Пути развития коммуникативной иноязычной компетенции на начальном этапе обучения
учебно-методический материал
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Одной из целей обучения иностранному языку является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Исходя из коммуникативного подхода в процессе обучения английскому языку необходимо сформировать умение общаться на иностранном языке, или, иными словами, приобрести коммуникативную компетенцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ГИМНАЗИЯ №11 с изучением иностранных языков»
г. Королев
Выступление на методическом объединении:
«Пути развития коммуникативной иноязычной компетенции на начальном этапе обучения»
Подготовила:
учитель английского языка
Хонова Ольга Владимировна
Королев, 2019
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Одной из целей обучения иностранному языку является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Исходя из коммуникативного подхода в процессе обучения английскому языку необходимо сформировать умение общаться на иностранном языке, или, иными словами, приобрести коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности:
- · чтением,
- · аудированием,
- · говорением (монолог, диалог),
- · письмом.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммункативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:
- · языковых умений и навыков;
- · лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
- · читать и понимать несложные аутентичные тексты;
- · устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
- · в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
- · умение оформить и передать элементарную информацию (письмо).
Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности - чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий и использования методических приемов обучения.
Игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Для детей младшего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому наиболее эффективными формами обучения иностранным языкам на данном этапе являются игры.
Игровой замысел выражен в названии игры. Он заложен в задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Результатом использования игр является повышение внутренней мотивации школьников к овладению английским языком и, как следствие этого, развитие коммуникативной компетенции и личности ребенка.
На первом этапе обучения основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых и сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры - соревнования.
Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами-клише, используемыми в различных ситуациях общения.
Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.
Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.
На основании анализа психофизиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно выделить две стратегии обучения иностранному языку, которые позволяют реализовать намеченные цели обучения иностранному языку в условиях непрерывного языкового образования в системе «детский сад - начальная школа»:
- 1. Стратегию, построенную на преимущественно интуитивных способах овладения материалом, которая приемлема для обучения дошкольников в силу их психофизиологического уровня и ведущего вида деятельности.
- 2. Стратегию, построенную на преимущественно сознательных способах овладения материалом, она становиться ближе детям, у которых развивается учебная деятельность, то есть 6-7 летним детям.
В этом случае необходимо определить, какие приемы интуитивного и сознательного характера можно использовать, чтобы обеспечить гибкий переход от обучения иностранному языку дошкольников к обучению младших школьников, и каково должно быть их взаимодействие при обучении иноязычному общению детей данного возраста.
Для занятий в группе детей дошкольного и младшего школьного возраста, как было отмечено ранее, можно применять методические приемы в русле преимущественно интуитивного подхода в обучении.
Это такие приемы как:
- - приемы, способствующие лучшему запоминанию учебного материала: жесты, (мимизация, ассоциация, ритмизация, пропевки и т.д.);
- - построение канвы из взаимосвязанных сюжетов уроков;
- - распределение ролей-масок;
- - блочная подача учебного материала;
- - использование разнообразных форм взаимодействия (пары, триады, группы, «шпалеры» и т.д.);
- - использование тренировочных упражнений;
- - создание учебно-речевых ситуаций, приближенных к реальным;
- - использование игр, драматизации, стихов, песен, рифмовок и т.д.
В обучении младших школьников наряду с методическими приемами в русле интуитивного подхода в обучении целесообразнее использовать методические приемы, опирающиеся на сознательные механизмы, такие как:
- - учет родного языка или использование опоры на родной язык (Г.В. Рогова, И.А Верещагина):
- - в качестве фонового при введении нового полилога, введении обучаемых в учебно-речевую ситуацию и постановке коммуникативных задач (Г.А. Китайгородская);
- - при переводе абстрактных существительных;
- - при словообразовании;
- - при объяснении грамматических правил;
- - проведение звукобуквенного анализа;
- - использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных, вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке (М.З. Биболетова).
Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку с использованием методических приемов обучения в русле преимущественно сознательного подхода позволяет не только сформировать коммуникативные умения учащихся на хорошем для детей данного возраста уровне, но и развивает личностные качества детей, их интеллектуальные, познавательные и речевые способности, повышает мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком.
Можно сказать, что реализация целей обучения на начальной ступени языкового образования оптимальна при обучении, которое носит не только обучающий, но и развивающий характер. Такую возможность дает подход в обучении на основе разумно сбалансированного взаимодействия интуитивных и сознательных приемов обучения.
Данный подход к обучению иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет развивать психические процессы детей и в то же время делает достижение целей обучения иностранному языку более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Открытый урок. Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидакт...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Формирование профессионально - коммуникативной иноязычной компетенции в сфере среднего профессионального образования.
Профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция значима для будущего профессионала. Именно она дифференцирует его от других специалистов, является критерием интеллектуальной личности и расширя...
«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»
Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и д...
Статья «Развитее чувства ритма на начальном этапе обучения детей игре на аккордеоне»
В статье описывается нетрадиционная методика освоение метро-ритма, следуя от простого к сложному, подвести ученика от восприятия пульса к метру, затем от метра к ритмо-блокам и, наконец, к длите...
Методическое сообщение “Развитие фортепианной техники на начальном этапе обучения”
Основные этапы работы по развитию технических навыков...