История возникновения мозаики
статья по теме

 

Мозаикой называется изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц - цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, и является одним из видов монументального искусства. Мозаика набирается из отдельных частиц, которые закрепляются в специальном клее.

В классический период в Греции, под влиянием древневосточных образцов, получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполнявшиеся цветной галькой на полах). В период эллинизма стали создавать мозаичные композиции из цветных камней и смальты.

В раннем средневековье своими мозаиками славился итальянский город Равенна, который украшали мозаикой многочисленные дворцы и храмы.

Высокого совершенства мозаика достигла в ранневизантийский период, когда мозаичными изображениями украшали стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов и дворцов знати.

Вместе с принятием христианства на Русь пришло и искусство мозаики, тесно связанное с фресковой живописью. Первые образцы мозаичной смальты привозились в Киев с Византией. В последствии производство стеклянной смальты было налажено в Киеве в соборе Св. Софии и Михайловском Златоверховском монастыре (Х1-ХП вв.). Соборы поражают величием и богатством мозаичного декора. Даже ступени винтовых лестниц собора Св. Софии были выложены золотой смальтой. Учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков. После татаро-монгольского нашествия, ни один последующий правитель в Восточной Европе не мог позволить себе такого атрибута истинного богатства и просвещения.

Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты — небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней.

На протяжении многих веков мозаика распространялась по всему миру, и каждое государство вносило свои изменения в технику выполнения мозаики. Рассмотрим некоторые направления развития мозаики.

Александровская мозаика. Это условное название мозаики эллинистического времени, выполненной во II веке до нашей эры и изображающей эпизод битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III, спасающимся бегством на колеснице. Мозаика была найдена в «Доме Фавна» в Помпеях и теперь находится в Неаполе. Мозаика размером 5,82x3,13 м., исполнена в четыре цвета: белый, желтый, красный, коричневый. Она покрывала пол дома и являлась повторением картины, по сообщению Плиния Старшего, созданной живописцем Филоксеном из города Эретрии на о. Эвбея, в конце IV века до нашей эры. Считается также, что первоначально эта мозаика находилась в Александрии. «Мозаику Александра» следует отличать от «александрийской» - особого способа облицовки стен плитками разноцветного мрамора, порфира, стекла, вырезавшимися по контуру рисунка, орнамента. Такая мозаика зародилась в античной Александрии.

Для византийских храмов (V в. до н.э.) типично соединение мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшали лишь верхние части интерьера - купола, своды, конхи, тромпы. Стены же остаются скрытыми за мраморной облицовкой - крепкой и монолитной, с блестящей

полированной поверхностью. Эта твердая поверхность, контрастируя с живописным мерцанием мозаических кубиков, еще более подчеркивает художественные своеобразные эффекты мозаики. Кубики смальты имели разнообразную форму и текстуру, выгодно отличавшие византийскую мозаику от других видов мозаики.

Флорентийская мозаика. Эпоха XIII в. и первой половины XIV столетия в Италии была эпохой расцвета декоративной живописи, в том числе и декоративной мозаики. Мозаика являлась в то время одним из приемов монументальной декоративной живописи, которым художник должен был владеть наравне с другими ее приемами. В технике мозаики в то время часто работали выдающиеся мастера монументальной живописи — Чимабуэ, Джотто, Капаллини и др. Мастера разрабатывавшие композицию предстоящей к выполнению мозаики и выполнявшие картоны для нее. Они руководили исполнением мозаичного набора, вероятнее всего непосредственно ведшегося мастерами-мозаичистами, хотя и не исключена возможность участия самих маэстро в выполнении мозаичного набора.

