История русской культуры
рабочая программа по теме

Программа по предмету история русской культуры культурологического цикла знакомит обучающихся с путями и направлениями развития русской культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_russkoy_kultury.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Апшеронский район

Краснодарский край

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детская художественная школа г. Хадыженска

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

АВТОРИЗОВАННАЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

3-4 классов для культурологического отделения детской художественной школы (12-14 лет.)

   

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………        3

2.  Учебно-тематический план……………………………………           6    

Содержание предмета………………………………………… ..        10

Используемая литература………………………………………..       20

 Рекомендуемая литература для преподавателя……………….        21

 рекомендуемая литература для учащихся…………………….         21

           Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения, отделения, группы:

         «История русской культуры IX - начало XX в.в» - один из предметов культурологического отделения. Наряду с этим предметом на отделении изучаются: рисунок, живопись, композиция станковая, композиция прикладная, история изобразительного искусства, мифология, библейские истории, история религий мира, культурология.  Актуальность программы  курса  заключается в возможности  соединения и применения знаний учащимися  ДХШ  по истории изобразительного искусства, культурологии. Для художественных школ не разработаны программы по «Истории русской культуры» - предмета  культурологического отделения и поэтому возникла необходимость в создании программы, строящейся на учебнике «История русской культуры IX - начало XX вв» Т.И. Балкиной, учебной книге «Российская цивилизация IX-начало XX  века.». Эта программа является одной из модификаций программ, учитывающая возраст и уровень подготовки учащихся. Курс «История русской культуры» включает две части, органически связанные между собой:

  I - «Культура русского средневековья» IX-XVII вв.

       (3 класс ДХШ со специализацией «Культурология»)

 II - «Культура нового времени» XVIII- начало XXвв.

       (4 класс).

 «История русской культуры IX - начало XX вв» охватывает огромный временной отрезок, раскрывает особенности исторических процессов. Очень важно вызвать интерес учащихся к истории родного Отечества, русской культуре, истории Кубани. Эта программа приобщает учащихся к  пониманию того, что русская культура – одна из составных частей мировой культуры.

При освоении программы по этому предмету нужно решать ряд задач: обучающие, воспитательные и развивающие.

Обучающие:

- дать систему знаний  по изучению закономерностей  историко-культурного  процесса развития русской культуры;

  -овладение учащимися культурологического отделения профессиональной   терминологией, привитие профессионального вкуса, приобщение учащихся к гуманитарным наукам;

    - научить учащихся использовать знания, полученные на уроках истории, географии, литературы в процессе изучения истории русской культуры данного периода;

Развивающие:

   - познакомить учащихся ДХШ с явлениями культуры в  их конкретности  не только   закономерной ,но и случайной, наряду с высочайшими взлетами   в творчестве человека , а также повседневностью в жизни обычного человека;

- нацелить учащихся на необходимость  работы с литературой;

    - поощрять внимание , любознательность учащихся к предмету история русской культуры через работу над рефератами;

    - создать условия для реализации стремления учащихся к познавательной деятельности через художественную литературу, компьютерные технологии;

    - способствовать осознанному самостоятельному выбору учащимися ДХШ профессии , путем изучения индивидуальных предметов культурологического отделения;

Воспитательные:

   - приобщение учащихся к культуре родного края, воспитание чувства бережного отношения памятникам природы, народным традициям;

- формирование здорового образа жизни, коммуникативные навыки  и культуры поведения

- стимулирование интереса к творческим видам деятельности

- воспитание самостоятельности, инициативности, стремления к саморазвитию

- формирование художественного вкуса

Предмет «История русской культуры IX - начало XX» вводит учащихся в круг культурологических дисциплин, адаптирует  их  в информационном  культурологическом поле, дает возможность на профориентацию по дальнейшему профессиональному обучению. Для развития мотивации по изучению «Истории русской культуры IX - начало XX» проводятся экскурсии  в  краеведческие музеи, библиотеки, выставочные залы.  

 

Цель программы по предмету «История русской культуры» IX - начало XX  – познакомить учащихся ДХШ культурологического отделения с путями и направлениями развития русской культуры. Целенаправленно обучать учащихся умению анализа, систематизации периодов развития истории русской культуры. Воспитание у учащихся внутренней позиции о необходимости сохранения исторических и культурных памятников.

Особенность этой программы строится на предварительной подготовке учащихся по предметам культурологического цикла и истории изобразительного искусства.

Для освоения  программы необходимо учитывать возраст учащихся. Эта программа рассчитана на два года обучения (3-4 класс, 12-15 лет).

       На уроках по «Истории русской культуры IX - начало XX вв» учащиеся ДХШ получают возможность глубже проникнуть в материал по истории и культуре родного Отечества. Это укрепляет  самосознание, приобщает к гуманитарным наукам, дает импульс к творческому осмыслению. В ходе занятий учащиеся работают с техническими средствами(компьютер, видео, аудио), вырабатывают навыки самостоятельной работы с литературой. В качестве оценивания результатов могут использоваться тестирование, зачеты, экзамены.

Нормативные правовые документы, на основании  которых разработана рабочая программа:

 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции 10.02.2009 № 18

- ст.9.- Образовательные программы,  п.8 – Дополнительная образовательная программа

- ст.14 Общие требования к содержанию образования (п.5 – содержание образования определяется образовательной программой)

- ст.26 – Дополнительное образование, п.2- Реализация дополнительных образовательных программ

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, принятое на заседании Педагогического совета школы, протокол №1 от 30 августа 2011 г.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания:

Данная рабочая программа «История русской культуры» для 3-4 классов культурологического отделения детской художественной школы разработана на основании авторизованной  программы «История русской культуры» для 3-4 классов культурологического отделения детской художественной школы

преподавателя культурологического отделения МБОУДОД ДХШ г.Хадыженска А.П.Додеркиной, г.Хадыженск 2007г.

Указание отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная структурная перестановка порядка  изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений:

отличительные особенности  рабочей программы по сравнению с авторизованной программой  состоит в изменении часов на отдельные темы, это связано с тем, что учебный процесс школы разбит на 4 четверти. В конце каждой четверти проводится зачет по пройденному материалу.

Перечень учебно-методического обеспечения

- таблицы, схемы ;

- анкеты;

- раздаточный материал;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- мультимедийные программы;

- презентации.

