Материалы для занятий
материал
Материалы для проведения занятий по химии профессий и специальностей технического профиля подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neft_i_produkty_ee_pererabotki.pptx | 1.98 МБ |
tipy_himicheskih_reaktsiy.ppt | 1.28 МБ |
laboratornaya_rabota_metally_i_splavy.docx | 16.53 КБ |
laboratornaya_rabota_reaktsii_zameshcheniya.docx | 14.55 КБ |
test_osnovy_himii.doc | 32.5 КБ |
komplekt_kontrolno.docx | 168.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Название нефть произошло от древнеперсидского слова « нафта », что значит просачивающаяся .
Добыча нефти. Нефтяная морская платформа Нефтяная вышка Нефтяная качалка Фонтанный способ добычи
Транспортировка нефти. По морю (танкерами) По железной дороге (цистернами) Трубопроводный транспорт
Состав нефти. Алканы (от С 5 до С 50 ) Циклоалканы Ароматические углеводороды Примеси: песок; глина; соединения, содержащие кислород, серу, азот; вода.
Физические свойства. Густая маслянистая жидкость Цвет: от светло-коричневого до темно-бурого. Имеет характерный запах Легче воды (плотность от 0.65 до 1.05 г/см 3 ) В воде не растворяется Нет определенной температуры кипения
Переработка нефти Физическая первичная Химическая вторичная ректификация крекинг алкилирование ароматизация
Ректификация – разделение многокомпонентных жидких смесей на отдельные компоненты. Перегонка нефти основана на разности температур кипения углеводородов, входящих в ее состав.
Процесс расщепления углеводородов нефти на более летучие вещества называется крекингом (расщепление). Впервые крекинг осуществил в 1891 году русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. гексадекан октан октен бутан бутен этан этен
Термический крекинг Каталитический крекинг Температура 470 0 С-550 0 С P =2-7мПа Температура 450 0 С-500 0 С Катализатор Al 2 O 3 ∙nSiO 2 C n H 2n+2 алканы C n H 2n алкены изомеризация нормального строения Бензин содержит много непредельных углеводородов Бензин содержит углеводороды с разветвленной цепью Обладает устойчивостью к детонации Обладает еще большей детонационной устойчивостью Менее устойчив при хранении Более устойчив при хранении
Ароматизация Пиролиз нефти, риформинг . Риформингом называют переработку нефтепродуктов с целью получения ароматических углеводородов (повышающих октановое число бензина). Процесс ведут при t 0 500 0 C-540 0 C в присутствии катализатора. С 7 H 16 CH 3 CH 3 − 3H 2 − H 2 н-гептан (октановое число 0) толуол (октановое число 120) метилциклогексан (октановое число 70)
Алкилирование Процесс обратный крекингу. Соединение алканов с алкенами с увеличением углеводородной цепи. О бразуются углеводороды разветвленного строения, качество бензина повышается. СН 3 СН 3 СН 3 СН СН 2 С СН 3 СН 3 + СН 3 СН 3 СН 3 С СН 2 СН СН 3 СН 3 H 2 SO 4 t 0
Применение нефти. Все виды топлива Масла Гудрон Пластмассы Синтетические волокна Синтетические каучуки
Нефть Пропен Полипропилен Глицерин Взрывчатые вещества Лекарства (нитроглицерин) Парфюмерия
Нефть Этиленгликоль Этилен Антифриз Полиэтилен Лавсан Растворитель Этиловый спирт Бутадиен-1,3 Бутадиеновый каучук
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все что нас окружает состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
Отгадайте загадку и узнайте о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке Она идет, она прошла! Никто не скажет, что пришла! Она - ********** ******* !
Что такое химическая реакция? Химические реакции или химические явления – это процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие;
По каким признакам можно определить химические реакции? Выделение газа; Образование осадка; Выделение (поглощение) тепла и света; Появление или изменение запаха или вкуса; Изменение цвета;
Каковы условия возникновения реакций: 1) Образование хлорида аммония 2) Горение магния 3) Взаимодействие алюминия с иодом Смешивание веществ; Нагревание; Измельчение; Соприкосновение ; Растворение;
Химические реакции. Как классифицировать ?
Тема урока: «Типы химических реакций» Запишите тему в рабочую тетрадь
2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O CaO + H 2 O → Ca(OH) 2 Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O; 2HgO → 2Hg + O 2 Можно ли выделить признак, по которому возможно разделить эти реакции на группы? Различаются ли между собой реакции одной группы?
2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O 4P + 5O 2 → 2P 2 O 5 Na 2 O + SO 3 → Na 2 SO 4 CaO + H 2 O → Ca(OH) 2 Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие? Реакции соединения A + B → AB AB + CB → AB 2 C
Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O 2HgO → 2Hg + O 2 CaCO 3 → CaO + CO 2 2NO → N 2 + O 2 Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие? Реакции разложения AB → A + B AB 2 C → AB + BC
CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 Cr 2 O 3 + 2Al → 2Cr + Al 2 O 3 Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие? Реакции замещения AB + C→ A + CB
CuO + 2HCl → Cu Cl 2 + H 2 О BaCl 2 + K 2 SO 4 → BaSO 4 + 2KCl Что объединяет все эти реакции? В чём их отличие? Реакции обмена AB + CD→ AD + CB
Химические реакции Соединения Разложения Замещения Обмена A + B → AB AB + CB → AB 2 C AB → A + B AB 2 C → AB + BC AB + C→ A + CB AB + CD→ AD + CB
Лабораторные опыты
Задания парами: Внимательно прочитайте инструктивную карточку по проведению опыта. Соблюдая технику безопасности проведите химическую реакцию. Определите тип реакции, запишите уравнение реакции , укажите признаки прохождения реакции. Подготовьте отчет своей пары.
Техника безопасности: Вдруг попал тебе на кожу ядовитый химикат: срочно смой его водою, не то будешь сам не рад! Вдруг оставили спиртовку в открытом виде на столе. закрой ее без промедленья, не то сгоришь ты на огне!
Химические реакции Соединения Разложения Замещения Обмена CuSO 4 +2KOH=Cu(OH) 2 +K 2 SO 4 Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu 2H 2 O 2 =2H 2 O+O 2 S + O 2 = SO 2
Проверим свои знания ! На листке с тестом запишите свою фамилию. Для заданий части А , правильные ответы выделите кружком. В часть Б внесите соответствующие записи. Каждый вопрос оценивается баллами, максимальное количество баллов за тест 15 баллов. На выполнение теста отводится 8-10 минут Желаю удачи!
Домашнее задание: Перепишите приведенные ниже схемы уравнений реакций, вместо знаков вопроса напишите формулы соответствующих веществ, расставьте коэффициенты и поясните, к какому типу относится каждая из указанных реакций: Zn+?→ZnO Fe+?→FeCl 3 Al(OH) 3 →Al 2 O 3 +? Al 2 O 3 →Al+? Mg+HCl→MgCl 2 +? Al+CuCl 2 →Cu+?
Спасибо за урок! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 4. Металлы и сплавы.
