Белки и пища
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО ПЛ № 10 им. Ю.А. Гагарина
Методическая разработка
открытого урока по химии
Тема: « Белки и пища»
Группа: П27 ( повара II курс)
Преподаватель: Береснева И.С.
2008-2009 уч. г.
Форма урока: семинар
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели урока:
Актуализация знаний учащихся о строении, функциях, свойствах и биологической ценности белков. Показать взаимосвязь между строением белковой молекулы и ее свойствами. Показать взаимосвязь между свойствами и их практическим применением. Закрепление навыков практического определения белка. Показать социальную значимость профессии повара.
Оборудование и ТСО:
Компьютер, мультимедийная установка, презентация на CD, химическая посуда.
Реактивы и материалы:
NaOH – гидроксид натрия, CuSO4 - сульфат меди (II), мясной бульон, раствор бульонного кубика, тесто, сырая клейковина.
Техника безопасности:
- Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой
- При попадании на руки растворов кислот или щелочей, немедленно сообщите об этом учителю и промойте руку проточной холодной водой.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент ( 3 мин.) | |
2. Введение в учебную деятельность (5 мин.) | |
Обоснование значения темы и целей урока. | Ознакомиться с ходом урока. |
3. Учебная деятельность ( 25 мин. ) | |
а) знаний учащихся о пищевой ценности белка; б) знаний свойств белков и их применении при кулинарной обработке белковой пищи; 3. Практическая часть по обнаружению белка в растворе бульонного кубика и мясном бульоне. а) Ознакомить учащихся с правилами ТБ | Повторение структур, функций и свойств белков. Активное участие в обсуждении. Выполнить опыт и прокомментировать полученные результаты. Ознакомиться с правилами по ТБ |
4. Рефлексия (7 мин.) | |
Обобщение по уроку. Домашнее задание. | Составление формулировки общего вывода |
- Организационный момент (отметить учащихся, учащиеся готовятся к уроку).
- Введение в учебную деятельность.
Тема сегодняшнего урока «Белки и пища» (слайд 1). Мы сегодня должны повторить строение, функции, свойства белков.
Рассмотреть взаимосвязь между строением белковой молекулы и ее свойствами, а также взаимосвязь между свойствами белков и их практическим применением (т.е. как следует учитывать свойства белков при приготовлении белковой пищи, что весьма важно в вашей профессии) и значение белков в жизни человека.
Важность этой темы мне хотелось бы подчеркнуть словами Ф. Энгельса (слайд 2).
- Создание учебной ситуации.
1) Повторение и закрепление имеющихся знаний
- Белки. Что это за вещества?
- Каково строение белковой молекулы? Охарактеризуйте структуры белка (слайд 3).
- Какова роль химической связи?
- Зачем мы употребляем в пищу белки? Какова их роль в жизни человека?
(Выполняют разнообразные функции) (слайд 4). По существу вся деятельность организма связана с белками. Без них невозможно представить себе жизнь.
2) Источники белка в пище и их биологическая ценность белков.
- Значение белков определяется не только многообразием их функций, но их незаменимостью другими пищевыми веществами.
- Почему? Белки могут превращаться в жиры и углеводы, но те, в свою очередь, не могут (нет азота).
Поскольку физиологическая роль белка столь велика, то можно сделать вывод, что белки – это важнейшая, необходимая часть пищи человека, единственный поставщик необходимых ему аминокислот.
Вот почему белковое голодание опасно для живого организма.
- Назовите продукты, содержащие белки
(слайд 5) Источники белка в пище; источники животных и растительных белков.
(слайд 6) Содержание белка в некоторых продуктах питания.
- Суточная норма белка – 85 г.
- Как вы думаете, так ли важен источник белка?
- Вы знаете, что белки – источники незаменимых аминокислот. Для полного их усвоения, в пище должны содержаться все незаменимые аминокислоты в тех соотношениях, в которых они входят в состав организма человека. Назовите некоторые из них.
(слайд 7) Такими полноценными белками являются белки мяса, рыбы, яиц, молока.
(слайд 8) В большинстве растительных белков не хватает отдельных аминокислот. Например, в гречке не хватает лейцина, в пшене и рисе – лизина. Однако, один продукт может дополнять другой по содержанию незаменимых кислот, поэтому важно использовать разное сочетание продуктов. Высокую биологическую ценность имеет сочетание гречневой каши с молоком, мучных изделий с творогом, хлеба с молоком.
3) Какие свойства белков вы знаете?
(слайд 9)
- гидролиз
- гидратация
- денатурация
- горение
- Что такое гидролиз? (разрушение первичной структуры белковой молекулы под действием молекул воды).
- Какие связи разрушаются?
- Где в организме имеет место эта реакция?
(слайд 10) Гидролиз – основа пищеварения. В желудке под действием ферментов и соляной кислоты белки расщепляются до олигопептидов, в дальнейшем, в клетках тонкого кишечника происходит окончательный гидролиз до аминокислот.
- Другое свойство белков, на котором мы сейчас остановимся, называется гидратация.