Требования к уровню подготовки учащихся (рисунок)

По итогам обучения рисунку учащиеся за 2 года обучения должны освоить следующие

Знания:

- определение культуры, истории;

- иметь представление о месте русской культуры в системе мировой культуры;

- периодизацию   развития русской культуры, особенности, термины, понятия, имена, выдающиеся исторические события.

- основы теории искусства

Умения:

- различать особенности, характеризующие разные периоды развития русской культуры;

- уметь пользоваться терминами и понятиями и применять их.

Навыки:

- навыки самостоятельного анализа работ

- навыки пользования  литературным и видео материалом

Организация образовательного процесса:

Комплектность группы:  в среднем 10 человек

Возрастная группа: от 12 до 16 лет

Режим занятий:  1 раз в неделю по 1 часу (Общее количество часов-34)            

продолжительность урока – 40 минут

Ступень обучения: основная

Сроки и этапы реализации программы: 2 года

Контроль уровня обученности:

Вид контроля

   Формы контроля

                  сроки

Вводный

Диагностика знаний

В начале учебного года

Текущий

Открытые уроки

Викторины

 

В течение учебного года

Итоговый

Тестирование, зачеты 1 раз в четверть

Экзамен 1 раз в год

Ноябрь, декабрь, март,


май

Особые виды контроля

Зональные и краевые олимпиады


В течение учебного года

   Учебно-тематический план

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 3 КЛАСС

культурологическое отделение


п/п

Разделы, темы программы

Количество часов

            авторизованная

                программа

       Рабочая

        программа

Введение

1

              1

1

Раздел 1. Культура русского средневековья

(IX- XVII вв.)

Культура Древнерусского государства(IX –XII вв.)

8

              8

2

Золотой век культуры домонгольской Руси(XII-30-е годы XIII вв.).

5

7

3

Русская  культура II-й половины  XIII  - XV вв.).

7

7

4

Культура эпохи русского предвозрождения (кон.XV-XVI вв.)

5

4

5

Культура на переломе эпох. Барокко в русской культуре

XVII в.

8

7

                                                                                                             Итого:    34  часов                   34 часа

        Календарно-тематическое планирование

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 3 КЛАСС

Культурологическое  отделение

1 четверть


те

мы


урока

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

   план

    факт


1

Введение.

Общие закономерности  историко-культурного  процесса.

1

Балакина Т.И. История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.








1.





2











3







4







5








6







7







8






9

Раздел1.Культура русского средневековья(IX- XVIIвв.)

Культура Древнерусского государства(IX –XII вв.).

-Славянское язычество.











-Фольклор.







-Принятие христианства.







-Письменность и просвещение.








-Общественно- политическая мысль.







-Агиграфическая  литература - жития   святых






-Архитектура. Каменное строительство






-Монументальная живопись. Станковая живопись (икона)







8


1











1







1







1








1







1







1






1






Соловьев В. Золотая книга русской культуры. -М.: Белый город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

Балакина Т.И. История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Перевезенцев С.  Древняя Русь. История русского народа  с 1 по 1х век. - М.:  Белый Город,  2007г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Белоболичева Л.А., Орлова Н.Г. Герои русской истории.- М.: Белый Город, 2006 г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа Русский музей. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура.  Репродукции икон. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

2 четверть


те

мы

№ уро

ка

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

2




10





11







12










13







14







15







16

Золотой век культуры домонгольской Руси(XII-30-е годы XIIIвв.).

-Литература и научные знания





- Образование новых архитектурных школ. Владимиро - Суздальская.






-Зодчество. Новгородская школа.










-Сложение собственного изобразительного языка

владимиро - суздальской  живописной школы.




- Влияние демократизации жизни вечевой республики на становление новгородской школы живописи.





-Соприкосновение двух художественных направлений в живописи Новгорода





 -Приемственность традиций Киевской Руси в культуре раздробленных русских земель.

7



1





1







1










1







1







1







1



Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



Балакина Т.И. История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Репродукции икон.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа Русский музей.  Репродукции икон. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа Русский музей.  Репродукции икон. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Репродукции икон.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

 

3 четверть


те

мы


урока

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

3



17








18








19




20






21










22







23

Русская культура II половины

XIII  - XV вв.

-Просвещение и накопление научных знаний.







-Общественные идеи.








-Борьба против монголо-татар главная тема фольклора II половины XIII-XV вв.


-Идея общерусского единства, новое тематическое и стилевое  разнообразие в литературе II половины XIII- ХV вв.




-Новгород и Псков, Москва и Тверь – новые центры строительства Древней Руси.








-Время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода. Феофан Грек.





-Глубоко национальный, неповторимо индивидуальный стиль московской школы живописи. Андрей Рублев.



7


1








1








1




1






1










1







1


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г. Белоболичева Л.А., Орлова Н.Г. Герои русской истории.- М.: Белый Город, 2006 г.


Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура.  

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакина Т.И. История русской     культуры.      Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакина Т.И. История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Репродукции икон, фресок.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Репродукции икон.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

       

4




24








25






26










27

Культура эпохи русского предвозрождения (кон.XV-XVI вв.).


-Борьба за независимость – главная тема устного народного творчества.







-Общественно- политическая мысль и литература.





-Сложение новой общерусской архитектуры. Строительство Москвы.









-Актуальность политических идей, отраженная  в живописи ХVI в. Дионисий.



4



1








1






1










1




Балакина Т.И. История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ

гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа Русский музей.  Репродукции икон. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

4 четверть


те

мы


уро

ка

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

5




28







29











30










31






32











33










34

Культура на переломе эпох. Барокко в русской культуре XVII в.


-Школа и просвещение.







-Научные знания.











-Общественная мысль и публицистика.










-Становление русской художественной литературы.





-Борьба старых традиций и новых направлений в русском зодчестве ХVIIв









-Два этапа в развитии русской живописи ХVIIв.









-Роль живописи в переоценке  ценностей,  становлении  новой культуры.  













7



1







1











1










1






1











1










1

Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.- М.: Владос, 2002 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска.



Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа Русский музей.  Репродукции икон. картин. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.








                                                                      Итого: 34 часа

Учебно-тематический план

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС

культурологическое отделение


п/п

Разделы, темы программы

Количество часов

   Авторизованная

        программа

    Рабочая

      программа

6

Раздел II Культура нового времени (XVIII- начало ХХ вв.)

