Внеклассное мероприятие. История возникновения славянской письменности.
план-конспект занятия на тему
Данное мероприятие разработано к 1150- летию возникновения славянской письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_ko_dnyu_slavyanskoy_pismennosti.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.
Тема урока: История возникновения славянской письменности.
Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО "ППЭТ имени А.В.Никулина" Садовникова Юлия Анатольевна.
1. Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности,
определить значение письменной речи для человека.
2. Задачи:
- обучающие: обобщить сведения, полученные на занятиях русского языка, литературы, истории, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;
-развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;
-воспитательные: пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.
3. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.
4. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация "Откуда пошла славянская письменность", рабочие тетради.
Структура и ход занятия.
№ п/п | ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ |
1. | Организационный момент. | Приветствие, определение отсутствующих, готовности к уроку, готовность оборудования к уроку. | ||
2. | Этап формирования установки на восприятие учебного материала. | Вступительное слово преподавателя.( слайд №1) Наше занятие мы посвятим изучению истории возникновения письменности, наше занятие сегодня - это переплетение и взаимосвязь таких учебных предметов как русский язык, литература и история. 24 мая наша страна отмечает День славянской письменности, а в этом году исполняется 1150 лет со дня создания первой славянской азбуки. Если оглянуться назад в минувшие века, то наряду с бесчисленными событиями, большими и малыми, происходившими в разных странах у разных народов в бесконечном многообразии движения истории, мы без труда обнаружим общее для всех времён и народов стремление закрепить память для будущих поколений. Из этого стремления и выросла в конечном итоге письменность – средство передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Рассмотрение с учащимися эпиграфа к уроку ( слайд №2), обсуждение основной мысли данного отрывка. Формирование совместно с учащимися цели урока: познакомить с истоками возникновения письменности и со значением письма для человека. Вопросы учащимся: 1. Какие формы речи существуют в русском языке?( устная и письменная) 2. Назовите языки, в которых отсутствует одна из форм речи?( латынь, древнегреческий) 3. Какие произведения в литературе относят к устному народному творчеству?( сказки, былины, пословицы, поговорки, частушки) (слайд №3) | Учащиеся записывают тему урока. Чтение эпиграфа урока ( слайд №2), записывают эпиграф в тетрадь. Выполнение задания: Какие ассоциации вызывает у вас слово письмо? Учащиеся записывают ответы в тетрадь и отвечают устно. ( слово, речь, язык и т.д.) | Познавательные УУД: совместное формулирование цели урока, поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания. Личностные УУД: формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и культур, формирование любви к Родине, знание истории своей страны. Коммуникативные УУД: развитие навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем, умение подтверждать свою точку зрения. Регулятивные УУД: умение выбирать действия и способы решения учебной задачи. |
3. | Этап изучения нового материала. | Рассказ преподавателя о празднике славянской письменности и его истоках. 24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991 года, в России этот день является государственным праздником и широко отмечается по всей стране. ( слайд №4) Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. Но искусство письма развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.( слайд №5) Греки создавали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита. ( слайд №6). В IX веке в Византии, в городе Солунь (в настоящее время город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Братьев, знавших славянский язык, греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу князя Ростислава, который просил прислать учителей, дабы рассказать о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их. ( слайд №7) Константин (после принятия монашества — Кирилл) и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая сперва именовалась глаголицей( от слова "глаголить", что значит " говорить") , а впоследствии переработали её, и второй вариант азбуки стал называться кириллицей в честь одного из братьев. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Следует добавить, что буквам азбуки соответствовали и цифры по порядку.(слайд №8) Вот как это событие описано в главном свидетельстве истории Руси — «Повести временных лет»: однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». (слайд №9) Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев —Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие». Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.( слайд №10) Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках». Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания: „Пусть восхвалят Бога все народы!“ То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке». Так он утвердил богослужение на славянском языке. ( слайд № 11-12) При чтении по-старославянски слова произносятся так, как они написаны. В старославянском языке не встречается такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например, в английском или французском. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские). ( слайд № 13-16) | Учащиеся делают опорный конспект. Учащиеся обмениваются своими опорными конспектами, определяют основную мысль полученной информации. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания. Личностные УУД: формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и культур, формирование любви к Родине, знание истории своей страны, формирование гражданской позиции личности. Коммуникативные УУД: развитие навыков аргументации, навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем, умение подтверждать свою точку зрения. Регулятивные УУД: умение выбирать действия и способы решения учебной задачи, умение составлять последовательность учебных действий. |
4. | Этап организации самостоятельной деятельности учащихся. | Преподаватель предлагает учащимся объединиться в группы, вспомнить и записать пословицы, где встречаются опорные слова урока: слово, письмо, речь, язык, азбука. (слайд № 17) Определение функций письменной речи совместно с учащимися. | Ответы учащихся: Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото Не всегда говори, что знаешь, Но всегда знай, что говоришь. Держи язык за зубами. Язык до Киева доведёт. и т.д. Функции письменной речи: 1. Письмо несет информацию. 2. Письмо- средство общения. 3. Письмо- историческая связь поколений. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания. Личностные УУД: формирование любви к Родине, знание истории своей страны, формирование гражданской позиции личности. Коммуникативные УУД: развитие навыков аргументации, навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем. Регулятивные УУД: умение выбирать способы решения учебной задачи, умение составлять последовательность учебных действий. |
5. | Рефлексия. | Построение фразы- лесенки преподавателем и учащимися: Сегодня на уроке я узнал..., а я узнала..., мне было интересно послушать о..., я получил сведения о..., теперь я знаю, что..., я могу рассказать своим друзьям о..., меня поразило, что... и т.д. Заключительное слово преподавателя: Кирилла и Мефодия называют святыми равноапостольными, то есть церковь приравняла братьев к 12 апостолам, ученикам Иисуса Христа, которые несли миру новое учение о добре и любви. Кирилл и Мефодий внесли свой вклад в развитие славянской нации. Викторина. ( слайд №18, 19) | Ответы учащихся. | Личностные УУД: формирование любви к Родине, знание истории своей страны, формирование гражданской позиции личности. Коммуникативные УУД: навыков совместной деятельности со сверстниками и преподавателем. Регулятивные УУД: умение выбирать способы решения учебной задачи, умение составлять последовательность учебных действий. |
6. | Домашнее задание. | Написать эссе на тему: Что было бы с людьми без письменности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
24 Мая - является Днем славянской письменности и культуры.
По Церковному календарю 24 мая - день Кирилла и Мефодия, создателей глаголицы. Это первоначальный вид болгарский письмености, который является и славянской письменостью. Глаголица подвергалась с...
Урок День славянской письменности и культуры
Урок к Дню славянской письменности и культуры разработан с использованием материалов Интернета и методических пособий. Буду рада, если кому-то этот материал поможет провести урок....
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Этот праздник отмечается ежегодно в славянских странах 24мая....
Внеклассное мероприятие "Славянские куклы обереги"
Цель данного мероприятия познакомить обучающихся и пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле. В ходе открытого урока обучающиеся знакомятся с историей народной тряпи...
К дню славянской письменности и культуры. Праздник (проект) От славянской азбуки к современному славянскому алфавиту"
Сценарий праздника...
Внеклассное мероприятие "История костюма в разные исторические эпохи".
Данное мероприятие показало обучающимся то , что архитектура, прикладное икусство и дизайн неотделимо связаны с историей костюма. Кроме этого, для каждой исторической эпохи характерен свой идеал ...
Внеклассное мероприятие "Георгиевская лента: история возникновения и значение"
Цель — создание условий для формирования чувства патриотизма; ознакомление с историей создания символа праздника — Дня Победы....