Мастер-класс "Неповторимый мир Шумана"
учебно-методический материал по теме
. В данном мастер-классе будет продемонстрирована интегрированная форма занятия. В нем будут совмещены три составляющие программного курса: беседы о музыке, исполнительское мастерство и концертная деятельность. Использование межпредметных связей, позволило соединить музыкальное исполнение с историей создания произведений. Исполнение «Детских сцен» для меня более убедительным было в интерпретации латышского исполнителя Валдиса Янциса. Этот исполнитель подчеркивает серьезность и глубокий лиризм этого цикла, тем самым выражая замысел самого Шумана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ДОД «Любанская ДШИ»
Мастер – класс
Левандовской Аллы Закировны
«Неповторимый мир Роберта Шумана».
С видеозаписью музыкального исполнения «Детских сцен» с комментариями.
г. Любань
2011 г
Структура
Часть 1. Вступительная
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи
Часть 2. Лекционная
- «Роберт Шуман- поэт – романтик фортепиано XIX века»
- Особенности фортепианного стиля Р.Шумана.
- Фортепианный цикл Р. Шумана «Детские сцены»
Часть 3. Концертная
- Музыкальное исполнение пьес фортепианного цикла с комментариями к исполнению цикла «Детские сцены». (Видеозапись прилагается.)
- Отзыв Клары Вик на фортепианный цикл «Детские сцены»
Часть 4. Домашнее задание
- Задание № 1
- Задание № 2
Заключительное слово учителя
- Материально-техническое оснащение
- Методико-дидактическое оснащение
Часть 1. Вступительная.
- Пояснительная записка
Я решила отойти от традиционной формы урока. В данном мастер-классе будет продемонстрирована интегрированная форма занятия. В нем будут совмещены три составляющие программного курса: беседы о музыке, исполнительское мастерство и концертная деятельность. Использование межпредметных связей, позволило соединить музыкальное исполнение с историей создания произведений. Исполнение «Детских сцен» для меня более убедительным было в интерпретации латышского исполнителя Валдиса Янциса. Этот исполнитель подчеркивает серьезность и глубокий лиризм этого цикла, тем самым выражая замысел самого Шумана.
Цели и задачи.
Сегодня я проведу мастер-класс по фортепианному циклу Р.Шумана «Детские сцены». Именно в шумановский период особенности романтизма - его вокальная контилена, речевая интонация, экспрессивная красочная гармония, яркая тембровая палитра звучания, безграничные технические возможности сделали фортепиано ведущим инструментом.
Цель вызвать у учащихся фортепианного отдела
- неугасающий интерес к занятиям музыкой
- дать эмоциональную зарядку к их дальнейшей работе
- обогатить их исполнительские знания,
- развить воображение у учащихся,
- повысить активность их эмоциональной сферы.
Задачи
- ознакомить с фортепианным циклом «Детские сцены» Р. Шумана,
- раскрыть характер каждой из 13 пьес цикла,
- показать особенности фортепианного стиля в цикле,
- раскрыть программность цикла
- раскрыть технические сложности исполнения
- ознакомить с гармонией шумановского романтизма
- раскрыть роль педализации романтических пьес
- изобразительностью музыкального языка раскрыть внутренний мир ребенка глазами взрослого.
Часть 2. Лекционная.
- «Роберт Шуман- поэт – романтик фортепиано XIX века».
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 г. Он был пятым ребенком в семье. Это тонкий музыкант-психолог, с удивительной поэзией, воплотивший сложный, противоречивый мир человека. Это поэт- романтик фортепиано 19 века.
Многим своим произведениям Р. Шуман давал программные названия, которые были призваны возбудить фантазию слушателя и исполнителя. Ему удаются коротенькие небольшие музыкальные пьесы, в которых подобно запаху цветов, проносится какое-то чудное настроение души.
- Особенности фортепианного стиля Роберта Шумана.
Главная особенность фортепианного стиля Шумана – это полифоничность. Хотя в его пьесах не найти ни гамм, ни пассажей, ни игры двойными нотами. Пьесы ставят перед исполнителем сложные технические задачи, решить которые можно лишь понимая и претворяя образное содержание музыки. «Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот. Музыка должна быть не только в «пальцах», но и в «голове» и в «сердце».
