Рабочая программа "Инструментоведение и инструментовка"
рабочая программа по теме
Предмет инструментоведение и инструментовка" в музыкальных училищах по специальности 070113 «Теория музыки» является составной частью профессиональной подготовки студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumentovedenie_i_instrumentovka_to_2011.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Челябинской области
«Озерский государственный колледж искусств»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГКИ ______________ Н.Г.Федотова
«___»___________ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
«ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ИНСТРУМЕНТОВКА»
для специальности 070113 «Теория музыки»
Озерск
Редакция – 2002, 2007,2012г.г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (ГОС) и учебного плана по специальности среднего профессионального образования 070113 «Теория музыки»
Зам. директора ОГКИ
по научно-методической работе М.Н.Вырва
Зам.директора ОГКИ
по учебно-воспитательной работе О.С.Праздникова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК
«____» ___________ 20____г.
Протокол № __
Председатель комиссии Т.И.Савушкина
Автор - преподаватель оркестрового отделения Л.Г.Потапова
Рецензент:
Пояснительная записка
Предмет инструментоведение в музыкальных училищах по специальности 070113 «Теория музыки» является составной частью профессиональной подготовки студентов. Данная рабочая программа составлена на основе типовой учебной программы «Инструментоведение» для специальности «Музыковедение». Мн., 2010, автор Кожухарь В.И.
Предмет инструментоведение предусматривает изучение инструментов симфонического оркестра в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности.
Цели и задачи курса инструментоведения – дать необходимые сведения об истории развития музыкальных инструментов и симфонического оркестра,
ознакомить учащихся с различными видами и составами оркестров;
о современном симфоническом оркестре, о входящих в его состав инструментах,
об основных технических и музыкальных выразительных средствах, присущих оркестровым инструментам и симфоническому оркестру в целом, включая названия инструментов на итальянском, немецком и английском языках.
изучить различные виды партитур оркестра, порядок расположения инструментов и групп в оркестре;
дать представление о внешнем виде, истории происхождения, разновидностях и технических характеристиках инструментов, входящих в состав симфонического оркестра;
ознакомить с выразительными и исполнительскими особенностями различных групп оркестра, их составами и соотношением друг с другом, а также со спецификой звучания всего оркестра в целом;
привить навыки анализа оркестровых партитур.
Краткие методические указания.
Курс инструментоведения предполагает проведение лекционного и контрольного видов занятий. Для дополнительного ознакомления с видами и эволюцией оркестра, а также с историей происхождения и индивидуальными характеристиками отдельных инструментов и их разновидностей рекомендуется подготовка учащимися небольших докладов.
Очень важно для учащихся отделения проходить предмет в тесной связи с историей оркестровки, изучая специфику оркестра той или иной эпохи, того или иного композитора. Данный материал целесообразно представлять в виде самостоятельных докладов учащихся.
Урок должен сопровождаться показом иллюстраций, демонстрацией инструментов с описанием их устройства, прослушиванием музыкальных произведений с анализом партитуры, просмотром видеоматериалов, мультимедийных презентаций об инструментах и различных видах оркестра.
В качестве наглядного пособия рекомендуется использовать электронную энциклопедию «Музыкальные инструменты».
Требования к знаниям и умениям
По окончанию курса выпускник должен знать:
Знать историю музыкальных инструментов и их современную специфику, основные принципы инструментальных переложений.
Диапазон и исполнительские возможности оркестровых инструментов, составы оркестров.
Знать и понимать роль музыкальных инструментов и переложений.
Знать репертуар оркестровых инструментов и переложений.
Знать историю музыкальных инструментов и их современную специфику.
Знать основные принципы инструментальных переложений.
уметь:
Работать с программами музыкального редактирования.
Уметь слышать симфонический оркестр и симфоническую партитуру.
Ориентироваться в звучности инструментов и инструментальных групп, входящих в большой симфонический оркестр.
Уметь анализировать оркестровую партитуру.
Уметь практически делать инструментальные переложения
Уметь выполнять творческие задания средней трудности, связанные с переложением музыкальных текстов
Владеть современными нотными редакторами.
Контроль и учет знаний
С целью определения у студентов полноты и прочности знаний проводятся контрольные уроки, семинары, тестирование. Практикуется подготовка учащимися самостоятельных докладов. По окончании семестра по предмету выставляется итоговая оценка (зачет), которая выставляется на основании текущего учета знаний и ответа на контрольном уроке.
