Рабочая программа ПМ 02 Приготовление растворов различной концентрации
рабочая программа по теме
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО)
19.01.02 Лаборант- аналитик
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Адыгея
«Майкопский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ РАЗЛИЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
Республика Адыгея
г.Майкоп
2016 г
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО)
19.01.02 Лаборант- аналитик
Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Разработчики:
Садова М.А., преподаватель ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Хахалева Н.С., мастер производственного обучения ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум».
Директор ГБПОУ «МПТ» ___________________________ В.Х. Делок
М.П.
«Рассмотрено и одобрено»
на заседании МК
_________________ цикла
протокол №____от «___» _________20__г.
председатель МК
__________/Н.С.Хахалева/
Программа утверждена
на заседании Методического совета
ГБПОУ РА «МПТ»
протокол №___ от «____» _________ 20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ _________ | стр. |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ РАЗЛИЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.02 «Лаборант – аналитик» по укрупненной группе направлений подготовке 240000 «Химическая и биотехнологии», направлений подготовке 240700.01 «Биотехнологии»,
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Приготовление растворов различной концентрации.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2. 1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.
ПК 2. 2. Определять концентрации растворов различными способами.
ПК 2. 3. Готовить различные питательные среды, фильтровать, осветлять, разливать их.
ПК 2.4 Делать посевы на питательные среды различными методами и культивировать посевы
ПК 2. 5 Приготавливать бакпрепараты живых и убитых микроорганизмов, окрашивать их
различными способами.
ПК 2. 6 Отбирать и готовить пробы к проведению анализов
Рабочая программа профессионального модуля «Приготовление растворов различной концентрации», может быть использована в качестве по профессии «Лаборант-аналитик» в профессиональной подготовке рабочих профессий «Лаборант- микробиолог» и «лаборант химико-бактериологического анализа»
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;
- установления концентрации растворов различными способами;
- приготовления различных питательных сред;
- осветления, фильтрования, розлива питательных сред;
- бак посевы аэробов и анаэробов и их культивирование;
- приготовления бак препаратов и их окрашивания4
- отбора и подготовки проб к анализу.
уметь:
- готовить растворы различных концентраций;
- определять концентрации растворов;
- готовить различные питательные среды;
- осветлять, фильтровать, разливать питательные среды;
- делать бак посев аэробов и анаэробов на плотные и жидкие питательные среды;
- культивировать аэробы и анаэробы;
- приготавливать бакпрепараты живых и убитых микроорганизмов;
- окрашивать бакпрепараты различными методами.
- отбирать пробы твердых и жидких продуктов;
- подготавливать пробы к анализам.
знать:
- классификацию растворов;
- способы выражения концентрации растворов;
- способы техники приготовления растворов;
- способы и технику определения концентрации растворов;
- методы расчета растворов различной концентрации;
- классификацию питательных сред;
- способы приготовления естественных и искусственных питательных сред;
- способы фильтрования, осветления и разлива питательных сред;
- методы посева на жидкие плотные питательные среды аэробов и анаэробов;
- методы культивирования аэробов и анаэробов;
- методы исследования выросших культур;
- приготовление бакпрепаратов;
- окрашивание простым и сложным методом;
- правила отбора твердых и жидких продуктов;
- подготавливать пробы к анализам.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Всего 452 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 188 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 132 часов;
самостоятельной работы обучающегося 56 часов;
учебной практики 156 часов.