Преобразования  Петра I в области культуры

(Iчетверть XVIII в.)

7

7

7

Борьба за культурное наследие петровской эпохи

(2-я часть XVIII).

1

2

8

Формирование русской национальной культуры

(сер.XVIII- нач. XIX вв.)

8

7

9

Культура предреформенной России (1-я пол.XIX в.)

6

5

10


Культура пореформенной России (60-90-е годы XIXв.)

6

6

11

«Серебряный век» русской культуры  (кон.XIX -нач. XX вв.)

6

7

                                                                                                            Итого:    34  часов                   34 часов

Календарно-тематическое планирование

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС

Культурологическое  отделение

1 четверть


те

мы


урока

Содержание

занятия

Кол-во

часов

Дата

занятий

оборудование

план

факт

6




1










2






3






4






5










6







7





Раздел II Культура нового времени (XVIII- начало ХХ вв.)

Преобразования  Петра I в области культуры (Iчетверть XVIIIв.)

-Образование и наука.










-Книжное дело и печать.






-Общественно-политическая мысль и публицистика.







-Победа личностного начала, светские сюжеты о молодых,  энергичных дворянах.




-Новые явления в быту и общественной жизни.







-Простота и деловитость русской архитектуры  ХVIIIв.






-Приобщение к опыту мировой культуры русской живописи ХVIII в.





7




1










1






1






1






1










1







1





Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.- М.: Владос, 2002 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Репродукции картин. Рабочая тетрадь.

7

8














9

Борьба за культурное наследие петровской эпохи

(2-я четверть XVIII ).


-Образование и наука.










-Упорядочение новых явлений, освоение западного опыта в искусстве.


2




1










1





Балакина Т.И. История русской культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

2 четверть


Содержание

занятия

Кол-во

часов


Дата

занятий

оборудование


план

факт

8





10













11










12






13











14






15







16

 Формирование русской национальной культуры

(сер.XVIII- нач. XIX вв.)


-Переселение бывших запорожских казаков на Кубань.












-Система образования. Эпоха «просвещенного абсолютизма».









-Наука и техника.






-Общественная мысль и литература.











-Гармония единства европейских традиций и национальных начал в архитектуре.




-Русская скульптура и живопись -значительное явление мирового искусства середины ХVIII- нач.ХIХвв.





-Становление русского профессионального театра.












7




1













1










1






1











1






1







1


Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до концаХVIIIв. Учебник 5-7 классов общеобразовательных учреждений 3-е издание, стереотипное. –Краснодар.: ОИПЦ Перспективы образования, 2004 г. Мусихина Л.В., Полубабкина Л.В.

Кубановедение. Образовательная видеопрограмма для художественного

развития детей.  Кубановедение    5 мультимедийных уроков.                         Рабочая тетрадь. Доска.




Балакина Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.- М.: Владос, 2002 г. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.






Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь.


Балакина Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

3 четверть


те

мы


урока

cодержание

занятия

rол-во

часов

lата

занятий

оборудование

план

факт

9



17






18







19






20










21

Культура предреформенной России

 (1-я пол.XIX в.)

-Образование и просвещение. Наука и техника.





-Общественно-политическая мысль.







-Праздник русской литературы.






-Расцвет театрального и музыкального искусства.









-Плодотворное сотрудничество архитекторов, скульпторов, живописцев.


5


1






1







1






1










1





Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

 

Балакина Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакина Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура.  Репродукции. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


10





22










23







24







25







26










27


Культура пореформенной России

(60-90-е годы XIX в.)


-Школа, просвещение и печать.










-Наука и техника.







-Общественно-политическая мысль.







-Обличительный пафос русской литературы.






-Содружество талантливых  композиторов   с театром. «Могучая кучка».








-Кризис архитектуры и скульптуры при возросшем значении живописи.












1










1







1







1







1










1














Балакиа Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура.  Репродукции. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.- М.: Владос, 2002 г.  Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура.  Репродукции. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакиа Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев. колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура.  Репродукции картин. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.








4 четверть


те

мы


урока

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

11

28















29










30







31










32










33







34

«Серебряный век» русской культуры (кон.XIX -нач.XX вв.)


-Вклад кубанских просветителей в развитие русской культуры.











-Образование и просвещение, наука.










-Возникновение различных литературных направлений. «Серебряный век».





-Творческие искания в жизни русского театра на рубеже веков.









-Эпоха промышленного  прогресса в архитектуре на переломе веков.  









-Обновление в художественно-образной системе. Скульптура.






- Полемика множественных художественных группировок, активизация выставочной деятельности.

7



1












1










1







1










1










1







1



ТрехбратовБ.А. История Кубани с древнейших времен до конца XVIIIв. Учебник 5-7 классов общеобразовательных учреждений 3-е издание, стереотипное. – Краснодар.: ОИПЦ Перспективы образования, 2004 г. Мусихина Л.В., Полубабкина Л.В.

Кубановедение. Образовательная видеопрограмма для художественного развития детей.  Кубановедение    

  5 мультимедийных уроков.                         Рабочая тетрадь. Доска.


Балакиа Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М.: Белый Город, 2006г.

Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура.  Репродукции картин. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Балакиа Т.И. История русской

культуры.   Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназии, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: изд. центр Аз, 1995 г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Компьютер.


Милотворская М.Г. История русского искусства конца ХIХ начало ХХвв. «-Е изд; перераб. Том2. Книга 2.- М.: Изобразительное искусство , 1991 г. Мультимедийная

Программа по курсу мировая художественная культура.  Репродукции картин. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь.


Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004г. Мультимедийная программа по курсу мировая художественная культура. Рабочая тетрадь.


                                                                Всего: 34 часа 

Содержание  предмета.

 Введение.

Что такое культура, что такое история? Что является предметом изучения истории русской культуры? Место предмета истории русской культуры в мировой культуре.

Задача:  Сформулировать основные цели и задачи курса «Истории русской культуры» (IX -начало  XXвв).

     

  История  русской культуры.

  Раздел 1.   Культура русского средневековья (IX –XVII).

  Тема 1: Культура Древнерусского государства (IX - XII).