Содержание программы
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 семестр | Ауд. | Сам. |
1 | Общие сведения о симфоническом, оркестре, партитуре. | 4 | 1 |
2 | Струнно– смычковые инструменты, общая характеристика | 2 | 4 |
Скрипка (индивидуальные характеристики) | 2 |
Альт (индивидуальные характеристики) | 2 |
Виолончель (индивидуальные характеристики), | 2 |
Контрабас (индивидуальные характеристики); | 2 |
Ансамблевые свойства смычковых инструментов внутри группы | 2 |
Партитура струнного оркестра | 2 |
3 | Деревянные духовые инструменты, общая характеристика. | 2 | 3 |
Семейство флейт (индивидуальные характеристики) | 2 |
Семейство гобоев (индивидуальные характеристики). | 2 |
Семейство Кларнетов (индивидуальные характеристики). | 2 |
Семейство Фаготов (индивидуальные характеристики). | 2 |
Семейство саксофонов (индивидуальные характеристики). | 2 |
Ансамблевые свойства деревянных духовых инструментов | 2 |
Всего за семестр | 32 | 8 |
2 семестр |
4 | Малый симфонический оркестр. | 2 | 3 |
5 | Медные духовые инструменты (общая характеристика). | 2 |
Семейство валторн (индивидуальные характеристики) | 2 |
Семейство Труб (индивидуальные характеристики) | 2 |
Семейство Тромбонов (индивидуальные характеристики) | 2 |
Семейство Туб (индивидуальные характеристики) | 2 |
Семейство Корнетов (индивидуальные характеристики). | 2 |
Ансамблевые свойства медных духовых инструментов | 2 |
6 | Инструменты, не вошедшие в оркестровые группы – арфа, челеста, орган. | 2 | 1 |
7 | Группа ударных инструментов | 2 | 2 |
инструменты с определенной высотой звука: литавры (timpani), колокола | 2 |
ксилофон, колокольчики, вибрафон | 2 |
инструменты без определенной высоты звука: треугольник, бубен | 1 |
малый барабан, большой барабан | 1 |
тарелки, там-там, кастаньеты | 1 |
8 | Большой симфонический оркестр. | 4 | 1 |
9 | Вокально-хоровой коллектив | 1 | 1 |
10 | Анализ и оркестровка отрывков из оперных и симфонических партитур | 4 | 2 |
11 | Контрольный урок. | 2 |
Всего за семестр Всего за год | 38 | 10 |
70 | 18 |
Содержание учебного материала
Тема 1. Общие сведения о симфоническом оркестре. Возникновение и главнейшие периоды развития симфонического оркестра. Инструментальные группы в симфоническом оркестре. Расположение симфонического оркестра на концертной эстраде. Симфоническая партитура, порядок расположения в ней инструментальных групп и отдельных инструментов внутри группы. Источники звука и резонаторы в музыкальных инструментах.
Тема 2. Струнно – смычковая группа
Звуковой объем, состав и общая характеристика группы. Arco как основной способ звукоизвлечения на смычковых инструментах. Индивидуальные характеристики инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса. Внешний вид и главнейшие части инструментов, их назначение. Строй, звуковой объем, тесситура, регистры. Техническая подвижность.
Основные штриховые обозначения (оркестровые): tire, pousse, detache, legato, staccato,spiccato, martebe, tremolo; их значение. Обозначения, связанные с получением звуков особого тембра: pizzicato, col legno, con sordino. Динамические возможности (piano, forte, crescendo, diminuendo и др.) смычковых инструментов. Использование смычковых инструментов в оркестре. Ансамблевые свойства смычковых инструментов внутри группы. Унисонные и октавные соединения смычковых инструментов в мелодических линиях. Ведение мелодической линии смычковых в 3х, 4х, 5ти октавах. Смычковая группа в качестве самостоятельного струнного оркестра. Партитура струнного оркестра
Тема 3. Деревянные духовые инструменты. Состав, звуковой объем и общая характеристика группы.
Семейство флейт: большая флейта, малая флейта, альтовая флейта. Семейство гобоев: гобой и английский рожок. Семейство кларнетов: кларнеты (inB, inA, малый кларнет), бас кларнет. Фагот и контрфагот. Саксофоны. Краткие сведения об устройстве инструментов. Внешний вид и главнейшие составные части инструментов, их назначение. Способы звукоизвлечения, тесситура, звуковой объем, регистры, характеристика звучностей в различных регистрах.
Сведения о технических и выразительных средствах каждого инструмента в отдельности. Штриховые обозначения, динамические возможности. Нотирование в партитуре, использование деревянных духовых в оркестре.
Роль деревянных духовых инструментов как в своей группе, так и в оркестре в целом. Унисонные соединения деревянно-духовых в симфонической партитуре. Ведение мелодической линии в 3х, 4х, 5ти октавах. Соединение со струнной группой в мелодической линии, в гармоническом построении. Соединение деревянно-духовой группы со струнной в музыкальной ткани гомофонно-гармонического и смешанного гармоническо-полифонического склада.
Тема 4. Малый симфонический оркестр. Состав и общая характеристика малого симфонического оркестра. Партитура малого симфонического оркестра. Группы и отдельные инструменты в малом симфоническом оркестре. Группа смычковых в малом симфоническом оркестре. Общая характеристика. Группа деревянных духовых инструментов в малом симфоническом оркестре. Общая характеристика. Произведения, написанные для малого симфонического оркестра.
Тема 5. Медные духовые инструменты. Общая характеристика. Звуковой объем, состав и общая характеристика группы.
Семейство валторн, труб, тромбонов, туб, корнетов и саксофонов. Индивидуальная характеристика инструментов. Внешний вид и основные составные части инструментов, их назначение. Способы звукоизвлечения, тесситура, звуковой объем, технические возможности. Динамические возможности. Нотирование медных духовых инструментов в партитуре. Использование медных духовых инструментов в оркестре.
