О некоторых формах организации промежуточного контроля в классе сольфеджио
методическая разработка на тему
Методическая разработка, посвященная проблемам развития предмета сольфеджио на современном этапе, поиску путей организации максимально эффективного и безболезненного процесса освоения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКИГО НОВГОРОДА
КОМИТЕТ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО
О некоторых формах организации
промежуточного контроля в классе сольфеджио
методическая разработка преподавателя
музыкально-теоретических дисциплин
Кудриной Анны Борисовны.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2014
«Сольфеджио - самая черновая
и одновременно самая великая
из всех дисциплин музыканта.
Она посвящена святая святых
музыкальной профессии, ее главному
инструменту - музыкальному слуху»
И. Земцовский.
8-10 ноября 2011г. в МГК имени П. И. Чайковского состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное сольфеджио», где обсуждались проблемы и перспективы развития предмета в разных странах. Статус форума а так же количество участников говорит о том, что проблемы, связанные с этой дисциплиной, являются чрезвычайно актуальными для представителей международной музыкально- педагогической общественности. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?
Важнейшую роль сольфеджио в процессе воспитания музыканта отмечали многие выдающиеся деятели отечественной музыкальной культуры. Н.А. Римский-Корсаков, посвятивший немало сил созданию системы профессионального музыкального образования в России, считал сольфеджио «могущественным средством к развитию музыкальности». Огромное внимание вопросам воспитания профессионального слуха уделяли С. Майкапар, Б. Асафьев, Б.Яворский.
Во второй половине XX века методика преподавания сольфеджио разрабатывается такими выдающимися педагогами, как А.Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм, Е.Давыдова, Т. Мюллер, A. Островский, Б.Незванов, И.Способин, и складывается мощную, развитую систему детально разработанных приёмов освоения языка классической музыки. Однако специфика музыкального языка XX века вызвала необходимость пересмотра содержания предмета с целью сокращения разрыва между уровнем подготовки музыкантов и требованиями современной музыкальной практики. Результатом работы в этом направлении стали сборники «Джазовое сольфеджио» О.Хромушина, «Ладовое сольфеджио» В.Блока, «Детское музыкальное творчество на русской народно основе» Б. Шеломова, «Японское сольфеджио» М. Карасевой и другие пособия.
Труд Б. Теплова, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей положил начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным к концу XX века. В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой, Ю.Рагса, Е.В. Назайкинского, А.Милки, Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание именно психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха. Крупнейшим исследованием в этой области явилась монография М.Карасёвой «Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха», в которой автор пишет:
« Попробуем сравнить работу педагога - сольфеджиста с работой педагога-исполнителя. Последний обычно решает с учеником проблемы:
а) кинестетические (связанные с постановкой рук, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.).
б) метакинестетические, то есть проблемы "ретрансляции" эмоций (индивидуального улавливания их в музыкальном произведении и донесения до слушателя).
Если педагог по специальности занимается с музыкантом технологией "раскрытия души", то педагог по сольфеджио, развивая музыкальное восприятие, фактически занимается увеличением того "объема души", который потребуется раскрывать. Следовательно, поэтому сольфеджио и можно считать одной из важнейших областей музыкальной психотехники - психотехники становления музыкальных ощущений».
Стоит ли говорить, что воспитание полноценного музыкального восприятия, особенно на раннем этапе, возможно лишь в атмосфере психологической раскрепощенности, доверия педагогу, желания слушать и слышать. Некоторым результатам поиска путей создания климата наибольшего психологического благоприятствования в классе сольфеджио посвящена данная работа.
Сольфеджио, как и любая другая творческая дисциплина, с трудом укладывается в рамки какого-либо регламента. Как, например, определить и запланировать необходимый масштаб «увеличения объема души»? Однако устоявшаяся система работы образовательных учреждений общей, художественной или какой-либо другой направленности требует систематизации учебного курса того или иного предмета, определения некого минимума теоретической и практической информации, которая должна быть проработана в течение определенного периода.
В практике детских музыкальных школ таким регламентом является программа дисциплины, входящей в учебный план. Программа представляет собой документ, определяющий цели, задачи и содержание данного предмета, формулирующий требования к уровню результативности обучения. В настоящий момент детские музыкальные школы выстраивают образовательный процесс в соответствии с «Дополнительными предпрофессиональными общеобразова-тельными программами в области музыкального искусства» (Москва 2012). В данном документе особый раздел посвящен формам и методам контроля уровня освоения учебного материала. Программой определены текущая, промежуточная и итоговая формы контроля. Способом определения результатов контрольных мероприятий является аттестация.
