«Интервалы – это просто!» Конспект урока.
план-конспект урока по теме
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В.А.
Детей невольно тянет к знаниям, если они слышат от учителя сказку. Музыкальные сказки органично вплетаются в урок. Сама собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания, не говоря уже об отношении к «скучному» уроку сольфеджио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интервалы - это просто! Конспект открытого урока. | 27.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Пикалёвская детская школа искусств»
Конспект открытого урока-занятия
по теме «Интервалы – это просто!»
Преподаватель: Никитина Е. Ф.
Учащиеся: 1 класс фортепиано, скрипка
2012-2013 учебный год
Урок с учащимися 1 класса (струнного, фортепианного отделений) по предмету «Сольфеджио».
Преподаватель: Никитина Е.Ф.
Дата проведения урока: 16 апреля 2013 года.
Тема в образовательной программе – «Интервалы»
Цель изучения темы: Развитие гармонического слуха учащихся.
Задачи изучения темы:
- познакомить с простыми интервалами;
- научить отличать звучание различных интервалов;
- научить интонировать простые интервалы;
- научить определять интервалы в нотном тексте;
- научить играть интервалы на фортепиано;
- научить записывать интервалы нотами.
Место учебного занятия в системе занятий: занятие проводится по разделу образовательной программы «Сольфеджио 1 класс». Это первое занятие тематического блока «Интервалы».
Тема урока: «Интервалы – это просто!»
Цель урока:
Основная – знакомство с интервалом в музыке, его образно – эмоциональное восприятие.
Сопутствующая - развитие творческих способностей, музыкального кругозора детей посредством усвоения музыкальной грамоты.
Задачи:
Образовательные:
- изучение и первичное закрепление нового учебного материала;
- введение новой терминологии;
Развивающие:
- развитие музыкального мышления;
- развитие познавательного интереса и творческих способностей;
- развитие памяти, дикции, эмоционального состояния, импровизации в движениях;
- умение применять знания на практике;
Воспитательные:
- воспитание творческой активности;
- воспитание волевых качеств;
- воспитание умения работать в группе.
Обучающиеся должны:
знать:
- что такое интервал;
- название интервалов;
- обозначения интервалов;
уметь:
- анализировать интервалы в гармоническом и мелодическом звучании;
- строить интервалы вверх и вниз;
- определять интервалы в нотном тексте;
иметь представление:
- о ширине простых интервалов;
- о консонансах и диссонансах (как фонических характеристиках созвучий);
- о тритонах.
Методический материал:
- Учебная программа «Сольфеджио. Срок обучения 7-8 лет», реализуемая в МБОУ ДОД «ПДШИ»;
- Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие - М.: Музыка, 1986 – 160 стр.
- Зебряк Т.А. Играем на уроках сольфеджио.
- Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории! – издание 5-е, стереотипное. Серия «Учебные пособия для ДМШ»-Ростов-на-Дону: Феникс,2013-91с.
Вид урока: изучение и закрепление нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Степень сложности: средняя.
Форма урока: групповая.
Продолжительность урока: 1час 10минут.
Структура урока:
- Организационный момент — 2 мин.
- Вхождение в тему — 3 мин.
- Основная часть — 40 мин.
- Закрепление знаний и способов действий — 20мин.
- Подведение итогов, домашнее задание — 5 мин.
Педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве;
- технология проблемного диалога;
- личностно-ориентированная технология.
Методы реализации поставленных задач:
- анализ;
- сравнение;
- обобщение;
- наглядно-зрительный;
- эвристический (частично-поисковый);
- практический;
- творческий.
Прогнозируемый результат:
знания: обучающиеся будут знать качественные и количественные характеристики простых интервалов;
умения: обучающиеся будут уметь строить и определять в нотном тексте простые интервалы;
навыки: обучающиеся будут обладать навыками восприятия интервалов на слух, их пения и игры на фортепиано.
Оборудование:
- учебный класс (фортепиано, доска с нотными линейками);
- учебный комплекс:
- дидактические средства – таблицы, ноты, раздаточный материал;
- технические средства – музыкальный центр, CD-диски.
Учебные пособия:
- 1.Баева Н.- Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс.- М.: «Кифара»,2010.–80с.