производственной практики 108 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): Приготовление растворов различной концентрации,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Готовить растворы точной и приблизительной концентрации. |
ПК 2.2. | Определять концентрации растворов различными способами |
ПК 2.3. | Готовить различные питательные среды, фильтровать, осветлять, разливать их |
ПК 2.4. | Делать посевы на питательные среды различными методами и культивировать посевы |
ПК 2.5 | Приготавливать бакпрепараты живых и убитых микроорганизмов, окрашивать их различными способами |
ПК 2.6. | Отбирать и готовить пробы к проведению анализов |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач . |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Код профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса | Практика | |||
Обязательная нагрузка | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная, часов | ||||
Всего, часов | В т. ч. лабораторные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
МДК 02 01 | Основы приготовления проб и растворов различной концентрации. | ||||||
ПК2.1-2.2 | Раздел 1 Приготовление растворов различной концентрации | ||||||
ПК2.6 | Раздел 2.Проверка концентрации растворов. Отбор средней пробы продуктов. | ||||||
Производственная практика | |||||||
Итого: | |||||||
МДК02.02 | Основы приготовления питательных сред, бак посев, культивирование микроорганизмов, приготовление бак препарата. | ||||||
ПК2.3-2.4 | Раздел 1 Отбор проб и подготовка их к анализу. Приготовление питательных сред. | ||||||
ПК2.5 | Раздел 2 Бак посев и культивирование микроорганизмов. Приготовление бак препаратов и исследование их под микроскопом. | ||||||
Производственная практика. | |||||||
Итого: | |||||||
Всего: |
3.Структура и содержание профессионального модуля
ПМ 02.«Приготовление растворов различной концентрации»
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 02
«Приготовление растворов различной концентрации»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)(если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
МДК 02.01 Основы приготовления проб и растворов различной концентрации | |||||||||||
Раздел1 Приготовление растворов различной концентрации | |||||||||||
Тема1.1 Приготовление приблизительных растворов солей и щелочей | Содержание | ||||||||||
1. | Понятие о растворах. | ||||||||||
2 | Расчет и приготовление %растворов солей. | ||||||||||
3 | Расчет и приготовление %растворов щелочей | ||||||||||
4 | Расчет и приготовление % растворов кристаллогидратов | ||||||||||
5 | Разведение % растворов солей и щелочей | ||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||
1 | Расчеты % растворов солей и щелочей | ||||||||||
Тема 1.2 Приготовление приблизительных растворов кислот. | Содержание | ||||||||||
1. | Расчеты и приготовление % растворов кислот. | ||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||
1-2 | Расчеты % растворов кислот используемых в анализах: | ||||||||||
Тема 1.3 Приготовление точных растворов. | Содержание | ||||||||||
1. | Расчет и приготовление молярных растворов солей, щелочей и кислот. | ||||||||||
2 | Расчет и приготовление нормальных растворов солей , щелочей и кислот. | ||||||||||
3 | Расчет и приготовление титрованных растворов солей, щелочей и кислот.. | ||||||||||
4 | Приготовление растворов из фиксаналов | ||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||
1-2 | Расчеты и приготовление точных растворов, используемых в анализах: | ||||||||||
Тема 1.4 Приготовление стандартных растворов | Содержание | ||||||||||
1. | Расчет и приготовление стандартных (колориметрических) и сложных растворов. | ||||||||||
2 | Расчет и приготовление сложных растворов | ||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||
1 | -расчеты и приготовление стандартных и сложных растворов, используемых в анализах: | ||||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Самостоятельная проработка конспектов. Самостоятельная работа по расчетам Написание докладов и рефератов. | |||||||||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1.Выражение концентрации растворов. 2. Растворы относящиеся к приблизительным. 3. Расчеты и техника приготовления % растворов солей. 4.Расчеты и приготовление % растворов щелочей. 5.Расчеты и приготовление % растворов кислот. 6.Растворы относящиеся к точным. 7.Расчеты и техника приготовления молярных растворов по навеске. 8.Расчеты и техника приготовления нормальных растворов по навеске 9 Техника приготовления точных растворов из фиксанала. 10.Работа с пипетками. 11.Работа с бюретками 12 Расчеты и техника разведения процентных растворов. 13 Расчеты и техника приготовление объемно-процентных растворов. 14 Техника приготовления титрованных растворов. 15 Техника приготовления стандартных растворов. 16 Техника приготовления сложных растворов 17.Индикаторы. 18.Техника титрования. | |||||||||||
