Оценочные материалы по итоговому контролю знаний дисциплины "Общая и аналитическая химия"
методическая разработка на тему
В учебно-методическом пособии представлены варианты текущего контроля знаний по общей и аналитической химии для специальности СПО 18.02.13 «Технология производства изделий из полимерных композитов». Задания и вопросы соответствуют всем программным вопросам дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnye_materialy._obshchaya_i_analiticheskaya_himiya.docx | 296.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
КГАПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре
(Межрегиональный центр компетенций)»
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по текущему контролю знаний по дисциплине
«ОБЩАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
2018
Оценочные материалы по текущему контролю знаний по дисциплине «Общая и аналитическая химия» / Сост. Стонога Ю.В. - Комсомольск-на-Амуре: КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций), 2018 – 53 с.
В учебно-методическом пособии представлены варианты текущего контроля знаний по общей и аналитической химии для специальности СПО 18.02.13 «Технология производства изделий из полимерных композитов». Задания и вопросы соответствуют всем программным вопросам дисциплины.
Обсуждено на заседании цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин протокол № __ от _______ 2018г.
___________ председатель Гамова Н.Ф
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………..……………….…………....... Глава 1. Письменные проверочные работы …………………..……. Теория электролитической диссоциации ………………………………. Гидролиз солей ………………………………………………………………. Окислительно-восстановительные реакции ………………………………… Аналитическая классификация катионов …………………………………… Примеры гравиметрического анализа …………..…………………………… Глава 2. Химические и графические диктанты ………………………… Основные стадии аналитического контроля ………………………………… Химическая связь. Строение молекул ……………………………………...... Кинетика химических реакций ……………………………………………… Аналитическая классификация анионов …………………………………….. Посуда и оборудование для химического анализа ………………………….. Техника операций в гравиметрическом анализе …………………………….. Глава 3. Устный индивидуальный опрос ……………………………… Положения и принципы общей и аналитической химии …………………… Фотометрический и хроматографический методы анализа ………………… Рефрактометрический и потенциометрический методы анализа …………... Глава 4. Решение задач на этапе закрепления знаний ………………… Растворы. Концентрация растворов …………………………………………. Гравиметрический анализ …………………………………………………… Титриметрический анализ …………………………………………………… Глава 5. Тесты …………………………………………………………….. Агрегатные состояния веществ ……………………………………………… Итоговый тест по общей и аналитической химии ………………………….. Глава 6. Составление конспекта …………………………………………... Техника безопасности в химической лаборатории …………………………. Химические методы качественного анализа ………………………………... Техника аналитических работ ……………………………………………….. Информационные источники …………………………………………… | 4 5 5 5 6 6 6 9 9 9 10 12 12 14 16 16 16 16 17 17 17 18 20 20 23 35 35 36 37 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое методическое пособие для преподавателей является составной частью учебно-методического комплекса по общей и аналитической химии для студентов специальности 18.02.13 «Технология производства изделий из полимерных композитов» среднего специального учебного заведения изучающих дисциплину в рамках общепрофессиональных дисциплин данной специальности.
В данном пособии предлагаются варианты текущих проверочных работ соответствующие программным вопросам курса общей и аналитической химии для средних профессиональных учебных заведений.
В настоящее пособие включены задания, которые позволяют выявить навыки практического использования знаний дисциплины, владения основными понятиями курса. Для правильного ответа студенты должны опираться не только на базовые знания, но и уметь использовать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение.
Пособие разработано на основе рабочее программы по дисциплине «Общая и аналитическая химия» и соответствует требованиям ФГОС СПО.
ГЛАВА 1. ПИСЬМЕННЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Письменная проверочная работа № 1
«Теория электролитической диссоциации»
Задание: напишите уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Время проведения - 15 минут
Критерии оценки: «5» - оба задания выполнены правильно;
«4» - не везде указаны заряды ионов;
«3» - 1 задание сделано правильно
«2» - задания не выполнены.
Вариант | Задание |
1 | а) Na2S + ZnCl2 б) NH4OH + HCl |
2 | а) K2CO3 + CaCl2 б) NH4OH + H2S |
3 | а) Pb(NO3)2 + HI б) Вa(OH)2 + CrCl3 |
4 | а) Cu(NO3)2 + KOH б) Na2S + H3PO4 |
5 | а) HNO3 + Ba(OH)2 б) MgI2 + K2SiO3 |
6 | а) (NH4)2S + HgCl2 б) Cr2(SO4)3 + NaOH |
Письменная проверочная работа № 2
«Гидролиз солей»
Задание: напишите уравнения реакции гидролиза соли. Определите среду (рН) раствора соли.
Время проведения – 15 минут
Критерии оценки: «5» - задание полностью выполнено правильно;
«4» - не указаны заряды ионов;
«3» - не указаны заряды, и не определен рН;
«2» - задание не выполнено.
Вариант | Задание |
1 | а) CuCl2 б) Ba(NO3)2 |
2 | а) Al(NO3)3 б) Li2SO4 |
3 | а) Na2CO3 б) K2SO4 |
4 | а) KNO2 б) SrSO4 |
5 | а) NaNO3 б) Cr(SO4)3 |
6 | а) Al2(SO4)3 б) CaCl2 |
Письменная проверочная работа № 3
«Окислительно-восстановительные реакции»
Задание: составьте схемы электронного баланса окислителя и восстановителя. Расставьте коэффициенты в уравнении.