- Калинина Г.В. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: изд-во «Издатель Калинин В.В.», 2008.- 32с.
- Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио: Мы играем, сочиняем и поём: для 1-ого класса детской музыкальной школы: учебное пособие. – СПб.: изд-во « Композитор-Санкт-Петербург», 2011.- 99с.
Предварительная работа:
- заранее были разложены пособия на партах;
обучающиеся были уведомлены о проведении фото - съёмки занятия.
План урока
Организационный момент: приветствие учителя – 2 минуты.
Задача – эмоциональный настрой учащихся.
Вхождение в тему: объявление темы урока – 3 минуты.
Задачи: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Методы: беседа, наглядно-зрительный.
Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.
Основная часть: сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала – 40 минут.
Задачи: обеспечение восприятия, осознания, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений к объекту изучения.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, репродуктивный.
Критерии усвоения: показателями эффективности усвоения учащимися нового материала будут правильные ответы на конкретные вопросы, активность и увлечённость всего класса.
Заключительная часть:
- первичная проверка понимания темы урока — 5 минут;
- закрепление знаний и способов действий — 7 минут;
- обобщение и систематизация знаний — 3 минуты;
- контроль и самопроверка знаний — 5минут;
- подведение итогов урока — 3 минуты;
- домашнее задание — 2 минуты.
Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Методы; беседа, объяснение, слуховые упражнения, выполнение задания за фортепиано.
Критерии усвоения:1.Минимальное количество неверных ответов всех учащихся.
2. Отсутствие неопределённых высказываний («не знаю») при проведении рефлексии.
3. Самостоятельность выполнения заданий в знакомой и изменённой ситуации.
4. Учащиеся могут сами объяснить содержание домашнего задания.
Конспект:
Преподаватель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и очень важную для всех музыкантов тему — интервалы. Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово « интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут». Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут. Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу. А какие примеры можете привести вы, ребята?
Учащиеся: - перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов.
Преподаватель: - Правильно, молодцы! Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука прозвучат одновременно, то интервал назовём гармоническим. И я бы дала такое определение — интервал - это одновременное или последовательное сочетание двух звуков. Вот, кое-что об интервалах нам стало известно. Изучаем дальше. Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Но на самом деле интервалов не так уж и много — всего лишь восемь простых интервалов в пределах одной октавы, нам вполне их хватит на ближайшие годы. Называются они сказочно-непонятно: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
В любой гамме восемь нот, восемь ступенек. Пробежимся для разминки по звуковой лесенке вверх- вниз.
Учащиеся: поют гамму До мажор с названием нот, а затем поют, называя ступени.
Преподаватель: Теперь, тоже для разминки, сосчитаем ступени до восьми, но не по-русски, а по-латыни: прима—первая, секунда—вторая и т.д.
Ребята, перед вами лежат наглядные пособия. Картинка соответствует звучанию определённого интервала, есть его название и обозначение. И сейчас мы научимся петь интервалы. Но следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э».
Учащиеся: под аккомпанемент педагога поют интервалы по-порядку вверх и вниз.
Преподаватель: Теперь поговорим о том как научится определять интервалы на слух. А для этого я расскажу вам сказку про интервалы. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.
Сказка про интервалы. ( см. Приложение 1.)
Во время рассказа осуществляется следующая работа по формированию умений и навыков учащихся:
— развитие интонационной точности (спеть интервал чисто и выразительно);
— воспитание слухового самоконтроля;
— развитие устной речи, образного мышления учащихся, умения фантазировать (как, например, выглядит Фея-Квинта, где она живёт, с кем дружит и т.д.);
— чередование заданий с эмоционально-двигательной разрядкой (показать как тянет свои руки-ветки большая Септима или как приветливо раскрывает нам навстречу свои лапки добрый Тритон (ув.4) и т. п.).
Преподаватель: Вот мы и познакомились со всеми простыми интервалами. Теперь будем определять интервалы на слух. И когда вы услышите интервал, то сначала спросите себя о том:
— близкий интервал (верхняя половина наших наглядных пособий) или широкий (нижняя часть картинок);
— как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, октава) или неприятно, резко (секунда, септима);
— какому герою нашей сказки подходит данный интервал по характеру звучания.