Учебная практика | |||||||||||
Тема 1.1 Приготовление приблизительных растворов солей и щелочей. 1.Расчет и приготовление % растворов солей и щелочей. | |||||||||||
Тема 1.2 Приготовление приблизительных растворов кислот. Разведение растворов. 1.Расчет и приготовление % растворов кислот. 2 Разведение растворов. | |||||||||||
Тема 1.3 Приготовление точных растворов. 1.Расчет и приготовление точных растворов солей и щелочей. 2 Расчет и приготовление точных растворов солей и щелочей 3.Приготовление точных растворов кислот. 4 Приготовление растворов из фиксаналов. | |||||||||||
Раздел 2. Проверка концентрации растворов. Отбор средней пробы продукции. | |||||||||||
Тема 2.1 Проверка концентрации растворов | Содержание | ||||||||||
1. | Проверка концентрации % растворов. | ||||||||||
2. | Проверка концентрации точных растворов. | ||||||||||
3 | Проверка концентрации точных растворов. | ||||||||||
Лабораторные работы. | |||||||||||
1. | Проверка концентрации % растворов солей и щелочей. | ||||||||||
2 | Проверка концентрации точных растворов | ||||||||||
3 | Проверка концентрации точных растворов | ||||||||||
Тема 2.2 Отбор и оформление средней пробы продукта. | Содержание | ||||||||||
1. | Отбор среднего образца.. | ||||||||||
2. | Отбор средней пробы жидких продуктов | ||||||||||
3. | Отбор средней пробы твердых продуктов | ||||||||||
4. | Оформление протокола и этикетки средней пробы | ||||||||||
Лабораторные работы. | |||||||||||
1. | Оформление протокола и этикетки средней пробы | ||||||||||
Дифференцированный зачёт | |||||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. | |||||||||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работ 1 Проверка концентрации % растворов. 2.Проверка концентрации точных растворов. 3.Установление титра рабочего раствора. 4 Отбор средней пробы зерна для физико-химического анализа. 5.Отбор средней пробы муки для физико-химического анализа. 6.Отбор средней пробы мяса, рыбы для физико-химического анализа. 7 Отбор средней пробы меда и яиц для физико-химического анализа. 8Отбор средней пробы воды для физико-химического анализа. 9 Отбор средней пробы молока для физико-химического анализа. 10 Отбор средней пробы соков фруктовых. | |||||||||||
Учебная практика | |||||||||||
Тема 2.1 Проверка концентрации растворов. 1.Определение концентрации приблизительных растворов. 2.Определение концентрации точных растворов. 3 Определение концентрации точных растворов. | |||||||||||
Тема 2.2 Отбор и оформление средней пробы продукта. 1.Отбор и оформление средней пробы продукта. | |||||||||||
Дифференцированный зачет: Олимпиада профессионального мастерства Контрольный срез знаний | |||||||||||
Производственная практика | |||||||||||
Тема 1.1 Приготовление приблизительных растворов солей и щелочей 1 Приобретение практического опыта по приготовлению приблизительных растворов солей щелочей . | |||||||||||
Тема 1.2Приготовление приблизительных растворов кислот. Разведение растворов 1 Приобретение практического опыта по приготовлению приблизительных растворов кислот. Разведение растворов. | |||||||||||
Тема 1.3 Приготовление точных растворов 1 Приобретение практического опыта по приготовлению точных растворов солей щелочей. 2 Приобретение практического опыта по приготовлению точных растворов кислот | |||||||||||
Тема 2.1 Проверка концентрации растворов 1 Приобретение практического опыта по проверке концентрации приблизительных растворов. 2 Приобретение практического опыта по проверке концентрации точных растворов 3 Приобретение практического опыта по проверке концентрации точных растворов | |||||||||||
Тема 2.2 Отбор и оформление средней пробы продукта. 1 Приобретение практического опыта по отбору и оформлению средней пробы продукта | |||||||||||
Практическая квалификационная работа | |||||||||||
МДК 02.02. Основы приготовления питательных сред, бак посев, культивирование микроорганизмов, приготовление бак препарата. |
| ||||||||||
Раздел 1. Отбор проб, подготовка их к анализу. Приготовление питательных сред. | |||||||||||
Тема 1.1. Отбор проб для микробиологического анализа | Содержание | ||||||||||
1 | . Отбор среднего образца для микробиологического анализа | ||||||||||