Учебная цель: ознакомление с основными видами металлов и сплавов, их физико-механическими свойствами и областью применения; изучение общей терминологии, принятой действующими стандартами на металлы и сплавы.
Задачи практического занятия:
- Закрепить теоретические знания о металлах и сплавах.
- Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
- Ознакомиться с коллекцией «Металлы и сплавы», систематизировать основные свойства материалов.
- Ответить на вопросы для контроля.
Задания для лабораторного занятия:
- Рассмотреть образцы из коллекции «Металлы и сплавы», изучить свойства образов и определить область применения.
- Результаты изучения и наблюдения свойств и внешних признаков образцов записать в таблице 2.
Классификация свойств материалов
Номер образца | Название материала образца | Цвет и другие внешние признаки | Формула (для руды) | Механические и другие свойства известные исполнителю | Область применения |
Вопросы для контроля
- Что называется металлургией?
- Что называется пирометаллургией?
- Что называется гидрометаллургией?
- Что называется электрометаллургией?
- Что такое коррозия металлов?
- Способы защиты металлов от коррозии.
- Приведите примеры применения сплавов в различных областях жизни человека.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа№3.
Реакции замещения. Реакции с образованием осадка
Цель работы:
- изучить реакции замещения и реакции, протекающие с образованием осадка
Приборы и реактивы:
- растворы: медного купороса, КOH, HCl, скрепка или кнопка, фенолфталеин; раствор уксусной кислоты раствор нитрата серебра.
- пробирки, пипетки
Ход работы
Опыт | Результаты | |
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса | Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку. | Наблюдается ______________________________________________ ___________________________________ Запишите уравнение реакции ___________________________________________________________ |
Реакции, идущие с образованием осадка | В пробирку прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида калия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина.Затем прилейте пробирку раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски. | После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается ____________________________________ Запишите уравнение реакции ____________________________________________________________________________________________________________ |
К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. | Запишите уравнение реакции ____________________________________ ___________________________________________________________ | |
В пробирку прилейте по 1 мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую 1мл раствора гидроксида калия. | Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. ____________________________________ ____________________________________ |
Общий вывод:___________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Тест на тему: Основы химии
1) Чему соответствует порядковый номер элемента?
а) атомной массе б) плотности в) количеству изотопов г) заряду ядра атома
2) Как обозначают относительную молекулярную массу вещества?
а) M б) Mr в) m г) mr
3) Что обозначает запись 4CO2
а) 4 атома кислорода б) 4 молекулы углерода в) 4 молекулы углекислого газа г) 8 молекул кислорода
4) Сколько атомов серы содержится в веществе 5Na2S2O3 ?
а) 5 б) 7 в) 15 г) 10
5) Укажите формулу сернистого газа
а) SCl2 б) SO2 в) SO3 г) H2S
6) Укажите физические свойства железа
а) жидкость б) имеет металлический блеск в) не проводит электрический ток
7) Укажите символ элемента Калий
а) C б) Ca в) К г) Cd
8) Выберите формулу простого вещества
а) CaCl2 б) H2O в) CO2 г) O2
9) Укажите молекулярную массу карбоната кальция
а) 50 б) 64 в) 100 г) 10
10) Укажите частицу, которая входит в состав атома и имеет отрицательный заряд
а) протон б) нейтрон в) электрон г) ион
11) Больше всего в воздухе содержится
а) кислорода б) азота в) углекислого газа г) золота
12) Заряд ядра равный 47 соответствует элементу
а) серебро б) свинец в) сера г) хлор
Тест на тему: Основы химии
1) Чему соответствует порядковый номер элемента?
а) атомной массе б) плотности в) количеству изотопов г) заряду ядра атома
2) Как обозначают относительную молекулярную массу вещества?
а) M б) Mr в) m г) mr
3) Что обозначает запись 4CO2
а) 4 атома кислорода б) 4 молекулы углерода в) 4 молекулы углекислого газа г) 8 молекул кислорода
4) Сколько атомов серы содержится в веществе 5Na2S2O3 ?
а) 5 б) 7 в) 15 г) 10
5) Укажите формулу сернистого газа
а) SCl2 б) SO2 в) SO3 г) H2S
6) Укажите физические свойства железа
а) жидкость б) имеет металлический блеск в) не проводит электрический ток
7) Укажите символ элемента Калий
а) C б) Ca в) К г) Cd
8) Выберите формулу простого вещества
а) CaCl2 б) H2O в) CO2 г) O2
9) Укажите молекулярную массу карбоната кальция
а) 50 б) 64 в) 100 г) 10
10) Укажите частицу, которая входит в состав атома и имеет отрицательный заряд
а) протон б) нейтрон в) электрон г) ион
11) Больше всего в воздухе содержится
а) кислорода б) азота в) углекислого газа г) золота
12) Заряд ядра равный 47 соответствует элементу
а) серебро б) свинец в) сера г) хлор
Предварительный просмотр:
Комплект контрольно-оценочных средств
по дисциплине
по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
Усть-Илимск, 2015
Рассмотрена и одобрена
на заседании методической комиссии
« Общеобразовательные дисциплины»
«____» ______________ 2015г.
Протокол № ____
Председатель методической комиссии _______________ ФИО
Комплект контрольно-оценочных средств по «Химии» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер с учетом примерной программы дисциплины Химия, рекомендованной ФГАУ «ФИРО». Заключение экспертного совета Протокол № 2 от 26.03.2015 г.
Разработчик:
Сафонова Н.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин
Контрольно-оценочные средства по результатам изучения дисциплины «Химия» ориентированы на проверку степени достижения требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС и является основополагающим документом для организации контроля ЗУН обучающихся в учебном процессе.
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины«Химия»
1.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Таблица 1
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания
Форма аттестации
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
Перечисляет различные химические элементы и вещества
Практическая работа Лабораторная работа
Теоретические и практические вопросы 1- 66
Текущий контроль: контроль на практическом занятии, контроль на лабораторном занятии.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
Определяет валентность и степень окисления
Находит типы химических связей в соединениях
Перечисляет среды водных растворов
Классифицирует принадлежность веществ к разным классам химических элементов
Выделяет различные классы неорганических соединений
Определяет тип реакций химических соединений: восстановление, замены, обмена и др.
Лабораторная работа
Тестовое задание
Теоретические вопросы 3-5
Теоретические вопросы 15-18
Теоретические вопросы 6-10
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, оперативный контроль.
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
Характеризует s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева
Излагает общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений
Классифицирует органические и неорганические соединения по классам
Дает примеры основных классов органических соединений
Тестовое задание
Лабораторная работа
Практическая работа
Теоретические вопросы 12-14
Теоретические вопросы 45-55
Текущий контроль: оперативный контроль, контроль на лабораторном и практическом занятии.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
Обосновывает зависимость свойств химического элемента от его положения
Излагает свойства неорганических веществ от их состава и строения
Доказывает зависимость скорости химической реакции от различных факторов
Определяет зависимость органических соединений от строения их молекул
Лабораторная работа
Теоретические вопросы 29-31
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
С помощью химических экспериментов определяет кислоты, соли, основания, белки, алканы, амины, каучук, резину, нефть.