В классе сольфеджио традиционной формой организации промежуточного контроля является контрольный урок. Он может проводиться в письменном, устном или комбинированном виде и включает в себя ряд характерных обязательных заданий. К ним относятся вокально-интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ, музыкальный диктант, упражнения на закрепления теоретических знаний. Задания выполняются учащимися самостоятельно, качество и темп их выполнения определяют балл аттестации.
Очевидно, что контрольный урок для большинства учащихся является достаточно сильным стрессом. Боязнь не успеть, не справиться с предложенным заданием, получить низкий балл приводит к тому, что многие дети действительно показывают менее убедительные результаты, чем на текущих уроках. Неудачи в свою очередь приводят к еще более острому состоянию зажима, неуверенности, снижают мотивацию ребенка.
Принимая неизбежность аттестации как безальтернативной в настоящее время формы определения результатов обучения, хотелось бы обратить внимание на необходимость поиска таких способов организации контрольных мероприятий, которые сводили бы к минимуму негативное воздействие на психику ребенка и одновременно являлись бы для учащихся дополнительным стимулом не только к освоению материала учебной программы, но и к расширению кругозора, самообразованию, использованию информации, полученной на уроках музыкального инструмента, музлитературы, хора и т.д.
В данной работе предлагается рассмотреть один из вариантов организации промежуточного контроля, то есть годового контрольного урока. Однако прежде чем перейти к изложению деталей, хотелось бы выделить несколько базовых постулатов.
1. Сольфеджио в условиях детской музыкальной школы – групповой предмет. Привычным для учащегося является восприятие излагаемой педагогом информации, ее осмысление и закрепление в условиях работы в группе. Логично, что и воспроизведение усвоенного материала (а именно оно и является целью контрольных мероприятий) в условиях коллективной работы будет для ребенка более комфортным и естественным.
2. Игра в жизни ребенка, младшего школьника в частности, занимает чрезвычайно важное место. Игровые технологии являются составной частью современных общепедагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными будничные шаги по изучению учебных предметов. По словам В. Сухомлинского игра – «это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Именно на игре построены методики В. Кирюшина, Г. Шатковского, Т. Боровик, показывающие очень убедительные результаты.
Выводом к вышесказанному может служить следующее: комфортной и продуктивной ситуацией для восприятия, обработки и воспроизведения ребенком информации (в данном случае – учебного материала курса сольфеджио) является ситуация коллективной игры.
Одним из вариантов может быть игра-соревнование, где в задания включены хорошо знакомые экзерсисы из курса сольфеджио. Дети очень любят подобные викторины, особенно проходящие в неформальной, праздничной обстановке.
Состояние эмоционального подъема, азарта игры закрепляет у детей интерес к предмету. Кроме того, подобного рода мероприятия способствуют формированию и развитию у детей коммуникативных навыков, что в настоящее время является исключительно актуальной проблемой.
Задания, предлагаемые ученикам на подобных соревнованиях, могут быть самыми разнообразными. Однако учитывая то, что данное мероприятие является формой контроля уровня освоения учебного материала, необходимо сосредоточить внимание на тех вариантах заданий, которые демонстрируют усвоение теоретических знаний и практических навыков в соответствии с программными требованиями.
Подобные мероприятия требуют, безусловно, тщательной подготовки. Педагогу необходимо не только определить ряд заданий, которые будут предложены детям, но и предусмотреть возможность выполнения их группой в разных вариантах: «цепочкой», всей командой, отдельными ее представителями. Помимо заданий, находящихся исключительно в компетенции сольфеджио, целесообразно в подобных случаях предусмотреть вопросы, демонстрирующие владение общемузыкальной терминологией а так же широту кругозора. Это могут быть, например, кроссворды, включающие в себя названия танцев, фамилии композиторов, названия музыкальных инструментов и т.д.
Роль педагога при этом не сводится к исключительно организаторской.
Внимательно наблюдая за процессом выполнения заданий, педагог анализирует степень освоения того или иного раздела программы группой в целом и каждым ребенком в отдельности. Исходя из полученных результатов, педагог формулирует для себя траекторию дальнейших действий по освоению учащимися учебного материала.