2 | Отбор средней пробы продукта для микробиологического анализа | ||||||||||
3 | Отбор средней пробы продукта для микробиологического анализа | ||||||||||
4 | Оформление средней пробы | ||||||||||
Лабораторные работы. | |||||||||||
1 | Отбор средней пробы продукта для микробиологического анализа | ||||||||||
2 | Оформление средней пробы | ||||||||||
Тема 1.2 Приготовление питательных сред. | Содержание | ||||||||||
1. | Классификация питательных сред. | ||||||||||
2. | Приготовление питательных сред из натуральных продуктов. | ||||||||||
3. | Фильтрование питательных сред | ||||||||||
4. | Осветление питательных сред, разлив питательных сред. | ||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||
1. | Приготовление питательных сред из натуральных продуктов | ||||||||||
2. | Приготовление питательных сред из фабричной расфасовки | ||||||||||
3. | Фильтрование, осветление, разлив питательных сред | ||||||||||
Тема 1.3 Методы выделения чистых культур | Содержание | ||||||||||
1 | Методы выделения чистых культур. Фракционный метод | ||||||||||
2 | Метод пластинчатых разводок | ||||||||||
3 | Методы разведения пробы | ||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||
1 | Методы разведения жидкой и твердой пробы | ||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||
Самостоятельная проработка конспектов, написание докладов и рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1 Отбор средней пробы мяса и рыбы для микробиологического анализа 2 Отбор средней пробы муки и зерна для микробиологического анализа 3 Отбор средней пробы колбасных изделий для микробиологического анализа 4 Отбор средней пробы воды для микробиологического анализа 5 Отбор средней пробы молока и кисломолочных продуктов для микробиологического анализа 6 Отбор средней пробы смывов с рук, сан одежды, оборудования, посуды для микробиологического анализа 7 Оформление средней пробы продукта для микробиологического анализа. 8 Классификация питательных сред. 9 Приготовление питательных сред из натуральных продуктов 10 Приготовление питательных сред из фабричной расфасовки 11 Фильтрование питательных сред. 12 Осветление питательных сред, разлив питательных сред для культивирования микроорганизмов. 13 Фильтрование, осветление, разлив питательных сред. 14. Фракционный метод выделения чистых культур. 15 Методы разведения жидкой и твердой пробы для микробиологического анализа . | |||||||||||
Учебная практика: | |||||||||||
Тема 1.1 Отбор проб и подготовка их к анализу
| |||||||||||
Тема 1.2 Приготовление питательных сред.
| |||||||||||
Раздел 2. Бак посев и ультивирование микроорганизмов. Приготовление бак препаратов и исследование их под микроскопом. | |||||||||||
Тема 2.1 Бак посев и культивирование микроорганизмов. | Содержание | ||||||||||
1. | Бак посев аэробов на жидкую питательную среду.. | ||||||||||
2. | Бак посев аэробов на плотную питательную среду | ||||||||||
3. | .Бак посев аэробов на скошенную плотную питательную среду | ||||||||||
4 | Бак посев анаэробов на жидкую и плотную питательную среду.. | ||||||||||
5 | Культивирование аэробов и анаэробов. | ||||||||||
Лабораторные работы. | |||||||||||
1. | Бак посев аэробов на жидкую питательную среду | ||||||||||
2. | Бак посев аэробов на плотную питательную среду | ||||||||||
3. | Бак посев анаэробов на жидкую и плотную питательную среду. | ||||||||||
4. | Изучение роста культур на жидких и плотных питательных средах | ||||||||||
5. | Количественное определение микро обсемененности продуктов (ОМЧ) | ||||||||||
Тема 2.2 Приготовление бак препаратов живых и окрашенных микроорганизмов | Содержание | ||||||||||
1. | Приготовление растворов красок для окраски бак препарата | ||||||||||
2 | Приготовление растворов красок для окраски бак препарата | ||||||||||
3 | Приготовление бак препарата живых м/о | ||||||||||
4 | Приготовление бак препарата в камере Горяева | ||||||||||
5 | Приготовление бак препарата убитых м/о | ||||||||||
6 | Окраска бак препарата простым и сложным методом | ||||||||||
7 | Окраска бак препарата специальными методами | ||||||||||
Лабораторные работы | |||||||||||
1. | Приготовление бак препарата живых и убитых м/о. | ||||||||||
Дифференцированный зачет. | |||||||||||
Самостоятельная работа | |||||||||||