Время проведения – 15 минут
Критерии оценки: «5» - задание полностью выполнено правильно;
«4» - не указаны восстановитель и окислитель;
«3» - не расставлены коэффициенты в уравнении;
«2» - задание не выполнено.
Вариант | Задание |
1 | Pt + HNO3 + HCl → PtCl4 + NO↑ + H2O |
2 | Ca3(PO4)2 + SiO2 + C → CaSiO3 + P + CO↑ |
3 | K2AsO3 + I2 + KOH → K3AsO4 + KI + H2O |
4 | HCl + KMnO4 → Cl2 + KCl + MnCl2 + H2O |
5 | Cl2 + KOH → KCl + KClO3 + H2O |
6 | S + HNO3 (конц) → H2SO4 + NO2↑ + H2O |
Письменная проверочная работа № 4
«Аналитическая классификация катионов»
Задание: составьте соответствующие уравнения реакций с групповым реактивом, расставьте коэффициенты, выделите вещества, дающие внешний эффект (какой). Для катионов I группы реагент выберите самостоятельно.
Время проведения - 20 минут
Критерии оценки: «5» - 4 правильно выполненных уравнения
«4» - 3 правильно выполненных уравнения
«3» - 2 правильно выполненных уравнения
«2» - 0-1 правильно выполненное уравнение
Вариант | а | б | в | г |
1 | Na+ | Ca2+ | Sn2+ | Hg2+ |
2 | K+ | Sr2+ | Co2+ | Fe3+ |
3 | NH4+ | Ba2+ | Fe2+ | Bi3+ |
4 | Ag+ | Zn2+ | Ni2+ | Sb5+ |
5 | Pb2+ | Al3+ | Mg2+ | Cu2+ |
6 | Hg22+ | Cr3+ | Mn2+ | As5+ |
Письменная проверочная работа № 5
«Примеры гравиметрического анализа»
Задание: решите задачу
Время проведения – 10 минут
Критерии оценки: «5» - задача полностью выполнено правильно;
«4» - имеются неточности в оформлении;
«3» - задача решена на 50%;
«2» - задача не решена.
Вариант 1
Какую навеску Cu(NO3)2 следует взять для определения в нем меди в виде CuCO3 массой 0,3 г? Осаждение проводят 1,5 н раствором Li2CO3. Определите объем (в мл) требуемого осадителя.
Вариант 2
Какую навеску Pb(NO3)2 следует взять для определения в нем свинца в виде PbI2 массой 0,4 г? Осаждение проводят 1,2 н раствором HI. Определите объем (в мл) требуемого осадителя.
Вариант 3
Какую навеску AgNO3 следует взять для определения в нем серебра в виде Ag2CrO4 массой 0,5 г? Осаждение проводят 1,1 н раствором H2CrO4. Определите объем (в мл) требуемого осадителя.
Вариант 4
Какую навеску CaBr2 следует взять для определения в нем кальция в виде СaSO4 массой 0,3 г? Осаждение проводят 1,3 н раствором H2SO4. Определите объем (в мл) требуемого осадителя.
Вариант 5
Какую навеску Bi2(SO4)3 следует взять для определения в нем висмута в виде BiI3 массой 0,4 г? Осаждение проводят 1,6 н раствором КI. Определите объем (в мл) требуемого осадителя.
Вариант 6
Какую навеску FeCl3 следует взять для определения в нем железа в виде Fe2S3 массой 0,5 г? Осаждение проводят 1,7 н раствором BaS. Определите объем (в мл) требуемого осадителя.
ГЛАВА 2. ХИМИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
Диктант № 1
«Основные стадии аналитического контроля»
Задание: запишите понятия соответствующие определениям, которые зачитывает преподаватель; ответ записывается срезу, а после зачитывается следующее определение.
Время проведения – 15 минут
Критерии оценки: «5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - 0-4 правильных ответов
Определения, зачитываемые преподавателем:
1. Первая стадия аналитического контроля
2. Задача этой стадии – перевод пробы в активную форму.
3. Перевод «мешающего» компонента в комплексное соединение.
4. Проявление веществом свойств, дающих информацию о составе исследуемого объекта.
5. Образец вещества с установленными значениями.
6. Документ, содержащий результаты анализа.
7. Документ, подтверждающий соответствие исследуемого объекта установленным требованиям.
8. На этой стадии на анализируемую пробу оказывают химическое или физическое воздействие.
9. На этом этапе стадии пробоподготовки нельзя допустить потери вещества в результате улетучивания, разбрызгивания или окисления.
10. Заключительная стадия аналитического контроля.
Диктант № 2
«Химическая связь. Строение молекул»
Задание: укажите типы химической связи и виды кристаллических решеток для предложенных веществ; ответ записывается срезу, а после зачитывается следующее определение.
Время проведения – 15 минут
Критерии оценки: «5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - 0-4 правильных ответов
Вопросы, зачитываемые преподавателем:
1. Какая химическая связь в молекуле хлорида бария?
2. Какая химическая связь в молекуле кальция?
3. Какая химическая связь в молекуле азота?
4. Какая химическая связь в молекуле соляной кислоты?
5. Какая химическая связь в молекуле аммиака?
6. Какая кристаллическая решетка у молекулы оксида кремния (IV)?
7. Какая кристаллическая решетка у молекулы хлорида калия?