- Фортепианный цикл Р. Шумана «Детские сцены».
«Детские сцены» были рождены Р. Шуманом в годы, наполненные драматической борьбой за право соединить свою жизнь с возлюбленной- известной пианисткой Кларой Вик. Отец Клары Вик яростно противился браку. На протяжении нескольких лет возлюбленные лишены были возможности видеться ,и вели тайную переписку. Знакомство Шумана с его будущей женой произошло, когда той шел 9- й год. Роберту тогда было 19. Шуман не истощимый на выдумки, развлекал маленькую Клару шарадой и сказками. Позднее беззаботная атмосфера детства вспоминается Шуманом как волшебный сон. Окрыленный этими воспоминаниями в марте 1838 года (Шуману 28 лет) он объединил 13 маленьких забавных пьес и назвал их «Детские сцены».
В 13 пьесах цикла звучат образы детства. Шуман с теплым юмором смотрит глазами взрослого на мир детей.
Часть 3. Концертная.
- Музыкальное исполнение пьес фортепианного цикла с комментариями к исполнению цикла «Детские сцены». (Видеозапись прилагается.)
Преподаватель играет пьесы и комментирует их
№ 1 «О чужих краях и людях»: Мечтательная пьеска о невиданном большом мире. Мелодия плывет на триолях в среднем голосе.
№ 2 «Странная история»: Мелодия настойчивая, упрямая с акцентом из-за такта на третью долю. Размер ¾. Мелодия как бы все время спрашивает, удивляясь неразрешимой ситуации.
№ 3 «Игра в жмурки» : Живая, ощущение запыхавшихся бегающих детей. С акцентами, как будто кто-то кого-то «застукал» т.е поймал.
№4 «Просящий ребенок»: Ползущая мелодия с повторам на пиано создает ощущение просьбы, как будто ребенок «клянчит». В конце вопрос повисает на фермате.
№ 5 «Полное счастье». Звучит радостно , взахлеб. На мелодию правой руки накладывается мелодия левой.
№ 6. «Важное событие»: Темп шага, напыщенна, надута, акцентированные аккорды в двух руках.
№ 7 «Грезы». Явно песенное начало. Эта мелодия звучит у вечного огня. Берёт за душу.
№ 8 «У камина». Ощущение потрескивания дров. Беспрерывность огня создают синкопы в среднем голосе. У этой пьески бодрящее настроение.
№9 «Верхом на палочке». Настоящая скачка верхом на лошадке. Галоп. Напористость и скорость.
№ 10 «Не слишком ли серьёзно?». Философская пьеска пытливого ума ребенка. Необычный ритм и сложное переплетение партии обеих рук.
№ 11 « Пуганье».Чередующие эпизоды в умеренном темпе и очень быстром создает впечатление азарта и увлеченности игрой.
№ 12 «Засыпающий ребенок». Можно подставить слова: «Спи мой хороший, спи мой пригожий…Пусть приснятся горы и долы..»
№ 13 «Говорит поэт». Звучат речитативы, ощущение декламации, как будто звучит вывод, т. е.заключение всему услышанному.
- Отзыв Клары Вик на фортепианный цикл «Детские сцены».
Клара Вик :« Не правда ли , они принадлежат лишь нам двоим, они бесхитростны, ласковы, они совсем такие как ты сам. Мой восторг растет с каждым новым проигрыванием. Как много всего заложено в твоих звуках, и как я понимаю каждую твою мысль, я хотела бы утонуть в тебе и твоей музыке. Вся твоя душа раскрывается в этих сценах, в этой трогательной простоте».
Впечатления Клары Вик от проигрывания пьес:
№ 1 «О чужих краях и людях»: «С самого начала была моей самой любимой».
№ 2 «Странная история»: « Ее я тоже очень люблю ».
№ 3 «Игра в жмурки» : « Игра изображена очень просто, исключительно остроумно».
№4 «Просящий ребенок»: « так и видишь, как ребенок просит, умоляет , сложив на груди ручки»
№ 5 «Полное счастье»: «Вызвало во мне ощущение полного покоя, а переход в Фа мажор такой возвышенный, ты наверно чувствовал, как возносишься на вершину счастья».