Тема 6. Инструменты, не вошедшие в оркестровые группы: арфа, челеста, орган.
Индивидуальная характеристика инструментов. внешний вид, устройство, звукоизвлечение. Технические и выразительные возможности. Использование в оркестре.
Тема 7. Ударные инструменты. Общая характеристика группы ударных инструментов.
Индивидуальная характеристика инструментов:
инструменты с определенной высотой звука: литавры (timpani), ксилофон, колокольчики, колокола, вибрафон;
инструменты без определенной высоты звука: треугольник, бубен, малый барабан, большой барабан, тарелки, там-там, кастаньеты.
Сведения об устройстве, способах звукоизвлечения, нотации, темброво-динамических и технических средствах, их роль в оркестре.
Тема 8.
Большой симфонический оркестр. Общая характеристика большого симфонического оркестра. Партитура большого симфонического оркестра. Общая характеристика групп. Произведения, написанные для большого симфонического оркестра. Общая характеристика групп.
Тема 9.
Вокально-хоровой коллектив.
Сходство тембров человеческого голоса с музыкальными инструментами. Типы певческих голосов, диапазон. Виды хоров.
Тема 10.
Анализ и оркестровка отрывков из оперных и симфонических партитур
Примеры проверочных работ
Тест № 1 Группа струнно-смычковых инструментов
По каким звукам настраиваются струны скрипки
По каким звукам настраиваются струны альта
По каким звукам настраиваются струны виолончели
По каким звукам настраиваются струны контрабаса
Сколько пальцев левой руки используются для игры на струнных инструментах
5, 4, 3 ?
Какие интервалы наиболее часто встречаются при игре на скрипке?
Дайте определение сурдины
Дайте определение приема игры пиццикато
Назовите штрихи, которые играют на струнно- смычковых инструментах
Назовите мастеров изготавливающих скрипки
Количественный состав скрипичной группы в оркестре
20, 36 , 24, 40?
Известные скрипачи?
Известные виолончелисты?
Известные альтисты?
Известные контрабасисты?
Диапазон скрипки
Диапазон альта
Диапазон виолончели
Диапазон контрабаса
В каких ключах пишут ноты для альта?
В каких ключах пишут ноты для виолончели?
В каком стиле музыки нашел распространение контрабас?
Назовите известные Вам школы игры на контрабасе и вкратце объясните их различие
Какой из струно-смычковых инструментов является транспонирующим?
Вычеркните то, что не имеет отношения к скрипке
Упор для подбородка, струнодержатель, колки тонкой подстройки (машинки), подставка, эфы, шпиль, струны, настроечные винты, гриф, смычок, альтовый ключ, лады
Тест № 2
Деревянно-духовые инструменты
Какие инструменты называются деревянно-духовыми, дайте определение
Вычеркните лишнее
кларнет
гобой
флейта Пана
труба
дудка
шалмей
корнет
горн
сакбут
зукра
Диапазон флейты
Диапазон гобоя
Диапазон кларнета
Диапазон фагота
Диапазон саксофона
Вычеркните не транспонирующие инструменты
флейта-пикколо
блокфлейта
гобой
кларнет
фагот
саксофон
английский рожок
Назовите композиторов, которые писали для флейты
в эпоху Барокко
в эпоху Классики
в эпоху Романтизма
XX веке
Назовите композиторов, которые писали для гобоя
в эпоху Барокко
в эпоху Классики
в эпоху Романтизма
XX веке
Назовите композиторов, которые писали для кларнета
в эпоху Барокко
в эпоху Классики
в эпоху Романтизма
XX веке
Назовите композиторов, которые писали для фагота
в эпоху Барокко
в эпоху Классики
в эпоху Романтизма
XX веке
Назовите композиторов, которые писали для саксофона
в эпоху Барокко
в эпоху Классики
в эпоху Романтизма
XX веке
Год создания кларнета?
1510
1710
1890
1310
Год создания саксофона?
1710
1890
1840
1960
Тест № 3
Медные-духовые инструменты
Какие инструменты называются медными-духовыми, дайте определение
Где в симфоническом оркестре расположена медная – духовая группа
Диапазон трубы
Диапазон тромбона
Диапазон валторны
Диапазон тубы
Вычеркните транспонирующие инструменты классического состава симфонического оркестра
труба
тромбон
валторна
туба
В каком году была сконструирована вентильная система и кем?
1830
1740
1890
1915
Выдающиеся музыканты, играющие на медных-духовых инструментах???
труба
тромбон
валторна
Вспомните симфонические произведения, где есть соло медных – духовых инструментов
Какой инструмент стал последним пополнением классического состава симфонического оркестра?
Какой инструмент считается «переходным» от деревянных инструментов к медным?
Инструментовка – изложение нотного текста для какого-либо ансамбля или оркестра. Нередко переложение произведений для ансамблей и различных малых составов называют инструментовкой, а переложение для оркестров - оркестровкой.
Курс «Инструментовка» изучается в тесной связи с курсом «Инструментоведение».
Цели и задачи курса:
закрепить у учащихся знание технических, тембровых и художественно- выразительных возможностей инструментов;
помочь учащемуся усвоить основные приёмы и правила инструментовки;
ознакомить с правилами написания партий инструментов, партитур различных ансамблей и оркестров.