Благодаря непосредственному участию в создании композиции и картонов мозаики, а также руководству мозаичным набором, авторы мозаик Чимабуэ, Джотто, Петро Капаллини, Андреа Тафи, Андреа Гадди, Джакобо Торрити, Иоанн Косматы и др. мастера монументальной живописи XIII— XIV вв., создали мозаичные произведения. Они отличались не только большим живописным мастерством, но и общей гармонией цветового решения и более свободным и монументальным характером исполнения, выгодно отличавшимся от византийских приемов мозаичной живописи. Часто применявшиеся в мозаиках этой эпохи золотые фоны в значительной мере способствовали гармоничному объединению всех частей композиции в одно целое и в то же время усиливали звучание цветового решения мозаичных композиций.

Михайловская мозаика выделяется исключительной красотой своих густых, сочных красок. Среди них преобладают зеленые цвета, от изумрудно-зеленого до приглушенных темно-зеленых. Во фресках в разделке складок хитонов и плащей широко применяется золото, придающее одеяниям парадный характер. Лица набирались из белых, розовых, серых и красных кубиков, в тенях широко использовались темно-серые, красно-коричневые. Так создается совсем особая переливчатая гамма, которой византийские мастера владели с замечательным искусством. Краска берется не в ее случайном, изолированном, статическом аспекте, а в тесном взаимодействии с соседними красками, с которыми она образует единое целое. Каждое одеяние представляет собой законченную композицию, но из сочетания одеяний всех 12 апостолов, Христа и ангелов рождается новое, еще более совершенное единство. В этом отношении Михайловская мозаика занимает выдающееся место в истории монументальной средневековой живописи.

Софийская мозаика. Самой сильной стороной софийской мозаики является ее колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Нетрудно понять, что подобное цветовое богатство мозаической палитры можно было обрести лишь в результате высокоразвитой техники производства смальты. Вот почему ремесленники, непосредственно изготовлявшие смальты, ценились в средние века не ниже тех, кто эту смальту выкладывал на плоскости, то есть мозаичистов. И самое примечательное в софийской мозаике - это то, что огромное обилие красочных оттенков никак не идет в ущерб яркого цвета, а, наоборот, обогащает цвет в силу совсем особых свойств смальты, которая обладает поблескивающей поверхностью. В софийской мозаике преобладают элементы прямоугольной формы, треугольной и овальной формы. Сама укладка выполнена легко, без лишнего педантизма, но и без излишней торопливости.

На протяжении многих лет мозаика внедрялась в различные страны, каждая из которых вносила свои изменения в технологию выполнения мозаичного набора, цветовую гамму и т.д. Для того чтобы наглядно проследить за особенностями развития мозаики,  приведем таблицу,  где отображены особенности византийской и русской мозаики.

Мозаика на протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась, но стиль создания мозаики остается таким же, как многие тысячелетия назад. В настоящее время мозаика переживает второе рождение. Все чаще можно увидеть мозаику в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов, и т.д.

Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.

Прекрасно смотрятся также фрагменты мозаики, выполненные, например, в виде «ковров». Мозаичный «ковер» из натурального камня или смальты может служить подлинным украшением пола в гостиной. Подобные мозаичные композиции производятся различной формы и размера, по готовым рисункам и на заказ. Можно использовать центральную часть ковра как отдельное панно или в сочетании с фризом, в последнем случае получается классический «ковер». Такая мозаика хорошо гармонирует с камнем или паркетом.

Отличительной особенностью техники мозаики является возможность облицовывать криволинейные поверхности (в т.ч. колонны), устраивать плавные переходы от горизонтали к вертикали, например, при устройстве подиумов, бассейнов, и т.п.

Ранее устройство покрытия в технике мозаики было длительным и трудоемким процессом, сегодня же современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях и поставлять заказчику уже готовые модули. Эти модули представляют собой фрагменты собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон. В случае использования бумаги на основание укладывается модуль мозаики бумагой сверху. После того как клеевая смесь застынет, бумага смывается водой, а швы затираются.

Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок, как в старые времена.

Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты (Приложение 2). Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.

Прекрасно смотрятся также фрагменты мозаики, выполненные, например, в виде «ковров». Мозаичный «ковер» из натурального камня или смальты может служить подлинным украшением пола в гостиной. Подобные мозаичные композиции производятся различной формы и размера, по готовым рисункам и на заказ. Можно использовать центральную часть ковра как отдельное панно или в сочетании с фризом, в последнем случае получается классический «ковер». Такая мозаика хорошо гармонирует с камнем или паркетом.

