Открытый урок по фортепианному ансамблю
план-конспект урока на тему
На уроке фортепианного ансамбля была представлена работа над произведением Р.Глиэра "Грустный вальс" с учащимися 5 класса. Кроме конкретных задач по выучиванию и исполнению конкретного произведения, на уроке рассматриваются основные навыки и законы ансамблевого музицирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_po_ansamblyu_microsoft_office_word.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУДОД «Каширская детская школа искусств»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему: « Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»
Подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
Буховцова Г.В.
Дата проведения урока:
26 ноября 2012 год
г. Кашира
« Авторский текст - это как бы своеобразный «архитектурный чертеж», « разгадка» и выполнение которого выпадает на долю каждого исполнителя». К.Игумнов.
Цель урока: развитие навыков грамотной работы с нотным текстом и углубление музыкального опыта учащихся через урок фортепианного ансамбля.
Задачи урока:
- продолжить формировать умения и навыки игры в ансамбле;
- объяснить особенности работы над текстом в фортепианных дуэтах;
- активизировать самостоятельную работу над произведением.
Тип и форма урока: урок - методическое сообщение.
Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).
Оборудование: два фортепиано.
Урок проводится с учащимися 5-го класса Михейкиной Настей и Есиной Настей.
Содержание урока:
Методическое сообщение. Работа детских музыкальных школ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДМШ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Трудно переоценить роль ансамблевой игры в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях, совершенствуют слуховые, ритмические и образные представления учащихся; а также формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных образцах мировой музыкальной классики; воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль.
Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия.
Существует два вида фортепианного дуэта – на одном или на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. В нём преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, каждый из которых имеет в своём распоряжении свой инструмент. Богатейшие возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов ещё более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятий.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела их репертуара (концертные пьесы и клавирные переложения) могут быть использованы с равным успехом. Оркестровые переложения – отличный материал для чтения с листа, занятий для развития навыков быстрой ориентации в нотном тесте, для исполнения в эскизе. Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначаются для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной и завершённой шлифовки исполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащает исполнителей и совершенствует их пианистическое мастерство. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. Задача преподавателя сродни работе дирижера с оркестром. У преподавателя должен быть готов «план» работы над произведением, который включает в себя как музыкальные вопросы, так и распределение работы над произведением по времени.
Ход урока:
1 этап. Преподаватель: Сейчас прозвучит «Грустный вальс» Р.Глиэра в исполнении учащихся 6 класса Михейкиной Насти и Есиной Насти. Следует сразу сказать, что в настоящий момент произведение находится в стадии запоминания нотного текста и шлифовки пианистических (технических) задач. Темп так же пока не окончательный. По нашим планам, к окончанию 2-ой четверти это произведение должно быть готово к первому концертному выступлению. Девочки имеют уже некоторый опыт дуэтной игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения.
Немного о произведении. «Грустный вальс» Р.Глиэра представляет собой 3-х частную форму. Темп довольно подвижный, танцевальный, главная музыкальная тема неоднократно переходит из одной партии в другую, есть параллельные пассажи и фразы (в октаву), синкопированный ритм и мелизмы; тональный план не однородный: есть модуляция в среднем разделе. Для исполнителей важно почувствовать вальсирование и взволнованность музыкальной темы, вихревое движение, восточный колорит мелодики.
Учащиеся исполнили «Грустный вальс» на память. Темп не окончательный, ближе к andantino. Замечания: заметна неуверенность в тексте и в понимании формы произведения, особенно во 2 партии.
Преподаватель: Для удобства работы мы разделили текст на 3 раздела (цифры) и внутри каждой части возможны еще смысловые цезуры. Это облегчает работу над оттачиванием деталей, способствует лучшей запоминаемости текста. При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. В исполнении этого произведения было видно, что у учащихся еще неуверенно выучен текст, особенно средняя и заключительная части. Неоднократно учащиеся неверно акцентировали звук там, где этого делать нельзя (когда данная тема являлась второстепенной по смыслу). В данной ситуации необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. Преподаватель показывает в тексте о каком музыкальном отрезке идет речь и просит повторить этот эпизод с более точным звуковым соотношением между партиями. Учащиеся повторили, было слышно, что звук уже более верно распределен.
Преподаватель: Итак, на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать ОБЩЕЕ звучание, уметь критически оценить игру и во время исполнения, решать звуковые проблемы, если таковые присутствуют.
2 этап. Для подробного изучения строения мелодии и фактуры, для выявления текущих проблем преподаватель предлагает сыграть 1 часть(1 цифра). Из этого исполнения можно видеть, что учащиеся довольно свободно знают текст, уверенно справляются с синхронным исполнением темы и мелизмов, что не просто делать в ансамбле; видно, что учащиеся умеют начинать игру вместе, понимают значение «ауфтакта». Видны так же и недочеты: хотелось бы более рельефной линии баса (Есина Настя), общее движение склонно к ускорению (темп не удерживает Михейкина Настя), не ясен динамический план. Преподаватель озвучила для учеников недочеты и попросила снова исполнить 1 раздел с исправлением замечаний. Ученики исполнили этот эпизод, стараясь выполнить пожелания преподавателя, однако, темп остается пока неустойчивым.