8. Какая кристаллическая решетка у молекулы воды?
9. Какая кристаллическая решетка у молекулы лития?
10. Какая кристаллическая решетка у молекулы графита?
Диктант № 3
«Кинетика химических реакций»
Задание: поставить символ «+» если вы согласны с утверждением преподавателя или символ «-» если не согласны; задание 14 требует поставить стрелочки «→» или «←»; ответ записывается срезу, а после зачитывается следующее определение.
Время проведения – 20 минут
Критерии оценки: «5» - 16 правильных ответов
«4» - 10 – 13 правильных ответов
«3» - 8 12 правильных ответов
«2» - 0 – 8 правильных ответов
Утверждения, зачитываемые преподавателем:
1. Скорость химической реакции определяется изменением концентрации только продуктов.
2. На скорость химической реакции строение вещества влияние не оказывает.
3. На скорость гетерогенной химической реакции оказывает влияние площадь поверхности соприкосновения веществ.
4. Катализаторы - это вещества замедляющие скорость химической реакции.
5. Согласно правилу Вант-Гоффа скорость реакции увеличивается в 2 - 4 раза.
6. Значение концентрации вещества важно для вычисления скорости гомогенной реакции.
7. Состояние химической системы, когда скорость прямой и обратной реакций равны, называется химическим равновесием.
8. Правило смещения химического равновесия было сформулировано А. Лавуазье.
9. Химические реакции, сопровождающиеся поглощением тепла, называются экзотермическими.
10. При повышении температуры химическое равновесие смещается в сторону эндотермической реакции.
11. При повышении давления химическое равновесие смещается в сторону меньшего объема.
12. Реакции, протекающие в противоположных направлениях, называются возвратными.
13. На смещение химического равновесия концентрация веществ не влияет.
14. Дано уравнение реакции: 2SO2 + O2 = 2SO3 + Q. Укажите, в какую сторону сместится химическое равновесие:
14.а. при понижении температуры;
14.б. при повышении давления;
14.в. при повышении концентрации кислорода.
Диктант № 4
«Аналитическая классификация анионов»
Задание: укажите номер аналитической группы анионов, о которой идет речь в утверждении преподавателя; ответ записывается срезу, а после зачитывается следующее определение.
Время проведения – 15 минут
Критерии оценки: «5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - 0-4 правильных ответов
Утверждения, зачитываемые преподавателем:
1. Соли анионов хорошо растворимы в воде, за исключением Bi3+, Sb5+, Hg22+.
2. Анионы не образуют осадок с групповыми реактивами.
3. Анионы образуют осадок только с AgNO3.
4. Анионы реагируют с минеральными кислотами с выделением газа.
5. Почти все осадки с групповыми реактивами белые.
6. дифениламин с анионами дает синее окрашивание.
7. Сильные окислители выделят анионы в виде простого вещества.
8. Самая многочисленная группа анионов.
9. Почти все анионы галогены.
10. Анионы образуют осадок с BaCl2 нерастворимый в HNO3.
Диктант № 5
«Посуда и оборудование для химического анализа»
Задание: по фотографиям запишите название посуды и оборудования; ответ записывается срезу, а после демонстрируется следующая фотография.
Время проведения – 25 минут
Критерии оценки: «5» - 13-14 правильных ответов
«4» - 10-12 правильных ответов
«3» - 7-9 правильных ответов
«2» - 0-6 правильных ответов
Фотографии посуды и оборудования:
1 | 2 | ||
3 | 4 | ||
5 | 6 | ||
7 | 8 | ||
9 | 10 | ||
11 | 12 | ||
13 | 14 |
Диктант № 6
«Техника операций в гравиметрическом анализе»
Задание: поставить символ «+» если вы согласны с утверждением преподавателя или символ «-» если не согласны; ответ записывается срезу, а после зачитывается следующее определение.
Время проведения – 15 минут
Критерии оценки: «5» - 10 правильных ответов
«4» - 8-9 правильных ответов
«3» - 5-7 правильных ответов
«2» - 0-4 правильных ответов
Утверждения, зачитываемые преподавателем:
1. Осадитель должен полностью осаждать определяемый компонент.
2. Осаждение считается полным, если осаждается более 10 г вещества.
3. Целесообразно осаждать аморфные осадки.
4. Осаждение аморфных осадков проводят из концентрированных растворов.
5. Осаждение кристаллических осадков проводят разбавленным раствором осадителя.
6. Соосаждение – это удаление примесей путем их осаждения.
7. Причиной соосаждения является окклюзия.
8. При высушивании осадка удаляется гигроскопичная вода.
9. При прокаливании осадка удаляется кристаллизационная вода.
10. Средняя проба – это уменьшенная копия объекта.
ГЛАВА 3. УСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС
Устный опрос № 1
«Положения и принципы общей и аналитической химии»
1. Химия как наука. Задачи общей химии.
2. Аналитическая химия как наука. Задачи аналитической химии.
3. Виды химического анализа по признаку.
4. Виды химического анализа по способу
5. Виды химического анализа по объектам определения.
6. Классификация методов химического анализа по природе.
7. Классификация методов химического анализа по массе.
8. Классификация методов химического анализа по объекту контроля.
Устный опрос № 2
«Фотометрический и хроматографический методы анализа»
1. Фотометрия. Назначение фотометрических методов.
2. Сущность фотометрии. Основной закон фотометрии.