- Что такое гидратация?
(слайд 11) Гидратация – это связывание белками воды. При этом они набухают, их масса и объем увеличиваются.
- От чего зависит это свойство?
- Способность отдельных белков связывать воду зависит от их строения. Имеющиеся и расположенные на поверхности белковой молекулы гидрофильные аминогруппы и карбоксильные группы, притягивают к себе молекулы воды.
- Концентрированные белковые растворы образуют студни.
- Какими свойствами обладают студни? (Они упруги, пластичны, эластичны, способны сохранять свою форму).
- В кулинарии это свойство учитывают при приготовлении теста.
- Как приготовить пресное тесто?
- Что происходит при смешивании муки с водой?
- Что собой представляет тесто (слайд 12)?
- Белки пшеницы – клейковина.
- Сырая клейковина, выделенная из пшеничного теста, представляет собой сильно гидратированный студень, она содержит 65% воды. (Опыт: выделение из теста клейковины).
От способности клейковинных белков связывать воду зависит качество пшеничной муки и соответственно выпечки. Содержание клейковины также влияет на качество хлебобулочных изделий.
- Почему невозможно раскатать только что приготовленное пресное тесто?
(слайд 13) При кулинарной обработке белковой пищи следует учитывать еще одно очень важное свойство белков – денатурацию.
- Что такое денатурация?
- Как меняются свойства белков при денатурации (слайд 14)?
- Какие факторы вызывают денатурацию?
- А какие факторы, при кулинарной обработке, чаще всего вызывают денатурацию (слайд 15)?
- На знании этих факторов базируются правила и рекомендации по приготовлению белковой пищи (слайд 16).
- В какую воду надо класть мясо, чтобы приготовить вкусный бульон?
- Почему?
- А если нужно приготовить отварное мясо, то в какую воду его закладывают?
- Почему?
- Те же правила следует соблюдать при приготовлении жареного мяса.
- На какую сковороду надо класть мясо, чтобы оно получилось сочным (слайд 17)?
- Почему?
- Белки поверхностного слоя мяса свертываются, образуется румяная корочка, и все соки остаются внутри, и потери массы уменьшаются. При испарении влаги в поверхностном слое концентрируются экстрактивные и минеральные вещества, придающие жареному мясу вкус и аромат.
- Перед жарением мяса его часто маринуют. Например, при приготовлении шашлыка (слайд 18).
- Действие кислот также вызывает денатурацию. При мариновании мяса соединительная ткань размягчается (коллаген переходит в глютин), и мясо становится мягким.
- В заключение вкусной, мясной темы, хотелось бы задать вопрос. А раствор бульонного кубика (мясного, куриного) можно назвать бульоном? Как вы думаете, в этом растворе есть белки? Как это можно определить?
- Нужно провести биуретовую реакцию. ( Опыт по обнаружению белка в мясном бульоне и растворе бульонного кубика). Напомнить правила по ТБ.
- В растворе бульонного кубика нет белков.
- Бульонный кубик – это плохая имитация бульона.
- Для приготовления бульонов используйте только натуральные продукты!
- Денатурация белков происходит и при взбивании (слайд 19).
- При этом образуется пена. Например, при взбивании яичных белков.
- Это свойство яичных белков широко используют для приготовления различных десертов.
- Осталось последнее свойство белков – горение. Где и как следует учитывать это свойство (слайд 20)?
- По правилам хорошего тона, сало подают на стол нарезанное с кожей. На коже не должно быть волосяного покрова. Ее обязательно опаливают.
- Важно соблюдать температурный режим при приготовлении белковой пищи. Слишком длительная тепловая обработка может снизить ее пищевую ценность.
Итак, мы повторили строение, функции, свойства белков. Рассмотрели взаимосвязь между строением белковой молекулы и ее свойствами, а также взаимосвязь между свойствами белком и их практическим применением. Какой можно сделать вывод?
- (слайд 21)
- Что полезного вы узнали на уроке?
- Мы убедились в том, что грамотное приготовление пищи не только улучшает вкусовые и питательные качества белковой пищи, но и способствует нормальной жизнедеятельности организма, и поэтому выбранная вами профессия имеет огромное социальное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме" Белки - биологические полимеры. Структура и свойства белков, функции белковых молекул."
Конспект занятия разработан для студентов СПО технических специальностей. Но можно использовать и в школе при прохождении данной темы. Время проведения занятия-90 минут. ...
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"...
ТЕСТ «ВИТАМИНЫ, БЕЛКИ, ЖИРЫ И УГЛЕВОДЫ»
Тестовые задания закрытого типа с 4 вариантами ответов по теме "Химические элементы в организме человека"...
Презентация к уроку - Белки
Презентация к уроку - Белки...
Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"
Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"...
Презентация к уроку по биологии на тему: «Белки - основа жизни. Альбинизм»
Презентация к уроку по биологии на тему: «Белки - основа жизни. Альбинизм»...
Тест по химии по темам "Аминокислоты", " Белки."
Методическая разработка по темам "Аминокислоты", " Белки."...