дать представление о тембрах и красках оркестра инструментуемого произведения, исходя из стиля и содержания;
научить слушать и представлять звучание отдельных групп оркестра, одновременное звучание различных групп, а также звучание оркестра в целом;
научить подбирать состав оркестра или ансамбля для инструментуемого произведения в соответствии с жанром музыки;
сформировать навык применения основных приёмов и правил инструментовки при создании партитуры.
На индивидуальных занятиях с преподавателем и в ходе самостоятельной работы учащиеся выполняют практические задания по пройденному материалу.
Краткие методические рекомендации
Курс «Инструментовка» ограничивается 19 часами индивидуальных занятий. Это затрудняет освоение всего симфонического оркестра в полном объёме. Для более результативного усвоения материала рекомендуется инструментовать небольшие произведения или фрагменты произведений для отдельных групп оркестра на усмотрение преподавателя. Например, струнный квартет или квинтет, квартет или октет деревянных духовых, различные ансамбли медных духовых инструментов.
Для наиболее продвинутых учащихся можно рекомендовать инструментовать произведения для камерного оркестра (струнные и деревянные духовые инструменты) или для ансамбля деревянных и медных духовых инструментов. Одним из результативных методов освоения инструментовки является переложение готовой партитуры в двух- или четырёхручный клавир.
Контроль и учет успеваемости
По окончании освоения предмета «Инструментовка» проводится контрольная работа, в ходе которой учащиеся представляют все задания, выполненные за время прохождения курса. Учащиеся должны ответить на ряд вопросов по представленной партитуре или клавиру, касающихся правил записи, которыми они руководствовались при их создании.
Содержание программы
Учебно-тематический план курса
№ | Наименование тем | Количество часов |
Ауд. | Сам. |
1 | Струнная смычковая группа оркестра | 3 | 1 |
2 | Деревянная духовая группа оркестра | 3 | 1 |
3 | Медная духовая группа оркестра | 3 | 1 |
4 | Малый и большой симфонический оркестр | 9 | 3 |
5 | Контрольный урок | 1 |
Всего | 19 | 6 |
Содержание учебного материала
Тема 1. Струнная смычковая группа оркестра.
Ведущее значение группы струнных смычковых инструментов в симфоническом оркестре. Штрихи, способы звукоизвлечения на струнных смычковых инструментах. Функции группы в различных видах оркестров. Струнные смычковые в творчестве классицистов, романтиков, импрессионистов. Партитура для струнного оркестра и общие требования к её оформлению.
Практическая работа:
а) Проанализировать функциональное строение фортепианной ткани одной или нескольких пьес. Определить тесситуру каждого элемента, проследить голосоведение в сопровождающих голосах.
б) Инструментовка фрагмента фортепианных пьес.
Материал для анализа:
Григ Э.: Сюита “Из времён Гольдберга”
Лютославский В.: Траурная музыка
Мясковский Н.: Симфониетта ор. 32 (ч. 2 - вариации)
Онеггер А.: Симфония №2
Материал для инструментовки:
Р. Шуман «Грёзы».
П. Чайковский Детский альбом «Баба-Яга».
В. Зиринг «Сказание».
Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».
Н. Раков «Рассказ».
Тема 2. Деревянная духовая группа оркестра.
Общая характеристика выразительных и технических возможностей группы деревянных духовых инструментов:
составы деревянных духовых инструментов в оркестре
деревянные духовые как самостоятельная группа оркестра
- конструктивные особенности, способы звукоизвлечения, функции в оркестре
- разновидности деревянных духовых. Строй. Транспозиция.
- Порядок размещения партий в партитурах.
Практическая работа:
Выполнить упражнения по транспозиции (в строи Си-бемоль и Ля)
Инструментовать несколько аккордовых последовательностей
Расписать полифоническую пьесу (или её отрывок) на заданный состав деревянных инструментов
Инструментовать пьесы простого гомофонного склада и несложные по фактуре.
Материал для анализа:
Бетховен Л. Секстеты ор. 71 и 81 (в)
Брамс И. Симфонии № 3,4 (медленные части) Концерт для скрипки с оркестром (ч. 2)
Мендельсон Ф.“Сон в летнюю ночь”: Ноктюрн
Моцарт В. Серенады для духовых (№№ 10, 11, 12)
Римский-Корсаков Н. Антар (начало 1 ч.)
Чайковский П. Вступление к опере “Иоланта”
Материал для инструментовки:
Р.Шуман пьесы из «Альбома для юношества»
П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома»
С. Прокофьев «Прогулка».
А. Эшпай «Перепёлочка».
Р. Яхин «На ёлке у Гюзель».
Б. Барток «Вечер у секеев».
И. Гесслер Скерцо g-moll.
Тема 3. Медная духовая группа оркестра.
Состав медной группы в симфоническом оркестре, других видах оркестров. Группа медных духовых в партитуре. Выразительно-изобразительные и функциональные возможности медных духовых. Способы звукоизвлечения. Порядок расположения партий медных в партитуре. Способы расположения инструментов в аккорде и функциональная роль инструментальных групп. Тромбоны и трубы - основа медного tutti. Роль валторн. Смешивание тембров. Соединение медной группы с деревянными духовыми.