             

            Первое упоминание о славянах. Объединение восточных славян. Киевская Русь - контактная  зона между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Родовое древо Рюриковичей. Славянское язычество. Три основные этапа  развития. Фольклор. Заговоры, заклинания, пословицы, поговорки, обрядовые песни, сказки, «старины» - былинный эпос.

Начало проникновения восточных славян в Прикубанье.

Принятие христианства. Роль князя Владимира Святославича. Письменность и просвещение. Кирилл и Мефодий. Общественно-политическая мысль и литература. Летописание. «Повесть временных лет». «Слово о законе и благодати». Агиграфическая литература-жития святых. Архитектура. Каменное строительство. София Киевская, София Новгородская. Живопись. Монументальная живопись. Мозаика.  Богоматерь Оранта. Фрески. Портреты Ярослава Мудрого с семьей. Станковая живопись. Икона.

Задача:

1. Ввести учащихся в атмосферу эпохи Древней Руси IX – XII вв.

2. Помочь учащимся осмыслить свою причастность к великой Отечественной культуре через знакомство с историей Родного края.

   Тема 2:  « Золотой век»  культуры домонгольской Руси (XII - 30-е годы XIII вв.)

Дробление Древнерусского государства. Поиски сознания исконного единства Руси. Литература и научные знания. «Слова» (речь).  «Слово  о полку Игореве». Памятники дворянской общественной мысли. «Моление Даниила Заточника». Зодчество. Общие закономерности развития архитектурных форм. Новгородская  феодальная республика. Церковь Спаса-Нередицы. Бориса и Глеба.  Владимиро-Суздальское княжество. Успенский собор во Владимире. Церковь Покрова на Нерли.

Живопись. Фрески Успенского собора во Владимире. Икона «Владимирской Богоматери». «Богоматерь Оранта – Великая Панагия».

Новгородская школа станковой живописи. «Устюжское Благовещенье»

(XII в.). «Ангел златые власы» (XII - ХIII в.). Обобщенность линий, укрупненность форм, суровость, внушительность, звучность колорита (сочетание контрастных цветов - белого, красного, синего, зеленого).

         Самобытность форм разных культур (Новгородской, Владимиро-Суздальской) и их вклад в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов.

Задачи:Акцентировать внимание учащихся на формирование национальных черт в зодчестве, живописи домонгольской Руси (XII в -30-е года).

Тема 3: Русская  культура (II -й половины XIII – XV  в.)

     Просвещение и накопление научных знаний. Грамотность и знания. Церковная монополия на образование. Берестяные грамоты. Книжное дело. Математические познания. Космологические представления. Дипломатические связи. Итальянские колонии на Черноморском побережье. Расширение географического кругозора. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

 Общественные идеи. Фольклор и литература. Борьба против монголо-татар - главная тема. Историческая песня, сказания, легенда, воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Летописная повесть «Задонщина». Усиление общерусского единства.

Зодчество. Последствия монголо-татарского разорения. Сосредоточение строительства в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков), Владимирская земля (Москва и Тверь). Церковь Николы на Липне. Оборонное зодчество. Псковский детинец (Крома). Церковь Василия на горке. Каменные постройки Москвы. Троицкий собор Троице-Сергиева  монастыря.

Живопись. Изоляция Руси от Византии. Результат монголо-татарского нашествия – перемещение художественных центров с юга на север в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков). Эволюция живописи. Рисунок графичнее, колорит на ярких контрастных цветах. Расцвет блестящей монументальной живописи Феофана Грека. Новгородский период. Московский. Андрей Рублев. Глубоко национальный стиль, неповторимая индивидуальность.

Задачи:

Способствовать приобретению учащимися чувства уважения и гордости  за вклад древнерусского искусства в мировую культуру.

Тема 4:  Культура эпохи русского предвозрождения  ( кон. XV – XVI  в.)

Образование единого  государства. Формирование общерусской культуры. Соприкосновение с ренессансной культурой Запада.  Прикубанье в системе Международных отношений.  Фольклор. Осовременивание  героического былинного эпоса. Народная баллада. Общественно-политическая мысль и литература. Признаки религиозного свободомыслия. Светская публицистика. «Москва- третий Рим». Историческая литература. Остросюжетная повесть.

         Зодчество. Новый этап каменного зодчества. Храмы Соборной площади Кремля. Грановитая палата. Сложение новой общерусской архитектуры. Церковь Вознесения в Коломенском. Светское начало в храме Василия Блаженного. Разнообразие и оригинальность творческих решений в зодчестве.

Живопись. «Рублевское» направление в живописи. Ветхий завет, легендарно- исторический жанр, национальный быт. Дионисий. Цикл росписей Рождественского собор Ферапонтова монастыря. Строгий церковный надзор над иконописью. Возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Попытки воплощения исторического портрета в монументальной живописи. Книжная миниатюра претерпела изменения в связи с применением бумаги. Развитие гравюры на  дереве – ксилографии.

В  XVI  веке сложилась культура русской народности, многообразные явления которой подготовили  культурное развитие России в следующем столетии.

Задачи:

1. Создать условия учащимся для самопознания духовных ценностей как важных основ жизни человека через знакомство и изучение творчества великих русских мастеров  данного периода.

2. Приобщение учащихся к культуре родного края, воспитание чувства бережного отношения памятникам природы, народным традициям.

 Тема 5: Культура на переломе эпох, барокко в русской культуре XVII в.

Комплекс противоречивых факторов определивших условия развития русской культуры XVII в.: иностранная интервенция, крестьянские войны, городские восстания, централизация государства. Родовое древо династии Романовых. Церковный раскол в России. Начало освоения Кубани, расширение связей со странами Западной Европы.

Школа и просвещение. Женское образование. Домашнее обучение и воспитание. Основные учебные пособия: книги религиозного содержания, светские издания: буквари, азбуковники (словари иностранных слов). Средние школы  в Немецкой слободе. Государственные школы. Славяно-греко-латинская академия.

Научные знания. «Цифирная счетная  мудрость». Накопление  геометрических знаний при строительстве. Механика. Медицина. Историческая мысль. Симеон  Полоцкий.

Литература. Повести – жития (биографические), переводная светская литература приключенческого содержания. Демократическая сатира. Рифмованная поэзия драматургия. Освобождение от средневековых традиций.

