Открытый урок "Скорость химической реакции"
план-конспект урока по теме
Презентация и урок по теме "Скорость химической реакции". Включает в себя теоретическуюи практическую часть. Практическая чать - лабораторная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. | 894.5 КБ |
Краткий план и конспект урока "Скорость химической раекции" 2*45 мин. | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Управление скоростью реакций в производстве Кефир в домашних условиях скисает за 4-5 дней На производстве процесс скисания занимает 24-48 часов
Управление скоростью реакций в производстве Замедление метаболизма из-за интоксикации ведет к упадку сил. Консервирование замедляет скисание.
ПОНЯТИЕ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ: Реакция протекает по схеме: А + В → D Что изменяется в ходе химической реакции? Изменяется концентрация реагирующих веществ. С = n / V ( молярная концентрация) Что понимается под скоростью в физическом смысле? изменение расстояния в единицу времени .
В ходе реакции изменяется концентрация вещества в единицу времени. Скорость гомоген = ∆ С/ ∆t ( моль/л*с) Скорость гетероген = ∆ n / ∆t*S ( моль/с*м 2 )
Решить задачу: В некоторый момент времени концентрация хлора в сосуде, в котором протекает реакция H2+Cl2 = 2HC l , была равна 0,06 моль/л. Через 5 секунд концентрация хлора составила 0,02 моль/л. Чему равна скорость данной реакции в указанный промежуток времени?
Решение: хлор-исходное вещество, его концентрация в ходе реакции уменьшается, поэтому в уравнении перед формулой ставим знак « - ». V= - C2-C1/ ∆ t = - 0,02- 0,06/ 5 = 0,008 моль/л . с
Для того, чтобы произошла реакция, необходимо, чтобы частицы веществ, как минимум, столкнулись. Причем, столкнулись эффективно: чтобы в них нарушились старые и образовались новые связи. Для этого они должны обладать достаточной энергией. Минимальный избыток энергии, которым должны обладать частицы исходных веществ по сравнению со средней энергией молекул, чтобы произошло их столкновение, называют энергией активации - Еа Чем меньше Еа, тем больше скорость реакции!
ЗАКОН ДЕЙСТВУЮЩИХ МАСС Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных коэффициентам в уравнении . аА +bB→ cC + dD a b Скорость = k*C A *C B C – концентрации веществ, a и b – коэффициенты в уравнении, k – константа скорости реакции. Все вместе – кинетическое уравнение реакции.
ТЕСТ: 1. На скорость химической реакции между серной кислотой и железом не влияет: Концентрация кислоты Измельчение железа Температура реакционной смеси Увеличение давления 2. В течение одной минуты выделится больше водорода, если для реакции использовать: Zn (гранулы) и CH3COOH (10%-й раствор) Zn (порошок) и HCl (10%-й раствор) Zn (гранулы) и HCl (10%-й раствор) Zn (порошок) и CH3COOH (10%-й раствор)
тест 3. Какой из факторов не оказывает влияния на скорость химической реакции в растворах? Концентрация веществ Использование катализатора Использование ингибитора Объем реакционного сосуда 4. Быстрее при комнатной температуре будет протекать реакция между 10% раствором соляной кислоты и: Цинком в гранулах Большим куском цинка Цинком, покрытым медью Цинком в порошке
Ответы (проверь себя) 1-4 2-2 3-4 4-4
Закрепление Для реакции: 2 NO + O 2 = 2 NO 2 1.Записать выражение скорости реакции. 2. Скорость этой реакции при 20∙С равна 1 моль/л∙с. Вычислить скорость этой реакции при 60∙С, если температурный коэффициент равен 3. В этой системе концентрацию оксида азота ( II ) увеличили от 0,03 до 0,05 моль/л., а концентрацию кислорода - от 0,02 до 0,04 моль/л. Во сколько раз возросла скорость реакции?
Предварительный просмотр:
План открытого урока по предмету «Химия».
Дата проведения: 13.10.15 г.
Группа учащихся: 315 ТП-1
Тема урока: «Зависимость скорости химической реакции от различных факторов».
