Разработка урока "Спирты и фенолы"
методическая разработка на тему

Лескова Татьяна Владимировна

Урок с применением технологии критического мышления.Время проведения  занятия 90 минут. Данный  урок длительностью 90 мин с использованием презенации учителя, кратких сообщений и презентаций учащихся.  Разнообразные формы урока позволяют работать с текстом, анализировать его, решать задачи и упражнения. Урок насыщенный и интересный.  Получил  высокую оценку методистов, присутствующих на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spirty_.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Рассмотрено                                                                               Утверждаю

На заседании                                                                             заместитель

Предметно-цикловой комиссии                                              директора по НМР

химии и биологии                                          _______ Т.В. Кириленко

Протокол № ___ от ______

Председатель ПЦК

_________ Т.В. Лескова

План проведения открытого  урока

 по учебной дисциплине «Химия»

тема: Спирты и фенолы.

Разработчик:

Лескова Т.В., преподаватель КГБОУ СПО ХТЭТ

Хабаровск , 2014

                                                                                       

Цели:

Образовательные

  1. Изучить состав, строение и свойства и применение спиртов
  2. Познакомить учащихся с областями применения спиртов.
  3. Дать краткую характеристику фенолу

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов с текстом, выделять главное, сравнивать и анализировать прочитанное.
  2. Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи  по схеме: состав вещества – строение – свойства — применение.

Воспитательные:  

  1. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.  
  2. Воспитывать коммуникативные навыки.
  3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  1. Способствовать получению общего представления о составе, строении, свойствах и применении одноатомных, многоатомных спиртов и фенолов.
  2. Показать физиологическое действие алкоголя  на организм человека.

Планируемые результаты обучения

Студенты должны знать:

 Определение, состав, номенклатуру, свойства, получение, применение спиртов и     фенолов. Влияние  спиртов на организм человека.

Должны уметь:

Называть спирты по международной номенклатуре;  составлять формулы и уравнения реакций,  характеризующие свойства спиртов; решать расчетные задачи.

Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, набор шаростержневых молекул, спиртовка, этанол, спички, КОН,  Сu(OH)2,  пробирки, глицерин, цветные мелки. 

Оснащение:

Карточки с текстом, мультимедиа установка, ноутбук, набор шаростержневых молекул, спиртовка, этанол, спички, КОН, Сu(OH)2,  пробирки, глицерин, спички, цветные мелки.

Тип урока: Изучение  нового материала

Методы обучения:

 исследовательский; словесно-наглядный; практический

 

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная

 Вид урока: комбинированный

Способы работы: работа с дидактическим материалом, работа у доски, сообщения и презентации

 Формы организации учебной деятельности обучающихся:

1.Работа в парах, группах

2. Фронтальный опрос

3. Индивидуальная работа


                                                    Ход урока. 

 Организационный момент. (1-2 мин.)
Приветствие обучающихся. Проверка готовности студентов к занятию, отметка  в классном журнале отсутствующих.

  1. Стадия вызова.

Какой класс соединений мы изучили? (УВ, состоящие их 2х х.э). Сегодня начинаем изучать соединения, в состав которых входит кислород. Первые представители это – спирты.

 -  Какие ассоциации у вас возникают со словом «спирты»?

 - Что вы знаете о них?  На доске составляется опорный конспект темы  в виде цветка. В центре цветка – слово «Спирты», вокруг - приведенные учащимися факты. Учащиеся не повторяют, а  дополняют друг друга.

- Что ожидаете узнать?

 - Почему вам это нужно? Формулируется цель занятия

         Сегодня на занятии мы познакомимся с представителями класса спиртов. Изучим их характерные свойства, получение и применение, а так же  влияние алкоголя  на организм человека.  Запись темы на доске.

Актуализация знаний. (10 мин)

  1. Решите  задачу.  Совместная работа в парах и группах

Определите молекулярную формулу вещества, содержащего углерода 52%, водорода – 13%, кислорода – 34,8%. Молекулярная масса вещества составляет 46. (С2Н6О)

Изучение нового материала (50 минут)

II. Стадия осмысления новой информации.  / Приложение/

   1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу  предлагаем прочитать  текст  и выполнить задание:

 -  изучите текст, в ходе работы на полях текста  карандашом делайте пометки

 * Я  знаю

+    новая информация

!    очень ценная информация

?    не очень понятно

-    думал иначе

2.  Работа в парах - учащиеся обсуждают полученные данные

 Анализ прочитанного текста 

  Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные  вопросы, свою точку   аргументируют   цитатами  из текста.  