Зодчество. Усиление светских мотивов. «Дивное узорочье». Деревянное зодчество. Каменное строительство. Реставрация Кремля. Теремной дворец Московского Кремля. «Нарышкинский» стиль или «московское барокко». Борьба новых и старых традиций.

Живопись. Отражение переоценки ценностей в живописи. Два периода. «Годуновская школа». «Строгановская школа». Второй период. Процесс освоения гуманистической культуры Запада. Художник-новатор Симон Ушаков. Парсуна. Фреска. Реалистические устремления.

         Кризис традиционной и становление новой культуры. Международные контакты России - возможность укрепления культурных связей.

Задачи:

1. Обучение учащихся умению анализа, систематизации знаний по теме.

3. Формирование культуры личности учащихся на примерах страниц истории Кубани.

Раздел 2. Культура нового времени (XVIII –начало  XX  в.)

Тема 6:  Преобразования Петра I   в области  культуры (1-я четверть XVIII в.)

Быстрый переход от средневековья к новому времени. Мощный импульс во время царствования Петра I. Образование и наука. Система светского образования. « Школы математических и навигатских наук», Пушкарская школа, цифирные школы, епархиальные, гарнизонные, солдатские. Академия наук в Петербурге. Книжное дело, печать. Развитие типографского дела. Первая газета «Ведомости». Появление цензуры.Синод. Общественно-политическая мысль и публицистика. Феофан Прокопович. Ликвидация монополии церкви в духовной жизни общества. Литература. Жанр «истории»- повести. Герой этих «петровских повестей»- молодые. энергичные, образованные дворяне. Искусство. Отчетливо светский характер. Принципы архитектуры нового времени. Строительство Петербурга. Доменико Трезини. Новые застройки Москвы. Простота и деловитость.

Живопись. Утверждение новых жанров и техник. Портрет. Новое понимание личности. И.Н.Никитин.

Новые явления в быту и общественной жизни. Идеология  петровского времени. Книга «Юности честное зерцало». Первый публичный театр в Москве. Стремление к приобщению ценностям европейской культуры и сохранение самобытности. Образование-привилегия дворянства и духовенства. Влияние церкви на идеологию, нравы, быт низов.

    Задачи:

1.Воспитание у учащихся внутренней позиции о необходимости сохранения исторических и культурных памятников.

2.Знакомство с основными направлениями в образовании и науке, печати, общественно-политической мысли, литературе, архитектуре и живописи.

Тема 7: Борьба за культурное наследие петровской эпохи

(2-я часть XVIII  в).

Утверждение абсолютизма в России. Казачество. Домострой. Походная жизнь, куреня, основание станиц. Время упрочения новых явлений в культуре, переработка опыта Западной Европы во всех  сферах человеческой деятельности.  Просвещение. Академическая гимназия при Петербургской академии наук. Научная мысль. Научные экспедиции. В. Беринг. Научная деятельность М.В. Ломоносова. Русская литература. Классицизм. Национальная тематика, связь с фольклором. Сатиры, оды, лирические песни. А.Д. Кантемир. В.К.Тредиаковский.

Архитектура. П.М.Еропкин.

Живопись. А.Матвеев. Владение приемами западноевропейской живописи. Скульптура. Жанровое многообразие. В.К. Растрелли-отец.

 Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой Родине – Кубани, через изучение исторической литературы, художественной литературы, литературы по искусству.

2. Показать сложность политической ситуации ( дворцовые перевороты)

Тема 8: Формирование русской национальной культуры ( сер. XVIII - нач . XIX   вв.).

Эпоха « просвещенного абсолютизма». Роль Екатерины II в укреплении и расширении территории России. Грамота 1792 года « за усердную и ревностную службу, за ненарушимую верность и мужественные подвиги на суше и водах». Переселение бывших запорожских казаков на Кубань 1792 год. Кошевой атаман З.А.Чепега. Войсковой судья А.В.Головатый. Войсковой город Екатеринодар (1793 год). Господство «турлучных», «мазанковых» построек. Дом атамана Черноморского казачьего войска Ф.Я.Бурсака. Интерес к гуманитарным и мировоззренческим аспектам культуры. Сложение «национальной культуры». Формирование интеллигенции. Система образования. Гимназии при Московском университете, Казанском. Народные училища. «Устав народных училищ». Профессионально-художественные закрытые училища. Миссионерские школы для нерусских детей. Подготовка кадров. Учительская семинария при Московском университете. Утверждение системы светского образования. Новые задачи образования. Наука. Техника. От накопления знаний к созданию учебных и научно-исследовательских учреждений, к формированию профессионалов, посвятивших себя научной деятельности. Приглашение европейских ученых. Русские изобретатели. И.П.Кулибин. И.И.Ползунов.

Общественная мысль. Просветительство. Гуманистические аспекты крестьянского вопроса. Н.И.Новиков. Критика самодержавия. А.Н.Радищев. Идеи мирного просветительства. Рост национального  самосознания. Интерес и истории, народной культуре. Литература. Классицизм с демократическими чертами. А.П.Сумароков. Жанры.

Архитектура. Единая стилевая основа. Барокко. Синтетический характер искусства. Ф.Б.Растрелли. Зимний дворец в Петербурге.  Екатерининский  дворец в Царском Селе.

Архитектура Москвы. Свое понимание барочной формы. Д.В.Ухтомский. Классицизм ранний. Общественные здания. А.Ф. Кокоринов. Академия художеств. Классицизм строгий. Частные городские дворцы, усадебные постройки. Д.Кваренги. Академия наук.

Ч.Камерон. Дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе. И.Е.Старов. Таврический дворец. Гармония единства национальных и классических начал. М.Ф.Казаков. Московский период. Псевдоготика.  В.И.Баженов.

Дом Пашкова. М.Ф.Казаков. Здание Сената в Московском Кремле. Дом Благородного собрания Колонный зал. Лучшие памятники московского классицизма.

Высокий классицизм. Начало XIX века. Русские зодчие используют основные принципы ордерной системы. Создали произведения воплотившие идею величия и силы Российского государства.  А.Н.Воронихин. Казанский собор в Петербурге. Ж.Тома. Ансамбль  Биржи на Васильевском  острове. А.Д. Захаров. Адмиралтейство.