Лабораторная работа
Практическая работа
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии.
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Выполняет расчетные задачи на массовую долю растворов веществ, массу растворенного вещества. Решает экспериментальных задач.
Лабораторная работа
Практическая работа
Практические вопросы 33-44
Практические вопросы 56-66
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках разного типа
Составление сообщений и презентаций
Работа с источниками информации
Текущий контроль: внеаудиторная самостоятельная работа
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
Понимание значение дисциплины в жизни и профессиональной деятельности
Составление сообщений и презентаций
Работа с источниками информации
Текущий контроль: внеаудиторная самостоятельная работа
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
Формулирует основные понятия, законы сохранения массы вещества, постоянства состава веществ в молекулярной структуре
Имеет представление о атомных s-, p-, d-орбиталях, химической связи, электроотрицательности, валентности, степени окисления, гибридизации орбиталей,
Выделяет основные идеи и понятия: пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация,
Дает примеры кислотно-оснóвных реакций в водных растворах, гидролиза, окисления и восстановления, электролиза, скорости химической реакции, механизма реакции, катализа, теплового эффекта реакции, энтальпии, теплоты образования, энтропии, химического равновесия, константы равновесия, углеродного скелета, функциональной группы, гомологии, структурной и пространственной изомерии, индуктивного и мезомерного эффекта, электрофила, нуклеофила, основных типов реакций в неорганической и органической химии;
Тестовое задание
Лабораторная работа
Практическая работа
Теоретические вопросы 1-2
Теоретический вопрос - 11
Практические вопросы 33-44
Теоретические вопросы 19-22
Практические вопросы 33-34
Теоретический вопрос 5
Теоретические вопросы 19-23
Текущий контроль: оперативный контроль, контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
Выполняет расчетные задания на нахождение относительной молекулярной массы, на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе
Лабораторная работа
Практические вопросы 33-44
Практические вопросы 56-66
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
- основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
Применяет основные теории химии при выполнении лабораторных и практических работ
Лабораторная работа
Практическая работа
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии.
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
Выделяет и перечисляет неорганические соединения и органические соединения
Лабораторная работа
Практическая работа
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии.
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
Распознает синтетические волокна и полимеры,
Распознает свойства дисперсных систем
Имеет представление о разновидностях чугуна, руд железа
Лабораторная работа
Практическая работа
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии.
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
Применяет знания о металлах и сплавах, графите, кварце, минеральных удобрениях, минеральных и органических кислотах, щелочи, аммиаке , углеводах, феноле, глицерине, формальдегиде, ацетоне, глюкозе, сахарозе, крахмале, клетчатки на практике
Лабораторная работа
Практическая работа
Текущий контроль: контроль на лабораторном занятии, контроль на практическом занятии.
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации
Таблица 2
Содержание учебного материала по программе дисциплины
Типы контрольного задания
Лабораторная работа
Практическая работа
Тестовые задания
Самостоятельная работа
Введение
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
1.1. Химия – наука о веществах
+
+
+
1.2. Строение атома
+
+
+
1.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
+
+
+
+
1.4. Строение вещества
+
+
+
1.5. Полимеры
+
+
+
1.6. Дисперсные системы
+
+
1.7. Химические реакции
+
+
+
1.8. Растворы
+
+
+
+
1.9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы
+
+
+
1.10. Классификация веществ. Простые вещества
+
+
+
1.11. Основные классы неорганических и органических соединений
+
+
+
+
1.12. Химия элементов
+
+
+
+
1.13. Химия в жизни общества
+
+
2.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений
+
+
+
+
2.2. Предельные углеводороды
+
+
+
+
2.3. Этиленовые и диеновые углеводороды
+
+
+
+
2.4. Ацетиленовые углеводороды
+
+
+
2.5. Ароматические углеводороды
+
+
2.6. Природные источники углеводородов
+
+
+
2.7. Гидроксильные соединения
+
+
+
+
2.8. Альдегиды и кетоны
+
+
+
+
2.9. Карбоновые кисолоты и их производные
+
+
+
+
2.10. Углеводы
+
+
+
+
2.11. Амины, аминокислоты, белки
+
+
+
+
2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты
+
+
+
2.13. Биологически активные соединения
+
+
+
+
Входной контроль
Часть 1.
1. Укажите пару химических элементов, в атомах которых на внешнем электронном слое по три электрона:
ο N, B;
ο B, Al;
ο O, S;
ο C, N;
ο P, N
2. Какой из перечисленных элементов проявляет наименее ярко выраженные металлические свойства?
ο Кальций;
ο Магний;
ο Алюминий;
ο Натрий;
ο Калий
3. Укажите формулу вещества, в котором степень окисления хлора +5:
ο HCl;
ο Cl2O7;
ο CaCl2;
ο KClO3;
ο HClO.
4. Укажите вид химической связи в соединении фторид калия KF:
ο Ионная;
ο Ковалентная неполярная;
ο Металлическая;
ο Ковалентная полярная;
ο Ни один из перечисленных.
5. Укажите формулу гидроксида железа (II):
ο FeCl3;
ο Fe(OH)2;
ο FeSO4;
ο Fe(OH)3;
ο FeO.
6. Взаимодействием какой из указанных пар веществ можно получить сульфат натрия:
ο NaOH и H2SO4;
ο Na и H2SO3;
ο Na2O и H2S;
ο NaCl и BaSO4;
ο Na2O и CaSO4.
7. Какая из указанных пар веществ относится к кислотным оксидам:
ο SiO2 и H2SiO3;
ο P2O5 и HPO3;
ο Na2SO3 и Na2O;
ο CuO и H2O;
ο SO3 и CO2. Р=5
Часть 2.
1. К какому типу относится реакция, протекающая по уравнению:
SiO2 + CaO = CaSiO3
ο Соединения;
ο Разложения;
ο Замещения;
ο Обмена;
ο Ни к одному из перечисленных.
2. Кислота образуется при взаимодействии пары веществ:
ο C2H2 и O2;
ο H2 и CuO;
ο Mg и CuCl2;
ο Na2SiO3 и H2SO4;
ο CuSO4 и NaOH.
3. Чему равен коэффициент x в уравнении реакции:
2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + xH2O
ο 6;
ο 5;
ο 4;
ο 3;
ο 2.
4. Необратимая химическая реакция произойдет при сливании растворов:
ο Cu(NO3)2 и HCl;
ο CaCl2 и K2CO3;
ο KCl и CuSO4;
ο CuCl2 и KNO3;
ο Ca(NO3)2 и AlCl3.
5. Уравнению реакции 2SO2 + O2 = 2SO3 соответствует схема превращений:
ο S+4 → S0;
ο S+4 → S+6;
ο S0 → S-2;
ο S+6 → S0;
ο S+6 → S-2.
6. Какое вещество можно использовать для обнаружения в растворе хлорид-ионов:
ο Ag2SO4;
ο Ag2O;
ο AgNO3;
ο Na2CO3;
ο Ag.