Очень ценной является практика привлечения к подготовке таких игр самих детей. Ребята могут заранее подготовить вопросы, придумать новые, необычные условия выполнения того или иного задания. Это повышает эмоциональный фон мероприятия, делает его еще более увлекательным и запоминающимся. Дети могут быть привлечены к участию в игре и в качестве экспертов, оценивая вклад в общий результат каждого члена команды, выставляя при этом своеобразные оценки, присуждая специальные призы и титулы.
Предлагаем в качестве примера частично проанализироать одно из таких мероприятий. Место проведения: НГДМШ им.П.И.Чайковского, Великий Новгород. Время проведения: май 2014г. Объект исследования: группа учащихся 2 класса (7-летний срок обучения) фортепианного, струнного и духового отделения. Педагог Кудрина А.Б.
Задание первое. «Теоретические баталии».
Цель задания: выявить уровень освоения учащимися специализированной терминологии, используемой в процессе изучения материала.
Актуальность: Данный вид заданий является практической подготовкой учащихся к зачету по теории, одной из форм текущего контроля в 3-7 классах. Практическая значимость этого мероприятия заключается в формировании универсального терминологического словаря, владение которым позволяет педагогу и ученикам в прямом смысле слова понимать друг друга.
Выводы: Терминологический словарь детей обширен и разнообразен, включает в себя как элементы теоретической базы сольфеджио, так и смежных дисциплин. Однако предложенная терминология освоена учащимися преимущественно на понятийном уровне, определенческий уровень оставляет желать лучшего.
Необходимо активизировать работу, направленную на систематизацию терминологического словаря учащихся, уделяя особое внимание переходу от понятийного воспроизведения (скажи своими словами) к четким универсальным формулировкам (определениям).
Задание 2. «Интервальная эстафета» (видеофайл 1)
Цель задания: выявить уровень освоения учащимися теоретических основ и практических навыков построения простых интервалов от заданного звука. Хронометраж выполнения задания – 2 минуты, в течении которых звучит музыка сопровождения. Данная форма регламентирования времени выполнения задания чрезвычайно полезна для воспитания слухового восприятия структуры музыкального произведения. Дети учатся воспринимать на слух характерные черты разделов музыкальной формы, улавливая, в частности, признаки репризы и коды.
Актуальность: интервал является основным «строительным материалом» музыкальной ткани, будь то одноголосие , полифония, аккордика. Твердое знание правил построения интервалов и особенностей их звучания является одним из непременных условий успешного освоения аккордов. Так же оно играет очень важную роль при анализе особенностей мелодики, необходимом при записи музыкального диктанта и при сольфеджировании.
Выводы: Данный вид задания освоен группой в целом. Однако уровень выполнения разными участниками группы недостаточно ровный. Следует продолжить работу в этом направлении, уделяя особое внимание регламенту (чередование интервалов) а так же темпу построения, доводя выполнения задания до известной степени автоматизма.
Задание 3. «Веселый диктант» (видеофайл 2)
Цель задания: выявить уровень освоения группой материала раздела «Метроритм», предусмотренного программой. Для выполнения задания используется пособие Г.Калининой «Занимательнве диктанты».
Актуальность: Данный вид задания очень полезен для формирования у учащихся способности восприятия музыки как процессуального вида искусства и осознания основных закономерностей этого процесса. В ходе превращения «кучи нот» в воспринимаемый зрительно и на слух нотный текст дети на практике усваивают нормы музыкального синтаксиса, осознают значение метроритма как основного организующего начала в музыке.
Выводы: Предложенный ряд ритмоформул освоен группой в достаточной степени. Возможен переход к освоению следующего этапа раздела «Метроритм».
При этом необходимым является повышение активности слухового восприятия музыкального материала (уменьшение числа проигрываний) а так же планомерный переход к более развернутой форме записи музыкального диктанта.
Задание 4. «Угадай мелодию» (видеофайл 3)
Цель задания: Выявить уровень усвоения учащимися музыкального материала из курса слушания музыки. Активизировать образно-эмоциональную память. Определить степень готовности к музыкальной викторине как одной из форм контроля в курсе слушания музыки и музыкальной литературы.