3. Сущность закона Бугера-Ламберта-Бера.
4. Основные фотометрические методы.
5. Хроматография. Сущность метода.
6. Достоинства хроматографии.
Устный опрос № 3
«Рефракторметрический и потенциометрический методы анализа»
1. Рефрактометрия. Сущность метода.
2. Основной принцип работы рефрактометра. Условия получения результатов.
3. Потенциометрия. Сущность метода. Достоинства метода.
4. Потенциометрическое титрование.
5. Общие принципы потенциометрического титрования.
ГЛАВА 4. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
«Растворы. Концентрация растворов»
1. В 500 г раствора насыщенного при 20оС содержится 120 г KNO3. Определите растворимость этой соли.
2. Смешали 250 г 20%-ного раствора HCl и 100 мл 30%-ного раствора (плотность 1,149 г/мл) это же кислоты. Определите процентную концентрацию HCl в новом растворе.
3. Какое количество сахара и воды необходимо для приготовления 300 г 12%-ного сахарного сиропа?
4. Сколько мл 75%-ной H2SO4 (плотность 1,670 г/мл) потребуется для приготовления 250 г 20%-ного раствора?
5. Вычислите молярную концентрацию 10%-ного раствора H2SO4 плотностью 1,060 г/мл.
6. Какова процентная концентрация КОН в 1,5 М растворе плотностью 1,05 г/мл?
7. Рассчитайте нормальность 20%-ной HCl плотностью 1,10 г/мл.
8. Определите моляльность раствора NaOH с массовой долей 20%.
9. Определите нормальность раствора HCl, если известно, для 20 мл ее нейтрализации потребовалось 18 мл 0,13 н раствора NaOH.
10. Вычислите молярность, нормальность и моляльность 40%-ного раствора H2SO4 (плотность 1,305 г/мл).
«Гравиметрический анализ»
1. Из навески массой 0,871 г MgSO4 получили 0,394 г Mg2P2O7. Вычислите массовую долю магния во взятой навеске.
2. Определите массу навески BaCl2·2H2O для получения осадка BaSO4 массой 0,5 г.
3. Для анализа взято 0,45 г BaCl2·2H2O. Его осаждают 2н раствором H2SO4. Определите объем требуемого осадителя.
4. При анализе 0,8105 г сплава получено 0,5008 г Al2O3. Определите процентное содержание алюминия в сплаве.
5. Дана навеска известняка массой 0,5015 г. Анализом установлено, что масса СаО равна 0,3248 г. Определите процентное содержание СаО и Са в пробе известняка.
6. Вычислите объем 0,1 н раствора AgNO3, необходимый для осаждения хлорид-ионов из раствора, содержащего 0,2923 г NaCl.
7. Сколько мл раствора хлорида бария, содержащего в 1 л 30 г BaCl2·2H2O, требуется для осаждения сульфат-ионов из раствора, содержащего 0,5 г K2SO4?
8. Сколько мл раствора HCl (плотность 1,13 г/мл) потребуется для растворения 0,5 г СаСО3?
9. Определите процентное содержание влаги в образце по следующим данным: масса бюкса 8,1748 г; масса бюкса с навеской образца до высушивания 11,8245 г; масса бюкса с образцом после высушивания 11,2148 г.
10. Вычислите аналитический множитель в следующих примерах:
Определение вещества | S | Cr | Fe2O3 | MgSO4 |
Весовая форма | BaSO4 | Cr2O3 | FePO4 | Mg2P2O7 |
«Титриметрический анализ»
1. Сколько мл 0,3 н раствора Ba(OH)2 потребуется для нейтрализации 45 мл 0,51 н раствора HСl?
2. Навеску 5,0257 г Na2CO3 растворили до 1 л. Вычислите нормальность раствора.
3. Вычислите массу навески необходимую для приготовления 2,5 л 0,5 н раствора KNO3.
4. Сколько воды необходимо прибавить к 1 л 0,125 н раствора щелочи, чтобы получить 0,1 н раствор?
5. В каком весовом соотношении следует смешать 60%-ный и 35%-ный растворы HNO3, чтобы получить 45%-ный раствор?
6. В мерной колбе объемом 1 л приготовлен водный раствор из 5,3 г Н2С2О4·2Н2О. Определите нормальность раствора.
7. Какое количество Na2В4О7·10Н2О необходимо для приготовления 200 мл 0,1 н раствора?
8. Имеется 6 н раствор H2SO4. Сколько мл этого раствора потребуется, чтобы после разбавления его водой получить 160 мл 2 н раствора?
9. В каких отношениях следует смешать 80%-ный раствор H2SO4 с водой, чтобы получить 30%-ный раствор?
10. На нейтрализацию 31 мл 0,16 н раствора щелочи потребовалось 217 мл раствора кислоты. Определите нормальность кислоты.
ГЛАВА 5. ТЕСТЫ
Тест № 1
«Агрегатное состояние веществ»
Задание. Решите тест: вопросы 1 – 3 – с открытым ответом, а вопросы 4 – 7 – имеют один правильный ответ.
Время проведения – 15 минут
Критерии оценки: «5» - 7 правильных ответов
«4» - 6 правильных ответов
«3» - 4-5 правильных ответа
«2» - 0-3 правильных ответа
Вариант 1
1. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое называется: __________________________ .
2. Вязкость - это _______________________________ .
3. Формула для расчета поверхностного натяжения: _____________________.