7. Какое количество вещества оксида меди (II) образуется при взаимодействии кислорода с 6,4 г меди согласно уравнению реакции 2Cu + O2 = 2CuO:
ο 2 моль;
ο 0,01 моль;
ο 0,2 моль;
ο 0,1 моль;
ο 0,6 моль.
2. Комплект оценочных средств
2.1. Задания для проведения контрольных работ.
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Контрольная работа № 1
Часть 1. Основные понятия и законы.
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А10), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. Наименьшая частица химического элемента, которая является носителем его свойств:
а) атом; б) молекула; в) позитрон; г) нуклон.
А2.Укажите формулу сложного вещества:
а) вода; б) азот; в)кислород; г) сера
А3.Даны простые вещества: уголь, алмаз, графит, кислород, озон. Сколько всего химических элементов входит в состав этих веществ:
а) 2 б) 3 в) 4 г) 6
А4. Закон объемных отношений нашел объяснение в гипотезах:
а) Авогадро; б) Гей-Люссака;
в) Ломоносова; г) Менделеева.
А5. Каждое химически чистое вещество, независимо от способа получения имеет один и тот же постоянный состав. Такую формулировку имеет закон:
а) кратных отношений; б) постоянства состава;
в) эквивалентов; г) объемных отношений.
А6. Процесс разложения солей под действием воды, называется:
а) гидролиз; б) гидратация;
в) диссоциация; г) сублимация.
А7. Частица, имеющая положительный заряд, называется:
а) анион; б) катион; в) атом; г) молекула.
А8. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и гидроксид-ион? Укажите верный вариант ответа.
а) основных; б) кислых; в) средних; г) таких солей нет.
А9. Отрицательно заряженный электрод в химии называют:
а) катод; б) анод; в) соленоид; г) гидрат.
А10. Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых образуются:
а) катионы металлы и гидроксид - ион;
б) катион водорода и анион кислотного остатка;
в) катион металла и анион кислотного остатка;
г) ионы
Часть 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева и строение атом.
Внимательно прочитайте каждое задание (А11 – А20), из четырех предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А11. Атому серебра соответствует электронная формула:
а) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s24р64d105s2 в) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s24р64d55s2
б) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s1 г) 1s2 2s22р63s23р63d10 4s24р64d105s1
А12. Химический элемент расположен в IV периоде, IA группе. Распределению электронов в атоме этого элемента соответствует ряд чисел:
а) 2,8,8,2
б) 2, 8, 18, 1
в) 2, 8, 8, 1
г) 2,8, 18,2
А13. В ряду химических элементов C → Si → Ge → Sn
а) увеличивается число электронных слоев
б) увеличивается электроотрицательность
в) увеличиваются неметаллические свойства
г) уменьшается число протонов в ядре атома
А14. Число протонов и нейтронов, содержащихся в ядре атома изотопа 40K, равно соответственно:
а) 19 и 40 б) 21 и 19 в) 20 и 40 г) 19 и 21
А15. Электронная конфигурация Is22s22p6 соответствует иону:
а) А13+ б) Fe3+ в) Zn2+ г) Cr3+
А16. Объем (н.у.) азота, полученного при полном сгорании 15 л аммиака (н.у.), равен_л.
а) 6л б) 9л в) 7,5 г) 10 л
А17. Электронная конфигурация соответствующая иону Rb+
а) 1s2 2s22p63s23p64s23d104p65s1;
б) 1s22s22p63s23p64s23d105d1;
в) 1s22s22p63s23p64s23d104p65s2;
г) 1s22s22p63s23p64s23d104p6
А18. Кислотный характер наиболее выражен у высшего оксида, образованного:
а) бериллием б) бором в) фосфором г) кремнием
А19. В ряду химических элементов бор - углерод - азот возрастает:
а) способность атома отдавать электроны
б) высшая степень окисления
в) низшая степень окисления
г) радиус атома
А20. Число протонов и нейтронов в ядре атома изотопа 41 К
а) р = 20, n = 19; б) p = 39, n = 2; в) p = 19, n = 20; г) p = 19, n = 22
Часть 3. Строение вещества. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Внимательно прочитайте каждое задание (А20 – А30), из пяти предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А21. Группа веществ, которые растворимы в воде
а) NaCl, CaSO4
б) NaCl, Cu(OH)2
в) NaCl, BaCO3
г) NaCl, Fe(OH)2
д) NaCl, BaCl2
А22. Реакция, в которой одновременно образуются осадок белого и синего цвета, это
а) CuCl2 + Al2(SO4)3 --->
б) CuSO4 + Ba(OH)2 --->
в) Al2(SO4)3 + NaOH --->
г) Ba(OH)2 + Al2(SO4)3 --->
д) NaOH + CuSO4 --->
А23. Реакция ионного обмена идет до конца при взаимодействии
а) Хлорида натрия и нитрата лития
б) Нитрата алюминия и хлорида калия
в) Гидроксида калия и гидроксида натрия
г) Сульфата меди и нитрата цинка
д) Соляной кислоты и карбоната натрия
А24. Формула кислой соли
а) K2NaPO4
б) MgSO4
в) Mg(OH)Cl
г) KHSO4
д) Na[Al(OH)4]
А25. При электролитической диссоциации кислот
а) образуются катионы металла и гидроксид-ионы
б) образуются катионы водорода и гидроксид-ионы
в) образуются катионы металлов и анионы кислотного остатка
г) не образуются ионы
д) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка
А26. В схеме превращений
Fe + HNO3 Fe(NO3)3 + NO + H2O сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении равна
а) 9
б) 8
в) 10
г) 12
д) 11
А27. Формула самой сильной кислоты
а) HF б) HClO в) HClO2 г) HClO4
д) HClO3
А28. Не происходит выпадение осадка в случае взаимодействия
а) силиката натрия и нитрата кальция
б) сульфата калия и нитрата бария
в) карбоната калия и нитрата натрия
г) хлорида натрия и нитрата серебра
д) сульфида калия и нитрата меди (II)
А29. Реакция взаимодействия хлорида бария идет до конца с
а) Нитратом калия б) Соляной кислотой
в) Сульфатом натрия г) Азотной кислотой
д) Хлоридом натрия
А30. При электролитической диссоциации солей:
а) образуются катионы водорода и гидроксид-ионы
б) образуются катионы металлов и анионы кислотного остатка
в) не образуются ионы
г) образуются катионы металла и гидроксид-ионы
д) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Контрольная работа № 2
Часть 1. Классификация неорганических соединений и их свойства.
