Методическое сообщение "Соломка".
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie_solomka._tehnika_obrabotki_i_izgotovleniya_ratot_iz_solomki.docx | 291.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
Общие представления о соломке и способах ее обработки
1. История плетения
2. Заготовка соломы
3. Обработка соломки
4. Оборудование
5. Инструктаж по технике безопасности
6. Техника инкрустации
Введение
В последние годы уделяется большое внимание изучению различных видов народного декоративно – прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты, рогозы и соломки.
В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской или сельской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта в какой – то мере помогут методические рекомендации, поэтому крайнее важно обеспечить методическими рекомендациями по работе с соломкой учреждения дополнительного образования детей.
Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.
Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу и играют большую роль в эстетическом воспитании учащихся.
Общие представления о соломке и способах ее обработки
- История плетения.
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.
С 70-х годов XX века все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.
Совершенство форм, плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства.
Поистине плетеная соломка необычайно красива! Не зря ее подчас используют в аппликациях как шпон, то есть отделочный материал, наряду с драгоценными сортами палисандра и карельской березы, розового и черного дерева! Соломка открывает неограниченные возможности дня творческой фантазии.
Еще один козырь дает умельцу в руки знание свойств природных красителей. Их можно извлечь из марены и полыни, лабазника и донника, ромашки и крапивы, василька и барбариса и многих, многих других. Чем можно было в старину окрасить шерстяные и льняные полотна? Только растительными красителями! Они давали глубокие и ровные, красивые тона, обладали высокой светостойкостью, не вызывали аллергий и иммунодефицитов.
Сегодня наметился отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Не один десяток мастеров занимается соломоплетением, соединившим старинное ремесло и современный дизайн. Молодые мастера вдохновляются искусством старых плетельщиков, которые еще в деревенском детстве пленились красотой и теплом материала, созданного природой.
Вместе с изделиями из соломы, камыша, созданными талантливыми мастерами, в жилище горожанина вновь входит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.
2. Заготовка соломы
Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Первый сбор - зеленые стебли еще без колосков, нежные, шелковистые. Нарезают и сушат в тени. Второй сбор - примерно через две недели, когда уже образовался колосок, нижняя часть стебля начинает желтеть, а верхняя еще зеленая. Зернышки как молочко, поэтому и называется период молочной спелости.
Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.
Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сначала удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.
Соломка разных злаков имеет свои особенности. Солома ржи толстая, с длинными междоузлиями, цвет у нее темный. Ржаная соломка незаменима при изображении сооружений деревянного зодчества, парусников. Пшеничная солома более светлая, но тоже толстая и грубая: её хорошо использовать например в тех работах, где изображают архитектурные сооружения. Солома ячменная - очень красивая, эластичная, блестящая.
- Обработка соломки
Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными.
Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить.
Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.
Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.
С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.
Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке.
Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью.
После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.
Отбеливание с применением химикатов требует осторожности. Переворачивать и доставить солому из раствора нужно деревянными щипцами, предварительно надев резиновые перчатки.
После отбеливания соломку тщательно промыть в большом количестве воды. Затем соломку сушат и связывают в пучки. Не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природную окраску, естественность.
Солома восприимчива к окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетать в аппликации и плетении естественный цвет с яркими цветовыми акцентами. Окрасить солому можно натуральными и анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.
Окраска натуральными красителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелуши ольхи или коры дуба придадут ей коричневый цвет.
При окраске нужно добавить в водный раствор поташ (соду).
При окрашивании анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. С этой целью принимают бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраски шерсти.
Раствор готовят из расчета:1 г краски, 1 л воды, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли. После окрашивания солому тщательно промывать.
Красивые темно – золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалить солому в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасалась с пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.
Проглаживание соломы
После распаривания сырья соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль волокон.
Расправляют соломины на х/б ткани. Затем проглаживают соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания. Проглаживать следует вдоль волокон.
Не стоит забывать и еще один способ обработки соломки, который незаменим в том случае, когда водно-тепловая обработка исключается (нет условий, не позволяет возраст учащихся). В этом случае используют механическую обработку соломки.
Для этого сухую соломку разрезают вдоль волокон кончиком ножницы, осторожно распределяют ее на столе и с силой проглаживают твердым, тупым предметом: линейкой, кольцами ножниц.
Такой способ обработки хорошо использовать в работе с дошкольниками, младшими школьниками, когда обработка утюгом исключена.
Способы наклеивания
При наклеивании соломки используют клей «Момент», резиновый или ПВА.
1-й способ: наклеивание пластины соломки на тонкую бумагу (калька, папиросная бумага). Соломины должны подходить друг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.
Делаем несколько таких заготовок, их должно быть столько, сколько оттенков нам понадобится для того или другого вида работы. За готовки необходимо просушить под прессом. С обратной (гуманочной) стороны рисуем нужные детали и вырезаем ножницами.
2-й способ: наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этом подбирается направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали и составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготовленный заранее фон.
Виды расположения соломки
Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водоросли, туловища и т.д.).
«Елочки» (такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков цветов, оперения птиц). Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно.
«Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для изготовления соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.
4. Оборудование
Для работы с соломкой не требуется каких– либо особых инструментов и специально оборудованного листа. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.