Учащиеся: — определяют интервалы устно коллективно и индивидуально; — записывают интервалы в тетрадь (5 тактов, только цифру);
— проверяют и оценивают работу соседа по парте;
— играют интервалы на фортепиано.
Преподаватель: - Замечательно! Молодцы!
А теперь подведём итог. Понравился вам урок?
Что понравилось больше всего?
Всё ли было понятно?
- Послушайте домашнее задание:
— раскрасить предложенные мной пособия или нарисовать свои;
— играть интервалы вверх и вниз от ноты До и произносить вслух их названия.
Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.
Приложение 1.
Сказка про интервалы.
Ранним-ранним утром, когда капельки росы (Прима) на листочках ещё не высохли, две девочки, две подружки по имени Терции взяли в руки корзиночки и пошли в лес по цветы, по ягоды. За ними побежали собачки. Их звали Секунды.
Ягодка за ягодкой, цветочек за цветочком и не заметили они, что зашли далеко. Вдруг из лесной чащи выскочила злая ведьма Септима.
Огромная, 3-х метрового роста, семь зубов во рту, семь косичек на голове, семь пальцев на руках-ветках. Каждый день она бродила по лесу и ворчала своим скрипучим голосом. Увидела подружек Терций, схватила их и потащила в своё жилище, которое охраняли два Тритона, сидевшие на цепи. Один Тритон был добрым (ув.4 - тритон «возьми»), а второй Тритон жадным (ум.5 - «не дам»).
А собачки Секундочки прибежали в родную деревню и разбудили бравого солдата по имени Кварта. Он увидел, что собачки-Секундочки одни и сразу понял, что с девочками Терциями случилась беда и нужно идти им на выручку. Но куда? Может быть Фея Квинта знает? Скорее к ней! А Квинта жила неподалёку от страшного леса, на берегу красивого озера в доме-теремке. Красивая, добрая, ласковая всем помогала, выручала из беды. И на этот раз она не отказала в помощи, только для этого позвала своих друзей, лесных жителей — благородных оленей по кличке Сексты. Сексты проводили Кварту с Секундами к избушке Септимы. Когда подошли ближе, то услышали звуки, похожие на скрежет куска старого метала – это Большая Септима стаскивала сухие деревья, ветки, сучья для костра посреди поляны и пела.
Олени-Сексты встали на двух тропинках, собачки-Секундочки подбежали ближе к избушке, а прямо на Большую Септиму из-за кустов вышел солдат-Кварта. Стой! Большая Септима заметалась, кинулась к избушке – там Секундочки. Караул! – на одной тропинке Олень (б.6). Убивают! – на другой тропинке Олень (м.6). Тогда большая Септима сникла, съёжилась, стала Малой Септимой, жалобно хныкала: - « Пожалейте меня, старую бабушку! Зачем брала девочек?
Скучно одной в лесу.., поговорить не с кем..,чаю выпить не с кем..,
песен попеть не с кем».
«Ладно» - сказал Солдат – Пойдёшь с нами к доброй Фее Квинте и будешь у неё экономкой служить. И будешь ты теперь Малая Септима, и будешь во всём помогать доброй Квинте».
И шествие двинулось по тропинке. Тритоны подумали, что это им снится. Когда все поравнялись с ними, Тритоны взмолились: - «Снимите цепь, возьмите с собой!» Они были рады своему освобождению и кувыркались на поляне.
Фея Квинта ласково встретила девочек, солдата и собачек, накормила их и показала тропинку к дому. Квинта, Олени-Сексты и Малая Септима долго смотрели им в след, а Септима даже помахала им на прощание рукой. И стала у неё вместо сухого сучка обычная рука.
Всё затихло вокруг… Это наступила ночь (октава).
Конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Конспект урока "Методика работы над простыми задачами в первом классе"
Методическая разработка урока по методике преподавания начального курса математики, проведенного в педагогическом колледже со студентами специальности 050146 "Преподавание в начальных классах"...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока на тему "Решение простейших тригонометрических уравнений"
Конспект урока на тему "Решение простейших тригонометрических уравнений"...
Конспект урока для 5 класса ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предоставление краткий конспект по русскому языку...