Внимательно прочитайте каждое задание (А1 – А10), из предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А1. Кислотам соответствуют следующие соединения:
а) H2 S; NaOH; HNO3
б) HOH; Na2 SO4; K3 PO4
в) HBr; H3 AlO3; CH3 COOH
А2. Кислоты образуются при взаимодействии:
а) основного оксида и воды
б) кислотного оксида и воды
в) кислотного и основного оксида
А3. Реакция образования кислоты:
а) СаО + H2 O = Ca(OH)2
б) MgCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Mg(OH)2
в) Na2 SO4 + 2HCl = H2 SO4 + 2NaCl
А4. Реакция нейтрализация:
а) Na2 SO4 + 2HNO3 = H2 SO4 + 2NaNO3
б) MgCl2 + Ba(OH)2 = Ba Cl2 + Mg(OH)2
в) 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2 O
А5. Оксиды состоят из кислорода и:
а) одного элемента
б) двух элементов
в) нет правильного ответа
А6. Оксиды могут взаимодействовать между собой с образованием:
а)кислоты
б) соли
в) основания
г) все перечисленное
А7.Оксиды, которые при взаимодействии с водой могут образовывать и кислоты, и основания называют:
а) кислотными
б) основными
в) амфотерными
г) несолеобразующими
А8.Основание можно получить реакцией:
а) разложение
б) соединение
в) замещения
г) обмена
А9.Реакция получения основания:
а) 2Na + H2SO4 = Na2SO4 + H2
б) MgCl2 + 2KOH = Mg(OH)2 +2KCl
в) СuSO4 + BaCl2 = BaSO4 + CuCl2
г) Na2CO3 + 2HCl = H2O + CO2 + 2NaCl
д) нет реакции
А10.Формулы, которым соответствуют соли:
а) NaOH, MgCl2, Cu(OH)2
б) К2О, HNO3, SO3
в) NaHCO3, Mg(OH)Cl2, K2S
г) K3PO4, Al2O3, Na3AlO3
Часть 2. Химические реакции.
Внимательно прочитайте каждое задание (А11– А20), из предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А11. Какое уравнение относится к реакции соединения?
а) 2NaOH + MgCl2 = Mg(OH)2 + 2NaCl б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
в) CaCO3 = CaO + CO2 г) K2O + H2O = 2KOH
А12. Взаимодействие серной кислоты и гидроксида алюминия: 3H2SO4 + 2Al(OH)3 = Al2(SO4)3 + 6H2O относится к реакции
а) обмена б) замещения в) разложения г) соединения
А13. Взаимодействие кальция с водой: Ca +2H2O = Ca(OH)2 + H2↑ относится к реакциям
а) соединения б) замещения в) обмена г) разложения
А14. К окислительно-восстановительным реакциям относится реакция
а) Ca(OH)2 + SO3 = CaSO4 + H2O б) 2H2S +3O2 = 2H2O + 2SO2
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O г) 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl
А15. К реакциям разложения относится реакция
а) FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O б) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
в) 3Fe + 2O2 = Fe3O4 г) FeCO3 = FeO + CO2
А16. Какая из реакций является окислительно-восстановительной и экзотермической?
а) HCl + NaOH = NaCl + H2O + Q б) CaCO3 = CaO + CO2 - Q
в) 2Mg + O2 = 2MgO + Q г) N2 + O2 = 2NO – Q
А17. Вычислите количество вещества воды, если в реакцию 2H2 + O2 = 2H2O вступило 4 моль кислорода
а) 2 моль б) 4 моль в) 6 моль г) 8 моль
А18. Рассчитайте массу оксида магния, который образуется при взаимодействии 72 г магния с кислородом
а) 80 г б) 100 г в) 120 г г) 160 г
А19. К окислительно-восстановительным реакциям относится реакция
а) 2H2S +3O2 = 2H2O + 2SO2 б) Ca(OH)2 + SO3 = CaSO4 + H2O
в) Cu(OH)2 = CuO + H2O г) 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl
А20. Соотнесите: химические явления и признаки, сопровождающие их
1) Горение газа в газовой плите а) изменение запаха
2) Протухание мяса б) выпадение осадка
3) Ржавление железа в) выделение теплоты и света
4) Прокисание молока г) изменение цвета
Часть 3. Металлы и неметаллы.
Внимательно прочитайте каждое задание (А11– А20), из предложенных вариантов ответов выберите один правильный и отметьте его.
А21. Какой металл, встречается в земной коре в чистом виде:
а) свинец, б) медь, в) натрий, г) железо
А22. Какой процесс называют пирометаллургией:
а) получение металлов из растворов солей,
б) получение металлов при обжиге минералов,
в) получение металлов с помощью электрического тока,
г) получение металлов с помощью бактерий
А23. Какие металлы относятся к щелочным:
а) Na, Mg, Al; б) K, Li, Na; в) Ca, Sr, Ba; г) Be, Mg, Ca
А24. В каком ряду элементов радиус атомов увеличивается:
а) K, Na, Li; б) Be, Mg, Ca; в) Na, Mg, Al; г) Ca, Mg, Be
А25. Установите соответствие между элементом и его электронной формулой:
1. Na а) 3s2
2. Mg б) 3s23p1
3. Al в) 2s2
4. Pb г) 3s1
д) 6s26p2
е) 4s24p2
А26. Какая из групп Периодической системы содержит только неметаллы?
a) V1IA; б) VIA; в) VA; г) IVА.
А27. Среди неметаллов преобладают:
а) s-элементы; б) р-элементы; в) d-элементы; г) f -элементы.
А28. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет эле-мент:
а) водород; б) бор; в) астат; г) неон.
А.29. Распределение валентных электронов атома неметалла соответствует конфигурации ...Зs2Зр2. Формулы высшего оксида и летучего водородного соединения этого элемента:
а) СO и СН4; б) СO2 и СH4; В) SO2 и H2S; г) SiO2 и SiH4.
А30. Аллотропией называется:
а) существование нескольких сложных веществ, молекулы которых имеют одинаковый состав, но различное химическое строение;
б) существование нескольких простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента;
в) существование для атомов одного и того же элемента нескольких устойчивых изотопов;
г) способность атомов элемента образовывать несколько сложных веществ с атомами другого элемента.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Раздел 2. Органичекая химия
Контрольная работа № 3
«Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова»
1 вариант
Часть А
1.К соединениям, имеющим общую формулу CnH2n , относится:
а) бензол б) циклогексан в) гексан г) гексин
2. Валентный угол в алканах составляет:
а) 180˚ б) 120˚ в) 109˚28΄ г) 90˚
3. Число первичных, вторичных, третичных и четвертичных атомов углерода в веществе с названием 2,4-диметилпентан равно соответственно:
а) 2, 1, 2. 0 б) 4, 2, 1, 0 в) 2, 1, 0, 2 г) 4, 1, 2, 0
4. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле бутена-1 слева направо:
а) sp2, sp2, sp2, sp2 б) sp2, sp, sp2, sp3 в) sp2, sp2, sp3, sp3 г) sp3, sp2, sp2, sp3
5. В молекуле пропина число всех δ- и всех π-связей равно соответственно:
а) 2 и 2 б) 6 и 2 в) 5 и 1 г) 8 и 2
6. Гомологами не являются:
а) циклопентан и циклогексан б) бутен и пентен
в) циклопропан и пропан г) этан и гексан
7. Алкадиену соответствует формула:
а) С8Н18 б) С8Н16 в) С8Н14 г) С8Н10
8. Изомерами не являются:
а) циклобутан и 2-метилпропан б) пентен-1 и метилциклобутан
в) бутадиен-1,3 и бутин-1 г) гексан и 2,3-диметилбутан
9. Структурным изомером бутена-1 является:
а) бутин-1 б) 2-метилпропан в) 3-метилбутен-1 г) 2-метилпропен
10. Число π-связей в ациклическом углеводороде состава С5Н8 равно:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Часть В
1. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Формула соединения
Класс соединения
1) С2Н4
А) алканы
2) С3Н8
Б) арены
3) С4Н6
В) алкены
4) С2Н5 СООН
Г) алкины
Д) карбоновые кислоты
2. Установите соответствие между названием органического соединения и числом δ- и π-связей в этом веществе. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Название соединения
Число δ- и π-связей
1) бутен-2
А) 7 и 1
2) пропаналь
Б) 9 и 2
3) бутин-1
В) 9 и 1
4) этановая кислота
Г) 11 и 1
Д) 9 и 3
Часть С
При сгорании 29 г органического вещества образовалось 33,6 л углекислого газа и 27 г воды. Пары органического вещества в 2 раза тяжелее воздуха. Выведите молекулярную формулу вещества. В ответе укажите сумму атомов всех элементов в составе данного соединения.