Скульптура. Классицизм. М.И.Козловский. Статуя Екатерины II в образе Минервы. Памятник А.В.Суворову в Петербурге. «Самсон, раздирающий пасть льва в Петергофе». И.П.Мартос - «Фидий XIX века». Особый тип русского классического надгробья. Надгробия С.С.Волконской. Памятники-монументы. Памятник Минину и    Пожарскому. Фальконе. Памятник Петру I. Становление русского реалистического портрета. Ф.И.Шубин. Бюсты М.В.Ломоносова, А.М.Голицына.

Живопись. Изящество и декоративность стиля.  И.Я.Вишняков. Контрасты живописи А.П.Антропова. Камерный портрет. И.П.Аргунов. Академия художеств. Основное направление – классицизм. Исторический жанр. А.П. Лосенко. Жанр портрета. Ф.С. Рокотов. Д.Г.Левицкий. Последний значительный портретист XVIII века. В.Л. Боровиковский. Сентиментализм. Важный этап на пути становления реалистической живописи.

         Театр и музыка. Создание в Петербурге театров. «Русский театр для представлений  трагедий и комедий ». Крепостной театр графа Шереметьева. Национальная композиторская  школа. Ведущий  жанр-опера. Мировое признание.

Задачи:

Показать причины зарождения капиталистического уклада, утверждение «просвещенного абсолютизма», формирование «национальной культуры».

Тема 9: Культура предреформенной  России  ( I  пол. ХIX в.).

Небывалый патриотический подъем в русском обществе. Отечественная война  1812 года. Образование и просвещение. Кубанские просветители.   Объединение Синода и Министерства просвещения. Утверждение сословного принципа образования. Сдерживание просветительского гуманизма в высшей школе. Рост печати, отечественного книгоиздательства. Публичные библиотеки. Наука и техника. Развитие производства. Развитие ряда наук в тесной связи с практикой. Ряд открытий  в области фундаментальных наук. Мировая известность Н.И.Лобачевского. Вклад русских мореплавателей. Открытие Антарктиды М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном. «Топографическая анатомия» Н.И.Пирогова. Социальная направленность гуманитарных наук. Формирование национального сознания. «История государства Российского» Н.М.Карамзина. Зарождение буржуазной историографии в России. Профессора Московского университета С.М.Соловьев и Т.Н.Грановский. Начала выходить «История России с древнейших времен» Соловьева.

Общественно-политическая мысль. Нарастание революционной  и национально-освободительной борьбы. Декабристы на Кавказе. Обострение вопроса о сохранении русской самобытности, национального самосознания и национальной культуры. Идеи декабристов о путях формирования национальной общности. К.Р.Росинский (1775 -1825гг) – кубанский просветитель. Роль казачества в сохранении национального самосознания, участие в защите отечества (1812 год). Казачьи полки. Уклад. Синтез культур в кубанском казачьем костюме, народной культуре (песни, фольклор). Создание официальной идеологии - «православие, самодержавие, народность». Критика официальной идеологии. П.Я.Чаадаев. «Философские письма». Журнал «Телескоп». Основные течения общественной мысли середины XIX века – славянофильство, западничество, революционный демократизм.

Литература. Романтизм. В.А.Жуковский. Баллады «Светлана». Гражданский романтизм  К.Ф.Рылеев. Лирика. «Думы». Поэмы «Войнаровский», «Наливайко». А.А.Бестужев-Марлинский. Основы исторического романа. Середина 30-х годов утверждение в русской литературе реализма. «Пушкин есть явление чрезвычайное…может быть, единственное явление русского духа». Н.В.Гоголь. Проблема эстетического начала в человеке. Идея о возврате  культуры к церкви, о православной культуре. М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Ф.И.Тютчев. «Все во мне и я во всем…». Гуманизм, гражданственность, народность- традиционные черты русской литературы I половины XIX века. Театр и музыка. Роль театра в общественно-культурной жизни. Раздел Петровского театра в Москве. Драматическая труппа - Малый театр и оперно-балетная – Большой театр. Александрийский театр в Петербурге. Провинциальные крепостные театры. Яркий представитель классицизма петербургский трагик В.А.Каратыгин. Расцвет романтизма - творчество московского актера  П.С.Мочалова. Основоположник реалистической театральной школы- М.С.Щепкин. Музыка. Влияние общего патриотического подъема в связи с войной 1812 года. Возникновение национальной школы. М.И.Глинка. Национальная  русская опера, национальная инструментальная музыка, национальный романс. Основатель классической музыкальной школы. А.С.Даргомыжский. Новые жанры - народно-бытовая  музыкальная драма, сатирико-комическая песня, реалистически выразительный речитатив.

         Архитектура. Размах русского градостроительства после победы в войне 1812 года. Главными сооружениями становятся административные и гражданские здания. Единая ансамблевая  задача. Высокая форма синтеза  архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. Основной стиль пластических искусств  XIX века - высокий классицизм , часто называли русским ампиром. К.И.Росси. Михайловский дворец. Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская - со зданием Сената и Синода. Своеобразие московского ампира. Мягкость-  национальные черты. И.О.Бове. Реконструкция  Красной и создание Театральной площадей. Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном. Жилые дома  Д.И.Жилярди. Эклектика. О.Монферан. Исаакиевский собор. Классицизм с элементами Ренессанса. К.А.Тон. Русско - византийский стиль. Храм Христа  Спасителя в Москве.

Скульптура. Органичное слияние скульптуры и архитектуры. Мастера - монументалисты В.И. Демут - Малиновский С.С. Пименов, Архитектор  Воронихин. Казанский собор в Петербурге. Новый этап в развитии русской монументальной скульптуры.  Б.И. Орловский памятники  Кутузову и Барклаю де Толли на порталах  колоннады  Казанского собора. Монументально- декоративная  скульптура. Петербург. П.К. Клодт «Укрощение коня» на Аничковом мосту, памятник баснописцу И.А. Крылову, конная статуя  Николая I Развитие малой пластики П.К. Клодт.  

Живопись. Интерес к народной жизни, человеческой индивидуальности. Утверждение романтизма. Портрет.  О.А. Кипренский. Пейзаж. Пленэрная живопись. С.Ф.Щедрин. Портрет. В.А.Тропинин.  Бытовой жанр. А.Г. Венецианов. «На пашне. Весна». Формирование реализма. Историческая живопись 30-40 –годов. Пересечение классицизма и романтизма. К.П. Брюллов «Последний день Помпеи». Портрет. «Всадница». Центральная фигура русской живописи середины XIX века. А.А. Иванов. «Явление Христа народу». Черты реалистического метода. «Библейские эскизы». Критический реализм. Жанровая живопись.  П.А.Федотов. «Свежий кавалер». Самобытность, демократизм, гуманистическая направленность русской национальной культуры.

