Учебное - методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса"
материал по теме
Пособие содержит теоретический материал по периодам развития детского и юношеского голоса, методические рекомендации по работе с детьми в эти периоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
уч.-метод. пособие гигиена и охрана детского голоса | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гигиена и охрана детского голоса.
Детский голос вследствие малых размеров голосового аппарата сильно отличается от голоса взрослого человека мягкостью, «серебристостью» звучания, ограниченностью силы звука. Работая с детскими голосами, учитель музыки несет большую ответственность за воспитание певчески-правильного здорового голоса детей.
3.2.Основными правилами работы с детскими голосами являются:
строгое выдерживание естественного для данного возраста диапазона;
мягкое, свободное от зажимов и форсировки (чрезмерного напряжения голосового аппарата) пение;
ограниченная динамика;
подбор репертуара, доступного по образному содержанию и эмоциям;
непродолжительность занятий;
систематичность занятий.
• Возрастные особенности.
Способность петь проявляется у детей с двух лет. До семи лет пение сохраняет чисто фальцетный характер. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Голосовые связки очень тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса - высокий. У детей преобладает головной резонатор, грудной развит слабо, поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.
За школьный период голос проходит несколько стадий развития. Они связаны с половым созреванием, физическим и психическим ростом ребенка. Различают четыре основных периодов развития голоса детей:
Первый период «детский голос». 7-8 лет – 10-11 лет. Голос имеет чисто детское звучание звук нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Перенапряжение в этот период особенно вредно, т.к. приводит к стойкой хрипоте. При нормальном воспитании голос развивается хорошо и у мальчиков, и у девочек.
Диапазон звучания – ре1 -до2.
Внутри детского периода развития голоса существует так называемый период «расцвета голоса» 9-11 лет. Голос детей начинает звучать особенно хорошо. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Рост ребенка, как и в первом периоде, идет плавно.
Диапазон звучания – до1 -ми2 (фа2).
Предмутационный период, 11-12лет, В этот период развитие
организма идет неравномерно. Общий рост организма опережает рост гортани,
диспропорция влияет на звучание голоса, который теряет яркость, немного
сипит. Уменьшается диапазон: верхние звуки дети поют крикливо, с
напряжением, либо избегают их.
Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос - сим-до2.
Мутационный период, 13-14 лет — 16-17 лет.
Мутация – это переход детского голоса в голос взрослого. У девочек мутация проходит плавно, а порой и вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным развитием и ростом гортани. У мальчиков наблюдаются резкие скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. В период полового созревания отмечается рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1\2, а гортань мальчиков - в 2 раза. Наблюдается покраснение и набухание голосовых связок. Усиливается охриплость, сипота. Значительно уменьшается диапазон. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Появляется быстрая утомляемость. Интонация становится неустойчивой. Голоса мальчиков «ломаются». Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому (голос срывается, «петушит»). Занятия пением в этот период должны проводиться в определенном «щадящем режиме»:
ограниченный диапазон;
умеренная динамика, не требующая никакого напряжения голосового
аппарата;
ограничение по времени;
дети должны часто отдыхать – почти столько же, сколько пели (5-10
минут).
Если мутация проходит в острой форме, то занятия надо временно прекратить. Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос – сим-до2.
Послемутационный период, 17-18 лет. Постепенно увеличивается
диапазон, сила певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
ощущения при пении исчезают, идут на убыль сипота и хрипота. В это время у
поющих еще нет взрослого голоса, он только начинает приближаться к нему по
силе и тембру. Окончательное формирование голоса заканчивается к 20-ти
годам, а иногда и позже.
Диапазон голоса школьников. Зона, наиболее пригодная для
слухового восприятия и воспроизведения, называется рабочим диапазоном
голоса. Знание особенностей рабочего диапазона поможет учителю правильно
распределить ребят по голосам в хоре. В начальных классах поющие делятся на
первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями. В средних и
старших классах этого делать уже нельзя. В альтовую партию учитель
помещает учащихся с естественными низкими голосами, легко берущих звуки
до1-ре2. В сопрановую партию помещаются школьники с хорошо звучащими
верхними нотами ми1-фа2.
Диапазоны голосов
1-3 класс: ми1 - си1 (до2)
4-5 класс: 1-ый голос - до-ми2, 2-ой голос - сим - до
6-7 класс: 1-ый голос – до-ми2, 2-ой голос - сим-до2 (ре2) мутанты: мим - сим (до1)
Гигиена голоса.
Гигиена голоса - это соблюдение певцом определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.
Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.
Недопустимо длительное пение без перерывов, в не свойственной данному голосу тесситуре, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание.
Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а также для женщин во время менструаций.
Для голосового аппарата вредны резкие смены температуры, жара, холод, пыль, духота.
Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного.
Не следует петь сразу после принятия пищи, т.к. это мешает естественному дыханию.
Необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков.
Гигиена голоса неразрывно связана с жизненным режимом и общегигиеническими правилами. Укреплению здоровья голосового аппарата способствует закаливание.
Материал из учебно-методического пособия «Теоретические основы вокала»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"
Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми....
Учебно методический комплекс по учебной дисциплине "Охрана труда"
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (междисциплинарного курса) в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и сост...
Методические рекомендации "Работа над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы."
Методические рекомендацииРабота над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы....
Статья: « Охрана детского голоса»
Певческий голос - драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно....
Комплект учебно-методического обеспечения занятий по ПМ 02 МДК 02.05 Деятельность медицинской сестры при заболеваниях пациентов детского возраста
Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля.Тестовые задания представлены в следующих стандартизированных формах: закрытой (с выбором одного ответа). Тестовые задания нап...
Музыкальный букварь в сказках и картинках. Страна Ладландия (вторая часть) Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ.
Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ....
Учебно-методический комплекс по теме «Детские болезни. Модальные глаголы»
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения аудиторных занятий по английскому языку среди студентов 3 курса, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена по специальности ...