2 вариант
Часть А
1.К соединениям, имеющим общую формулу CnH2n , относится:
а) пентан б) пентин в) пентадиен г) пентен
2. Валентный угол в алкенах составляет:
а) 180˚ б) 120˚ в) 109˚28΄ г) 90˚
3. Число первичных, вторичных, третичных и четвертичных атомов углерода в веществе с названием 2,2,4-триметилпентан равно соответственно:
а) 5, 1, 1, 1 б) 2, 1, 1, 1 в) 4, 1, 2, 1 г) 2, 3, 1. 1
4. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле пентина-2 слева направо:
а) sp3, sp, sp, sp2, sp3 б) sp3, sp2, sp2, sp,sp3 в) sp, sp3, sp3, sp2, sp г) sp3, sp, sp, sp3, sp3
5. В молекуле пропена число всех δ- и всех π-связей равно соответственно:
а) 8 и 1 б) 7 и 2 в) 2 и 1 г) 1 и 1
6. Гомологами являются:
а) этен и метан б) бутан и пропан
в) циклобутан и бутан г) этин и этен
7. Алкину соответствует формула:
а) С6Н14 б) С6Н12 в) С6Н10 г) С6Н6
8. Какое вещество не является изомером гексана?
а) циклогексан б) 2-метилпентан в) 2,2-диметилбутан г) 2,3-диметилбутан
9. Структурным изомером пентадиена-1,2 является:
а) пентен-1 б) пентан в) циклопентан г) пентин-2
10. Число π-связей в ациклическом углеводороде состава С5Н10 равно:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Часть В
1. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Формула соединения
Класс соединения
1) С2Н4
А) спирты
2) С2Н2
Б) алканы
3) С2Н6
В) алкены
4) С2Н5 ОН
Г) алкины
Д) альдегиды
2. Установите соответствие между названием органического соединения и числом δ- и π-связей в этом веществе. В ответе укажите полученную последовательность букв (без цифр, запятых и пропусков).
Название соединения
Число δ- и π-связей
1) пропен
А) 12 и 2
2) этин
Б) 6 и 1
3) этаналь
В) 3 и 2
4) пентен-1-ин-4
Г) 8 и 1
Д) 10 и 3
Часть С
При сгорании 12 г органического вещества образовалось 13,44 л углекислого газа и 14,4 г воды. Пары органического вещества в 30 раз тяжелее воздуха. Выведите молекулярную формулу вещества. В ответе укажите сумму атомов всех элементов в составе данного соединения.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Тестовая контрольная работа № 4
«Предельные углеводороды»
Часть А. тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотношение.
1.(1 балл). Какое из следующих утверждений неверно?
А. Любой предельный углеводород содержит первичный атом углерода;
Б.Любой предельный углеводород содержит атом углерода в состоянии sp3 – гибридизации;
В. Для алканов характерно большое число типов изомерии;
Г. Молекулы алканов содержат только G связи.
2.(1 балл). Найдите верное утверждение:
А. Два гомолога могут являться изомерами;
Б. Два изомера могут являться гомологами;
В. Два вещества, являются изомерами, могут относиться к различным гомологическим рядам;
Г. Два вещества, состав которых отличается на одну или несколько групп – CH2 -, являются гомологами.
3. (1 балл). Какой тип изомерии характерен для алканов?
А. Изомерия углеводородного скелета;
Б. Изомерия по положению двойной связи;
В. Изомерия по положению тройной связи;
4. (1 балл). Метан в лаборатории получают:
А. Пиролизом бутана; Б. Гидрогенизацией угля;
В. Реакцией Вюрца; Г. Сплавлением ацетилена натрия с гидроксидом натрия.
5. (1 балл). Молекулярная формула пентана:
А. С2Н4. В. С4Н10. Б. С5Н12. Г. С5Н10
6. (3 балла). Валентность атома углерода в молекулах алканов:
А. Равно двум; Б. Равно четырем; В. Равно шести; Г. Равно восьми.
7.(1 балл). Какое утверждение верно:
А. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода одна двойная связь;
Б. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода две двойные связи;
В. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода одна тройная связь.
Г. Предельные углеводороды – это соединения в молекулах, которых между атомами углерода и водорода простые одинарные связи.
8(1 балл). Какое утверждение верно:
А. Алканы горят с образованием углекислого газа и воды;
Б. Алканы хорошо растворимы в воде;
В. Все алканы газообразные вещества;
9. (1 балл). Алканы не взаимодействуют:
А. С кислородом; Б. С хлором; В. С водой; Г. С азотной кислотой.
10. (1 балл). Число G связей в молекуле этана равно:
А. 13 Б. 10 В. 8 Г. 6
11. ( 3балла). Установите оответствие.
Название алкана
Химическая формула вещества
Этан
А. CН4
Октан
Б. С2Н6
Нонан
B. С8Н18
Г. С10Н22
Д. С9Н20
Часть Б. Задание со свободным ответом
12.( 5 баллов). Рассчитайте объем кислорода метана массой 180 г (н.у.).
13. (3 балла). Дополните определение: « Изомерия – это явление…».
14.(6 баллов). Выберите свойства, характеризующие метан.
А. Твердый, режет стекло; Б. Газообразный, имеет запах;
В. Не растворяется в воде; Г. Имеет слабый металлический блеск
Д. Взаимодействует с галогенами;
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Контрольная работа № 5
«Углеводороды и их природные источники»
ЗАДАНИЕ (тестовые задания)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Задание 1
⎭ аренов
ο алканов
ο алкинов
ο алкенов
Задание 2
ο алкинов
⎭ алкенов
ο алканов
ο аренов
Задание 3 П - связь между атомами углерода имеется в молекуле :
⎭ пропена
ο циклобутана
ο этанола
ο бутана
Задание 4 Для алкенов наиболее характерны реакции :
⎭ присоединения
ο замещения
ο обмена
ο дегидротации
Задание 5 Бутадиен относится к классу веществ, общая формула которого :
ο
⎭
ο
ο
Задание 6 Углеводороды, содержащие в молекуле одну двойную связь называются ...
