Примерная программа по дисциплине "Процессы и аппараты" для специальности 240125 "Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров"
учебно-методический материал на тему
Примерная программа по дисциплине "Процессы и аппараты" разработана в соответствии с ФГОС по специальности 240125 "Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_po_distsipline_protsessy_i_apparaty.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процессы и аппараты
Москва
2011
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 240125 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров (базовый уровень).
Организация-разработчик: ГОУ СПО Политехнический колледж № 39
Разработчик: Кухарь Н.С., преподаватель ГОУ СПО Политехнический колледж № 39
Рекомендована ГОУ ДПО Учебно-методическим центром по профессиональному образованию.
«____»__________20__ г. Рег. №____________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
5 3 | 12 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процессы и аппараты
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240125 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров (базовый уровень).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать, выбирать, изображать и описывать технологические схемы;
- выполнять материальные и энергетические расчеты процессов и аппаратов;
- выполнять расчеты характеристик и параметров конкретного вида оборудования;
- обосновывать выбор конструкции оборудования для конкретного производства;
- обосновывать целесообразность выбранных технологических схем;
- осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию и физико-химические основы процессов химической технологии;
- характеристики основных процессов химической технологии: гидромеханических, механических, тепловых, массообменных;
- методику расчета материального и теплового балансов процессов и аппаратов;
- методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования;
- типичные технологические системы химических производств и их аппаратурное оформление;
- основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств;
- принципы выбора аппаратов с различными конструктивными особенностями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: | 28 |
работа с учебной и справочной литературой | |
подготовка к практическим и лабораторным работам | |
решение вариативных задач | |
выполнение индивидуальных расчетных заданий | |
подготовка реферата | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Процессы и аппараты»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Предмет, задачи и содержание дисциплины «Процессы и аппараты», ее роль в области интенсификации химических производственных процессов. Понятия технологического процесса, технологической схемы. Классификация основных процессов химической технологии. Основные принципы анализа и расчета процессов химической технологии. | 2 | 1 | |
Раздел 1. Основные процессы и аппараты химической технологии | 68 | |||
Тема 1.1. Гидромеханические процессы и аппараты | Содержание учебного материала | 8 | 1 | |
1 | Общие вопросы прикладной гидромеханики. Гидростатика. Гидростатическое давление и его свойства. Гидродинамика. Уравнение материального баланса. Энергетический баланс потока. Уравнение Бернулли. Гидродинамические режимы вязкой жидкости. | |||
2 | Перемещение жидкостей и газов. Трубопроводы, их устройство, соединение труб и арматуры. Расчет диаметра трубопровода. Классификация гидравлических машин. Основные параметры насосов. Насосы динамического и объемного типа. Подбор насосов. Классификация, устройство и основные характеристики вентиляторов и компрессоров. | 2 | ||
3 | Разделение жидких и газовых гетерогенных систем. Классификация гетерогенных систем и процессов разделения. Осаждение, фильтрование, центробежная очистка. Устройство и принцип действия сухих пылеуловителей, циклона, рукавного фильтра, скрубберов, электрофильтра, отстойника, центрифуг, фильтр-пресса. | 1 | ||
4 | Перемешивание в жидких средах. Основные способы перемешивания и их интенсивность. Механическое, пневматическое, циркуляционное перемешивание. Конструкции мешалок. Сравнительная оценка и выбор способов перемешивания. | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | |||
Исследование режима движения жидкости | ||||
Определение потерь напора в трубопроводе | ||||
Практическое занятие | 2 | |||
Подбор вентилятора по каталогу | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебной и справочной литературой; - проработка конспектов лекций; - решение вариативных задач; - подготовка к лабораторным и практическим работам; - выполнение индивидуального расчетного задания «Расчет трубопровода». | 6 | |||
Тема 1.2. Механические процессы и аппараты | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Измельчение твердых материалов. Способы измельчения. Схемы измельчения. Принципы выбора схемы измельчения. Классификация оборудования для измельчения. Устройство и принцип действия дробилок и мельниц. | 2 | ||