Во время работы потребуются:
- ножницы и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;
- клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;
- пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовых изделий;
- картон, калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий), рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);
- утюг и гладильная доска (для разглаживания соломы);
- паяльник (задают темные оттенки) малой мощности;
- карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти;
- деревянные заготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых предметах, декорируя сам предмет);
- емкость (лучше использовать кювет или таз).
5. Инструктаж по технике безопасности
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Следи за движением лезвий во время резания, 5. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6. Передавай ножницы кольцами вперед. 7. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 8. Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с утюгом:
1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.
2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.
3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.
4. Работать, стоя на диэлектрическом коврике.
5. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.
6. Включать утюг в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.
7. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.
8. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.
9. Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.
10. Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.
11. Следить за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться.
12. По окончании работы утюг отключить, вынимая только за вилку.
Соломка применяется не только для аппликации, но и для украшения самых разных изделий. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.
Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на нужные детали. На декорируемой поверхности намечают расположение деталей и приклеивают их, создавая определенный орнамент.
Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное его назначение – украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы. В работе по аппликации из соломки придерживаются в основном тех же правил, что и в аппликации из бумаги.
Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета. Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.
ИНСТРУМЕНТЫ
Основной инструмент, применяемый при инкрустировании соломкой, — нож-косяк. В распоряжении мастера должно быть несколько ножей с разными углами наклона лезвия. Изготавливают их из старых скальпелей или же полотен слесарной ножовки. Рукоятку делают из прочной и однородной
древесины лиственных пород — березы, бука, груши, яблони. Клееную рукоятку изготовляют из двух дощечек толщиной около 7 мм. Широкие грани (пласти) каждой дощечки шлифуют так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Затем на шлифованной грани одной или же двух дощечек вырезают гнездо, соответствующее форме ножовочного полотна. Вложив полотно в готовое гнездо, грани смазывают столярным или эпоксидным клеем и крепко зажимают дощечки в тисках. Когда клей высохнет, склеенные дощечки образуют монолитный деревянный блок, который обрабатывают ножом, стараясь придать будущей ручке удобную и красивую форму. Необходимо добиться, чтобы ручка постепенно сужалась в сторону лезвия, а сверху имела бы скошенный торец — его используют для разглаживания приклеиваемых соломин.
Чтобы вырезать из соломы одинаковые элементы узора, имеющие форму круга, овала, цветка и т. п., применяют специальные пробойники из стальных трубок. Соломенные элементы выталкивают из пробойников шомполом из толстой проволоки. Клей или лак на инкрустируемую поверхность наносят с помощью мягкой кисточки, связанной из беличьего волоса. Чтобы кисть было удобно держать в руке, ее длина должна быть не более 150 мм.
.
С помощью резачков из заготовленного материала нарезают калиброванные, то есть имеющие определенную ширину, полоски.
Одинаковые элементы будущих узоров (ромбики, треугольники, квадраты, трапеции и параллелограммы) отсекают от калиброванных полосок ножом-косяком на деревянной подрезной дощечке или же непосредственно на инкрустируемой поверхности. Соломенную полоску прижимают к древесной поверхности левой рукой, а в правой держат одновременно нож-косяк и кисть.
Но не все виды инкрустации выполняются исключительно из геометрических элементов. При необходимости мастер может вырезать любые фигуры, имеющие криволинейные контуры. Это расширяет его творческие возможности и позволяет выполнять сложные композиции с изображением различных бытовых сценок и сказочных сюжетов.
Сложные криволинейные фигуры вырезают из соломки ножницами или ножом-косяком. Но поскольку хрупкие соломины довольно легко раскалываются и имеют ограниченную ширину, их наклеивают вплотную одна к одной па писчую бумагу. Чтобы получилось сплошное, без просветов соломенное покрытие, края каждой соломины обрезают ножом-косяком по металлической линейке. Затем на бумагу наносят клей (например, крахмальный или ИВА) и одну к другой как можно плотнее укладывают соломенные полоски. Каждую полоску тщательно протирают торцевой частью рукоятки ножа-косяка. Проступивший в зазорах клей осторожно удаляют сухой тряпкой. Сверху соломенный набор накрывают чистым листом бумаги и прижимают дощечкой с грузом. Как только клей высохнет, бумагу с наклеенной на нее соломой вынимают из-под пресса. Если соломенные полосы хорошо обрезаны по краям и тщательно состыкованы, то они как бы сливаются в единую соломенную пленку. На ней можно нарисовать, а затем вырезать ножницами или ножом-косяком практически любую фигуру.
Наклеенная на бумагу солома потребуется для изготовления мелких фигурных деталей с помощью пробойника (рисунок 41 д). Для этих целей можно использовать обрезки, оставшиеся от вырезания крупных фигур. Благодаря бумажной основе вырубки из соломенной пленки не крошатся и не ссыпаются. Их выбивают из пробойника шомполом не реже чем через пять-шесть ударов. Кстати, оставшуюся после вырубки сеточку тоже можно использовать для отделки деревянных изделий.
Отсекая под разными углами от полоски треугольники, квадратики и ромбики, прямоугольники, трапеции и параллелограммы, получают узоры в виде всевозможных цепочек. Комбинируя эти геометрические фигуры, можно получить самые разнообразные орнаменты — от простейших узоров в полосе до более сложных розеток и растительных форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...