Практическая работа.
Оркестровать гармонические задачи или отрывки аккордовой фактуры для полной медной группы (с двумя и с тремя трубами).
Материал для анализа:
Вагнер Р:Траурный марш из оперы “Гибель богов”, увертюра к опере “Тангейзер”, увертюра “Риенци”
Глазунов А.: Симфония № 3 (ч.ч. I и IV), Симфония №5, Симфония № 8 (ч. IV, начало)
Малер Г.: Симфония № 3 (ч. VI - реприза и кода)
Равель М.: Катакомбы (из “Картинок с выставки” Мусоргского)
Рахманинов С.: Симфонические танцы (ч. II)
Материал для инструментовки:
Вагнер Р.: Траурный марш из оперы “Гибель богов”, увертюра к опере “Тангейзер”, увертюра “Риенци”
Р. Шуман Листок из альбома ор.99 №4.
Э. Григ «Народная мелодия».
Н. Мясковский «Напев» ор.29 №1.
Г. Свиридов «Зима».
Ю. Слонов «Береги любовь».
Тема 4. Малый и Большой симфонический оркестр.
Типовые формы составов малого симфонического оркестра. Деревянные духовые и валторны. Участие ударных инструментов и типовое количество исполнительских партий. Строение оркестровой ткани Малого и Большого симфонического оркестра. Основные функции оркестровых групп. Соединение трёх полных групп оркестра.
Особенности звукоизвлечения на различных инструментах, входящих в группу ударных. Функции ударных в зависимости от стиля, характера, темпа музыки. Системы записи партий ударных инструментов. Ударная установка. Ударные с определённой и без определённой высоты звучания. Оркестровая ткань. Оркестровка основных элементов ткани средствами большого оркестра. Последовательность вступления групп и её зависимость от драматургического развития. Цели и выразительное значение tutti. Связь их с общим развитием формы произведения. Кульминации. Крещендо и диминуэндо в оркестровке; крупные акценты. Разнообразие красочных средств большого оркестра. Подбор тембров.
Практическая работа.
Оркестровать гармонические задачи и сделать оркестровые переложения фрагментов фортепианной музыки Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, Чайковского, Скрябина или Шостаковича (3-4 партитуры по 16-20 тактов)
Материал для анализа:
Для малого симфонического оркестра:
Бизе Ж.: Антракты из оперы “Кармен”, “Арлезианка”, Детские игры
Глинка М.: Вальс-фантазия, “Князь Холмский”
Прокофьев С.: Классическая симфония
Чайковский П.: Сюиты №№ 1,3, Симфония № 3 (ч.ч. II и IV)
Берлиоз Г.: Танец сильфов, Скерцо феи Маб (из “Ромео и Джульетты”)
Бородин А.: Симфония № 1 (Анданте и Скерцо)
Брамс Й.: Серенада ор. 16 для малого оркестра (ч. 1), Симфония № 3 (ч.ч. II и III)
Лядов А.: 8 русских народных песен, 5 песен для голоса и оркестра, Скорбная песня (ор. 67), Волшебное озеро
Мусоргский М.: Вступление к опере “Хованщина” (в редакции Н. Римского-Корсакова)
Для Большого симфонического оркестра
Бетховен Л.: Симфонии №№ 9, 5 (ч. IV), Увертюры “Леонора” № 3 и № 2
Бородин А.: Симфонии №№ 1-3, Половецкие пляски из оперы “Князь Игорь”
Брамс Й.: Симфонии №№ 1-4
Брукнер А.: Симфонии №№ 4, 5 (по выбору)
Вагнер Р.: Увертюры к операм “Тангейзер” и “Мейстерзингеры”, Вступления к операм “Лоэнгрин” и “Тристан и Изольда”, Траурный марш (из оперы “Гибель богов”), "Полёт валькирий"
Хиндемит П.: Симфонии, Концерт для оркестра (по выбору педагога)
Чайковский П.: Симфонии №№ 1-6, "Ромео и Джульетта", Симфония “Манфред”, "Франческа да Римини"
Рекомендации по самоподготовке студентов по дисциплине «Инструментоведение и инструментовка»
Основной задачей дисциплины «Инструментоведение и инструментовка» является формирование у студента навыков, способствующих его дальнейшей профессиональной работе: функциональное оркестровое мышление, развитое гармоническое мышление, горизонтально-полифоническое мышление, хорошо развитое чувство формы; развитие навыков переложения инструментальных произведений, фортепианных клавиров для различных составов ансамбля и оркестра.
Чтобы самостоятельно сделать переложение, нужно знать основные приёмы переложений - правила, которые сформулированы в тематическом содержании предмета. Освоение темы будет более эффективным, если теоретические знания будут сочетаться с анализом специально подобранных к данной теме примеров переложений. Поэтому анализ примеров переложений не только на уроке, но и дома, позволит глубже освоить разнообразные приемы письма, встречаемые в мировой литературе.