2 | Классификация, дозирование и смешивание твердых материалов. Ситовая классификация твердых сыпучих материалов. Грохочение. Гидравлическая и воздушная сепарация. Виды смесителей, их устройство и области применения. Устройство и принцип действия дозаторов. | 1 | ||
3 | Перемещение твердых материалов. Классификация подъемно-транспортных устройств. Принципы выбора транспортных устройств. | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | |||
Ситовой анализ | ||||
Практическое занятие | 2 | |||
Подбор оборудования для измельчения по каталогам или ГОСТу | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебником, нормативной документацией, каталогами; - проработка конспектов лекций; - подготовка к лабораторным и практическим работам; - выполнение индивидуального задания по выбору транспортных средств. | 5 | |||
Тема 1.3.Тепловые процессы и аппараты | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Основы теплопередачи. Понятие теплового процесса. Температурное поле. Тепловой поток. Тепловой баланс. Механизмы переноса тепла. | 1 | ||
2 | Промышленные способы подвода и отвода энергии. Теплоносители. Определение расхода теплоносителей. Нагревающие агенты и способы нагревания. Охлаждающие агенты и способы охлаждения. | 2 | ||
3 | Теплообменная аппаратура. Поверхностные, смесительные, регенеративные теплообменники. Принципы выбора теплообменной аппаратуры. | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | |||
Изучение процессов теплообмена в поверхностном теплообменнике | ||||
Практическое занятие | 2 | |||
Составление теплового баланса, определение расхода теплоносителей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебной и справочной литературой; - проработка конспектов лекций; - решение вариативных задач; - подготовка к лабораторным и практическим работам. | 5 | |||
Тема 1.4. Массообменные процессы и аппараты | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Общие сведения о массообменных процессах. Классификация массообменных процессов. Материальный баланс массопередачи. | 1 | ||
2 | Физические основы процессов абсорбции, дистилляции и ректификации, экстракции, адсорбции, ионного обмена. Устройство и принцип действия конкретных массообменных аппаратов. | 1 | ||
3 | Сушка. Классификация способов сушки. Кинетика сушки. Свойства влажного воздуха. Определение свойств влажного воздуха по диаграмме Рамзина. Материальный и тепловой баланс сушки. Конструкции сушилок. | 2 | ||
Лабораторная работа | 2 | |||
Исследование процесса сушки на конкретном сушильном аппарате | ||||
Практическое занятие | 2 | |||
Выбор конструкции сушилки и ее типоразмера по каталогу | ||||
Контрольная работа по теме «Материальные и тепловые расчеты» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебной и справочной литературой; - проработка конспектов лекций; - решение вариативных задач; - выполнение индивидуального расчетного задания по теме «Сушка»; - подготовка реферата; - подготовка к контрольной работе. Примерная тематика реферата:
| 6 | |||
Раздел 2. Процессы и аппараты в составе химико-технологической системы | 14 | |||
Тема 2.1. Технологический процесс химического производства как система | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие химико-технологической системы (ХТС). Аппараты и процессы, протекающие в них, как элементы ХТС. Классификация элементов и структура связей ХТС. Технологическая схема химического производства как модель ХТС. Материальный и тепловой баланс ХТС. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебником; - проработка конспектов лекций. | 1 | |||
Тема 2.2 Анализ технологических схем химических производств | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Виды технологических схем химических производств. Правила чтения технологических схем. Построение технологических схем на основе принципов ресурсо- и энергосбережения. | 2 | ||
2 | Типичные технологические схемы производства в рамках специальности и их аппаратурное оформление. Обоснование целесообразности выбранных схем. | 2 | ||
Практическое занятие | 2 | |||
Анализ аппаратурной технологической схемы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебником; - проработка конспектов лекций; - изучение типичных технологических схем конкретного химического производства; - выполнение индивидуального задания по теме «Выбор и анализ технологической схемы конкретного химического производства». | 5 | |||
Всего | 84 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Процессы и аппараты».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
на лабораторию:
- универсальный гидравлический стенд;
- лабораторная центрифуга;
- установка для изучения теплообменных процессов;
- сушильная установка;
- вибрационный грохот (или набор сит);
- механические мешалки.
