Презентация "Исторический путь развития домры"
презентация к уроку по теме
Помощь преподавателям теоретических дисциплин по предмету "Слушание музыки", и для учащихся музыкальных школ, обучающихся игре на домре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domra.pptx | 2.48 МБ |
Текст к презентации "Домра" | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время существует 2 версии происхождения инструмента. Первая версия происхождения домры – восточные корни
РУБАБ ТАНБУР
Вторая версия происхождения домры исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской Лютни.
Европейская лютня , в свою очередь, также произошла от восточного инструмента – арабского аль-уда.
Польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант – бандура
Первое упоминание о домре обнаружены в источниках конца 15 начало 16 веков.
В средневековой Руси домра была главным инструментом народных музыкантов - скоморохов
"Рад скомрах о своих домрах" – гласит старая пословица. Скоморохи ходили по селам и городам, устраивали веселые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью.
1648 год. Пик борьбы со скоморошеством. Царь Алексей Михайлович
Конец 19 века Р усский музыкант-исследователь, композитор В.В.Андреев начал работу по поиску и восстановлению сохранившихся в народе старинных русских музыкальных инструментов.
Возрождение домры 1896 год В Вятской губернии был обнаружен инструмент с округлой формой корпуса, который по внешнему виду напоминал домру (слева).
Строение малой домры
Оркестр В.В. Андреева
Сподвижник В.В. Андреева в возрождении и становлении домры композитор Николай Петрович Фомин
1896 по 1900 создание семейства оркестровых домр: музыкальный мастер пикколо , малая, альтовая, Семён Иванович Налимов басовая
П ервые десятилетия после своего второго рождения домра развивалась как оркестровый и ансамблевый инструмент.
История домры как сольного инструмента началась в 1945г. с первого концерта для домры с оркестром Н. Будашкина Будашкин Николай Павлович
1948 год. В Московском Государственном музыкально-педагогическом институте им . Гнесиных открывается 1 в России кафедра народных инструментов .
1974 год 1 Всероссийский конкурс исполнителей на русских народных инструментах. Победителем конкурса стал выдающийся домрист современности – Александр Цыганков .
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РУССКОЙ ДОМРЫ.
Домра – древнерусский музыкальный струнный щипковый инструмент. Сведения о домре сохранились только в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, так как подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово "домра" тюркского происхождения ( танбур, домбра, домбур, домра).
В настоящее время существует 2 версии происхождения инструмента.
Первая версия – домра имеет восточные корни. Схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и до сих пор существуют в музыкальных культурах стран Востока. Так, казахская домбра, турецкая баглама, таджикский рубаб также имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается с помощью ударов медиатора разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно он имел овальную форму, плоскую деку и играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов называемой плектром.
Вторая версия происхождения домры исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской Лютни. Лютня, в свою очередь, также произошла от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских славян. Например – польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант – бандура. Как раз бандура очень многое заимствовала от лютни, поэтому домру можно считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе и европейские, и азиатские черты.
Судьба и история домры трагична, удивительна и уникальна в своем роде.
Первое упоминание о домре обнаружены в источниках конца 15 начало 16 веков. В них говорится о домре, как о довольно распространенном в то время на Руси инструменте. Она сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина, звонкость, богатые технические и художественные возможности особенно пришлись по душе вездесущим скоморохам. В средневековой Руси они были главными исполнителями на народных инструментах, в том числе и на домрах. Это не только музыканты, но и акробаты, плясуны, актеры. Более того, в царствование Михаила Федоровича, при царском дворе существовала целая "Потешная палата", некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами.
"Рад скомрах о своих домрах" – гласит старая пословица. Домра в те времена звучала на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и грусти.
Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых баснях, сказках и стихах.
Скоморохи ходили по селам и городам, устраивали веселые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Часто народ, увлекаемый острым словцом скоморохов, их насмешками над глупостью, жадностью, своеволием бояр, купцов, начинал стихийно громить усадьбы богачей. Духовенство тоже встревожилось: а не слишком ли музыка отвлекает народ от религии? Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей. Служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов "бесовскими игрищами". Пик борьбы со скоморошеством пришелся на 1648 год, когда последовал высочайший указ равнодушного к музыке царя Алексея Михайловича "Об исправлении нравов и уничтожении суеверий".
Запретная грамота 1648г. предписывала, чтобы скоморохов к себе не пускали и не развлекались с ними, так как "среди населения умножилось всякое мятежное действо". Запрещалась игра на домрах, гудках, гуслях, запрещалось их производство, а те что были велено сжечь. Тех, кто ослушается Указа "бить батогами и ссылать в украйние города в опалу."