Актуальность: Непременным условием качественного усвоения ребенком материала учебной программы музыкальной школы является тесная взаимосвязь всех предметов учебного цикла. Необходимо сформировать у учащихся целостное восприятие музыки, неделимое на «специальность», «сольфеджио», «хор» и т.д. В условиях взаимопроникновения, взаимодополнения различных музыкальных дисциплин их обучающий и воспитательный эффект возрастает многократно. Так, к примеру, помимо определения автора и названия произведения, целесообразно предложить назвать лад, размер, характерные ритмические и интонационные обороты и т.д. Такой анализ элементов мобилизует арсенал учащегося, заставляет более внимательно и вдумчиво прислушиваться к «живой» музыке. Этот же процесс, в свою очередь, является элементом жанрового анализа как части определения эмоционально-образного содержания произведения, одной из форм работы в курсе музыкальной литературы.
Выводы: Данный вид задания в настоящее время учащимися не освоен. Необходимо акцентировать внимание на формировании навыков детального запоминания и воспроизведения названий произведений, с которыми знакомятся учащиеся.
Таким образом, в процессе занятия в игровой увлекательной форме были затронуты практически все обязательные виды заданий курса сольфеджио: ритмические упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, задания на освоение теоретических понятий. Устные контрольные формы (вокально-интонационные упражнения и сольфеджирование) были проработаны на отдельном уроке.
Стоит отметить, что подобную форму организации контрольных мероприятий, безусловно, нельзя считать универсальной. Особенность работы педагога-теоретика заключается в необходимости постоянного поиска оптимальных вариантов проведения контроля, исходя из особенностей каждой группы, каждого конкретного ребенка. Это длительный и трудоемкий процесс. Однако наградой за него могут стать минуты, наполненные огромной радостью и любовью. Радостью общения и творчества. Любовью друг к другу и к музыке.
В заключении хотелось бы обратить внимание на следующее. Отличительной чертой развития образования в целом на рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что и музыкальная педагогика сегодня не может не быть электронной. Мультимедийные программы «Музыкальный экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» входят в проект «Сольфеджио на компьютере», охватывающий теоретические сведения и практические тренажёры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам ДМШ.
Заслуживает внимание и признается полезным использование на уроках сольфеджио Караоке- плейеров, таких, например, как «студия Vocal Jam – школа сольфеджио», «Музыкальный класс», «Детская музыкальная студия».
Показательно в этом отношении мнение профессора Ростовской Государственной консерватории им. С.В.Рахманинова Галины Тараевой - автора трехтомника «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», в котором разрабатывается концепция медиапедагогики, электронная поддержка музыкально-теоретических дисциплин, введение специализации «музыкально-педагогическая информатика», технология электронного слухового тестирования.
В одном из интервью, на вопрос: «Что сегодня сильнее всего тормозит развитие музыкальных школ и школ искусств?» Г. Тараева отвечает: « Инерция! Школа должна быть только одним – центром интересной для ребенка современной жизни. В книге эту жизнь я условно назвала «мониторной реальностью» и «педагогикой TV-формата». Все, что интересно детям, надо «подсмотреть» в реальности и перенести в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…»
Остается надеяться, что темой следующей методической работы может стать обобщение опыта оптимизации методов преподавания сольфеджио с использованием компьютерных технологий.
Информационные ресурсы:
Сайт Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского /www.mosconsv.ru/
Арт-транзит. Учебная литература по искусству. /www.classical21.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты организации и управления образовательным учреждением в современных условиях.
Особое место в теории управления и организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Осно...
Положение по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования
Процедура организации, подготовки и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации должна быть открытой и понятной для всех участников образовательного процесса (учредителя, адми...
Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний
Вопросы для проверки остаточных знаний...
Работа в подготовительных группах по классу сольфеджио
В этой работе я хочу поделиться опытом преподавания предмета сольфеджио в подг...
Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля
В памятке систематизирован и концентрирован материал в табличной форме: различные формы уроков, методы обучения, виды, формы и средства контроля; основные задачи и структура разных типов уроков....
Методическая разработка «Применение нетрадиционных форм организации тематического контроля знаний обучающихся на уроках математики»
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является для преподавателя средством установления того, как осваивается программный материал, как продвигается в своем развитии...
Организация приёмочного контроля качества в аптечной организации. Контроль при отпуске ЛС.
Изучение правил приёма товара в аптеке....