Разработка урока "Спирты и фенолы"
методическая разработка на тему
Урок с применением технологии критического мышления.Время проведения занятия 90 минут. Данный урок длительностью 90 мин с использованием презенации учителя, кратких сообщений и презентаций учащихся. Разнообразные формы урока позволяют работать с текстом, анализировать его, решать задачи и упражнения. Урок насыщенный и интересный. Получил высокую оценку методистов, присутствующих на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spirty_.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Хабаровский торгово-экономический техникум»
Рассмотрено Утверждаю
На заседании заместитель
Предметно-цикловой комиссии директора по НМР
химии и биологии _______ Т.В. Кириленко
Протокол № ___ от ______
Председатель ПЦК
_________ Т.В. Лескова
План проведения открытого урока
по учебной дисциплине «Химия»
тема: Спирты и фенолы.
Разработчик:
Лескова Т.В., преподаватель КГБОУ СПО ХТЭТ
Хабаровск , 2014
Цели:
Образовательные
- Изучить состав, строение и свойства и применение спиртов
- Познакомить учащихся с областями применения спиртов.
- Дать краткую характеристику фенолу
Развивающие:
- Способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов с текстом, выделять главное, сравнивать и анализировать прочитанное.
- Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи по схеме: состав вещества – строение – свойства — применение.
Воспитательные:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- Способствовать получению общего представления о составе, строении, свойствах и применении одноатомных, многоатомных спиртов и фенолов.
- Показать физиологическое действие алкоголя на организм человека.
Планируемые результаты обучения
Студенты должны знать:
Определение, состав, номенклатуру, свойства, получение, применение спиртов и фенолов. Влияние спиртов на организм человека.
Должны уметь:
Называть спирты по международной номенклатуре; составлять формулы и уравнения реакций, характеризующие свойства спиртов; решать расчетные задачи.
Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, набор шаростержневых молекул, спиртовка, этанол, спички, КОН, Сu(OH)2, пробирки, глицерин, цветные мелки.
Оснащение:
Карточки с текстом, мультимедиа установка, ноутбук, набор шаростержневых молекул, спиртовка, этанол, спички, КОН, Сu(OH)2, пробирки, глицерин, спички, цветные мелки.
Тип урока: Изучение нового материала
Методы обучения:
исследовательский; словесно-наглядный; практический
Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная
Вид урока: комбинированный
Способы работы: работа с дидактическим материалом, работа у доски, сообщения и презентации
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
1.Работа в парах, группах
2. Фронтальный опрос
3. Индивидуальная работа
Ход урока.
Организационный момент. (1-2 мин.)
Приветствие обучающихся. Проверка готовности студентов к занятию, отметка в классном журнале отсутствующих.
- Стадия вызова.
Какой класс соединений мы изучили? (УВ, состоящие их 2х х.э). Сегодня начинаем изучать соединения, в состав которых входит кислород. Первые представители это – спирты.
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «спирты»?
- Что вы знаете о них? На доске составляется опорный конспект темы в виде цветка. В центре цветка – слово «Спирты», вокруг - приведенные учащимися факты. Учащиеся не повторяют, а дополняют друг друга.
- Что ожидаете узнать?
- Почему вам это нужно? Формулируется цель занятия
Сегодня на занятии мы познакомимся с представителями класса спиртов. Изучим их характерные свойства, получение и применение, а так же влияние алкоголя на организм человека. Запись темы на доске.
Актуализация знаний. (10 мин)
- Решите задачу. Совместная работа в парах и группах
Определите молекулярную формулу вещества, содержащего углерода 52%, водорода – 13%, кислорода – 34,8%. Молекулярная масса вещества составляет 46. (С2Н6О)
Изучение нового материала (50 минут)
II. Стадия осмысления новой информации. / Приложение/
1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагаем прочитать текст и выполнить задание:
- изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки
* Я знаю
+ новая информация
! очень ценная информация
? не очень понятно
- думал иначе
2. Работа в парах - учащиеся обсуждают полученные данные
Анализ прочитанного текста
Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста.