Эталон(ы) ответа: алкенами
Задание 7 Установите соответствие
этен, этилен
пропен, пропилен
1 - бутен
2 - бутен
1 - пентен
Задание 8 Углеводороды, содержащие в молекуле одну тройную связь называются ...
Эталон(ы) ответа: алкинами
Задание 9 Структурная изомерия алкенов обусловлена строением углеродного скелета и положением ... связи
Эталон(ы) ответа: двойной
Задание 10 Алкены можно получить в результате:
ο дегидратации спиртов
ο галогенированием алканов
ο реакцией этерификации
⎭ дегидрирования алканов
Задание 11 В результате присоединения воды к алканам образуются ...
Эталон(ы) ответа: спирты
Задание 12 Для алкинов характерны реакции :
ο гидролиза
⎭ присоединения
ο этерификации
ο дегидратации
Задание 13 Ацетилен не может реагировать с :
⎭ метаном
ο водой
ο кислородом
ο водородом
Задание 14
⎭ алканов
ο алкинов
ο алкенов
ο аренов
Задание 15 Характерным типом химической реакции для алканов является :
⎭ замещения
ο дегидротация
ο присоединения
ο гидрирования
Задание 16 Реакция горения алканов это :
ο
⎭
ο
ο
Задание 17 Алканы не могут вступать в реакции :
⎭ присоединения
ο замещения
ο нитрования
ο галогенирования
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
Контрольная работа № 6
«Кислородсодержащие органические соединения»
ЗАДАНИЕ (тестовые задания)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Задание 1 При восстановлении альдегидов образуются .... спирты
Эталон(ы) ответа: первичные
Задание 2 При восстановлении кетонов образуются ... спирты
Эталон(ы) ответа: вторичные
Задание 3 Общая формула альдегидов :
ο
ο
⎭
ο
Задание 4 Общая формула кетонов :
ο
⎭
ο
ο
Задание 5
ο спиртов
⎭ альдегидов
ο сложных эфиров
ο карбоновых кислот
Задание 6 Реакция серебряного зеркала не характерна для :
ο уксусного альдегида
ο формальдегида
⎭ фруктозы
ο глюкозы
Задание 7
ο спиртов
⎭ кетонов
ο сложных эфиров
ο карбоновых кислот
Задание 8 Производные углеводородов, содержащие в молекуле одну или несколько ОН - групп, называются ...
Эталон(ы) ответа: спиртами
Задание 9 Установите соответствие
метанол
1 - прпанол
этилен гликоль (этандиол)
глицерин (пропантриол)
Задание 10 При окислении бутаналя образуется :
ο бутанол
⎭ бутановая кислота
ο пропиловый эфир бутановой кислоты
ο бутанон
Задание 11 Изомерами являются :
ο
⎭
ο
ο
Задание 12 Установите соответствие
диметил кетон
метил этил кетон
метил пропил кетон
диэтил кетон
Задание 13 Общая формула сложного эфира :
ο
ο
⎭
ο
Задание 14 Формула олеиновой кислоты это :
ο
⎭
ο
ο
Задание 15 Формула стеариновой кислоты это :
ο
ο
⎭
ο
Задание 16 Гомологами являются :
⎭
ο
ο
ο
Задание 17 Общей формулой жира является :
ο
⎭
ο
ο
Задание 18 Высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот отличаются :
⎭ подсолнечное масло
ο говяжий жир
ο бараний жир
⎭ оливковое масло
Задание 19 Сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших жирных кислот являются ...
Эталон(ы) ответа: жирами
Задание 20 В результате гидролиза жира образуются жирные кислоты и ...
Эталон(ы) ответа: глицерин
Задание 21 При взаимодействии жира с растворами щелочей образуется глицерин и ....
Эталон(ы) ответа: мыла
Задание 22
Эталон(ы) ответа: этиловым
Задание 23 Общая формула предельных одноатомных спиртов :
⎭
ο
ο
ο
Задание 24 Формула фенола :
ο
⎭
ο
ο
Задание 25 При окислении первичных спиртов образуются ...
Эталон(ы) ответа: альдегиды
Задание 26 При окислении вторичных спиртов образуются ...
Эталон(ы) ответа: кетоны
Задание 27
⎭ дегидротация
ο присоединение
ο гидрирование
ο замещение
Задание 28 Глицерин по номенклатуре ИЮПАК имеет название :
⎭ 1,2,3 - пропантриол
ο 1,3 - бутандиол
ο 1,2 - этандиол
ο 1,2,3 - бутантриол
Задание 29 В природе углеводы образуются в процессе ...
Эталон(ы) ответа: фотосинтеза
Задание 30 .... - соединения, имеющие химическую природу многоатомных альдегидо или кетоспиртов
Эталон(ы) ответа: моносахариды
Задание 31 ... - соединения, молекулы которых построены из двух остатков моносахаридов
Эталон(ы) ответа: дисахариды
Задание 32 ... - высокомолекулярные вещества, продукты конденсации большого числа молекул моносахаридов
Эталон(ы) ответа: полисахариды
Задание 33 К моносахаридам относятся :
⎭ глюкоза
⎭ фруктоза
ο лактоза
ο сахароза
Задание 34 К дисахаридам относятся :
ο целлюлоза
⎭ сахароза
ο фруктоза
⎭ лактоза
Задание 35 К полисахаридам относятся:
⎭ целлюлоза
⎭ крахмал
ο лактоза
ο фруктоза
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____40_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться таблицей Д.И.Менделеева
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
«5» - 100 – 95% правильных ответов
«4» - 94 - 75% правильных ответов
«3» - 74 – 50% правильных ответов
«2» - 49% и менее правильных ответов
2.2. Задания для проведения промежуточного контроля в форме дифференцированного зачета
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
- Дать определение понятию атом.
- Дать определение понятию молекула.
- Простое вещество. Какое строение имеют простые вещества (примеры).
- Дать определение понятиям эмпирическая и структурная формулы. Привести примеры.
- Дать определение понятиям изомеры и гомологи. Привести примеры.
- Дать определение ковалентной связи. Привести примеры.
- Дать определение ионной связи. Привести примеры.
- Дать определение водородной связи. Привести примеры.
- Дать определение металлической связи. Привести примеры.
- Дать определение σ и π связи. Приведите примеры.
- Что такое валентность? Примеры элементов с постоянной валентностью.
- Охарактеризовать строение таблицы Менделеева. Сформулировать периодический закон
- Описать строение ядра.
- Привести строение электронной оболочки атома.
- Оксиды. Классификация и номенклатура оксидов.
- Гидроксиды. Классификация и номенклатура гидроксидов.
- Соли. Классификация и номенклатура солей.
- Кислоты. Классификация и номенклатура кислот.
- Привести классификацию химических реакций.
- Охарактеризовать обратимые и необратимые химические реакции.
- Раскрыть сущность понятия скорость химической реакции.
- Дать определение понятию химическое равновесие. Привести формулировку принципа Ле Шателье.