№ 6. «Важное событие»: «Я играю с удовольствием, «Веско», вторая половина пьесы превосходна»
№ 7 «Грезы»: « Я словно вижу тебя, сидящего за фортепиано, это как прекрасный сон».
№ 8 «У камина»: « Это наш немецкий камин. Возле французского никогда не бывает так уютно».
№ 11 « Пуганье»: « Ты мастер этого дела. Несколько лет назад ты все время подшучивал надо мной, когда рассказывал мне о двойниках, или заявлял, что принес с собой пистолет. Я часто смеялась, но была единственной, кто всему этому верил. Ах ты, врун! Изволь в будущем мня не пугать, в особенности по вечерам, когда мы будем сидеть с тобой бок о бок».
№ 13 «Говорит поэт»: « Неужели Поэт, который говорит в них, будет моим - не слишком ли это великое счастье».
Часть 4 .Домашнее задание.
- Задание. Этот цикл входит в репертуар многих крупнейших музыкантов: Альфреда Корто, Владимира Горовица, Святослава Рихтера. Предлагаю послушать дома пьесы в исполнении Альфреда Корто.Аудиозапись раздается каждому учащемуся. (Аудиозапись прилагается.)
- Задание. Более доступными для детей цикл «Детские сцены» Р. Шумана становятся благодаря четырехручному переложению цикла для ансамблевого исполнения. Пусть наши дети – приобщаются к чистым радостям совместного домашнего музицирования, постигая чудесный мир шумановской музыки. Задание: прочитать с листа в ансамблевом исполнении «Верхом на лошадке»- ( партии распределяются в классе) .(Ноты раздаются каждому ученику с прописанной партией.)
Заключительное слово учителя.
Слушать и слушать - и испытывать потребность в этом. Здесь начало всех вопросов, которые ставит перед вами музыка. Здесь начало всех ответов на все вопросы о романтизме Шумана.
- Материально-техническое оснащение
- Фортепиано;
- Портрет Р. Шумана;
- DVD диск с записью «Детских сцен» в исполнении Альфреда Корто;
- Парты и стулья в нужном количестве;
- Методико-дидактическое оснащение
- «Детские сцены» Р. Шуман / Легкие пьесы для фортепиано/ Государственное музыкальное издательство., Москва-Ленинград 1947 г.
- «Детские сцены» Р. Шуман./Фортепианные ансамбли/.
- DVD диск с записью «Детских сцен» в исполнении Альфреда Корто;
- А.В.Амброс «Роберт Шуман. Жизнь и творчество»
- В. Конен. «История зарубежной музыки», вып. № 3
- «Творческие портреты композиторов»/ Популярный справочник
- «Неповторимый мир Шумана»// Музыкальная жизнь, 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий портрет Роберта Шумана
Презентация "Творческий портрет Роберта Шумана" в формате PDF. В приложении - Р. Шуман. Грезы (Traumerei) (фрагмент) из цикла "Детские сцены" (хор г. Волгограда)...
Методическая разработка «Разработка профилактических мероприятий по защите от неблагоприятного воздействия шума»
Методическая разработкаУчебного занятияПо теме: «Разработка профилактических мероприятий по защите от неблагоприятного воздействия шума.»...
Влияние шума на организм человека
Данная презентация используется при изучении темы "Защита от шума и вибрации. На уроке мы знакомимся: источники шумка, уровни шума в разных условиях, влияние шума на организм человека, профилакти...
Сонатная форма на примере сонаты ор. 22 g-moll Роберта Шумана
Жанр сонаты — один из интереснейших и сложных явлений в истории музыки, который находится в развитии, несмотря на весьма долгое существование, и каждый композитор, стиль, эпоха, — раскрыва...
Фортепианное творчество Роберта Шумана
Расцвет фортепианной музыки в творчестве Роберта Шумана происходит в период с 1830 по 1840 годы. Это период «Sturm und Drang» в жизни и творчестве Шумана, в котором напряженность эмоционал...
Интерпретация вокальной лирики Шумана
Понятие музыкальной интерпретации включает в себя целую палитру различных граней. Интерпретация может касаться как акустического, так и знакового текста, и, соответственно являться частью музыкальной ...
Физиологические и патологические дыхательные шумы
Физиологические и патологические дыхательные шумы...
- Мне нравится (1)