- Определение спиртов
- Классификация и номенклатура
- Гомологический ряд одноатомных спиртов
- Физические свойства спиртов гомологического ряда
- Водородные связи, растворимость спиртов
- Краткая характеристика физических свойств метанола и его применение (презентация учащихся)
- Краткая характеристика физических свойств этанола и его применение (презентация учащихся)
- Применение этанола в качестве топлива (сообщение)
- Влияние алкоголя на организм человека (презентация)
- Краткая характеристика физических свойств этиленгликоля и глицерина, их применение (презентация учащихся)
- Строение молекул спиртов (этанола, этиленгликоля и глицерина)
- Химические свойства спиртов
1. Горение спиртов:
C2H5OH + 3O2 → 2CO2 + 3H2O
2. Взаимодействие со щелочными металлами:
2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑
СН2ОН – СН2ОН + 2Nа → СН2ОNа – СН2ОNа + Н2
3. Взаимодействие с галогеноводородными кислотами:
C2H5OH + HCl → C2H5Cl + H2O (кат. конц. H2SO4)
4. Окисление спиртов (демонстрация опыта)
C2H5OH + CuO → CH3COH + Cu + H2O(реакция идет при нагревании)
5. Дегидратация спиртов ( H2SO4конц.)
а) внутримолекулярная: C2H5OH → C2H4 +H2O ( H2SO4конц., tº>140ºС)
б) межмолекулярная: C2H5OH + НОC2H5 → C2H5O - C2H5 + Н2О Качественная реакция на глицерин
- Способы получения этанола и метанола (сообщение учащегося)
- Гидратация
СН2═СН2 + Н2О → C2H5OH (синтетический спирт)
- Гидролиз древесины
Целлюлоза → глюкоза→ этиловый спирт (гидролизный )
- Брожение пищевого сырья (зерновых, картофеля, отходы сахарного производства): С6Н12О6→ 2СО2+ 2C2H5OH
- Из синтез – газа: СО+2Н2→СН3ОН
- Фенол, свойства и применение (презентация учащихся)
III. Стадия размышления (рефлексия) (15 мин.)
Задание 1. Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке
Работа в парах - учащиеся рассказывают друг другу о полученных знаниях
Дополните предложения и сделайте выводы:
- Спирты – это …-
Общая формула спиртов….
- По числу функциональных групп спирты бывают …..
- Спирты по агрегатному состоянию бывают:
- Спирты взаимодействуют…
- Получают спирты…
Задание 2. Составление синквейна
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Домашнее задание (5 мин):
- Закончить реакции
СН3 ОН +О2 →
СН3 ОН+Nа→
СН3 ОН +НCl→
2.Составить структурную формулу 3,3-диметилбутанола- 2
- Осуществить цепочку превращений:
- СН3-СН3ОН → СН2 = СН2 →СН3 – СН3 →СН3-CH2Cl →
СН3 –СН2ОН→ CH3 COH
Подведение итогов урока.
Используемая литература:
1. http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm
2. Органическая химия: Электронный учебник для средней школы
Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова
3.http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm
4.Ерохин Ю.М. Химия: Учебное пособие проф. учебных заведений. М.: Мастерство, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме "Спирты и фенолы"
Открытый урок с использованием технологии критического мышления...
Презентация на тему "Спирты и фенолы"
Презентация включает в себя разнообразные задания с применением технологии критического мышления....
Урок – семинар в 10 классе по теме «Обобщение знаний о спиртах и фенолах»
Обобщение по теме "Спирты и фенолы"...
Фенол
Свойства. Применение...
Методическая разработка урока по химии на тему «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства»
Тема: «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства» Фенолы — органические вещества, молекулы которых содержат радикал фенил, связанный с одной или нескольки...
Тема 2.3.2 "Практическое занятие №6. Изучение свойств спиртов, альдегидов, фенола."
Химические свойства альдегидов, CnH2nO. Альдегиды – органические вещества, относящиеся к классу карбонильных соединений. Физические свойства и получение ... .....
фенол
самостоятельная по фенолу...