Данный предмет является дополняющим специальный цикл теоретических дисциплин. При его изучении должны быть обеспечены межпредметные связи с такими дисциплинами, как гармония, анализ музыкальных произведений, чтение оркестровых партитур, музыкальная информатика.
Знание этих предметов сыграет свою положительную роль в практическом освоении инструментовки.
Студент, выполняя переложение самостоятельно, должен сначала овладеть самой партитурой, свободно и грамотно исполнить ее на фортепиано. Работа над освоением партитуры - самостоятельная домашняя работа студента. К самостоятельной работе относится и анализ произведения: форма, тип фактуры, диапазоны и строй инструментов, определение тесситуры, гармонический анализ.
Весь этот объем самостоятельной работы в сочетании с заданной определенной темой даст возможность сделать грамотное переложение произведения.
Практическое освоение предмета способствует развитию творческого мышления студентов. Планомерное, систематическое выполнение домашнего задания будет способствовать раскрытию творческих возможностей студента, так как занятия по инструментоведению и инструментовке могут явиться началом более углубленного изучения основ оркестрового письма.
Основная литература
Д.Блюм Краткий курс инструментоведения Москва 2008
Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. Москва, 1952.
. Зряковский Н. Задачи по курсу инструментоведения. - М., 1967
Зряковский Н. Общий курс инструментоведения. - М., 1963
Мальтер Таблицы по инструментоведению
Раков Н. Задачи по инструментовке. - М., 1975
Раков Н. Практический курс инструментовки. - М., 1985
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. СПб.: Композитор, 2005
Дополнительная литература
Агафонников Н. Симфоническя партитура. Ленинград, 1981.
Барсова И. Книга об оркестре. Москва, 1978.
Благодатов Н. История симфонического оркестра. - Л., 1969
Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Москва,1972.
Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. Москва, 1961.
Вольф О. Е. Хрестоматия по чтению партитур. Издание второе. - Л., 1976
Глинка М. Заметки об инструментовке. - М., 1954
Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. Москва, 1973.
Карс А. История оркестровки. Москва, 1990.
Клебанов Д. Искусство инструментовки. Киев, 1972.
Кожухарь В. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры.
Лань. Планета музыки. СПб.2009.
Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. Москва, 1973
У Пистон Оркестровка, Москва 2000
Римский - Корсаков Н. Основы оркестровки./ Полн. собр. соч. (Литературные произведения и переписка), т. III. - М., 1959
Финкельштейн И. Некоторые проблемы оркестровки. - Л., 1969
Фортунатов Ю. и Барсова И. Практическое руководство по чтению симфонических партитур, вып. 1. - М., 1966
Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. Москва, 1989.
Приложение №1
Примерный план анализа партитур.
I. Общая характеристика партитуры – жанр произведения (симфония, симфоническая поэма, сольный концерт и т.п.), количество частей.
Состав оркестра (камерный, большой – двойной, тройной; духовой – большой, малый и т.п.) и общее количество инструментов. Количество инструментов по группам. Изменение состава оркестра (если таковое имеется) в разных частях произведения.
Использование групп оркестра в оркестровой ткани (по частям и на протяжении всего произведения). Выделить солирующие группы, аккомпанирующие (бас и середина оркестровой ткани).
Применение отдельных инструментов на протяжении всего произведения и отдельных частей. Выделить солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты и группы.
II. Более подробно разобрать отдельный, наиболее яркий фрагмент партитуры, например кульминацию всего произведения. Охарактеризовать фактуру выделенного фрагмента, группы, количество участвующих во фрагменте инструментов. Роль групп и инструментов в этом фрагменте – солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты.
В полифонической фактуре выделить солирующие и имитирующие голоса, исполняемые различными инструментами.
В аккордовой фактуре фрагмента рассмотреть распределение звуков аккордов по группам и инструментам, удвоения звуков различными или одинаковыми по тембру и силе звука инструментов.
В произведениях с инструментами соло (концерты, концертино и т.п.) рассмотреть наиболее интересный фрагмент взаимодействия солирующего инструмента с другими инструментами, группами и всего оркестра.
Охарактеризовать динамику выделенного фрагмента и её влияние на фактуру партитуры (прозрачная, насыщенная и т.п.) с точки зрения использованных инструментов и их количества, например – минимум на p, pp и максимум на f, ff (tutti).
Количество и роль ударных инструментов в выделенном фрагменте – ритмический аккомпанемент или ритмическая основа всего фрагмента, имитация одного или нескольких инструментов, солирующая роль одного или нескольких инструментов. Ритмические акценты инструментов и группы, играющие важную эмоционально-эстетическую роль во фрагменте.
В программных произведениях, особенно с ярким, иллюстративным названием, привязать роль фактуры, ритма, количество и метод использования инструментов с заявленным сюжетом. Как и какими инструментами переданы характеристики героев, персонажей, картин природы и.т.п.
III. Окончательные выводы из проделанного анализа партитуры: образная сфера произведения, проявление стиля композитора в данном произведении и стилистического направления произведения в целом (пуантилизм, додекафония и т.п.), в том числе в соответствии с эпохой присущей данному стилю и направлению (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм и т.п.).
Приложение № 2
Перечень контрольных вопросов по курсу инструментоведения.