4. Практически не сжимаемы, принимают любую форму:
А) газы Б) жидкости
В) твердые вещества Г) газы и твердые вещества
5. Взаимосвязь V1/T1 = V2/T2, является математическим выражением закона:
A) Шарля Б) Бойля - Мариотта
B) Гей - Люссака Г) объединенного газового закона
6. Вязкость жидкости зависит от:
A) температуры Б) давления
B) массы Г) объема жидкости
7. Переход жидкого вещества в твердое называется:
A) кристаллизацией Б) плавлением
B) возгонкой Г) испарением
Вариант 2
1. Идеальный газ - это ____________________________ .
2. На практике поверхностное натяжение жидкости определяют __________ методом.
3. Мед, сахарный сироп, глицерин имеют ______________________ вязкость.
4. Кристаллические решетки разрушаются в результате:
А) плавления Б) растворения
В) испарения Г) все ответы правильные
5. Математическое выражение закона Бойля - Мариотта:
A) V/T = const Б) pV = const
B) р/Т = const Г) pV = RT
6. Способность вещества одного и того же химического состава существовать в различных кристаллических модификациях называется:
A) изоморфизм Б) полиморфизм
B) диморфизм Г) кристаллизм
7. С увеличением концентрации раствора поверхностное натяжение:
А) уменьшается Б) увеличивается
В) не изменяется Г) все зависит от температуры
Вариант 3
1. Поверхностное натяжение с увеличением температуры: _______________ .
2. Реальные газы - это ______________________________________________ .
3. Относительная вязкость жидкости вычисляется по формуле: ____________.
4. Температура, выше которой, газ не может быть превращен в жидкость ни при каком давлении, называется:
A) предельной Б) критической
B) абсолютной Г) температурой сжижения
5. Единица измерения вязкости жидкости:
A) 1 мм рт. ст. Б) 1 атм.
B) 1 пуаз Г) 1 градус
6. Характеризуются постоянным объемом и формой:
А) газы Б) жидкости
В) твердые вещества Г) жидкости и твердые вещества
7. К поверхностно - неактивным веществам относятся:
A) мыла Б) спирты
B) минеральные кислоты Г) белки
Вариант 4
1. Твердые вещества могут иметь __________ и ___________ строение.
2. Математическое выражение уравнения идеального газа имеет вид:
_________________________.
3. Однородность свойств жидкости по всем направлениям называется:
_________________________ .
4. Степень упорядоченности расположения атомов в кристаллических телах зависит от:
A) температуры Б) плотности
B) концентрации Г) кристаллического излома
5. Вещества, снижающие поверхностное натяжение:
A) поверхностно - активные Б) поверхностно - неактивные
B) электролиты Г) вязкие
6. Легко сжимаются, хорошо смешиваются, занимают любой предоставленный объем:
А) газы Б) жидкости
В) твердые вещества Г) жидкости и твердые вещества
7. Испарение твердых тел называется
A) плавлением Б) возгонкой
B) растворением Г) кристаллизацией
Тест № 2
«Итоговый тест по общей и аналитической химии»
Задание. Решите тест: в каждом вопросе один правильный ответ.
Время проведения – 40 минут
Критерии оценки: «5» - 12-13 правильных ответов
«4» - 10-11 правильных ответов
«3» - 7-9 правильных ответа
«2» - 0-6 правильных ответа
Вариант 1
1. Вид химического анализа не подходящий по признаку анализа:
| 1. количественный 2. качественный 3. биологический 4. структурный |
2. Стадия аналитического контроля, задача которой перевести пробу в активную форму, пригодную для анализа называется:
| 1. вскрытие пробы 2. пробоподготовка 3. отбор пробы 4. анализ пробы |
3. Раствор соли K2CO3 имеет среду:
| 1. рН = 7 2. рН • 7 3. рН < 7 |
4. К катионам I группы относятся:
| 1. K+, Na+, Ba2+, Al3+ 2. NH4+, Na+, Ca2+, Fe2+ 3. Mg2+, Ca2+, Ba2+, Sr2+ 4. Mg2+, NH4+, Na+, K+ |
5. HCl является групповым реактивом …. группы катионов: | 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
6. С AgNO3 образуют осадки анионы ….. группы:
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
7. Осаждаемая форма осадка не обладает данной характеристикой:
| 1. малая растворимость 2. малая адсорбция 3. имеет четкий хим. состав 4. хорошо фильтруется |
8. FZnO│Zn3(PO4)2:
| 1. 0,63 2. 0,21 3. 0,07 4. 0,52 |
9. Вид количественного анализа, в котором по массе осадка вычисляют количество ионов в растворе, называется:
| 1. колориметрический 2. газовый 3. гравиметрический 4. титриметрический |
10. Для нейтрализации 10 мл 0,01 н раствора NaOH требуется … мл 0,1 н раствора HCl:
| 1. 0,01 мл 2. 0,1 мл 3. 1 мл 4. 1000 мл |
11. Титр 0,09 н раствора H2SO4 по СаО равен:
| 1. 0,0018 г/мл 2. 0,0025 г/мл 3. 0,0032 г/мл 4. 0,0044 г/мл |
12. Метод титриметрического анализа, в котором в качестве индикатора используется KMnO4 называется: | 1. роданометрия 2. перманганатометрия 3. аргентометрия 4. иодометрия |
