Скорость химической реакции
методическая разработка на тему
Методическая разработка урока на тему "Скорость химической реакции".
Для изучения в рамках курса Химии 9 класса, при преподавании в учрежеджения СПО, имеющих отделение основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_reaktsii.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Методическая разработка урока
«Скорость химической реакции»
Разработчик:
Баженов С.С., преподаватель
2016
Урок проводится в рамках курса предмета Химия для групп, получающих основное общее образование в очно-заочной форме обучения. В рамках занятия дано понятие «скорость химической реакции», рассмотрены основные условия, влияющие на скорость химической реакции, а также продемонстрированы химические реакции, иллюстрирующие, рассмотренные на уроке, теоретические положения.
1. Пояснительная записка.
Преподавание базового курса химии обучающимся получающим образование в очно-заочной форме сопряжено с некоторыми объективными трудностями, которые с одной стороны связаны со спецификой контингента Колледжа, а с другой стороны с особенностью рабочей программы. Для актуализации и повышения уровня усвоения материал четко структурирован, а также содержит демонстрационные видеофрагменты.
Цель урока: создание условий для освоения понятия «скорость химической реакции», понимания условий влияющих на скорость реакции, закрепления базовых понятий теории химических превращений.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование «понятия скорость химической реакции»;
- рассмотрение условий влияющих на скорость реакции;
- формирование комплекса знаний о химических превращениях.
2) воспитательные:
- создание условий для развития критического мышления и группового обсуждения и анализа;
- формирование научной картины мира;
3) развивающие:
- развитие потребностно- мотивационной сферы личности учащихся;
- развитие умения анализировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы.
Тип урока: урок объяснения нового материала с применением информационных технологий.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группе, индивидуальная.
Методы обучения: имитационные, практические.
Средства обучения: индивидуальное диалоговое общение, информационные таблицы, видео фрагменты, имитационные модели.
Занятию предшествовали уроки раздела 1 «Введение. Повторение основных тем курса 8-9 класса», на которых обучающиеся повторили и углубили материал 8-9 класса. Данное занятие является первым в разделе «Скорость химической реакции. Химическое равновесие», в котором формируется комплекс знаний о химических превращениях веществ.
Домашнее задание:
Повторение материала изученного на уроке [1], § 5. Также выполнение самостоятельной работы № 5 по теме.
2. Содержание урока.
1. Актуализация материала.
На данном этапе педагог задает вопросы:
1) Что такое «химическая реакция»?
2) Что происходит в химической реакции? Какие изменения могут наблюдаться?
3) Что такое «скорость»?
4) Как вы думаете, химические реакции протекают с одинаковой скоростью?
5) Приведите примеры быстрых и медленных химических реакций?
В тетради фиксируются понятие «химическая реакция», примеры быстрых и медленных химических реакций в виде блок схемы:
Быстрые: ← Химические процессы → Медленные:
2. Теоретический блок № 1. Понятие скорости химической реакции.
Педагог задает вопрос:
«Каким способом, вы бы предложили измерить скорость реакции?»
Затем выслушивает ответы. После чего выводит класс к понятию «скорость химической реакции», как изменению концентрации вещества в единицу времени.
В тетради фиксируется понятия «концентрация» и «скорость химической реакции», а также формула расчета скорости химической реакции
V = ∆с / ∆t.
Важно: обратить внимание усвоению концентрация, особенно для отстающих обучающихся.
3. Теоретический блок № 2.
Педагог задает вопрос:
1) Как вы думаете, К и Fe будут одинаково реагировать с водой?
Далее проводится видео демонстрация: реакция MgO, CaO и BaO с водой, а затем делается вывод о том, что скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ (Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Оксиды щелочноземельных металлов»).
В тетради фиксируется: подзаголовок «Условия, влияющие на скорость реакции», ниже записывается первое условие: «Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ», а затем уравнения проведенных реакций.
Педагог задает вопрос:
2) Как вы думаете, а концентрация вещества будет влиять на скорость реакции?
Далее проводится демонстрация: реакция меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой (Неорганическая химия диск «Металлы побочных подгрупп» - видеофрагменты «Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой», «Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой»).
В тетради фиксируется второе условие: «Для веществ в растворенном состоянии и газов скорость химической реакций зависит от концентрации реагирующих веществ».
Педагог задает вопрос:
3) Как вы думаете, а концентрация вещества будет влиять на скорость реакции?
Далее проводится демонстрация: реакции алюмотермия «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Алюмотермия».
В тетради фиксируется третье условие: «Для веществ в твердом состоянии скорость реакции прямо пропорциональна величине поверхности реагирующих веществ».
Педагог задает вопрос:
4) Как вы думаете, а температура вещества будет влиять на скорость реакции?
Далее проводится видео демонстрация: реакция Ca с O2 при обычной температуре и при нагревании (Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2» - видеофрагмент «Горение кальция на воздухе»).
В тетради фиксируется третье условие: «При повышении температуры на каждые 10º С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза».
Педагог задает вопрос:
5) Как вы думаете, а могут ли одни вещества влиять на скорость реакции между другими веществами?
Далее проводится видео демонстрация: реакция образования этилена (Органическая химия диск 1 «Углеводороды» - видеофрагмент «получение этилена и опыты с ним»).
В тетради фиксируется третье условие: «Скорость химических реакций зависит от присутствия некоторых веществ».
4. Обобщение и систематизация материала.
Педагог подводит итоги, задает контрольные вопросы, задает домашнее задание.
Контрольные вопросы:
1. Химическая реакция это - …
2. Скорость химической реакции - …
3. Условия, влияющие на скорость химической реакции...
5. Домашнее задание:
Конспект урока «Скорость химической реакции», [1], § 5.
6. Список использованных источников:
1. Габриелян, О.С. Химия: учебник 9 кл./О.С. Габриелян.- М.: Дрофа. 2015, -320с.(ВЕРТИКАЛЬ)(ФГОС)
2. Виртуальная химическая лаборатория. Программа включает около 60 химических опытов из школьной программы химии класс с пошаговыми инструкциями CD-ROM, 2005 г.
- Неорганическая химия диск «Металлы главных подгрупп часть 2»;
- Неорганическая химия диск «Металлы побочных подгрупп»;
- Органическая химия диск 1 «Углеводороды» - видеофрагмент «получение этилена и опыты с ним».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ"
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ...
Лекция по теме: "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"
Для студентов и преподавателей 1 курса....
Открытый урок "Скорость химической реакции"
Презентация и урок по теме "Скорость химической реакции". Включает в себя теоретическуюи практическую часть. Практическая чать - лабораторная работа....
План-конспект практической работы по химии на тему "Скорость химических реакций"
Знание скоростей химических реакций имеет большое значение,как практическое так и научное.Например в химической промышленности от скорости химический реакции зависит качество продукта.Поэтому давайте ...
Химическая кинетика.Скорость химической реакции
Методическая разработка урока составлена на основе педагогической технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления". Она позволяет развивать мышление студентов при их работе с ...
задачи на скорость химической реакции
Задачи на скорость химической реакции...
Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...