Самостоятельная проработка конспектов, написание докладов и рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1 Бак посев аэробов на плотную питательную среду 2 Бак посев аэробов на жидкую питательную среду. 3 Бак посев анаэробов. на плотную питательную среду. 4 Бак посев анаэробов на жидкую питательную среду. 5 Культивирование аэробов и анаэробов. 6 Культивирование аэробов и анаэробов 7 Количественное определение микро обсемененности продуктов (ОМЧ) 8 Приготовление растворов красок для окраски бак препарата 9 Приготовление бак препарата живых м/о 10 Приготовление бак препарата в камере Горяева 11 Приготовление бак препарата убитых м/о 12 Окраска бак препарата простым и сложным методом 13 Окраска бак препарата специальными методами. | |||||||||||
Учебная практика | |||||||||||
Тема 2.1 Бак посев и культивирование микроорганизмов
| |||||||||||
Тема 2.2 Приготовление бак препаратов и изучение их под микроскопом. 1. Приготовление бак препарата живых микроорганизмов и изучение их под микроскопом. 2 Приготовление красителей для окраски бак препаратов. 3 Приготовление бак препарата окрашенных микроорганизмов и изучение их под микроскопом 4 Приготовление бак препарата окрашенных микроорганизмов и изучение их под микроскопом | |||||||||||
Дифференцированный зачет | |||||||||||
1 Конкурс профессионального мастерства. 2 Контрольный срез знаний | |||||||||||
Производственная практика | |||||||||||
Тема 1.1 Отбор проб и подготовка их к анализу 1 Приобретение практического опыта по отбору проб для микробиологического анализа. 2 Приобретение практического опыта по методам разведения проб. | |||||||||||
Тема 1.2 Приготовление питательных сред. 1 Приобретение практического опыта по приготовлению, фильтрованию, осветлению ,разливу питательных сред.. | |||||||||||
Тема 2.1 Бак посев и культивирование микроорганизмов. 1Приобретение практического опыта по бак посеву аэробов на жидкие и плотные питательные среды. 2.Приобретение практического опыта по бак посеву анаэробов на жидкие и плотные питательные среды. 3. Приобретение практического опыта по культивирование аэробов и анаэробов. Изучение роста культур. | |||||||||||
Тема 2.2 Приготовление бак препаратов и изучение их под микроскопом. 1 Приобретение практического опыта по приготовлению бак препарата окрашенных микроорганизмов и изучение их под микроскопом. 2 Приобретение практического опыта по приготовлению бак препарата живых микроорганизмов и изучение их под микроскопом. | |||||||||||
Практическая квалификационная работа |
Эк
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает:
наличие учебных кабинетов:
- Химических дисциплин;
- Биологии и микробиологии;
Наличие лабораторий:
1. Физико-химических и микробиологических методов анализа
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета : 30 мест
- Столы ученические.
- Стулья ученические.
- Доска учебная.
- Стенды.
- плакаты по темам
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: 25 мест
Сухожаровой шкаф, электроплитки, вытяжной шкаф, центрифуга, оваскоп, автоклав, термостат, сушильный шкаф.
Приборы лаборатории: техно-химические весы, аналитические весы, рН метры, иономер ВР-74, ФЭК -56, аппарат Сокслета, ареометры, пикнометры, рефрактометры, микроскопы «Биолам», спиртовки.
Установки лабораторные: установки для титрования, установка для перегонки при обычном давлении, установка для перегонки с водяным паром, установка для фильтрования под вакуумом.
Посуда и материалы: химпосуда, бакпосуда, инструменты, материалы и др.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Плакаты, стенды, инструкционные и инструкционно-технологические карты, макеты, раздаточный материал.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Воскресенский П.Л. «Техника лабораторных работ» М.1988.
2.Любина А.Я, Неменова Ю.М., Полесс М 2. Чернобельская ГМ. « Техника лабораторных работ М-1980.
3. Лерина И.В. «Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии» М 1980.
4. Трушина Т.П. «Микробимология, гигиена и санитария в торговле» 2000.
Дополнительные источники:
1. Крищенко В.П., Агеева В.С. Практикум по технике лабораторных работ М 1997.
2. Минх А.А. Справочник по санитарно бактериологическим исследованиям М.1978.
3. ГОСТы, МУК, методики на химико - бактериологические анализы.
4. Паспорта на оборудование и приборы.
5. Справочный материал и таблицы.
6. Нормативы на продукцию.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Методика освоения программы модуля принципиально отличается от традиционных лекций и предполагает доминирование самостоятельного изучения обучающихся, в рамках которого развиваются умения и знания, необходимые для овладения профессий. Основная нагрузка на основание теоретических знаний ложится на самого обучающегося. Преподаватель выступает как консультант и помощник.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при одной форме обучения – 36 академических часов в неделю.