- Галогены: способы получения, химические свойства, применение.
- Кислород: способы получения, химические свойства, применение.
- Водород и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
- Сера и ее соединения: способы получения, химические свойства, применение.
- Углерод и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
- Азот и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
- Щелочные металлы: способы получения, химические свойства, применение.
- Щелочноземельные металлы: способы получения, химические свойства, применение.
- Алюминий и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
- Железо и его соединения: способы получения, химические свойства, применение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
- Вычислите относительную молекулярную массу серной кислоты, химическая формула которой Н2SO4.
- Вычислите массовую долю кислорода в SО3.
- Какое количество вещества оксида меди (II) содержится в 120 г его массы?
- Определите массу гидроксида натрия количеством вещества 2 моль.
- Какой объем занимает 4 моль углекислого газа СО2.
- Какую массу оксида кальция можно получить при термическом разложении 600 г известняка, содержащего 10% примесей?
- Определите массовую долю (в %) КОН в растворе, если КОН массой 40 г растворен в воде массой 160 г.
- Какая масса воды образуется при взаимодействии серной кислоты со 100 г 10%-ного раствора гидроксида натрия?
- Какое количество теплоты выделится при сгорании в кислороде 12 г водорода. Термохимическое уравнение горения водорода:
2Н2 + О2 → 2Н2О + 571,6 кДж
- Вычислите массу осадка, полученного действием раствора, содержащего 8г сульфата меди (II), на раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия.
- Какой объём газа (н.у.) выделяется, если к раствору, содержащему 53 г карбоната натрия, прилить раствор, содержащий 80 г азотной кислоты?
- Термохимическое уравнение реакции горения фосфора:4Р+5О2→2Р2О5 +3010 кДж. Сколько теплоты выделится при сгорании 31 г фосфора?
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
- Алканы: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
- Алкены: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
- Алкины: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
- Одноатомные спирты: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
- Альдегиды и кетоны: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
- Карбоновые кислоты: способы получения, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение.
- Сложные эфиры: способы получения, номенклатура, химические свойства, применение.
- Жиры, применение.
- Углеводы. Классификация углеводов. Способы получения моносахаридов, химические свойства, применение.
- Аминокислоты: способы получения, названия, химические свойства.
- Белки. Их роль в жизни живого.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
- Относительная плотность органического вещества по водороду равна 27. Вещество содержит 89% углерода и 11% водорода. Определите формулу вещества.
- Выведите молекулярную формулу вещества, содержащего 85,7 % углерода и 14,3% водорода. Плотность паров по водороду равна 21.
- Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 80%, относительная плотность вещества по водороду равна 15.
- Какой объем (н.у.) водорода необходимо затратить для гидрирования 0,1 моль этилена?
- Определите, какой объем кислорода (н.у.) затратится на полное сгорание 1,12 л метана?
- Какой объем пропена (н.у.) будет израсходован в реакции с водородом, если образуется 7,15 моль пропана?
- 6,4 г карбида кальция растворили в воде. Какой объем (н.у.) ацетилена при этом выделится?
- Глюкозу массой 50 г растворили в 100 г воды. Вычислите массовую долю глюкозы в получившемся растворе.
- Вычислите массу уксусной кислоты, затраченную на реакцию с раствором гидроксида натрия массой 120 г с массовой долей щелочи 25%.
- Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии уксусной кислоты с 10 г магния, содержащего 20% примесей?
- Какая масса фенолята натрия может быть получена при взаимодействии фенола массой 4,7 г с раствором гидроксида натрия, содержащего 2,4 г NаОН.
2.3. Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Задание : Теоретическое и практическое
Теоретические и практические вопросы разбиваются на варианты. В каждом варианте 2 теоретических и один практический вопрос.
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания;
№ задания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
Перечисляет различные химические элементы и вещества
Теоретические и практические вопросы 1- 66
- определять: принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
Классифицирует принадлежность веществ к разным классам химических элементов
Выделяет различные классы неорганических соединений
Определяет тип реакций химических соединений: восстановление, замены, обмена и др.
Теоретические вопросы 3-5
Теоретические вопросы 15-18
Теоретические вопросы 6-10
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
Характеризует s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева
Излагает общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений
Теоретические вопросы 12-14
Теоретические вопросы 45-55
- объяснять: зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения,
Излагает свойства неорганических веществ от их состава и строения
Теоретические вопросы 29-31
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Выполнение расчетных задач на массовую долю растворов веществ, массу растворенного вещества. Решение экспериментальных задач.
Практические вопросы 33-44
Практические вопросы 56-66
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
Формулирует основные понятия,
Имеет представление о атомных s-, p-, d-орбиталях, химической связи, электроотрицательности, валентности, степени окисления, гибридизации орбиталей,
Выделяет основные идеи и понятия: пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ
Дает примеры кислотно-оснóвных реакций в водных растворах, гидролиза, окисления и восстановления, электролиза, скорости химической реакции, механизма реакции, катализа, теплового эффекта реакции, энтальпии, теплоты образования, энтропии, химического равновесия, константы равновесия, углеродного скелета, функциональной группы, гомологии, структурной и пространственной изомерии, индуктивного и мезомерного эффекта, электрофила, нуклеофила, основных типов реакций в неорганической и органической химии;
Теоретические вопросы 1-2
Теоретический вопрос - 11
Практические вопросы 33-44
Теоретические вопросы 19-22
Практические вопросы 33-34
Теоретический вопрос 5
Теоретические вопросы 19-23
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ,
Выполняет расчетные задания на нахождение относительной молекулярной массы, на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе
Практические вопросы 33-44
Практические вопросы 56-66
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудитории
2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ минут
3. Вы можете воспользоваться Периодическая таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей
4. Требования охраны труда: ____________________
5. Оборудование: _____
Шкала оценки образовательных достижений (для всех заданий)
Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки балл (отметка) вербальный аналог
95 ÷ 100
«5»-отлично
75 ÷ 94
«4»- хорошо
50 ÷ 74
«3»- удовлетворительно
менее 50
«2»- неудовлетворительно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционные материалы для занятий по семейному праву
Дистанционные занятия для обучающихся третьих курсов СПО по дисциплине "Семейное право"...
Дистанционные материалы для занятий по экологическому праву
Дистанционные занятия по дисциплине ОП.05 "Экологическое право"...
Материалы открытого занятия по дисциплине "Основы философии"
УМК учебного занятия...
Методические материалы к занятию "Медикаментозное лечение туберкулеза"
Специальность 31.02.01 Лечбное дело...
Методические материалы к занятию "Сестринская помощь при патологии мочевыделительной системы. Пиелонефрит."
Специальность 34.02.01 Сестриснкое дело...
дистанционные материалы для занятий по учебной дисциплине ОП.04 Основы экологического права Эколого-правовой режим водопользования
тема Эколого-правовой режим водопользования, применение норм права за нарушение водного законодательства...
дистанционные материалы для занятий по учебной дисциплине ОП.06 Гражданское право
тема занятия Определение способов обеспечения исполнения обязательств...