1. Симфонический оркестр. История происхождения и эволюция
2. Характеристика различных видов симфонического оркестра.
3. Камерный оркестр. Исторические сведения.
4. Камерный оркестр. Характеристика групп. Репертуар.
5. Струнные смычковые инструменты. История возникновения. Характеристика группы.
6. Индивидуальная характеристика скрипки (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров.
7. Индивидуальная характеристика альта (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров.
8. Индивидуальная характеристика виолончели (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров.
9. Индивидуальная характеристика контрабаса (строй, диапазон, штрихи). Применения в различных видах оркестров.
10. Деревянные духовые инструменты. История развития. Индивидуальная характеристика группы, область применения.
11. Флейта. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон.
12. Разновидности флейты. Применение разновидностей в оркестре.
13 . Гобой. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон.
14. Разновидности гобоя. Принцип нотации. Применение разновидностей в оркестре.
15. Кларнет. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон.
16. Разновидности кларнета. Принцип нотации. Применение в оркестре.
17. Фагот. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон.
18. Разновидности фагота. Принцип нотации. Применение в оркестре.
19. Орган. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение в оркестре.
20. Фортепиано. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение в оркестре.
21. Арфа. Историческое происхождение. Виды. Основные технические характеристики (штрихи, строй, диапазон). Применение в оркестре.
22. Группа ударных инструментов. История происхождения. Классификация на мембранофоны и идиофоны. Классификация на ударные с определённой и неопределенной высотой звука.
23. Основные виды ударных инструментов с определённой высотой звука. Индивидуальная характеристика, область применения.
24. Основные виды ударных инструментов с неопределённой высотой звука. Индивидуальная характеристика, область применения.
25. Транспонирующие инструменты симфонического оркестра.
26. . Медные духовые инструменты. История развития. Индивидуальная
характеристика группы, область применения.
27 Валторна. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи,
строй, диапазон.
28. Разновидности валторны. Принцип нотации. Применение в оркестре.
29. Труба. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон.
30. Разновидности трубы. Принцип нотации. Применение в оркестре.
31. Тромбон. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон.
32. Разновидности тромбона. Принцип нотации. Применение в оркестре.
33. Туба. Технические характеристики, принцип записи. Штрихи, строй, диапазон.
34. Разновидности тубы. Принцип нотации. Применение в оркестре.
35 Симфонический оркестр. Исторические сведения.
36. Симфонический оркестр. Характеристика групп. Репертуар.
Приложение № 3
Список произведений, рекомендуемый к прослушиванию на уроке инструментоведения.
Скрипка.
Э. Шоссон. «Поэма»
Б. Барток. «Рапсодия»
К.Сен-Санс. «Рондо-каприччиозо»
П.Чайковский. «Вальс-cкерцо», ор. 34
Л.Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром D-dur, Ор. 61.
С.Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, Ор. 19.
Я. Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром d-moll, Ор.47.
Альт.
И.С. Бах. Концерт для альта и струнного оркестра
Й. Брамс. Соната для альта и фортепиано F-dur
В. Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта Es-dur
И. Хандошки. Концерт для альта и стурнного оркестра C-dur
П. Хиндемит. «Траурная музыка» для альта и струнного оркестра
М. Таривердиев. Концерт для альта и струнного оркестра
Виолончель
И.Х.Бах Концерт для виолончели c-moll
Л. Бетховен. Двенадцать вариаций для виолончели и фортепьяно на темы оратории Генделя "Иуда Маккавей"
К. Сен-Санс. Концерт № 1 для виолончели с оркестром a-moll
П.Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
А. Глазунов. Испанская серенада, соч. 20 № 2
Контрабас
Дж. Боттезини. Концерт для контрабаса с оркестром h-moll
Р. Глиэр. Скерцо для контрабаса и фортепиано
А. Богатырёв. Концерт для контрабаса с оркестром
С. Кусевицкий. Концерт для контрабаса с оркестром
Н. Рото. Концертный дивертисмент
Флейта
Г.Телеман, Трио-соната D-dur для двух флейт и баса-континуо
А. Вивальди, Соната для флейты и фортепьяно
В.А. Моцарт. Концерт для флейты с оркестром G-dur
Ж. Ибер. Концерт для флейты с оркестром
Дж. Энеску. "Кантабиле и престо"
С. Губайдуллина. Концертное аллегро
Гобой
Т.Альбинони. Концерт для гобоя с оркестром
А. Вивальди. Концерт d-moll для двух гобоев, струнных, и континуо.
Й. Гайдн. Концерт C dur для гобоя с оркестром.
В.Беллини. Концерт для гобоя с оркестром Es-dur
Ж. Бозза. «Фантазия-пастораль»
Н. Платонов. Соната для флейты и фортепиано.