Отличительной особенностью техники мозаики является возможность облицовывать криволинейные поверхности (в т.ч. колонны), устраивать плавные переходы от горизонтали к вертикали, например, при устройстве подиумов, бассейнов, и т.п.

Ранее устройство покрытия в технике мозаики было длительным и трудоемким процессом, сегодня же современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях и поставлять заказчику уже готовые модули. Эти модули представляют собой фрагменты собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон. В случае использования бумаги на основание укладывается модуль мозаики бумагой сверху. После того как клеевая смесь застынет, бумага смывается водой, а швы затираются.

Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок, как в старые времена.

Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты.

Каменная мозаика выполняется из натурального камня. Каменные плиточки могут быть полированными, шлифованными, и т.д.

В производстве мозаики используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы.

Элементы каменной мозаики выпускаются самой разной формы: квадратной, прямоугольной, округлой и даже вовсе неправильной.

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка, огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Для укладки мозаики пригодны клеи и косметическая химия, разработанные для облицовки помещений керамической плиткой.

Чрезвычайно интересный эффект создает комбинация полированных и неполированных поверхностей - под определенным углом зрения кусочки мозаики с полированным рисунком начинают поблескивать.

Разработана также специальная мозаика для бассейнов. Ее особая глазурь препятствует образованию водного камня и не выцветает под воздействием воды или химических растворителей.

Керамическая мозаика может содержать также различные «спецэффекты» - мелкие трещинки по поверхности, разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. Она обладает уникальными водоотталкивающими характеристиками.

Несмотря на то, что мозаика сделана из стекла, она гораздо прочнее, чем обычное стекло. Ведь после того как расплавленное стекло для мозаики разливают в формы, его обжигают в печах. Стеклянная мозаика абсолютно водонепроницаема. Этот жаропрочный материал выдерживает температуру до +150 °С. Она прекрасно подходит для облицовки каминов и печей.

От обычной стеклянной мозаики смальта отличается особой прочностью. Стекло растирают в порошок, прессуют в форму мозаики обжигают в печах и получают непрозрачный материал, как бы светящийся изнутри. Кроме того, каждый элемент немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло.

Производство стекла в Древнем Египте началось около 3000 лет до н. э. Из стекла делались различные украшения, амулеты.

Во времена Птолемеев (IV—I вв. до н. э.) в Египте существовало относительно развитое стекольное производство. Египет оставался центром стеклоделия вплоть до нашей эры; его стеклянные изделия вывозились во многие другие страны. Стеклоделие было развито также в странах Ближнего Востока, в частности в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. Кроме рядовой продукции, здесь изготовлялись богатые уникальные изделия, украшенные эмалью и золотом. С древних времён стекло было известно в Китае (V—III вв. до н. э.). В источниках V в. говорится об умении китайцев изготовлять стекло пяти цветов.

Примерно за 1200 лет до н. э., уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготовлялись вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения.

При некоторых достижениях древнего стеклоделия техника его была примитивна и переживала период застоя. Высоких температур получать не умели, плавку стекла вели в небольших глиняных тигельках, стекло получалось не проваренным, часто непрозрачным и в очень малых количествах.

Переворот в технологии стеклоделия был вызван на рубеже нашей эры изобретением метода выдувания полых стеклянных изделий. Тогда стали уверенно получать прозрачное стекло, выплавлять его сразу в значительных количествах.

Открытие способа выдувания стекла положило начало второму большому периоду развития стеклоделия, продолжавшемуся до конца XIX— начала XX вв. и характеризующемуся на всём своём протяжении единством

технологических приёмов, не претерпевших за это время принципиальных изменений.