          Задачи:

Акцентировать внимание учащихся на патриотический подъем в русском обществе, связанный с Отечественной войной    1812 г.

 Тема 10: Культура пореформенной России (60-90 -е  годы XIX   века.)

 Последовательная попытка модернизации российского общества. Оживление демократизации культурной жизни. Школа. Просвещение и печать. Первые музеи на Кубани. Кубанский войсковой музей 1879 год. Е.Д.Фелицин 1848 -1903 гг. Сдвиги в народном просвещении – результат падения  крепостного права. «Положение о начальных народных училищах» 1864 год. Начальное образование, земские трехгодичные школы. Среднее образование. Классические гимназии.  Реальные училища, коммерческие, епархиальные. Женские гимназии. Циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 год. Высшее образование. Открытие новых университетов в Одессе и Томске. Высшее женское образование. Курсы врачей и учителей. Внешкольное образование – бесплатные воскресные школы. Возросло издание книг, периодической печати. Открытие первой Публичной библиотеки в Москве. Роль интеллигенции в развитии культурно – просветительских учреждений.

         Наука и техника. Успехи отечественной науки 60-90 годы XIX  века. Первая в мире женщина – профессор, член- корреспондент Петербургской академии наук. С. В. Ковалевская. Открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым. Разрабатывал проблемы освоения Северного пути. Прославленный физиолог И.М. Сеченов. Изобретения электротехников  А.Н. Лодыгина и П.Н. Яблочкова. Создание первого в мире самолета А.Ф. Можайским. Достижения  географической науки связаны с именами П.П. Семенова – Тян - Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо – Маклая. Развитие гуманитарных наук. Труды выдающихся историков. С.М. Соловьев «История России с древнейших времен». Общественно- политическая мысль. Формирование интеллигенции как слоя просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию.

Литература. Сокровищница мысли и духа. Творчество Ф.М. Достоевского. И.А. Гончаров - лучший романист. «Обломов». И.С.Тургенев. «Записки охотника». Л.Н. Толстой. Тема мучительных исканий, правдивость литературы. «Детство». «Отрочество». «Юность». Поиск преображения жизни. М.Е. Салтыков- Щедрин «Сказки». Музыка и театр. Втора половина XIX века – содружество талантливых композиторов – «Могучая кучка». М.А. Балакирев.  Реализм и народность. Камерная и симфоническая музыка. Вторая  « Богатырская  симфония» А.П. Бородина. Фортепьянные пьесы «Картинки с выставки» М.П. Мусорского. Национальная опера «Борис Годунов», «Хованщина» Мусорского. «Князь Игорь» Бородина. Крупнейшее явление музыки  XIX века  творчество П.И.Чайковского. Симфонии «Манфред», «Ромео и Джульетта». Музыка к балету «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Новый тип оперы «Евгений Онегин». Братья  А.Г. Рубинштейны – пианисты,  дирижеры, создатели первых российских консерваторий в Москве и Петербурге. Утверждение реализма в театре. А.Н. Островский. Пьесы «Доходное место», «Бесприданница». А.К.Толстой трилогия - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Лучшие традиции русской актерской школы – Малый театр в Москве (на сцене играла  М.Н. Ермолова и др.) и Александрийский в Петербурге (М.Г. Савина, П.А. Стрепетова).

         Живопись. Утверждение нового творческого метода – «критического реализма». Преобладание жанровой живописи. В.Г. Перов. Сатирические полотна «Чаепитие в Мытищах», эмоционально - лирические композиции «Проводы покойника». Из жанра выделялись эмоционально окрашенный пейзаж и психологический портрет. «Портрет Ф.М.Достоевского». «Товарищество передвижных художественных выставок» под руководством  В.Н. Крамского. Новый идеал личности  в портретах  крупнейших  деятелей русской культуры. Критический реализм. Пристальный  интерес к евангельской теме. Н.Н. Ге.  Исторические сюжеты. Просветительская линия в русской живописи. Батальный жанр. В.В.Верещагин. Новая  эстетика  пейзажа. И.И.Шишкин. А.К.Саврасов. Крупнейший художник – реалист. И.Е. Репин. Вершина передвижничества. В.И. Суриков.

Архитектура и скульптура. Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники. Появление новых типов сооружений (вокзалы, промышленные и торговые здания, доходные дома). Господство эклектики. Псевдорусский стиль. А.А.Семенов, В.О. Шервуд – Исторический музей  в Москве. Утрата синтеза искусств - в  монументальной скульптуре. М.О.Микешин(1835 – 1896). Памятники «Тысячелетию России» в Новгороде. Проект памятника Екатерине II в Екатеринодаре. Развитие станковой скульптуры. М.М.  Антокольский.

Задачи:

Коснуться основных сторон жизни модернизации российского общества (1860- 1870гг.)

 Тема 11: «Серебряный век»  русской культуры ( кон. ХIX - нач. XX вв.).

Незавершенность буржуазных реформ. Образование. Просвещение. Вклад кубанских просветителей в развитие русской культуры. Ф.А.Коваленко(1886– 1919гг).Екатеринодарская картинная галерея( 1904год) Ф.А.Щербина( 1849-1936г.) « История Кубанского казачьего войска»(1909г). Три ступени. Растущая потребность в специалистах. Частные высшие учебные заведения. Высшее женское образование. Рабочие курсы. Крупнейшие книгоиздатели А.С. Суворин в Петербурге и в Москве. «Дешевая литература». Наука.Деятельность Н.И.Веселовского на Кубани (1897г.) Новые области науки. Воздухоплавание. Н.Е. Жуковский.  Ракетодинамика. К.Э.Циолковский. Выдающийся русский физик П.Н. Лебедев. Физиолог И.П.Павлов. С.В.Очаповский(1878-1945г). «Летучие отряды» медиков на Кубани. Гуманитарные науки.  В.С.Соловьев.