  1. Определение спиртов
  2. Классификация и номенклатура
  3. Гомологический ряд одноатомных спиртов
  4. Физические свойства спиртов гомологического ряда
  5. Водородные связи, растворимость спиртов
  6. Краткая характеристика физических свойств метанола и его применение (презентация учащихся)
  7. Краткая характеристика физических свойств этанола и его применение (презентация учащихся)
  8. Применение этанола в качестве топлива (сообщение)
  9. Влияние алкоголя на организм человека (презентация)
  10. Краткая характеристика физических свойств этиленгликоля и глицерина, их применение (презентация учащихся)
  11. Строение молекул спиртов (этанола, этиленгликоля и глицерина)
  12. Химические свойства спиртов

1.     Горение спиртов:

  C2H5OH + 3O2 → 2CO2 + 3H2O

    2.  Взаимодействие со щелочными металлами:

     2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2

СН2ОН – СН2ОН + 2Nа  СН2ОNа – СН2ОNа + Н2 

     3. Взаимодействие с галогеноводородными кислотами:

     C2H5OH + HCl → C2H5Cl + H2O (кат. конц. H2SO4)

  4.   Окисление спиртов (демонстрация опыта)

C2H5OH + CuO → CH3COH + Cu +  H2O(реакция идет при нагревании)

 5.  Дегидратация спиртов   ( H2SO4конц.)

а) внутримолекулярная:  C2H5OH → C2H4 +H2O ( H2SO4конц., tº>140ºС)

б) межмолекулярная: C2H5OH + НОC2H5 → C2H5O - C2H5 + Н2О Качественная реакция на глицерин

  1. Способы получения этанола и метанола (сообщение учащегося)
  1. Гидратация

СН2═СН2 + Н2О → C2H5OH (синтетический спирт)

  1. Гидролиз древесины

Целлюлоза → глюкоза→ этиловый спирт (гидролизный )

  1. Брожение пищевого сырья (зерновых, картофеля, отходы сахарного производства): С6Н12О6→ 2СО2+ 2C2H5OH
  2. Из синтез – газа:  СО+2Н2→СН3ОН

  1. Фенол, свойства и применение (презентация учащихся)

III. Стадия размышления (рефлексия) (15 мин.)

  Задание 1. Расскажите, что нового узнали вы  на данном уроке

Работа в  парах  - учащиеся рассказывают друг другу  о полученных знаниях

Дополните предложения и сделайте выводы:

- Спирты – это …-

Общая формула спиртов….

- По числу функциональных  групп  спирты бывают …..

- Спирты по агрегатному состоянию бывают:

- Спирты взаимодействуют…

- Получают спирты…

Задание 2. Составление синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Домашнее задание (5 мин):

  1. Закончить реакции

СН3 ОН +О

СН3 ОН+Nа→

СН3 ОН +НCl→

2.Составить структурную формулу 3,3-диметилбутанола- 2  

  1. Осуществить цепочку превращений:
  2. СН3-СН3ОН →  СН2 = СН2 →СН3 – СН3 →СН3-CH2Cl →

 СН3 –СН2ОН→ CH3 COH

Подведение итогов урока.

Используемая литература:

 1. http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm 

2. Органическая химия: Электронный учебник для средней школы

Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова

3.http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm

 4.Ерохин Ю.М. Химия: Учебное пособие проф. учебных заведений. М.: Мастерство, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме "Спирты и фенолы"

Открытый урок с использованием технологии критического мышления...

Презентация на тему "Спирты и фенолы"

Презентация включает в себя разнообразные задания с применением  технологии критического мышления....

Фенол

Свойства. Применение...

Методическая разработка урока по химии на тему «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства»

Тема: «Фенолы — номенклатура, получение, химические свойства» Фенолы — органические вещества, молекулы которых содержат радикал фенил, связанный с одной или нескольки...

Тема 2.3.2 "Практическое занятие №6. Изучение свойств спиртов, альдегидов, фенола."

Химические свойства альдегидов, CnH2nO. Альдегиды – органические вещества, относящиеся к классу карбонильных соединений. Физические свойства и получение ... .....

фенол

самостоятельная по фенолу...