13. Электрохимический метод анализа, основанный на измерении электродного потенциала исследуемого раствора, называется: | 1. потенциометрический 2. хроматографический 3. фотометрический 4. рефрактометрический |
Вариант 2
1. Вид химического анализа не подходящий по способу анализа:
| 1. мокрый 2. сухой 3. химический 4. деструктивный |
2. Один из способов маскировки ненужного компонента пробы:
| 1. растворение пробы в воде 2. растворение пробы в кислоте 3. перевод компонента в комплексное соединение 4. его не надо маскировать |
3. Раствор соли AlCl3 имеет среду:
| 1. рН = 7 2. рН • 7 3. рН < 7 |
4. К катионам II группы относятся:
| 1. Ca2+, Ba2+, Sr2+ 2. Ca2+, Fe2+, Sr2+ 3. Ba2+, Ca2+, Al3+ 4. Mg2+, Ca2+, Ba2+ |
5. H2S является групповым реактивом ….. группы катионов:
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
6. С AgNO3 и BaCl2 образуют осадки анионы ….. группы:
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
7. Весовая форма осадка не обладает данной характеристикой:
| 1. малогигроскопичен 2. образует крупные кристаллы 3. не поглащает СО2 4. имеет четкий химический состав |
8. FAl2O3│AlPO4:
| 1. 0,42 2. 0,84 3. 0,72 4. 1,67 |
9. Точно отвешенное количество вещества или объем его раствора, помещенный в запаянную стеклянную ампулу, называются:
| 1. стандартный раствор 2. навеска 3. фиксанал 4. титр |
10. На титрование 25 мл 0,13 н раствора HCl израсходовано 23 мл … н раствора КОН:
| 1. 0,11 н 2. 0,12 н 3. 0,13 н 4. 0,14 н |
11. Титр 0,1 н раствора NaOH по SO3 равен:
| 1. 0,0013 г/мл 2. 0,0024 г/мл 3. 0,0056 г/мл 4. 0,0080 г/мл |
12. Метод титриметрического анализа, в котором в качестве индикатора используется –SCN- называется:
| 1. перманганатометрия 2. роданометрия 3. аргентометрия 4. иодометрия |
13. Электрохимический метод анализа, который позволяет вычислять концентрацию вещества в непрозрачных растворах, называется: | 1. потенциометрический 2. хроматографический 3. эфотометрический 4. рефрактометрический |
Вариант 3
1. Метод химического анализа не подходящий по природе анализа:
| 1. химический 2. физико-химический 3. биологический 4. структурный |
2. Аналитический сигнал не проявляется в:
| 1. выпадении осадка 2. выделении газа 3. растворении вещества 4. появлении запаха |
3. Раствор соли Na2S имеет среду:
| 1. рН = 7 2. рН • 7 3. рН < 7 |
4. К катионам III группы относятся:
| 1. Al3+, Ba2+, NH4+ 2. Al3+, Mn2+, Fe2+ 3. Mg2+, Fe2+, Zn2+ 4. Zn2+, Cr2+, Ca2+ |
5. (NH4)S является групповым реактивом ….. группы катионов:
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
6. С AgNO3 и BaCl2 не образуют осадки анионы ….. группы:
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
7. Отделение жидкой фазы от твердой путем сливания раствора с осадка через фильтр называется:
| 1. декантация 2. сливание 3. разделение 4. фильтрование |
8. FBaCl2│Ba3(PO4)2:
| 1. 0,12 2. 0,34 3. 0,75 4. 1,04 |
9. Вид титриметрического анализа, при котором используют кислоты и щелочи, называется:
| 1. основно-кислотное 2. окислительно-восстановительное 3. осадительное 4. комплексиметрическое |
10. Для нейтрализации 50 мл 0,35 н раствора H3PO4 требуется … мл 0,3 н раствора Ва(ОН)2:
| 1.42,8 мл 2. 50,2 мл 3. 58,3 мл 4. 58,9 мл |
11. Титр 0,08 н раствора HCl по К2О равен:
| 1. 0,0011 г/мл 2. 0,0022 г/мл 3. 0,0033 г/мл 4. 0,0044 г/мл |
12. Метод титриметрического анализа, в котором в качестве индикатора используется K2CrO4 называется:
| 1. роданометрия 2. перманганатометрия 3. аргентометрия 4. иодометрия |
13. Физико-химический метод анализа, который проводят специальным прибором, представляющим собой зрительную трубу со шкалой отсчета преломления света, называется: | 1. фотометрический 2. рефрактометрический 3. потенциометрический 4. хроматографический |
Вариант 4
1. Метод химического анализа не подходящий по объекту анализа:
| 1. валовый 2. маркировочный 3. арбитражный 4. контрольный |
2. Документ, подтверждающий результаты анализа называется:
| 1. протокол анализа 2. сертификат анализа 3. стандартный образец 4. технологическая карта анализа |
3. Раствор соли CaCl2 имеет среду:
| 1. рН = 7 2. рН • 7 3. рН < 7 |
4. К катионам III группы относятся:
| 1. Al3+, Ba2+, NH4+ 2. Al3+, Cu2+, Fe2+ 3. Mg2+, Fe2+, Zn2+ 4. Zn2+, Cr2+, Mn2+ |
5. (NH4)СО3 является групповым реактивом ….. группы катионов:
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
6. (C6H5)2NH является реактивом на анионы ….. группы
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
7. Маркировка бумажного фильтра, используемого для фильтрования аморфных осадков:
| 1.синяя лента 2. красная лента 3. зеленая лента 4. белая лента |
8. FMgO│Mg2P2O7:
