Методическая разработка "Психология подростка в ДШИ"
учебно-методический материал по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему «Психология подростка»
2007 год
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Физиологические изменения являются фоном, на котором протекает психологический кризис. Перестраиваются отношения со сверстниками, со взрослыми, отношение к учебной деятельности.
Социальная ситуация характеризуется следующими особенностями:
• Подросток находится в тех же условиях, что и ранее, но у него меняются ценностные ориентации.
• Меняется отношение к школе, она становится местом, прежде всего, общения, а только потом обучения.
• С одной стороны подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным. А с другой –детство для него еще привлекательно своей безответственностью.
В этом возрасте происходят множество психических новообразований.
Одно из них - чувство взрослости, которое является важнейшей особенностью личности, ее центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к окружающему миру. Тенденция взрослости проявляется в отдалении от родителей, в требовании суверенности и уважения к своим тайнам. Для этого возраста характерно наличие конфликтов со взрослыми, особенно с родителями.
Меняется отношение к учению. Появляется потребность в самообразовании. Часто наблюдается расхождение между возможностями и успехами в школе. Важным для подростка является его внешний вид. В поступках ребенок может проявлять индивидуальность, вести себя вызывающе, но внешний вид старается поддерживать стандартный, как у всех.
Важным проявлением взрослости является построение планов на будущее, поэтому с этим связаны изменения в познавательной деятельности. В данном возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов, в результате чего возникают определенные профессиональные изменения.
Главные трудности подросткового возраста принято связывать с «Кризисом 13 лет». Когда наиболее ярко проявляется непослушание.
• Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Зачастую регресс проявляется тогда, когда дается творческое задание. Причина кроется в переходе от наглядности знания к пониманию и дедукции. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств.
• Негативизм., который проявляется в отрицании , отталкивании от окружающей среды. Особенно остро это проявляется у мальчиков.
Ведущим типом деятельности на данном этапе является общение со сверстниками. Начинают четко различать степень близости отношений: товарищ, приятель, друг. Статус подростка в межличностных отношениях со сверстниками очень важен для него. Группа сверстников только тогда благоприятна для подростка, когда его статус в ней значителен. Отношения со сверстниками основываются на чувстве симпатии и антипатии. В этот период возникает эмпатия (способность к сопереживанию).
Важным для подростка является принадлежность к группе, что дает ему уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения.
Для подростка становятся важными такие качества как смелость, ловкость, сообразительность, умение владеть собой. Причем эти качества они ищут не только в сверстниках, но и во взрослых. В отношении со взрослыми складывается парадоксальная ситуация: отношения со сверстниками строятся на важных взрослых принципах морали и равенства, а основа отношений со взрослым – детская мораль послушания.
Меняется и отношение к учителю. Если в младшем возрасте ведущим мотивом общения с учителем является стремление получить поощрение, то для подростка важно личное общение с учителем.
Главной трудностью в обучении подростков является отсутствие адекватной мотивации учения. В подростковом возрасте обучение зачастую становится формальностью, а преобладают неучебные интересы. У значительного количества подростков появляется тяга к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями, стойкий интерес к определенными предметам. Важное значение приобретает самостоятельная учебная деятельность, выходящая за рамки программы.
Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют предварительного мысленного решения. Важное приобретение подростка – умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает:
• Чувствительность к оцентке посторонними своей внешности, способностей;
• Крайнюю самонадеянность и безаппеляционность в отношении окружающих;
• Сочетание разных черт: скромности с развязностью, желание быть признанным с показной независимостью и т.д.
• С одной стороны происходит рост самостоятельности, с другой – усиливаются личные контакты.
Активно в подростковом возрасте складывается самосознание ребенка. Это характерная особенность подросткового возраста.
В младшем подростковом возрасте активно формируются идеалы. Для младшего подростка это конкретный идеал, который отражает совокупность поступков , характеризующих положительное качество человека. Для более старших подростков это уже собирательный образ. Идеалом могут являться как сверстники, так и взрослые. Наиболее привлекательными для подростков являются нравственные качества. Объединить подростков можно лишь через общую интересную деятельность.
Особенности психических процессов:
• Внимание - противоречиво (то, что интересно);
• Восприятие – анализ предметов и событий (то, что интересно)
• Память – значительно возрастает роль словесной памяти. Способны к произвольному запоминанию
• Мышление – абстрактно-логическое, хотя большую роль играет и образная.
• Воля – формируется настойчивость, решительность, выдержка, смелость.
• Эмоции и чувства – обостренные, очень ранимые. Обычно завышена илти занижена самооценка, все чувства ярко выражены.
• Личность. Лучше всего воздействовать на подростка через его друзей. Не следует использовать прямые указания.
Музыкальное воспитание - одна из центральных задач эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны и спецификой детского возраста - с другой. Достижение положительного результата невозможно без воспитания волевых качеств – внимания, сосредоточенности, настойчивости и других, которые способствуют усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика. В воспитании волевых качеств немалую роль играет правильно поставленная цель занятия на данном этапе. Воля – способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели. Поэтому цель должна быть осознанна и ясна. Отдаленную цель «научиться играть» нужно сделать более приближенной, заманчивой и понятной для ребенка; удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.
В решении своих проблем музыкальная педагогика опирается на психологию. Так как изучение развития музыкальн6ого восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка, ее проявлений и развития. В тесной связи с психологией решает вопросы доступности учащимся того или иного материала, его объема, а так жен эффективности используемых методов.
Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единства аффекта и интеллекта, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка.
Известно, что одно и то же явление на разных людей оказывает различное действие и, если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности, ему гораздо легче строить учебный процесс, развивать творческие способности детей.
Существует множество принципов музыкальной педагогики. Наиболее связанные с психологией принцип сознательного усвоения знаний, который является антиподом авторитарной методики, подражания игре педагога. Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках , аппликатуре, педали. В структуре и форме произведения. Самостоятельная работа учит управлять своими движениями, повышает эффективность упражнений, формирует собственный подход к изучению произведения, а в итоге – самостоятельность мышления и интерпретации.
Принцип наглядности обучения служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством педагога. В музыкальной педагогике существует два вида наглядности: показ и объяснение. Цель показа – создание представлений о художественном образе в педагогическом или художественном варианте.
Итак, наиболее значимыми признаками современной музыкальной педагогики являются:
• Глубокое уважение к ребенку;
• Стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями;
• Стремление связать школу с жизнью;
• Создать процесс обучения, который дает широкую подготовку учащегося, отвечающую требованиям жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"
Цель кураторского часа - воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...
Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"
Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02 «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...
Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"
Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...
Методическая разработка "Психология общения"
Методический материал...
©Пахомова И.А. Методическая разработка "Рабочая тетрадь студентов ОП.08 Психология. Раздел 1. Общая психология"
Рабочая тетрадь включает в себя рабочие листы к 8-ми темам раздела 1. Общая психология: «Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии»«Психологические ос...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...
Методическая разработка "Психология экстремальных ситуаций. Как подготовить себя к действиям в условиях ЧС"
В разработке рассматривается психология экстремальных ситуаций и способы защиты при терроризме...