Система-синтез религии, философии и науки. Литература. Реалистическое направление. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. Новые художественные качества - неоромантизм. А.М. Горький. Политический кризис. Декадентство. Поэзия символизма. А.А.Блок. В. Брюсов. К.Бальмонт. Акмеизм. Н.Гумилев. А.Ахматова. Футуризм. И.Северянин. Театр и музыка. Открытие в Москве художественного театра. В Петербурге театра В.Ф.Комиссаржевской Режиссерское творчество Е.Б.Вахтангова. Музыкальный театр. Петербургский Мариинский и московский Большой театр. Певцы мирового класса Ф.И.Шаляпин. Выдающийся композитор Н. А. Римский- Корсаков. Оперы-сказки «Садко». Реалистическая драма «Царская невеста».

Архитектура. Целостный архитектурный облик Екатеринодара. Н.М.Козо – Полянский(1875-1935гг). Дом Г.А. и Н.Л. Тарасовых(1913г). Здание Общества Взаимного кредита(1913г). В.А.Филипов. «Царские ворота»(1888г). А.А.Козлов. Дом купца Ф.М.Акулова. Отель «Централь»(1910г). Памятник Екатерине II(завершение Б.В.Эдуардсом в 1907г). Сооружения нового типа. Модерн. Ф.О.Шехтель.  Конструктивизм.  Нерусский стиль. А.В.Щусев. Казанский вокзал в Москве. Здание Третьяковской галереи в Москве. Скульптура. Обновление художественно-образной системы. Влияние импрессионизма. П.П.Трубецкой. Памятник  Александру III в Петербурге. А.С. Голубкина.  Женские образы. С.Т. Коненков. «Самсон, разрывающий узы». Живопись. Полемика множества художественных группировок. Размывание границ между жанрами – историко - бытовой жанр. А.П. Рябушкин. Историческая живопись. Высокая духовность героев. М.В. Нестеров. «Великий постриг». Лирическое направление в пейзаже «Березовая роща». К.А. Коровин - самый яркий представитель русского импрессионизма. Центральная  фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов. Живописный символизм- М. Врубель. Искусство лирика – мечтателя В.Э. Борисова - Мусатова.  «Мир искусства». «Голубая роза». «Бубновый валет». Абстрактное искусство. Расцвет поэзии и философии.

Задачи:

Раскрыть актуальность буржуазных реформ 80-90-х годов, сложность и противоречивость историко-культурного процесса.

Всего 68 часов

Используемая литература:

1.         Балакина Т.И.   История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие для   учащихся гимназии, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля.-М.: изд. центр  Аз,  1995г.

2.         Белоболичева  Л.А., Орлова Н.Г.   Герои русской истории. –М.:  Белый город,    2006г.

3.         Вансолов В.В., Лебедев А.К., Ракова М.М., Рязанцев И.В. История русского искусства  Х  первая половина ХIХ. Том 1. – М.: Изобразительное искусство, 1991г

4.         Забылин М.  Русский народ. Его обычаи, придания, обряды. – М.: ЭКСМО, 2006г.

5.         Ионов И.Н  Российская цивилизация  IX - нач. XX вв. Учебник   для 10-11 классов        общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1995г.

6.         Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. -  М.:   Просвещение,1987г.

7.         Костомаров Н.И.  Русская история. Издание подготовил Медведев Ю.- М.: ЭКСМО,  2004г.

 8.        Милотворская М.Б. История русского искусства конца Х!Х начало ХХ. 2-е изд; перераб. Том 2. Книга 2. – М.: Изобразительное искусство 1991г.

9.         Неклюдова М.Г. История русского искусства  вторая половина ХIХ. 2-е изд; перераб. Том 2. Книга 1. – М.: Изобразительное искусство, 1980г.

10.         Пашков Б.Г.  Русь Россия Российская империя. Хроника правлений и событий 862- 1917г. – М.: изд. Центр Ком,1997г.

Рекомендуемая литература для учащихся:

Бардадым В.П.Этюды о прошлом и настоящем Краснодара.Краснодар: Кн.изд.Наш край,1978.

2. Бормотов И.В.Мелодии синих гор.Новосибирск.ОАО Новосибирский полиграфический комбинат,2005.

3. ВакуленкоЕ.Народно-декоративное искусство Кубани: Традиции и современность.

Древняя Русь. Для среднего школьного возраста.- «Белый город»,2007.

5.  Керашев Т.А., Чирг А.Ю. История Адыгеи. Учебное пособие для учителей Майкоп, Адыгейское книжное издательство,1991.

      зовут…Краснодар,2007.

Рекомендуемая литература:

Бардадым В.П.Зодчие Екатеринодара. Краснодар: Советская Кубань,1995.

ДенисовН.Г,ЛяхВ.И.Художественная культура Кубани.- Краснодар ЭКО.Инвест,2000.

Казацкому роду нет переводу. Краевая юношеская библиотека. Информационно-библиографический отдел( материалы для проведения бесед о казачестве и освоении Кубани).Краснодар,1994.

Казачинский В.П.Архитектура и градостроительство Кубани XIX – XXвв. Краснодар: Экоинвест,2001.

Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/ Под ред. Проф.В.Н.Ратушняка.-2-е изд., исправленное.- Краснодар ОИПЦ» Перспективы образования,2004.

Савельев П.В.Тайны веков. Древняя история казачества. М: Вече, 2006.

Трехбратов Б.А.История Кубани с древнейших времен до конца XVIII в.:Учебник 5-7классобщеобразовательных учреждений. 3-е издание, стереотипное- Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»2000,2004.

Кубановедение. 5 мультимедийных уроков.

Мусихина Л.В, Полубабкина Л.И.убановедение.Образовательная видеопрограмма для художественного развития детей.

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русской культуры в таблицах

История русской культуры в таблицах...

В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

19 ноября 2019 года в Москве пройдет межрегиональный семинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий» (время проведения семинара...

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.4 Русская культура XVIII в.

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.4 Русская культура XVIII в....

Методические рекомендации для выполнения практических занятий по ДУП.12 Научная картина мира (раздел История русской культуры)

Методические рекомендации по выполнению практических работ по общеобразовательному учебному предмету «Научная картина мира. Раздел «История русской культуры» разработаны в соответств...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по ДУП 12 Научная картина мира (раздел История русской культуры)

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе учебного предмета     ДУП. 12 Научная картина мира, раздел «История русской культуры» разработан...