| 1. 0,09 2. 0,18 3. 0,27 4. 0,36 |
9. Вид титриметрического анализа, при котором происходят ОВР, называется:
| 1. основно-кислотное 2. окислительно-восстановительное 3. осадительное 4. комплексиметрическое |
10. Для нейтрализации 10 мл 0,5 н раствора Ва(ОН)2 требуется … мл 0,1 н раствора HCl:
| 1. 0,005 мл 2. 2 мл 3. 42 мл 4. 50 мл |
11. Титр 0,1 н раствора HCl по Al2O3 равен:
| 1. 0,0102 г/мл 2. 0,0085 г/мл 3. 0,0017 г/мл 4. 0,0012 г/мл |
12. Метод титриметрического анализа, в котором в качестве индикатора используется крахмал называется:
| 1. роданометрия 2. перманганатометрия 3. аргентометрия 4. иодометрия |
13. Физико-химический метод анализа, который основан на измерении поглощения света анализируемым веществом, называется:
| 1. фотометрический 2. рефрактометрический 3. хроматографическимй 4. потенциометрический |
Вариант 5
1. К электрохимическим методам химического анализа не относится:
| 1. потенциометрия 2. гравиметрия 3. кулонометрия 4. вольтамперометрия |
2. Документ, подтверждающий соответствие объекта аналитического контроля установленным требованиям:
| 1. протокол анализа 2. сертификат анализа 3. стандартный образец 4. технологическая карта анализа |
3. Раствор соли K2SO3 имеет среду:
| 1. рН = 7 2. рН • 7 3. рН < 7 |
4. К катионам IV группы относятся:
| 1. Al3+, Pb2+, Ag+ 2. Ag+, Hg+, Fe2+ 3. Hg2+, Pb2+, Zn2+ 4. Cu2+, Hg2+, Bi3+ |
5. Не имеет группового реактива ….. группа катионов:
| 1. первая 2. вторая 3. третья 4. четвертая |
6. Соли свинца не образуют осадка с анионом I группы:
| 1. S2- 2. I- 3. Br- 4. Cl- |
7. Маркировка бумажного фильтра, используемого для фильтрования кристаллических осадков:
| 1.синяя лента 2. красная лента 3. зеленая лента 4. белая лента |
8. FCr2O3│BaCrO4:
| 1. 0,6 2. 0,3 3. 0,7 4. 1,2 |
9. Вид титриметрического анализа, при котором происходит выпадение осадка, называется:
| 1. основно-кислотное 2. окислительно-восстановительное 3. осадительное 4. комплексиметрическое |
10. На титрование 20 мл 0,37 н раствора HClО4 израсходовано 42 мл … н раствора NaОН:
| 1. 0,17 н 2. 0,77 н 3. 0,92 н 4. 1,3 н |
11. Титр 0,1 н раствора H2SO4 по SrO равен:
| 1. 0,0104 г/мл 2. 0,0092 г/мл 3. 0,0076 г/мл 4. 0,0052 г/мл |
12. Метод титриметрического анализа, в котором в качестве рабочего раствора применяется раствор кислоты или щелочи называется:
| 1. нейтрализации 2. оксидиметрия 3. осаждения 4. комплексонометрии |
13. Физико-химический метод анализа, в основе которого лежит закон Ламберта-Бера, называется: | 1. фтометрический 2. рефрактометрический 3. потенциометрический 4. хроматографический |
Вариант 6
1. К спектроскопическим методам химического анализа не относится:
| 1. титриметрия 2. атомно-абсорбционный 3. рентгеноскопия 4. атомно-эмиссионный |
2. Метод вскрытия малорастворимых осадков:
| 1. растворить в воде 2. растворить в кислоте или щелочи 3. растворение в автоклаве 4. растворение в органических растворителях |
3. Раствор соли Hg(NO3)2 имеет среду:
| 1. рН = 7 2. рН • 7 3. рН < 7 |
4. К катионам IV группы относятся:
| 1. Ca2+, Pb2+, Ag+ 2. Ag+, Hg+, Fe2+ 3. Hg2+, Pb2+, Cu2+ 4. Cu2+, Hg2+, Al3+ |
5. Ионы Na+ и Mg2+ можно обнаружить с помощью реактива:
| 1. KH2SbO4 2. Na3[Co(NO2)6] 3. [C6H2(NO2)3]2NH 4. Zn[(UO2)3(CH3COO)8] |
6. Газообразные продукты с кислотами образуют анионы ….. группы
| 1. первой 2. второй 3. третьей 4. четвертой |
7. Маркировка бумажного фильтра, используемого для фильтрования мелкокристаллических осадков:
| 1. белая лента 2. красная лента 3. зеленая лента 4. синяя лента |
8. FCaCO3│Ca3(PO4)2:
| 1. 0,10 2. 0,30 3. 0,97 4. 1,02 |
9. Вид титриметрического анализа, при котором происходит образование комплексного соединения, называется:
| 1. основно-кислотное 2. окислительно-восстановительное 3. осадительное 4. комплексиметрическое |
10. Для нейтрализации 10 мл 0,05 н раствора NН4OH требуется … мл 0,1 н раствора H2SO4:
| 1. 0,5 мл 2. 5 мл 3. 10 мл 4. 15 мл |
11. При значении титра NaOH по SO3 0,002 г/мл, нормальная концентрация NaOH равна:
| 1. 0,150 н 2. 0,112 н 3. 0,073 н 4. 0,025 н |
12. Метод титриметрического анализа, в котором в качестве рабочего раствора применяется раствор AgNO3, называется:
| 1. нейтрализации 2. оксидиметрия 3. осаждения 4. комплексонометрии |
13. Физико-химический метод анализа, основанный на определении показателя преломления света исследуемого вещества, называется: | 1. фотометрический 2. рефрактометрический 3. потенциометрический 4. хроматографический |
ГЛАВА 6. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА
Требования по составлению конспекта
1. Конспект — это краткое изложение или краткая запись содержания.