Первыми овладели методом выдувания стеклянных изделий мастера Древнего Рима. В римское время стекло было впервые использовано в качестве оконного материала. После падения Западной Римской империи (конец V в.) центр стеклоделия перемещается в Византию, где, в частности, быстро развивается особый вид художественного производства — выплавка цветного непрозрачного стекла (смальты) для смальтовой мозаики, сменившей в раннем средневековье античную каменную мозаику.

На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период. В Киеве, в слоях XI—XIII вв., раскопками вскрыты большие стекольные мастерские. Такая мастерская была обнаружена и при раскопках в Костроме. С XI в. на Руси развилось производство смальты для монументальных мозаик. Монголо-татарское нашествие прервало стекольное производство на Руси, которое возобновилось только в XVII в. В средние века мозаика из смальты создавалась в ряде центров Грузии.

В странах Западной Европы в средние века развивается искусство витража — картин или орнаментальных композиций из цветного стекла. Фигурно вырезанные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и вставлялись в оконные проёмы зданий.

Ведущая роль Византии в развитии стеклоделия сохраняется до XIII в., когда главным центром производства стекла в Европе становится Венеция. Художественное стеклоделие получает здесь интенсивное развитие и достигает подъёма в XV—XVI вв. Венецианские мастера изготовляют разнообразнейшие по форме и технике декоративные сосуды из топкого или окрашенного стекла, туалетные зеркала, ставшие тогда удивительной новостью, бисер, бусы и другие художественные стеклянные изделия, пользовавшиеся широчайшей известностью.

В XVI в., после открытия Америки, широко развивается промышленность в странах Западной Европы. Здесь строятся стекольные

предприятия, ведущую роль в которых составляют беглые венецианские мастера, соблазнившие огромными заработками. 1612 во Флоренции была издана книга А. Пери, которую можно считать первым научным трудом в области стеклоделия. В ней даны сведения об использовании окисей свинца и бора, а также окиси мышьяка как осветляющего стекло реагента, составы цветных стекол и прочее. Книга эта сделалась надолго руководством по технологии получения стекла.

В 1615 в Англии предлагается способ использования угля в качестве топлива для стекловаренных печей. Это даёт возможность получать при высоких температурах тугоплавкое и термостойкое стекла. В 70-х годах XVII века в Англии был предложен состав стекла с окисью свинца, что повысило показатель светопреломления. Это стекло, отличающееся блеском и радужной игрой, получило распространение и в других странах. Со второй половины XVII в. первенство по производству художественного стекла в Европе переходит к Чехии, где начали изготовлять толстостенные сосуды из стекла со значительным содержанием кальция. По своей бесцветности и чистоте это стекло напоминало горный хрусталь. Большая толщина стенок изделий позволяла производить особенно глубокую огранку, и в таком виде это стекло, известное под названием богемского хрусталя, получило широчайшую известность.

На Руси новый этап развития стеклоделия начинается с XVII в., когда близ Можайска был построен в 1635г. шведом Елисеем Коэтом первый в России стекольный завод. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы XVIII века на Воробьевых горах под Москвой и к середине XVIII в. переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех других стекольных предприятий страны, подлинной школой для русских мастеров стекольного дела и лабораторией освоения новой техники.

В настоящее время распространены многие техники, которые в народе называются мозаикой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Техника исполнения и история возникновения венского вальса»

Цель проведения мастер-класса: Поделиться с педагогами-хореографами опытом работы в подготовке пар и соло для исполнения классического венского вальса. Задачи: Расширить информационный бага...

История возникновения логарифмов

В презентации показана история возникновения логарифмов , приведены исторические сведения . Умение использовать полученные знания при решении конкретных задач....

История возникновения, развития экологического законодательства и формирования экологического права

Исторические этапы формирования природоохранного законодательства в России....

Внеклассное мероприятие. История возникновения славянской письменности.

Данное мероприятие  разработано  к 1150- летию  возникновения славянской письменности....

История возникновения метода пректов

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгл...

История возникновения и развития феномена кадетского образования

Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения. Необходимость и общественная ...

Презентация "История возникновения юбки"

Интересная и познавательная история создания юбки....