Преподаватель: В работе над исполненным произведением учащимся впервые пришлось решать вопросы довольно сложной для координации педализации в этой пьесе. Здесь автор, подчеркивая танцевальность и взволнованный характер главной музыкальной темы, использует синкопированный ритмический рисунок и требуется хорошая координация всего игрового аппарата, хорошая работа слуха, чтобы педаль оставалась только на 1-ую долю (ритмическая педализация). Много стараний и усилий пришлось приложить, добиваясь синхронности при взятии и снятии звука, исполнения фразы, пассажей и украшений. Искали нужное соотношение мелодии и аккомпанемента. Учились одинаково слышать паузы и понимать их огромное выразительное значение, ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие.
Преподаватель: Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками «portamento». Это потребовало от ученика особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этой пьесой мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно было обратить внимание учеников на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты (преподаватель просит в тексте найти эти моменты и показать их исполнение каждым учеником). Это помогает должным образом реализовать намерения композитора.
3 этап. Преподаватель: Особый интерес для работы над этим произведением представляет 2-ой раздел. Учащиеся исполняют 2-ой раздел. Здесь, по задумке автора, происходит преображение грустной напевной, с множеством «вздохов», Главной темы в стремительный блестящий вальс. Преображению способствует смена тональностей и длинные пассажные фразы. В тексте присутствует интересный для ансамблей прием - перекличка между партиями и передача темы от одного исполнителя к другому. Как мы видим, эта часть существенно труднее по изложению нотного текста и пианистических задач, которые стоят перед учащимися. Тема выписана в обеих партиях «в октаву», затем на фоне пассажей возвращается Главная тема вальса из 1 раздела. Здесь нужно обратить внимание исполнителей на важность звукового баланса между партиями, определить градацию динамики. При исполнении 2-го раздела учащиеся заметно замедляют движение. Это своего рода сигнал для преподавателя о том, что данная часть произведения еще не достаточно хорошо выучена, есть неуверенность обоих ансамблистов (или, возможно, одного из исполнителей) в знании текста или в освоении технически сложных моментов.
4 этап. Заключительный раздел представляет собой синтез Главной темы и пассажного фона из 2-го раздела. Учащиеся исполняют 3-ий раздел пьесы.
Преподаватель: Главная сложность - звуковая градация: на фоне рельефных пассажей звучит Главная тема вальса. Здесь прослеживаются черты полифонического изложения. При этом, партии снова меняются «ролями»: сначала ведущая 1-ая партия, затем завершается пьеса проведением Главной темы во 2-ой партии. Перед исполнителями стоит непростая задача: выделить звуком Главную тему и максимально выразительно, на другом звуковом уровне, показать вторую мелодическую линию. При исполнении этого раздела, видны те же недочеты, что и во 2-ом разделе. Это объясняется недостаточной проработкой КАЖДОГО ансамблиста своей партии и сложностью текстовых и исполнительских задач. Преподаватель предлагает повторить 3-ий раздел в более медленном темпе, с максимальным вниманием к динамике, аппликатуре в пассажах (в 1-ой партии). Учащиеся исполняют пьесу в заданном учителем темпе заметно качественнее, однако вовсе избежать помарок и остановок не удается.
Преподаватель обращает внимание учеников на их индивидуальные ошибки и рекомендует в домашней работе над произведением начинать с последнего раздела, затем переходить ко 2-му и так далее. Главная цель на данном этапе – качественное заучивание текста на память со всеми технологическими, динамическими и исполнительскими задачами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано, продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Этот предмет необходимо включать в комплекс предметов как для обучающихся по Дополнительным предпрофессиональным программам, так и обучающимся по общеразвивающим программам. На определённом этапе музыкальных занятий и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных аттестационных мероприятий, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию.
Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.
Литература.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
- Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
- Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.
Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. - Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
- Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.
- Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана
Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...
Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».
Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...
Презентация к открытому уроку "Формы работы и виды деятельности на уроке вокального ансамбля"
В презентации отражён план Введения к открытому уроку....
"Некоторые особенности работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ"
В работе раскрываются некоторые особенности и принципы работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИДанная разработка будет полезна начинающим педагогам ДШИ в классе "Фор...
Методическая разработка "Фортепианный ансамбль в восемь рук "от А до Я": от подбора репертуара до концертного выступления" (2018)
Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ и ДШИ. Практические рекомендации по различным аспектам организации ансамблевой деятельности взрослых и детей: подбор репертуара, р...
Творческая деятельность педагогического фортепианного ансамбля «Диалог»
Изменения, происходящие в современном обществе, придают особую остроту проблеме профессионального развития педагога-музыканта. В настоящее время музыкальная школа нуждается в преподавателях, вла...
Методическая разработка открытого урока. ТемаРазвитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Отделение:ФортепианноеСпециальность:Педагог дополнительного образования высшей категории по классу фортепиано.Преподаватель:Ганоцкая Наталья АндреевнаУчащиеся:Велокожон Анастасия, Хорунжая ...