Преподаватель Колледжа сервиса: Стрижаков Дмитрий Владимирович
Тип урока: лабораторно-практическое занятие
Образовательная:
- Закрепить на практике теоретические знания о факторах, влияющих на скорость реакции;
- Изучить степень влияния различных факторов на скорость похожих реакций; Способы ускорения и замедления химических реакций;
- Повторить технику безопасности при работе с кислотами;
Развивающая:
- Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы;
- Развить умения:
вести наблюдение и грамотно фиксировать результаты наблюдения;
делать выводы, используя научные термины.
различать признаки явлений, изученных в теории, в практических действиях.
Воспитательная:
- воспитание умения слушать учителя, действовать по инструкции и самостоятельно планировать и осуществлять свою работу.;
- воспитание интереса к научному изучению окружающих явлений.
Метод обучения: практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Формы учебной работы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Комплексно-методическое обеспечение:
- лабораторное оборудование и вещества
- учебная и справочная литература;
- дидактический материал.
План урока.
- Организационный момент.
- Краткий опрос по прошедшей теме.
- Обобщение повторенного материала в краткой формулировке.
- Основной этап – выполнение лабораторной работы и составление отчета
- Закрепление нового материала – самостоятельное планирование и выполнение опыта
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ
Дисциплина | Группа | Дата | |||||
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов | 315 ТП-1 | 13.10.15 | |||||
Тема занятия | |||||||
Лабораторно-практическое занятие | |||||||
Вид занятия | |||||||
Закрепить на практике теоретические знания о факторах, влияющих на скорость реакции на практике. | |||||||
Цель занятия | |||||||
Результат | Должны знать |
| |||||
Должны уметь | 1) На практике проводить химические реакции по инструкции. 2) Вести наблюдение и грамотно фиксировать результаты наблюдения. 3) Делать выводы, грамотно формулировать их, используя научные термины. 4) Различать признаки явлений, изученных в теории, в практических действиях. | ||||||
Показатели оценки результата | 1) Активность, дисциплинированность и внимательность студентов. 2) Умение слушать учителя, действовать по инструкции и самостоятельно планировать и осуществлять свою работу. 3) Знание теоретического материала. | ||||||
Межпредметные связи | Обеспечивающие дисциплины | ||||||
Обеспечиваемые дисциплины | |||||||
Средства обучения | |||||||
Основная литература |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ этапа | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Временная регламентация этапа | |||
1 | Организационный этап: | 2 мин | |||
1) Приветствие, проверка отсутствующих 2) Указание темы и типа занятия | |||||
2 | Мотивационный момент: | 10 мин | |||
1) Краткий опрос по прошедшей теме. 2) Обобщение повторенного материала в краткой формулировке. 3) Обозначение изучаемых явлений в жизни. | 7 мин | ||||
3 | Целеполагание: 1) Приведение конкретных примеров химических реакций из жизни. 2) Обозначение цели лабораторной работы – закрепление теоретических знаний о скорости химической реакции и факторах, влияющих на неё. Практическая проверка знаний. 3) Актуализация практических действий для формирования умения связывать знания с реальными явлениями. | 3 мин | |||
4 | Изложение нового материала. Основной этап: | 60 мин | |||
1) Описание порядка действий. | 5 мин | ||||
2) Выполнение первого опыта, запись наблюдений и выводов Порядок действий: 1-техника безопасности. 2-описание действий. 3-демонстрация признаков реакций. 4-фиксирование результатов наблюдений. 5-формулировка выводов | 10 мин | ||||
3) Составление учителем плана самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов на демонстрационном столе по плану. | 20 мин | ||||
4) Постановка новой задачи без известного плана действий 5) Решение задачи студентами. 6) Оформление наблюдений и выводов. 7) Проверка правильности и научности записанных наблюдений и выводов. | 15 мин | ||||
8) Работа по индивидуальным карточкам по пройденной теме. | 10 мин | ||||
5 | Рефлексия: 1) Краткая беседа по вопросам: как именно можно использовать теоретические знания на лабораторной работе? Как вы представляли себе химическую реакцию до проведения лабораторной работы? А как теперь вы представляете себе такие процессы как дыхание, пищеварение, действие лекарственных препаратов? 2) Создание рефлективного продукта – составить план лабораторной работы дома. 3) Самооценка студентов. 4) Оцените, насколько хорошо вы запомнили факторы, влияющие на скорость химической реакции? Достигнута ли цель занятия? | 10 мин | |||