И потянулись доверху груженые музыкальными инструментами телеги за Москву-реку "на болото-место казни" русской музыки и там публично сжигались.
С этого момента какие-либо упоминания о домре исчезают. Пожалуй, такого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом. До конца 19 века о домре не было никаких упоминаний.
И только в конце 19 века русский музыкант-исследователь, композитор В.В.Андреев начал работу по поиску и восстановлению сохранившихся в народе старинных русских музыкальных инструментов. В 1896г. в Вятской губернии был обнаружен инструмент с округлой формой корпуса, который по внешнему виду напоминал домру. В.В.Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на лубочных картинках и гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую
домру. Именно по этому Вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра. К тому времени у В.В.Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль.
В связи с историей создания Великорусского оркестра стоит упомянуть еще об одном человеке, без которого, возможно, идея так и не нашла бы своего воплощения. Это пианист и композитор Николай Петрович Фомин, ближайший сподвижник В.В.Андреева. Именно благодаря профессиональному подходу Фомина кружок Андреева, поначалу любительский, изучил нотную грамоту, встал на профессиональную основу и затем покорял своими выступлениями слушателей , как в России, так и за ее пределами. Благодаря Фомину домры и балалайки встали на путь развития как полноценные академические инструменты. Но диапазона одной домры явно не хватало для исполнения произведений в оркестре и с 1896г. по 1900г. в содружестве с мастером – самородком С. И. Налимовым было создано целое семейство оркестровых домр, продолжающих диапазон друг друга. Это - пикколо, альтовая, басовая. И первые десятилетия после своего второго рождения домра развивалась как оркестровый и ансамблевый инструмент.
Ни года, ни вехи домре не преграда,
сквозь столетья звук ее чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льется радостною песней.
История домры как сольного инструмента началась с 1945г., когда Н. Будашкин написал свой первый концерт для домры с оркестром g – moll.
Именно Н.Будашкин впервые на высоком профессиональном уровне сумел подчеркнуть богатые технические и выразительные возможности инструмента: блестящую виртуозность и задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло.
В 1948 году в Московском Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных открывается 1 в России кафедра народных инструментов. Первым преподавателем по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков.
В 1974 году состоялся 1 Всероссийский конкурс исполнителей на русских народных инструментах. Победителями конкурса стали выдающиеся домристы современности – Александр Цыганков . Творческая деятельность которого на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области исполнительства, так и домрового репертуара.
Александр Цыганков создал свой уникальный стиль, который поставил домру в один ряд с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами.
Домра пользуется популярностью в России, в странах Зарубежья. Для нее написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности скрипичных произведений.
В настоящее время домра – это инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом.
Домра русская не просто инструмент,
она умелых рук чудесное творенье,
наследница сказанья, символ прошлых дней,
способна дать на век преображение тому,
кто приобщиться сможет к ней.
Решив терпенья, да с умом мирские споры,
освоив технику игры до нужной простоты,
он распахнет души своей просторы,
заглянет в светлый мир любви и красоты.
Запомнит звук мелодий дивных, славных,
рождённых в звездный час талантливой рукой,
легко прочтет рисунок нот забавных,
что зазвучит в сознанье, как живой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как путь развития ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии
Характеристика ключевых компетенций обучающихся, их формирование через различные формы самостоятельной работы...
Развитие когнитивных способностей - путь научного развития мышления и креативности…
Аннотация.Развитие когнитивной науки. Метод Д.Келли. Когнитивная психология, как попытка преодоления кризиса бихевиоризма в подходе изучения принципов работы мозга.Annotation. Development ...
Пути развития коммуникативной иноязычной компетенции на начальном этапе обучения
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий &l...
«Проблемы и пути развития творчества учащегося на уроке»
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ....
Новые пути развития электроэнергетики
В презентации показаны и представлны основные и экспеременальные электростанции...
Основные задачи и пути развития фармакологии
Презентация к первому теоретическому занятию по дисциплине "Фармакология" содержит основные следующие тезисы: Основные задачи фармакологии.Этапы развития фармакологии.Принципы классифи...
К вопросу развития репертуара для домры: оригинальная музыка и создание переложений.
В статье освещается проблематика формирования репертуара для домры, а также возможности его пополнения. Домровое исполнительство представляет собой яркое и самобытное культурно-художественное явление,...