Методы обучения: лекционно-семинарские занятия, самостоятельное изучение материала учащимися, лабораторно-практические занятия, демонстрация трудового опыта, производственное обучение.
При реализации модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций, реализуются в несколько этапов.
Цели и задачи программы и формы отчетности определяются согласно положению по каждому виду практики.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования»;
Мастера производственного обучения на 1-2 разряда по профессии выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК.2.1 Готовить растворы точной и приблизительной концентрации | - Выполнение расчетов приблизительных % растворов солей, щелочей кислот; - выполнение расчетов разведения растворов; - выполнение расчетов цены деления на мерной посуде - взвешивание на техно-химических и аналитических весах; - точность и аккуратность отмеривания жидкостей мерной посудой; - выполнение перемешивания и переливания; - грамотность подписывания растворов | Практические задания при проверке умений опрос, собеседование |
ПК.2.2. Определение концентрации растворов различными способами. | - владение техникой определения плотности с помощью ареометра; - пользование справочными таблицами; - определение цены деления ареометра; - подготовка титровальной установки; - титрование; - определение объема раствора, пошедшего на титрование; - определение поправочного коэффициента; | Практические задания при изучении нормативных документов, тестовые задания |
ПК 2.3. Готовить различные питательные среды, фильтровать, осветлять, разливать их | - рассчитывание ингредиентов при приготовлении питательной среды; - взвешивание веществ с определенной точностью; - фильтрование, осветление, разливание питательных сред; - хранение питательных сред | Практические задания, опрос, тестовые задания, контрольные. |
ПК.2.4 Делать посевы на питательные среды различными методами и культивировать посевы | - выполнение бакпосевов всеми методами; - выполнение разведений; - соблюдение параметров культивирования; - заполнение журналов по культивированию; | Практические задания, текущий опрос, контрольные работы, тестовые задания. |
ПК 2.5 Подготавливать бакприпораты живых и убитых микроорганизмов, окрашивать их различными способами | - приготовление бакприпарата живых и убитых микроорганизмов; - окрашивание мазка простыми и сложными методами | Практические задания, текущий опрос, контрольные работы, тестовые задания. |
ПК.2.6 Отбирать и готовить пробы к проведению анализов | - отбирание жидких и твердых проб продуктов, согласно ГОСТа; - грамотность оформления проб; - подготавливание проб к анализу. | Практические задания, текущий опрос, контрольные работы, тестовые задания. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК. 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижении, определенных руководителей. | - ознакомление с заданием; - понимание задания данного руководителем; - планирование работы; - подготовка лаборанта к выполнению задания; - организация рабочего места; - подготовка материалов выполнения задачи | Практические задания по организации рабочего места для выполнения анализа |
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности нести ответственность за работу | - осуществление текущего и итогового контроля собственной деятельности; - ответственность за точность приготовления химических растворов; - ответственность за стерильность питательных сред; - ответственность за режим культивирования. | Практические задания по анализу рабочей ситуации при приготовлении питательных сред , растворов, проб. |
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | - осуществление поиска информации для выполнения задания: ГОСТа, методической рекомендации, инструкционной карты, справочных таблиц. | Задания по поиску необходимой информации в библиотеке, производственной лаборатории и тд. |
ОК. 5 Использовать информационно –коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - использование информационных технологий для выполнения поставленной задачи (методики на анализ, справочных таблиц). | Задание на приобретение новых технологических информаций во время прохождения практики |
Разработчики:
М.А. Садова, преподаватель ГПБОУ РА «МПТ»
Н.С. Хахалева - отличник профтехобразования, мастер производственного обучения ГБПОУ РА «МПТ»
Эксперты:
__________________ ____________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) ( инициалы, фамилия)
_________________________ ___________________________________ ______________________________ (место работы) (занимаемая должность) ( инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПМ 01. Реализация различных технологий розничных продаж в страховании
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080118 Страховое дело (по отраслям) (угл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА, ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЙ, СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРОБ И РАСТВОРОВ К ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник
Рабочая программа производственной практики является частью основной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства, 18103 Садовник и ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙСпециальность: 44.02.01 Дошкольное образование Укрупненная группа специал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙСпециальность: 44.02.01 Дошкольное образование Укрупненная группа специал...