Кларнет
В. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром A-dur
К. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром №1 f-moll
Дж. Россини. «Интродукция, тема и вариации»
И. Стравинский. Три пьесы для кларнета соло
И. Пауэр. Будничные монологи №№ I, II, III, IV
М. Бурштин. Инвенция для кларнета соло
Фагот
И. Х. Бах Концерт для фагота с оркестром Es-Dur
В. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром B-Dur
Ф. Джеминиани. Соната для фагота и клавира a-moll
Ф. Давид Концертино для фагота с оркестром
Г. Гровле. "Сицилиана и аллегро"
Ж. Бозза. "Речитатив, сицилиана и рондо"
Саксафон
А. Эшпай. Концерт для саксофона-сопрано с оркестром
П. Крестон. Соната для альт-саксофона ор. 19
Ж. Ибер. "Камерное концертино"
П. Дюбуа. "Дивертисмент"
Ф. Декрюк. Соната для саксофона и фортепиано
П.Хиндемит. Соната для валторны или альт-саксофона
Валторна
В. Моцарт. Концерт № 1для валторны с оркестром D-dur
Б. Дварионас. Концерт для валторны с оркестром
Ж. Бозза. «В лесу»
К. Сен-Санс. Концертная пьеса для валторны и фортепиано
Р. Глиэр. Концерт для валторны с оркестром
Труба
И. Гуммель. Концерт для трубы с оркестром E-dur
А. Лорцинг. Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
П. Хиндемит. Соната для трубы и фортепиано
К.-В. Брандт. Концертная пьеса № 1, № 2
А. Арутюнян. Концерт для трубы с оркестром As-dur
Р. Щедрин. Концерт для трубы с оркестром
Тромбон.
Н. Римский-Корсаков. Концерт для тромбона с оркестром
Ф. Давид. Концертино для тромбона с оркестром
В. Блажевич. Концерт № 2 для тромбона с оркестром
Ф. Грефе. Концерт для тромбона с оркестром
А. Арутюнян. Экспромт
Н. Дагиров. Баллада
Туба
О.Шмидт. Концерт для тубы с оркестром
П. Хиндемит. Соната для тубы и фортепиано
А. Лебедев. Концерт для тубы и фортепиано
А. Лебедев. Концертное аллегро
В. Хартли. Концертино
Арфа.
А. Диттерсдорф. Концерт для арфы с оркестром
Г. Гендель. Концерт арфы с оркестром B-dur
В. Моцарт. Концерт для флейты и арфы с оркестром
М. Равель. Интродукция и Аллегро для арфы с оркестром
Р. Глиэр. Концерт Ор.74
А. Хинастера. Концерт Ор.25
Фортепиано.
И.С. Бах. Концерт для клавесина с оркестром d-moll
В.Моцарт. Концерты для Фортепиано с оркестром
Л. Бетховен. Концерты для Фортепиано с оркестром
Д. Шостакович. Концерт для фортепиано № 2
А. Онеггер. Концертино для фортепиано с оркестром
Ф. Пуленк. «Пасторальный концерт» для клавесина с оркестром
Орган.
И. Пахебель. Хоральные прелюдии для органа,
Г. Гендель. Концерт для органа с оркестром №13
А. Марчелло. Концерт для органа, гобоя и флейты
М. Регер. Фантазия и фуга d-moll
Дж.-Я. Форбергер, Канцоны для органа
Ф.Пуленк. Концерт для органа, литавр и струнного оркестра
Ударные инструменты.
Дж. Бек. Концерт для литавр и ансамбля ударных инструментов
Я. Вайнбергер. Концерт для литавр с оркестром
Д. Мийо. Концерт для ксилофона и маримбофона с оркестром.
Т. Майодзуми. Концерт для ксилофона с оркестром
Н. Живкович. Концерт для маримбы с оркестром № 1 и № 2
Э. Денисов. Концерт для вибрафона с оркестром
Б. Барток. «Музыка для струнных, ударных и челесты»
К. Кудрявцев. Концерт для ансамбля клавишных и ударных инструментов
И. Просвирин. «Ансамбль» для ударных инструментов.
Приложение № 4
Список программ и видеоматериалов, рекомендуемых для просмотра на уроке
Программы телеканала «Культура»
Серия передач «Нескучная классика» с Сати Спиваковой
Тележурнал «Абсолютный слух» с Геннадием Яниным, 2009-2012 год
Серия передач «Билет в Большой»
Телеканал Дискавери
Серия познавательных программ «Как это работает» (изготовление и создание инструментов)
Мультимедийная энциклопедия «Sonata не только Классика», автор Л.Залесскин, «Истра-софт», 2006 г
Мультимедийная энциклопедия «Музыкальные инструменты», «KoRax», 2002 г.
Нотный редактор Sibelius, Finale, MuseScore (изучаемый студентами на музыкальной информатике)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. "Русская кадриль" муз. О. Дымова
Инструментовка произведения "Русская кадриль" О. Дымова для оркестра русских народных инструментов детской музыкальной школы....
Инструментовка для оркестра русских народных инструментов р.н.п. "А я по лугу"
Инструментовка р.н.п. "А я по лугу" для оркестра русских народных инструментов детских музыкальных школ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...
РУССКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО В. Дмитриев переложение для духового оркестра, инструментовка Б. Шилов
РУССКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО В. Дмитриев переложение для духового оркестра, инструментовка Б. Шилов...
Партитура для духового оркестра Инструментовка Б.Шилов Парафраз "Латино"
Партитура для духового оркестра Б.Шилов Парафраз "Латино"...