Наглядные пособия:
- комплект моделей (макетов) основных машин и аппаратов химической технологии;
- диаграмма состояния влажного воздуха (диаграмма Рамзина).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Процессы и аппараты: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования / Н. И. Пилипенко, Л. Ф. Пелевина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
- Процессы и аппараты: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования / Д. А. Баранов, А. М. Кутепов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
Дополнительные источники:
- Бесков В. С., Сафронов В. С. Общая химическая технология и основы промышленной экологии: учебник для вузов. – М.: Химия, 1999. – 472 с.
- Общая химическая технология: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Б. П. Кондауров, В. И. Александров, А. В. Артемов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
- Примеры и задачи по курсу «Процессы и аппараты химической технологии»: учебное пособие / К. Ф. Павлов, П. Г. Романков, А. А. Носков. - Л.: Химия, 1981.
Перечень ГОСТов:
- ГОСТ 14916 - 82 Дробилки. Термины и определения.
- ГОСТ 17398 - 72 Насосы. Термины и определения.
- ГОСТ 14202 – 69 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки.
- ГОСТ 25499 – 82 Теплообменники водо-водяные и пароводяные. Типы, основные параметры и размеры.
- ГОСТ 25450 - 82 Подогреватели поверхностные регенеративные. Типы, основные параметры и размеры.
- ГОСТ 25757 – 83 Пылеуловители инерционные сухие. Типы и основные параметры.
Каталоги стандартного оборудования химических производств
Интернет-ресурсы:
- Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru
- Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru
- Электронный ресурс «Инженерный справочник. Таблицы DPVA.info». Форма доступа: http://www.dpva.info
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, выполнения контрольной работы, решения вариативных задач, а также подготовки реферата по заданной тематике и выполнения обучающимися индивидуальных расчетных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
читать, выбирать, изображать и описывать технологические схемы | Практическое занятие, выполнение индивидуального задания |
выполнять материальные и энергетические расчеты процессов и аппаратов | Практические занятия, решение вариативных задач, контрольная работа |
выполнять расчеты характеристик и параметров конкретного вида оборудования | Лабораторные работы, практические занятия, решение вариативных задач, выполнение индивидуальных расчетных заданий |
обосновывать выбор конструкции оборудования для конкретного производства | Практические занятия, зачет |
обосновывать целесообразность выбранных технологических схем | Практические занятия, выполнение индивидуального задания |
осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам | Практические занятия |
Знания: | |
классификация и физико-химические основы процессов химической технологии | Тестирование, зачет |
характеристики основных процессов химической технологии: гидромеханических, механических, тепловых, массообменных | Тестирование, реферирование, зачет |
методика расчета материального и теплового балансов процессов и аппаратов | Практические занятия, решение вариативных задач, контрольная работа, зачет |
методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования | Практические занятия, контрольная работа |
типичные технологические системы химических производств и их аппаратурное оформление | Практическое занятие, выполнение индивидуального задания |
основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств | Реферирование, зачет |
принципы выбора аппаратов с различными конструктивными особенностями | Практические занятия, зачет |
Разработчик:
ГОУ СПО Политехнический колледж № 39 | преподаватель | Н. С. Кухарь |
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа по химии для учащихся специальности 2807905.01 «Пожарный»
Программа учебной дисциплины «Химия» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы учебной дисциплины «Химия» для профессий начального профес...
Примерная программа профессионального модуля ПМ.04 "Участие в экспериментальных и исследовательских работах" для специальности 240125 "Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров"
Примерная программа разработана в соотвестствии с ФГОС по специальности 240125 "Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Специальности: 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров; 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Программа отвечает современным требо...
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа...
ФОС по ПМ02 специальность Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Комплект фондов оценочных средств по МДК 02.01. Технологии производства продукции животноводства, МДК02.02 Кормопроизводство ПМ 02 Производство и первичная обработка продукции животн...
Методические рекомендации по выполнению ПР - ПМ 02 специальность Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Методические указания по организации и выполнению практических занятий по ПМ 02.- Производство и первичная обработка продукции животноводства разработаны в соответствии с требованиями к результатам об...
ПМ 02 -рабочая программа по специальности Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02.Производство и первичная обработка продукции животноводства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...