) для пожилых людей.
Задание № 14.
В квадратах размером 3 х 3 см выполнить индивидуальную гамму предпочитаемых цветов.
Понятие о колорите
Задание № 15.
В квадратах размером 10 х 10 см построить колористические композиции путем нюансного сопоставления цветов:
a) способом яркостного сближения;
b) способом преобладающего присутствия одного (произвольного) из цветов.
Задание № 16.
В квадратах размером 10 х 10 см построить контрастные колористические композиции:
a) из трех данных цветов;
b) из четырех произвольных хроматических цветов;
c) из спектральных цветов;
Цветовые композиции
Задание № 17
В квадратах размером 10 х 10 см построить уравновесить диск ахроматического цвета. Диаметр диска около 1/3 стороны квадрата.
Задание № 18.
В квадрате размером 10 х 10 см уравновесить диск ахроматического цвета с диаметром 1/3 стороны квадрата и диск ахроматического цвета меньшего диаметра (диаметр от 1/4 до 1/5 стороны квадрата).
Задание № 19.
Уравновесить в квадрате большой диск данного холодного цвета и малый диск данного теплого цвета. Размеры квадрата и дисков те же, что и в задании № 18.
Задание № 20.
Уравновесить в квадрате[3] данную асимметрическую фигуру ахроматического цвета.
Задание № 21.
Уравновесить в квадрате произвольную фигуру ахроматического цвета.
Список рекомендуемой литературы:
Ариэль Голан. Миф и символ. — Иерус.- Москва, 1994
Ван Гог. Письма. — M.: 1966
Волков Н. Н. Цвет в живописи. 1965
Гоникман Э. И. Ваш талисман. Лечебная радуга камня. — M.: Изд.дом МСП, 1997
Дерибере М. Цвет в деятельности человека. — M.: Стройиздат,1964
Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. — M.- Mн. 2000
Дени Дидро. Салоны./В двух т. — M. 1989
Зернов В. А. Цветоведение. — М.: Книга, 1972
Ивенс Р. Введение в теорию цвета. — М.: Мир, 1964
Иттен И. Искусство цвета. — M: Д.Аронов, 2001
Itten J. Kunst der Farbe. — Ravensburg, 1967, (3. Auflage)
Кандинский В. О духовном в искусстве. -Л. 1990
Малевич К. С. Черный квадрат. — С.-Пб.: Азбука, 2001
Миронова Л. Н. Учение о цвете. — Mинск, 1993
Миронова Л. Н. Цветоведение. — Mинск: Вышэйшая школа, 1984
Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Mинск, Беларусь, 2002
Тернер В. У. Символ и ритуал. — M., 1983
Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов. — M.: Вече, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье"
Материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Методические рекомендации "Основные аспекты подготовки к собеседованию. Прием на работу"
В методических рекомендациях рассматриваются следующие основные моменты:- пути поиска работы,- правила телефонных переговоров с потенциальным работодателем,- внешний вид соискателя,- рекомендации по п...
II Всероссийская научно-практическая конференция "Основные аспекты охраны репродуктивного здоровья подростков"
В сборнике мною написана статья на тему: "Проблемы репродуктивного здоровья подростков:опыт здоровьясбережения обучающихся" (с.34)...
Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....
Презентация: "Основные аспекты"
Основные направления подготовки к реализации новой ООП 23.01.08 "Слесарь по ремонту строительных машин"...
Основные аспекты гуманитарного образования в будущем
В данной статье аргументируется необходимость взаимодействия среднего специального и высшего образования для достижения максимального эффекта в профессиональной деятельности будущих специалистов, осущ...
Основные аспекты практико-ориентированного обучения студентов фармацевтического профиля
Одной из важнейших задач стратегии развития фармацевтики РФ на период до 2020 года является - совершенствование системы подготовки специалистов для фармацевтической отрасли, в том числе создание новых...