2. Внимательно прочитайте текст.
3. Вторичное чтение текста сочетай с записью пунктов плана конспекта.
4. Каждый пункт плана должен быть записан кратко. Он может содержать как текст, так и формулы, уравнения (по необходимости).
5. Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, лаконичность, убедительность и доказательность.
Критерия оценивания:
«5» - конспект выполнен в полном объеме; студент раскрыл основные понятия, конспект не содержит грамматических и химических ошибок, конспект выполнен аккуратно.
«4» - конспект выполнен в полном объеме; студент раскрыл основные понятия, конспект содержит не значительные грамматические и химические ошибки, конспект имеет помарки.
«3» - конспект выполнен не в полном объеме; студент не полностью раскрыл основные понятия, в конспекте имеются грамматические и химические ошибки, конспект представлен с нарушением сроков.
«2» - конспект выполнен не в полном объеме; студент не раскрыл основные понятия, в конспекте имеются грамматические и химические ошибки, конспект представлен с нарушением сроков.
Самостоятельная работа № 1
«Техника безопасности в химической лаборатории»
Учебник: С.А. Шапиро, М.А. Шапиро. Аналитическая химия. с. 57
План конспекта.
1. Правила работы с химическими реактивами.
2. Правила работы со стеклянной посудой и приборами.
3. Правила работы с нагревательными приборами.
4. Противопожарная безопасность.
Самостоятельная работа № 2
«Химические методы качественного анализа»
Учебник: С.А. Шапиро, М.А. Шапиро. Аналитическая химия. с. 48
План конспекта
1. Способы химического анализа
Способы анализа | «Сухой» | «Мокрый» |
Особенности | ||
Подготовка к анализу | ||
Характеристика анализа |
2. Особенности реакций качественного анализа.
3. Методы анализа по форме
Характеристика метода | В каком случае применяется | Описание метода |
Пробирочный | ||
Микрокристаллический | ||
Капельный |
4. Характеристика полумикроанализа:
а) преимущества –
б) требования –
5. Чувствительность реакций (определение, в чем выражается, пример).
6. Факторы, влияющие на чувствительность реакции.
7. Открываемый минимум (определение, в чем выражается, пример).
8. Специфичные реакции (определение, пример).
Самостоятельная работа № 3
«Техника аналитических работ»
Учебник: С.А. Шапиро, М.А. Шапиро. Аналитическая химия. с. 58
План конспекта
I. Нагревание
1. Требования к посуде.
2. Нагревание раствора с осадком.
3. Техника нагревание пробирки.
4. Техника выпаривания.
5. Техника прокаливания.
II Осаждение
1. Техника разделения ионов.
3. Техника осаждения с целью отделения ионов.
III. Центрифугирование
1. Как наполняются пробирки?
2. Как устанавливаются пробирки?
3. Остановка центрифуги.
4. Продолжительность центрифугирования.
5. Проба на полноту осаждения с помощью реактива.
6. Декантация.
IV. Промывание осадков
Техника промывания.
V. Растворение осадков
1. Техника растворения хорошо растворимого осадка.
2. Техника растворения плохо растворимого осадка.
Информационные источники
1. Аналитическая химия: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др.; Под ред. А.А. Ищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2. https://www.chem-astu.ru/chair/study/anchem/
3.http://avidreaders.ru/read-book/analiticheskaya-himiya-kniga-2-fiziko-himicheskie.html
4. https://vk.com/doc-57911345_296471799?dl=2a509cce7be8f24206
5. https://megaobuchalka.ru/5/48314.html
6. http://fhma.sociolife.ru/docs/mat_for_ekz.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для промежуточного контроля знаний по дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности»
Каждый из пяти вариантов тестов содержит 30 тестовых заданий (далее – ТЗ) разной степени сложности. Каждый вариант состоит их четырех частей: часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного...
Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточного/ итогового контроля знаний по дисциплине «Электрические машины» МДК01.01
Контрольно-оценочные средства промежуточной или итоговой аттестации...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методичес...
Итоговый контроль знаний студентов по темам "Разметка", "Рубка", "Резка"
Данное контрольное тестирование студентов по трем темам Слесарного дела: "Разразличных дисциплинах и специальностяхметка", "Рубка", "Резка" дает мастеру производственного...
Тест итогового контроля знаний "Электротехника"
Тест итогового контроля знаний "Электротехника"...
Перечень вопросов для итогового контроля знаний по МДК «Технология оказания медицинских услуг» (теория)
Перечень вопросов для подготовки к зачёту по МДК " Технология оказания медицинских услуг"Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая м...