6 | Подведение итогов занятия: 1) Оглашение оценки работы группы (без отметок). 2) Озвучивание отметок за активность и работу на уроке. | 3 мин | |||
7 | Домашнее задание: Попробуйте изменить скорость следующих реакций: 1-Горение спички. 2-Свертывание белка. 3-Скисание молока. 4-Ржавление гвоздя (нужно ускорить). | 5 мин | |||
Записи и пометки | Ход занятия. | ||||
На доске число, тема урока и план выполнения лабораторной работы. | 1. Организационный этап: 1) Приветствие, 2) Проверка отсутствующих. 2. Мотивационный момент: 1) Краткий опрос по прошедшей теме. 2) Обобщение повторенного материала в краткой формулировке. 3) Обозначение изучаемых явлений в жизни. 3. Целеполагание: 1) Приведение конкретных примеров химических реакций из жизни. 2) Обозначение цели лабораторной работы – закрепление теоретических знаний о скорости химической реакции и факторах, влияющих на неё. Практическая проверка знаний. 3) Актуализация практических действий для формирования умения связывать знания с реальными явлениями. 4. Изложение нового материала. Основной этап: 1) Описание порядка действий. 2) Выполнение первого опыта, запись наблюдений и выводов Студенты наблюдают первый демонстрационный опыт – взаимодействие серной кислоты с опилками железа и алюминия. Под диктовку записывают наблюдения, уравнения реакций и вывод. 4) Постановка новой задачи без известного плана действий: Проверить влияние температуры и площади соприкосновения реагентов на скорость реакции. 5) Решение задачи студентами. После озвучивания плана действий и техники безопасности, студент выполняет демонстрационный опыт. 6) Оформление наблюдений и выводов. 7) Проверка правильности и научности записанных наблюдений и выводов. 5. Решение задач: 1) Студентам предлагается решить задачу на слайде и затем вариант решения. Проводится самопроверка. Тест и самопроверка по ответам. 2) Самостоятельная работа по карточкам, дифференцированные задания. Рефлексия: 1) Краткая беседа по вопросам: как именно можно использовать теоретические знания на лабораторной работе? Как вы представляли себе химическую реакцию до проведения лабораторной работы? А как теперь вы представляете себе такие процессы как дыхание, пищеварение, действие лекарственных препаратов? 2) Создание рефлективного продукта – составить план лабораторной работы дома. 3) Самооценка студентов. 4) Оцените, насколько хорошо вы запомнили факторы, влияющие на скорость химической реакции? Достигнута ли цель занятия? Подведение итогов занятия: 1) Оглашение оценки работы группы (без отметок). 2) Озвучивание отметок за активность и работу на уроке. Домашнее задание: Попробуйте изменить скорость следующих реакций: 1-Горение спички. 2-Свертывание белка. 3-Скисание молока. 4-Ржавление гвоздя (нужно ускорить). Побеседовать по тексту, включающему вопросы обобщения | ||||
На слайдах примеры реакций и их роль: Скисание кефира на производстве и в быту; Консервация; Замедление метаболизма. Выражение скорости и трактовка понятия «Скорость химической реакции» | |||||
На доске порядок действий при выполнении лабораторной работы. Порядок действий: 1-техника безопасности. 2-описание действий. 3-демонстрация признаков реакций. 4-фиксирование результатов наблюдений. 5-формулировка выводов | |||||
На слайде задача, способ решения. Тест и варианты ответа. Работа по вариантам с индивидуальными задачами сильным ученикам. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химические реакции в атмосфере и её защитные свойстваж
Презентация по предмету Химические основы экологии...
Урок "СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ"
СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ...
Лекция по теме: "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"
Для студентов и преподавателей 1 курса....
Химические реакции
В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении дисциплины "Естествознание"...
Химическая кинетика.Скорость химической реакции
Методическая разработка урока составлена на основе педагогической технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления". Она позволяет развивать мышление студентов при их работе с ...
Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия.
Методическая разработка включает 2 технологические карты ( для теоретического и практического уроков), презентацию и конспект теории из лучших источников; в заключении предлагается самостоятельная раб...